12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зернова Василина Александровна15
1

Адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Для каждого ребенка поступление в школу, является сложным социально-адаптационным периодом. Социальная адаптация ребенка начальной школы начинается с усвоением требований и норм поведения, которые оглашаются учителем. Первое время школьнику всегда тяжело в школе, поэтому родители должны особое внимание уделять ребенку дома и разговаривать о всех трудностях, которые у него появляются.

Наблюдения показывают, что обучение ребёнку с ОВЗ даётся за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. И первостепенная задача учителя, психолога ОУ помочь такому ребёнку освоиться в коллективе сверстников — адаптироваться. Таким образом адаптация – это процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества и свойства.

Понятие социальной адаптации включает в себя выработку наиболее адекватных норм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Приспособительное поведение необходимо человеку на протяжении всей жизни. Без него личность не сможет удовлетворять свои потребности и ответить ожиданиям группы. Внутренняя гармония со средой нужна для успешной трудовой деятельности, для полноценных и глубоких взаимоотношений с людьми.

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;

- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.

Безусловно, на первых порах, ребенку может потребоваться массированная помощь в организации его жизни в школе, но при этом и тьютор, и учитель, и специалисты сопровождения стремятся перейти к меньшей опеке, увеличению его самостоятельности и социальной активности. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35—40 минут урока — встает, разговаривает, перемещается по классу, тьютор или учитель разрешает ему отдохнуть — выйти в игровую зону из-за парты, посидеть в «домике», но при этом важно регламентировать время отдыха, например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.

Таким образом, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в школе имеет отличия от здоровых детей. Здоровым детям сложно адаптироваться к школе первые две недели, после чего происходит привыкание к трудовой деятельности и дети постепенно вливаются в школьную жизнь и с удовольствием общаются с одноклассниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают много стресса при поступлении в школу, в первую очередь из-за своих проблем со здоровьем, которые отражаются в их речи, движение, памяти и других проблем. Поэтому с такими детьми необходимо заниматься, давать необходимую поддержку, как и психологическую, так и социальную, и медицинскую.







Список литературы

Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] / Н. П. Артюшенко // Школьный логопед. - 2011. - № 1. - С. 5-24.

Бакисова, Л. О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы. Рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия: - Санкт-Петербург, Учитель, 2015 г.- 92 с.

3. Бургасова, Н. Е.Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] / Н. Е. Бургасова, С. Ю. Танцюра // Логопед. - 2014. - № 8. - С. 112-117.

4. Т. А. Грищенко, Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: — М.: Владос, 2014 г.- 96 с.

5. Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Антипова, Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии: - Санкт-Петербург, НОУ ВПО Московский психо, 2014 г.- 216 с.

6. С. А. Коробкина, Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. Система работы с детьми, родителями, педагогами: — М.: Учитель, 2015 г.- 240 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.