12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Олеся Владимировна509
Россия, Омская обл., Омск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
3

Развивающее занятие с элементами тренинга по теме «Открывая себя, открываю мир!»



БПОУ «Омский колледж профессиональных технологий»

Развивающее занятие с элементами тренинга

«Открывая себя, открываю мир!»

(или мой эффективный самоменеджмент)

 

Автор-составитель:

педагог-психолог

Сорокина О.В.

Омск 2017 г.

Цели занятия:

Образовательные:

Знают понятия «Самоменеджмент», «Время»

Развивающие:

Владеют приемами произвольного управления собственными эмоциями, поведением; повышения и сохранения своей работоспособности.

Применяют организационно-коммуникативные, творческие и эмпатические способности, в также способность к самопознанию в условиях практической деятельности; навыки уверенного поведения в условиях соревновательной деятельности.

Используют полученные знания в условиях соревновательной деятельности.

Воспитательные:

Проявляют стремление к сотрудничеству в групповой деятельности.

Преодолевают психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению (страх, неуверенность, скованность); барьеры межличностных коммуникаций (преграды, обусловленные восприятием, семантические барьеры, неэффективная обратная связь, неэффективное слушание).

Оценивают прогресс личных достижений и результата деятельности группы.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга (работа в «Общем круге»)

Методы обучения: методы активного обучения с применением элементов игровых педагогических технологий, технологии критического мышления через чтение и письмо, метода групповой дискуссии; психотехники (энергизаторы), техника рефлексии.

Содержание занятия:

Организационный момент.

1.1. Настрой (разогрев группы).

Актуализация опорных знаний.

Основная часть.

  1. Блок вопросов

3.1. Информационный блок.

  1. Практический блок.

Заключительная часть: рефлексивный блок.

КМО занятия: литература

Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 52 с.

Куртикова И, Лаврова К, Всеволод Ли. Тренинг: руководство к действию. Теория и практика — М., 2005. — 240 с.

Как повысить самооценку и уверенность в себе [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://calypsocompany.ru

Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. — СПб.: Речь, 2008 . — 230 с.

Оформление:

Компьютерная презентация.

Бумага А4 по количеству участников.

Фломастеры, цветные карандаши, ватман с изображением сердца, стикеры бумажные.

Ватман с изображением сердца.

Сахар-рафинад – 2 упаковки.

Планшетки.

Одноразовые скатерти на стол – 4 шт.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для упражнений «Сахарные башни», «Жесткие и гибкие дела», коллаж «Колледж будущего».

Время проведения: 1 ч.

Ход занятия:

I. Организационный момент

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас пройдет занятие в рамках изучаемой темы «Открывая себя, открываю мир!».

1.1. Настрой (разогрев группы) – 5 мин.

Упражнение «Стаканчик».

Цель: снятие напряжения и тревоги.

Участники садятся в круг. Ведущий дает первому участнику пластиковый стаканчик.

Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от участника к участнику ни разу не повторился. Упражнение завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.

II. Актуализация опорных знаний:

2.1. Блок вопросов – 5-7 мин.:

- Как вы распоряжаетесь своим временем с того момента когда вы проснулись? (ключевое слово – планирование)

Слово ведущего: Практически каждый из вас участвовал в организации и проведении мероприятий на уровне группы, колледжа, активно принимал участие в различных конкурсах, конференциях, форумах и др. мероприятиях. И, конечно же, каждый из вас самоорганизовывал себя.

- А как вы это делали? (примерные ответы: устанавливаем временные рамки подготовки мероприятия; определяем участников в подготовке самого мероприятия; контролируем готовность на каждом этапе подготовки мероприятия; реализуем свои возможности).

Слово ведущего: Из того, что вы сказали становиться понятным, что вы управляете процессом подготовки мероприятия.

- Придерживаетесь ли вы сроков выполнения? (примерные ответы: нет или не всегда; не хватает времени).

- Только ли времени вам не хватает? (примерные ответы: не умеем себя организовать)

 

III. Основная часть:

3.1. Информационный блок - 5 – 7 мин.:

Слово ведущего: Сегодня мы раскроем понятия «Самоменеджмет», «Время».

Стадия - вызов (побуждение):

- Что вы понимаете под самоменеджментом? (принимаются различные варианты ответов).

Существует много определений данного понятия высказанные исследователями, учеными из различных научных областей: управления, экономики, бизнеса и др. Представленное понятие «Самоменеджмент» высказал Питер Друкер - классик менеджмента, экономист, публицист, автор концепции «информационного работника». Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Вывод: Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности. Сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Ключевым словом в самоменеджменте является «время».

Слово ведущего:

Стадия - вызов (побуждение) – 3 мин.:

- Как вы думаете, почему именно время? (примерные ответы: эффективность деятельности, успех).

Вывод: Исследования учета времени, проводимые немецкими специалистами в области менеджмента, наглядно демонстрировали нерациональное использование менеджерами имеющегося у них в распоряжении рабочего времени, что приводило к следующему: руководитель оказывался под бременем работы и стресса. Это происходит не из-за того, что не умеем работать, а из-за того, что не умеем эффективно использовать время.

Итак, время - это необратимое течение, протекающее лишь в одном направлении - из прошлого, через настоящее в будущее, внутри которого происходят все существующие процессы, являющиеся фактами.

3.2. Практический блок:

Упражнение «Пирог времени» - 10 – 15 мин. (см. Приложение 1.)

Направленность: осознание понятия «капитал времени» через визуальную технику. 

Ведущий: Каждый до определенного возраста, думает, что времени у нас очень много! Вас посещали такие мысли? Мы думаем, что дела, откладываемые на потом, сделаются со временем. Так проходят дни, недели, месяцы, а мы все откладываем и откладываем в долгий ящик. Как же мотивировать себя на то, что нужно делать здесь и сейчас, а не там и потом? Упражнений можно найти достаточное количество, но мне хотелось бы предложить один - самый наглядный и эффективный способ мотивировать себя делать сейчас в 5 шагов. Называется этот способ «Пирог времени».

Итак, 1 шаг - вы видите круг, разделенный на 80 частей. Одна часть будет считаться за один год. Для более высокой наглядности мы будем выполнять задание цветными карандашами или фломастерами. И в дальнейшем, после занятия, если вас будет одолевать лень, этот цветной круг будет давать вам силы и мотивировать на работу!

2 шаг - поставьте точку в любом месте (куске пирога) и от него отсчитать количество ваших лет. Это время, которое уже прожито.

3 шаг - Затем необходимо отметить, сколько занимает в нашей жизни сон. Если сон занимает треть нашего дня (примерно 8 часов), то смело можно выделить треть будущей жизни на сон (количество прожитых лет разделить на 3).

4 шаг - а теперь необходимо посмотреть, сколько примерно мы потратим нашего будущего времени на бесцельные ожидания, в течение какого-то времени нельзя его эффективно расходовать. В целом, наверное, года три на это уйдет. А если еще и поболеем немного, то и все 5 лет.

5 шаг - и здесь нужно посмотреть, сколько же остается. Относительно небольшой кусок пирога, а пару чашек чая. И наша задача – растянуть этот пирог, сделать его максимально вкусным, максимально питательным, полезным, нужным нам!

Таким образом, после выполнения данного упражнения мы осознаем то, как мало на самом деле времени, иллюзия уходит о том, что – «мы все потом успеем».

«А как эту задачу воплотить в жизнь?» - спросите вы. Об этом мы будем говорить дальше!

Упражнение «Жесткие и гибкие дела» - 10 мин.

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы  эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг. А мы наглядно посмотрим, какие дела вы относите к жестким и гибким.

Список дел:

- начало сеанса в кино (ж.д.)

- посещение врача по талону (ж.д.)

- оплатить мобильный (ж.д.)

- купить новый ежедневник (г.д.)

- сходить на выставку в музей (г.д.)

- подобрать в электронной библиотеке книги и учебные пособия (г.д.)

- сдать календарно-тематическое планирование (ж.д.)

- записаться на стрижку (г.д.)

- выбрать новогодний подарок мужу, детям или любимым людям (г.д.)

- сделать отчет за полугодие (ж.д.)

Ведущий: Используя алгоритм планирования жестких и гибких задач, в течение недели ведите свое ежедневное планирование. Определите, какие из перечисленных задач относятся к жестким, а какие – к гибким. Распределите задачи по нужным столбцам.

Жесткие дела

Гибкие дела

1

1

2

2

3

3

и т.д.

и т.д.

Запишите вывод, содержащий ответ на вопросы:

1. Каких задач было больше в ваших планах: гибких или жестких?

2. Как часто вам приходилось вносить коррективы в план дня?

3. Помогает ли разделение на гибкие и жесткие задачи оптимизировать расходы времени и сделать управление задачами более гибким в вашем случае? Обоснуйте ответ.

Экспресс-диагностика «Ступеньки» - 7 мин. (см. Приложение 2.)

Цель: помочь участникам выстроить адекватную самооценку.

Материал: бланк для ответов «Ступеньки», карандаши.

Инструкция для участников: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

- 1 – 4 ступенька – самооценка занижена;

- 5 – 7 ступенька – самооценка адекватна;

- 8 – 10 ступенька – самооценка завышена.

Вопросы для обсуждений:

- Соответствует ли данный результат вашим представлениям о самооценке?

- Почему вы так считаете?

Ведущий: Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности.

Упражнение «Сахарные башни» - 15 мин.

Ведущий: каждый из вас планирует свои дела на неделю, месяц и т.д., чтобы добиться поставленной цели, и каждый оценивает свои возможности и сколько он затратит энергии, времени, ресурсов на выполнение тех или иных дел. Ориентируясь на свой индивидуальный потенциал, человек его учитывает как для достижения своих целей, так и целей группы (команды).

Цель: развитие уверенности в себе, эффективного управления, самоорганизации.

Материалы: сахар рафинад, таблица «Командный зачет».

Инструкция: Группа разделяется на «бригады» (по 5 человек). Из каждой «бригады» выбирается бригадир. Задача каждого «рабочего» построить с завязанными глазами башню из сахара только одной рукой. Сахар лежит в центре стола, брать можно только по одному кусочку. Бригадир руководит своим коллективом, объявляет, какие обязательства по высоте башни берет на себя каждый участник (сколько кусочков сахара будет в пирамиде), бригадир фиксирует эти данные в таблице. Бригадир руководит действиями «рабочих» голосом, но не может дотрагиваться ни до башен, ни до «рабочих». Если в процессе строительства башенка упала, «рабочий» не может начинать заново, также до конца раунда он не может снимать повязку с глаз. Нет смысла строить башню выше взятых обязательств, т.к. засчитывается только высота, объявленная заранее (при падении башни ставится 0, при удачном окончании строительства записывается цифра из обязательств). После сигнала ведущего об окончании времени «рабочие» открывают глаза и «бригадир» сообщает ведущему, справились ли его строители с взятыми обязательствами. Ведущий фиксирует данные в таблице «Командный зачет». Проводится 3 раунда (после чего «бригаде» сообщают о необходимости сменить «бригадира»). Для успешного проведения данного упражнения также необходимы наблюдатели по одному для каждой «бригады», они фиксируют реплики и поведение команды во время работы.

Вопросы для обратной связи:

- Что вам дало это упражнение?

- Что вы узнали про себя из этого упражнения?

- Довольны ли вы результатом (своим, командным)?

- Как изменялись ваши чувства в ходе упражнения (важно спросить про момент падения башни)? Для «бригадира»: Что вы чувствовали (по отношению к себе, бригаде), когда были бригадиром? Как изменились ваши чувства, когда вы стали строителем?

IV. Заключительная часть:

Слово-ведущего: Мы познакомились сегодня с понятием «Самоменеджмент», «Время», определили уровень своей самооценки. Перед вами перечень вопросов, которые необходимо задавать себе каждый день, для того, чтобы эффективно планировать свое время и быть успешным. (Вопроса по управлению временем)

Упражнение «Сердце коллектива» - 5 мин. (см. Приложение 3.)

Материал: ватман с нарисованным сердцем, музыка.

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются вслух. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим.

Рефлексивный блок:

-А сейчас мы предлагаем вам оценить мероприятие с помощью анкеты «Моя оценка мероприятия» (см. Приложение 4.)

Приложение 1.

Упражнение «Пирог времени»

 

Приложение 2.

Экспресс-диагностика «Ступеньки»


 


 


 

 

Приложение 3.

Упражнение «Сердце коллектива»

Приложение 4.

Рефлексия «Моя оценка мероприятия»

Ф.И. участника ___________________________________________________________________________________

Инструкция: Выберите соответствующие оценки и поставьте в пустые графы.

Предложенная тема

Практическая часть занятия

Участие (активность)

 

Занятие с элементами тренинга «Открывая себя, открываю мир!»

 


 

Таблица шкалы оценки:

Баллы

Предложенная тема

Участие (активность)

5

Все понравилось, актуально, доволен.

Активен, смог проявить свои способности

4

Доволен, но не все понравилось

Стремился быть активным, предлагал свои идеи

3

Не совсем доволен

Проявлял активность в зависимости от заинтересованности

2

Равнодушен к происходящему

Проявил себя не в полной мере (страх, неуверенность)

1

Зря потратил время

Совсем не проявил себя


 

Инструкция: Выберите соответствующие оценки и поставьте в пустые графы.

Предложенная тема (актуальность, практическая значимость)

Теоретическая часть заседания

 

Презентация по теме

«Коучинговый подход в обучении студентов как технология реализации современного образования»


 

Таблица шкалы оценки:

Баллы

Предложенная тема

5

Все понравилось, актуально, доволен.

4

Доволен, но не все понравилось

3

Не совсем доволен

2

Равнодушен к происходящему

1

Зря потратил время


Презентация к уроку

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.