Выступление «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в рамках ФГОС НОО ОВЗ»

2
0
Материал опубликован 20 April 2021 в группе















Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ФГОС НОО ОВЗ























Выступление подготовлено: учителем – логопедом Фадеевой Юлией Александровной


Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в рамках ФГОС НОО ОВЗ

Представляю вам свой опыт работы по логопедическому сопровождению учащихся с ЗПР.

Учащиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория учащихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным.  Ощущение успеха - необходимое условие  развития ребёнка.

Для обеспечения ситуации успеха детям с ОВЗ необходимы усилия ряда специалистов. Одним из этих специалистов и является учитель - логопед.

Цель логопедического сопровождения -

Диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

Основными направлениями логопедической работы является:

- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

- коррекция нарушений чтения и письма;

- расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).



Логопедическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

I – Организационно – диагностическое

II – Коррекционно - развивающее

III – Консультативно - методическое

IV – Самообразование





Организационно - диагностическое направление

t1618911514aa.gift1618911514ab.gif


Коррекционно – развивающее направление


t1618911514ac.gift1618911514ad.gif




Взаимодействие с участниками образовательных отношений


t1618911514ae.png


Очень важным аспектом в своей работе считаю взаимодействие учителя – логопеда с участниками образовательных отношений. Взаимодействие я представила следующим образом.

Педагогический совет МБОУ «Средняя школа № 18». Информирую учителей о специфике и содержании коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

ШМО учителей, работающих в классах для детей с ОВЗ (ЗПР). Пятый год я являюсь руководителем ШМО. Рассматриваем вопросы, касающиеся воспитания и обучения учащихся с ЗПР.

ШПМП(К). Я являюсь членом комиссии, на заседании которого рассматриваются причины неуспеваемости учащихся и разрабатываются пути их сопровождения.

Психологическая служба школы. С психологом школы обмениваемся информацией о направлениях коррекционной работы на текущий год. Так же обсуждаем динамику психо – речевого развития учащихся с неблагоприятной динамикой развития, со сложностями усвоения школьной программы.

Консультативная помощи учителям школы и родителям учащихся. Моей задачей является пропаганда логопедической работы, оказание методической помощи учителям и родителям по наиболее актуальным вопросам коррекционной работы.

МБУ «ЦППМиСП». В этом центре всегда можно получить своевременную и квалифицированную помощь по сложным вопросам.

ГМО учителей – логопедов. Являюсь активным участником, регулярно выступаю с докладами, презентациями. Сотрудничаю со своими коллегами – школьными учителями – логопедами.


Выдержка из ФЗ  "Об образовании в РФ" статья 48  пункт 6

1. Педагогические работники обязаны:

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.



Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в системе коррекционной работы


В своей работе я использую 3 формы работы с родителями: очную,

заочную и дистанционную.



t1618911514af.gif

Очная форма

Индивидуальная консультация - одна их форм работы, которая помогает мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй.  От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество.

А целью бесед с родителями ставлю - оказание им своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

Открытые занятия. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.

Занятия-практикумы. На них взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.


Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Мастер - класс Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас". Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств.

Семейный клуб

Клуб – это форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие школы и родителей для установления сотрудничества в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

Заочная форма

Публикации в периодической печати

Логопедические дневники

Анкетирование

Анкетирование. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в логопедических знаниях. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.


Письменная консультация. Для меня главным её преимуществом является то, что  таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала.

Информационный стенд.

Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.

Во-первых, удобство использования как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).

Во-вторых, весь материал, который я хочу сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

В-третьих, небольшой объем информации позволяет обновлять стенд с определенной периодичностью.

Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени по сбору необходимой информации.

Почта логопеда. Это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями.

Дистанционная форма

Скайп - это сравнительно новая и необычная форма взаимодействия. Однако, многие логопеды во всем мире уже неоднократно доказали её продуктивность.

Телефонная связь. Электронная почта

Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл.

При помощи электронной почты я могу без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на очные консультации. Кроме того, могу отправлять ученикам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу.

Сайт школы, Дневник.ру, личный сайт. Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии.

Самообразование

Индивидуальная методическая работа:

- Самостоятельная разработка методического материала

- Изучение практического опыта

- Изучение специальной методической литературы

- Постоянное отслеживание новых программных и педагогических пособий по специальным и смежным областям

- Работа по теме самообразования


Условия реализации логопедического сопровождения детей с ОВЗ /по ФГОС/

В образовательной организации в штате - специалист учитель – логопед.

Должно быть отдельное, специально - оборудованное помещение для проведения занятий с учителем -логопедом, отвечающее задачам программы коррекционной работы.

Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает:

печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков); мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце); специальное оборудование (логопедические зонды; спирт, вата); игры и игрушки (настольные игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса); технические средства обучения (CD/DVD – прогрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран).

Что же значит моя профессия для меня?


Л – любовь к детям

О – образование и самообразование

Г – гордость профессией

О – опыт

П – позитив

Е – единство в работе с семьёй

Д – достижение результата


Любовь к детям

В работе с детьми с ОВЗ любовь, чуткость особенно необходимы. Я не скуплюсь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность.


Образование и самообразование

Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности.

К учителю-логопеду предъявляются повышенные требования, поскольку

не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.


Гордость профессией

Я горжусь своей профессией. Она оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность.


Опыт

Своим опытом я делюсь с коллегами, единомышленниками, родителями.


Позитив

Есть ли позитив в работе логопеда? Да сколько угодно! Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата. Это вечная молодость – учителю некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества. Это профессия, где неизбежно постоянное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.


Единство в работе с семьей

Только работая в одной связке: логопед + родители, считаю возможным добиться максимальных результатов.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу семьями и их требованиями. Найти же контакт можно со всеми.


Достижение результата

Добиться 100% положительной динамики не представляется возможным, т.к. речевые нарушения детей, обусловлены ЗПР и имеют различную степень выраженности.


Заключение


Если узнать обо мне захотите,

Сайт обязательно мой посетите,

Рада поделиться всем, что имею

Что нравится мне, что люблю и умею.

Быть может в работе Вам что-то поможет

Идею какую-то сайт мой предложит,

А что-то заставит Вас вдруг улыбнуться

И Вы захотите еще раз вернуться.


Персональный сайт  - http://logopedushka.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации