Адаптационная коррекционно-развивающая программа «Игрушки» (для детей раннего возраста)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно- речевому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Адаптационная программа для детей
раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья «ИГРУШКИ»
/data/files/z1543727423.pptx (Игрушки)
Е.В.Добрынина,
учитель-логопед
Чебоксары, 2018
Пояснительная записка
Аннотация: адаптационная коррекционно-развивающая программа «Игрушки» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность и предназначена для реализации в ходе адаптационного периода детей раннего возраста с ОВЗ при поступлении в детский сад в условиях групп кратковременного пребывания, дифференцированных групп и консультационных пунктах.
Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, адаптация, логопедия.
Адаптация малыша 2-3-лет – это приспособление или привыкание ребенка раннего возраста к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и внутреннему конфликту.
Как правило, первые визиты ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть.
Коррекционная помощь ребенку с ОВЗ начинает оказываться, как правило, только после адаптационного периода, который у некоторых малышей может затянуться до 6 месяцев.
Программа логопедической направленности «Игрушки» рассчитана на её реализацию с детьми с ОВЗ именно в адаптационный период в условиях групп кратковременного пребывания, дифференцированных групп и консультационных пунктах. Возможно использование программы в профилактических целях в адаптационный период детей раннего возраста в условиях групп общеразвивающей направленности.
Цель программы: оказание логопедической помощи детям с ОВЗ на раннем этапе развития в адаптационный период, а также консультативная работа с родителями.
Задачи программы:
-скрининг-диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста с ОВЗ;
-оказание логопедической помощи детям «группы риска» и детям с выявленными отклонениями в развитии;
- оказание консультативной и психологической помощи семье.
Основные принципы программы:
1. Комплексный характер коррекционно-педагогического воздействия (совместное объединение усилий специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ).
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции ребенка с ОВЗ.
3. Организация работы с ребенком в рамках ведущей деятельности (предметно-манипулятивной).
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
¾ индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
¾ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
¾ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
¾ специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Задачи логопедической работы:
-развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими;
-развитие общей и мелкой моторики, ощущений артикуляционных поз и движений.
Основное содержание работы:
1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, музыкальным инструментам).
2. Развитие слухового восприятия при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков).
3. Узнавание и различение гласных звуков [а], [о, [и], [у].
4. Формирование простейшей лексики на материале звукоподражаний.
5. Побуждение к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.
6. Имитация простых артикуляционных движений.
7. Имитация выразительных движений в подвижных играх.
8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.
9. Развитие понимания обращенной речи.
Формы и средства организации образовательной деятельности: срок реализации Программы – 3 месяца (12 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры.
Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок с ОВЗ:
-проявляет интерес к игровой деятельности;
-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
-самостоятельно выполняет игровые действия с предметами;
-проявляет интерес к предметам ближайшего окружения;
-понимает речь взрослых;
-повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно);
-самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы;
-знает названия окружающих предметов и игрушек.
Содержание работы:
Игровые задания включают: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения со звукоподражанием (возможна замена одной речедвигательной игрой, включающей все перечисленные виды упражнений).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и стимулирует речевое развитие ребенка с ОВЗ,
Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания.
Артикуляционные упражнения со звукоподражанием развивают речевой аппарат и совершенствуют выработку движений органов артикуляции, подготавливая к воспроизведению звуков.
Игры носят предметно-манипулятивный и подвижный характер и направлены на действия с игрушками по стихам А.Л.Барто.
Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие восприятия и мышления, формирование мелкой моторики рук, так как, пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.
Подвижная игра способствует формированию общей моторики, развитию основных видов движений.
Программа «Игрушки» состоит из 12 занятий, темы занятий соответствуют названиям стихов А.Л.Барто.
1 занятие. Зайка.
2 занятие. Бычок.
3 занятие. Мишка.
4 занятие. Лошадка.
5 занятие. Козленок.
6 занятие. Мячик.
7 занятие. Грузовик.
8 занятие. Самолет.
9 занятие. Флажок.
10 занятие. Слон.
11 занятие. Кораблик.
12 занятие. Мои игрушки.
Например, тема «Лошадка». Зрительно-предметный ряд: игрушки «Лошадка-качалка», «Лошадка на палочке».
1. Развитие слухового восприятия.
-Послушайте звук и отгадайте, кто же к нам пришел? (Звучит аудиозапись стука лошадиных копыт). Цок, цок, цок, цок!
2. Пальчиковая гимнастика с оречевлением: «Скачут лошадки».
Вот помощники мои, их как хочешь - поверни. (Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок. Скачет резвый табунок.
Громко кричат лошадки: «И-го-го!». Поскакали далеко.
(Скажите «И-го-го!»).
3. Дыхательная гимнастика: «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы.
4. Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звук [о]- упражнение «Бублик для лошадки».
5. Предметно-манипулятивная игра: имитация причесывания лошадки.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. [1]
6. Подвижные игры с игрушками: лошадкой-качалкой, лошадкой на палочке (на выбор).
- Бывают лошадки на палочке. Вот такие. Палочку ставят между ножек и скачут. Давай поскачем на палочке-лошадке. Скажи «но», чтобы лошадка поехала.
- А можно поиграть в лошадок вдвоем. Берем скакалку и накидываем вот так (на грудь, концы под мышками) один играющий лошадка. Другой - всадник. Скажи «но», чтобы лошадка поехала.
Скрининг-диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста с ОВЗ проходит в ходе реализации программы на коррекционно-развивающих занятиях путем наблюдения за детьми и фиксации результатов в картах нервно-психического развития.
Оказание консультативной и психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ, осуществляется также в ходе реализации программы путем индивидуального и группового консультирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барто А.Л. Стихи для детей. –М.: АСТ, 2016. -45с.
2. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с. (Библиотека Логопеда).