Статья «Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе»

15
8
Материал опубликован 14 April 2019 в группе

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

Статья «Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе»

Подготовила:

учитель-логопед филиала №1

МБОУ «Первомайская средняя

общеобразовательная школа» в п.Заводской

Тамбовская область Первомайский район

Порошина Ольга Анатольевна


Общего у людей только одно: они все разные

Роберт Зенд

Актуальным остается вопрос об организации обучения детей с ограниченными возможностями в школе. Он вызывает множество споров и размышлений у педагогов и родителей. Возникает проблема: как обучать ребенка, если у него проблемы со здоровьем или есть особенности психического развития, которые не позволяют полноценно обучаться и проходить образовательную программу без сложностей? Мнения родителей разделились: одни предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие, наоборот, полагают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется.

Ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

В современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ: очная, вечерняя, экстернат, домашнее обучение. Наиболее распространенные - это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

Для того чтобы любой ребенок со своими особенностями мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом, необходимо создать специальные условия, т.е. условия порой нетипичные и нестандартные для нашей школы. Это требования к школе закрепил Закон «Об образовании». Список требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

При появлении и развитии инклюзивных процессов в образовании стало понятно, что далеко не все дети с инвалидностью нуждаются в особенных условиях и методах обучения и далеко не все дети, имеющие трудности в обучении и требующие индивидуального подхода, отягощены хоть каким-либо медицинским диагнозом. Однако процесс включения таких детей в массовый класс почти невозможен без адаптации программы обучения, организации специальных условий и психолого-педагогического сопровождения. Следовательно, поддержка должна быть организована любому ребенку, нуждающемуся в ней. А для этого педагог должен удерживать в фокусе своего внимания ученика и его индивидуальные особенности.

Сегодня в образовании закреплены понятия «индивидуальный учебный план» и «адаптированная образовательная программа». Индивидуальный учебный план обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Согласно п. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Такая программа не подразумевает индивидуальный вариант, она подразумевает индивидуализацию методов и форм обучения и поддержки на основе общего контекста содержания обучения и учебного взаимодействия.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы, с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ (программы СКОУ), к которой относится ребенок. При этом адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы органзации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др.). Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-развивающую направленность образования (индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями той или иной группы обучающихся); при необходимости включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и другие.

Структура адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психо-физических особенностей ребенка с ОВЗ), а именно:

    индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);

    адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы организации;

    программы коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений – например, таких как «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.

Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с рекомендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения. Учитель создает условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, с помощью учителя или одноклассников, т. е. должно происходить постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития и зоной ближайшего развития ребенка.

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания (СИПР).

С 01.09.2016 введен ФГОС для детей с ОВЗ. Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе http://fgosreestr.ru

Для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы, направленной на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей. Сроки освоения образовательных программ в классах для детей, имеющих сложный дефект развития, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ребенка, но не должны превышать 12 лет.

Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.

В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:

I этап ― (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы;

II этап ― 5-9 классы;

III этап ― 10-12 классы.

Цель работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, логопедической коррекции, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников.

В нашем образовательном учреждении предусмотрены как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии.

Сегодня важно, чтобы ученики усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы ему успешно реализовать себя в современном мире. Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательном учреждении созданы специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В основу положены идеи личностно ориентированного образования, принципы проблемного обучения, сотворчества и сотрудничества. На первый план выдвигаются задачи воспитания у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Цель работы учителя-логопеда - оказание необходимой коррекционной помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

Цель коррекционно – развивающего обучения – общее развитие ребенка: ума, чувств, воли; обучение умению учиться жить среди людей.
Основные задачи учителя-логопеда:

· Выявление учащихся с нарушениями звукопроизношения и ошибками дисграфического и дислексического характера

· Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся

· Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ

· Привитие детям коммуникативных навыков

· Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся

Форма коррекционной работы – фронтальные и индивидуальные занятия. Индивидуальные и групповые логопедические занятия по заключению ЦПМПК проводятся со школьниками, как в первой, так и во второй половине дня, согласно графику. Их продолжительность 15 -20 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации программы коррекционной работы. Программа рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7 -10 лет.

Существуют следующие формы работы:

    учебно - поисковая деятельность учащихся, самостоятельная работа учащихся,

    предметно-дидактическая,

    развивающая,

    индивидуальные занятия по раздаточному материалу,

    занятия для снятия эмоционального и физического напряжения учащихся (зрительная и опорно-двигательная физкультминутки).


При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь на возможности, потребности ученика. Учитель корректирует в учебном процессе, как действия ученика, так и свои собственные. Это позволяет ребенку работать экономно, в оптимальное для себя время, контролируя затраты своих сил.

Коррекция опирается на данные изучения ребенка. Выясняются затруднения ребенка, причины и время их возникновения, на каком этапе усилились, как они отразились на общем уровне умственного развития.

Целесообразна коррекция на зону ближайшего развития. Необходимо определить основу для компенсации, выявить, на какие сохранные качества ребенка нужно опираться, например, на положительную мотивацию к обучению.

Коррекция отклонений в мыслительной деятельности включает в себя создание у ребенка мотива достижения результата, помощь в построении плана будущего действия, обучения мыслительным операциям, сопоставлению различных способов действий и т.д.

В работе с детьми предусматриваются специальные, разделенные на мелкие этапы упражнения с опорой на схемы, проговаривание, применение развернутой инструкции с регулярным контролем; использование не только подсказок, но и стимулирование активности учащихся, обучение их постановке целей.

Применяется стратегия воздействия взрослого на ребенка, так называемая стратегия развития, под которой понимается раскрытие творческого потенциала ребенка, усиление заложенных в нем возможностей, помощь в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, т.е. развитие, идущее изнутри.

Используется направленное воздействие на ребенка, не нарушающее его внутреннего развития, учитывающее его индивидуальность, предоставляющее ему право выбора.

Психологической сущностью новых технологий обучения - планирование учебного процесса от ученика, т.е. психологически ориентированное обучение.

Л.Г.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка.

Организация занятий проводится в форме развернутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовывать, направлять и поддерживать такой диалог, используется техника педагогического общения «изнутри», т.е. включение в диалог учителя как одного из его участников.

Позиция учителя, руководящего учебным процессом – это позиция делового партнера, активно сотрудничающего с детьми в процессе решения учебных задач.

Необходимое условие эффективной коррекционной работы - создание условий, вызывающих положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включенность ребенка в работу. Переживание маленьких успехов в учебе, удовольствие от хорошо проделанной работы личностно включает ребенка в занятия, что и является основным условием успеха.

Несомненно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся, а также поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Коррекционно – развивающая работа на логопедических занятиях

с умственно отсталыми учащимися

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей и др.). При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей и др.). При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Первостепенная задача учителя — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты и т. д.

Учебный план

Организационной формой обучения умственно отсталых детей является урок.

Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не более 40 минут.

Педагогические условия

Педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, решают как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Диагностические методики:

    О.Б.Иншакова

    С.Е.Большакова

    Н.Н.Семаго

    С.Д.Забрамная

Среди форм работы выделяются: игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность.

В ходе организации и проведения логопедических занятий исхожу из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с детьми строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).

Специфика логопедической работы:

    Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения

    Проведение работы над речевой системой в целом (коррекция фонетико –

фонематической и лексико-грамматической сторон речи

    Принцип поэтапного формирования умственных действий

Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения детьми различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Инклюзия – далеко не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком, школьная система поддержки всем нуждающимся в ней ученикам, средовая доступность во все помещения школьного здания. Особенность педагогики, в которой мы нуждаемся для инклюзии, не в том, чтобы сделать учеников с особыми образовательными потребностями «особенными», а в общности основ человеческого развития, опирающейся, прежде всего, на поддержку, принятие и взаимопомощь. Безусловно, обучаться дети должны все вместе. Права должны быть равные у всех. Невозможно ничем заменить общение детей друг с другом, им это просто необходимо! Но я полностью согласна и с тем, что для этого должны быть созданы условия, подготовлены специалисты, педагоги и очень многое другое, что еще должно быть... Вот только вопрос возникает: и сколько на это всё должно уйти времени? Вот и получается, что учить-то надо, но пока невозможно. Считаю, что в настоящее время просто нереально всех детей с ОВЗ посадить в классы. Главное – не навредить! Очень осторожно и постепенно, исходя из возможностей школы, конкретного класса, педагога и особенностей ребенка.



Литература:

    ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ Пункт 13, части 1 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

    Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1 -4 классы

    Кузьминых Е.Л. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 -5 классов специальной (коррекционной)школы VIIIвида, 2000г

    Электронный ресурс http://fgosreestr.ru

    Электронный ресурс https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за первый отзыв, Елена Федоровна!

15 April 2019

Актуальная статья! Спасибо, Ольга Анатольевна!

15 April 2019

Рада вас видеть, Татьяна Викторовна!

15 April 2019

Полезный материал. Приберу в копилочку

15 April 2019

Приятно, что материал востребован.

15 April 2019

Интересно! Актуально!

18 April 2019

Благодарю за отзыв!

18 April 2019

Похожие публикации