Статья «Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе»
Хотелось бы начать свою статью с того, что мы проживаем в многонациональной стране, постоянно учим наше подрастающее поколение относится толерантно, терпимо, с уважением к другому народу! С этой точки зрения я всегда рассматриваю и детей с ОВЗ! Да они не совсем такие как все, они особенные, уникальные, индивидуальные, но мы должны….. нет, точнее ОБЯЗАНЫ ОТНОСИТСЯ К НИМ ТАК ЖЕ ТЕРПИМО, ТОЛЕРАНТНО, С УВАЖЕНИЕМ как к любому среди нас!
Вообще для меня расшифровка аббревиатуры «ОВЗ» представляется следующим образом – дети ОСОБЕННЫЕ, ВОСТРЕБОВАННЫЕ в обществе, ЗНАЧИМЫЕ! А как иначе???
! Давайте вспомним какие категория детей с ОВЗ существуют:
- I вид: для слабослышащих и глухих.
- II вид: для глухонемых
- III-IV вид: для слепых и слабовидящих
- V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании
- VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)
- VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР
- VIII вид: при умственной отсталость.
Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей.
Школа, в которой я работаю, в этом учебном году начала апробацию адаптированной программы для детей с задержкой психического развития. Мною с коллегами была разработана адаптированная основная образовательная программа, направленная на коррекцию их психо-физиологических особенностей. Открытие коррекционного класса позволило создать процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников: совместные мероприятия, общение на переменах, положительно влияют на психологию ребенка, он не чувствует себя обделенным, ущемленным, общается со сверстниками, адаптируется в обществе, чувствуют себя равными среди равных!
У меня за плечами совсем незначительный опыт работы с такими детьми, но работая с такими детьми, я получаю огромное удовольствие, хотя трудностей возникает много. Ведь у детей такой категории есть свои особенности:
- Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантильность
- Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности
- Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире
- Снижена работоспособность, повышена истощаемость
- Ограниченность словарного запаса, замедленное овладение грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью
- Расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля
В связи с этим на данном классе работают дополнительные педагоги, ведущие психолого-педагогическое сопровождение обучающихся (логопед, психолог) и разработаны специальные коррекционные курсы («Ритмика» и др.), применение которых способствует постепенному сглаживанию и искоренению этих характеристик.
Преподаваемый мною предмет в этом классе – технология!.
Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Применение разных форм на уроках технологии не представляет сложностей. Технология – это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других, направлениях деятельности человека. Главное привить интерес ребенку, создать атмосферу, в которой ребенок захочет познавать. В этом классе для меня наиболее интересны методики, направленные на развитие мелкой моторики обучающихся (это оригами, обрывная аппликация, пластилинография и многое другое).
Ведь развитие мелкой моторики детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей ЗПР уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
Подводя итог, хочется сказать: « Чтобы мы не говорили, как бы мы не прилагали свои усилия - главное условие в работе с детьми с ОВЗ – это БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮБОВЬ и ТЕРПЕНИЕ! у ТАКИХ ДЕТЕЙ ЕСТЬ ПОЛНОЦЕННОЕ БУДУЩЕЕ!»