Статья «Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе»

5
1
Материал опубликован 18 March 2019

Конкурсная работа учителя начальных классов

 

Тангиевой Хулимат Хусеновны.

«Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе».



 

«Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

"Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества!»

Д. А. Медведев.

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.)

В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" ученики и их родители (законные представители) имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются здоровые дети. Это не справедливая, унижающая достоинство человека, практика! Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.

В настоящее время, по разным причинам, в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день их насчитывается более двух миллионов.

Я уже 28 лет работаю в начальной школе и уже три выпуска подряд в моём классе дети-инвалиды. Когда я столкнулась с этой проблемой впервые, а для меня это была проблема, я была в растерянности и не знала с чего начать.

Вначале это было надомное обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё было подстроено под особенности здоровья ребёнка. Но при обучении на дому отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».
Надомное обучение даёт  учителю возможность  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время,    постоянно контролировать затраты своих сил. Всё это, конечно, положительные стороны надомного обучения детей с ОВЗ, но надо учитывать, что при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  и поиском работы.

Общество устроено так, что не все родители соглашаются с тем, что ребёнок-инвалид будет ходить, иногда, в школу. В моём случае, родители боялись агрессии со стороны детей, издёвок и неуважительного отношения одноклассников, что ещё больше ранило бы ребёнка. Но после многократных бесед, они согласились попробовать другой метод и мы перешли на частичную форму обучения. Стали чередовать домашнее обучение и посещения занятий в школе, участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендовала Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).

Всё меняется и поменялась форма обучения детей с ОВЗ. Вступил в силу закон, разрешающий детям с физическими отклонениями, обучаться совместно в одном классе со здоровыми детьми. Конечно, всем формам обучения детей с ОВЗ, я отдаю предпочтение инклюзивному образованию. Чтобы глубже понять эту форму обучения и полноценно владеть необходимой информацией, я прошла курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Организация инклюзивного образования детей - инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях с учётом требования ФГОС ОВЗ» в объёме 108 часов.

Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников.

При работе с такими детьми очень часто приходится отходить от намеченной работы на день, поскольку у них настроение переменчиво, оно зависит от многих факторов, в том числе, и от состояния здоровья.

В.А.Сухомлинский говорил: «Большое внимание нужно уделять вопросу стимулирования, желанию учиться у детей. Учителю необходимо создавать у учеников внутреннее состояние эмоциональной приподнятости, интеллектуального воодушевления, иначе знания вызывают только равнодушие, а бесчувственный умственный труд приносит усталость, это, в свою очередь, отрицательно отражается на работоспособности внутренних органов и всего организма в целом». Руководствуясь теорией В.А.Сухомлинского, я всегда стараюсь стимулировать успехи, даже самые незначительные у детей, а у детей с ограниченными возможностями - тем более.

Дети с ОВЗ - это люди настроения. Материал подбираю и заготавливаю заранее, но это не значит, что я смогу выполнить намеченную работу ни в этот, ни в следующий день. Всё зависит от настроя ученика. Иногда приходится отложить все работы и заняться рисованием, т.е. дать задание и занять его интересной ему работай на данном этапе.

Ребёнок с ОВЗ в общеобразовательном классе -это огромная ответственность и дополнительная нагрузка для учителя. Нужно составить, кроме основного, календарный план индивидуальный и ориентироваться на него. Я для работы с ребёнком с ОВЗ беру за основу программу для коррекционных школ 8-го вида.

М.М.Перова « Математика» - Издательство «Просвещение» - 2013 год.

А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык»- Просвещение-2015 год.

С.Ю.Ильина «Литературное чтение» - Просвещение 2014 год

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития и другими комплексными нарушениями психофизического развития.

В моем классе есть ребёнок с задержкой психического развития, и я должна понимать сама и внушать детям, что этот ребёнок не являются ущербным по сравнению с другими. Педагог должен обладать качествами, присущими заботливым родителям. Взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, он выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Учитель должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия, различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

Лев Семёнович Выготский писал: « При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции».

Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, на мой взгляд, столь необходимые на сегодняшний день.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо нам принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что модель инклюзивного образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. . Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде . То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В современном мире невозможно и неприемлемо работать по старинке, поэтому государство и общество ставит перед образовательными учреждениями глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Ценность инклюзивного образования - в его принципах. Если вчитаться и вдуматься в содержание этих принципов, то становится ясно, что гуманнее и доступнее варианта для социализации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно подобрать!

 

Принципы инклюзивного образования:

-Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

-Каждый человек имеет право на общение и на то, чтоб быть услышанным;

-Каждый человек способен чувствовать и думать;

-Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных отношений;

-Все люди нуждаются друг в друге;

-Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

-Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

          Убеждение в том, что образование -это одно из важнейших прав человека и что оно позволяет сформировать справедливое общество, и легло в основу формирования понятия «инклюзивное образование».

Именно инклюзивное образование даёт возможность получить качественное образование, несмотря на ограничения физических возможностей ребёнка.


 

Литература:
 

1.  Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»

2. «Характеристика и сущность инклюзивного образования» - вестник Новгородского университета (Е.И.Андрианова)

3. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.

4. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. - М.: МГППУ, 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень сложную тему раскрываете. Но очень актуальную!

1 June 2020

Похожие публикации