Эссе «Адаптация как феномен социальной реальности в ДОУ»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодняшняя наша встреча посвящена адаптации. Поднимите руку те, кто знают, что такое адаптация?
Как много рук. Действительно, все мы уже сталкивались и с этим явлением, и с этим понятием в повседневной жизни. Мы с вами не раз адаптировались к новому коллективу, будь то учебный класс/ группа или рабочий коллектив. Адаптировались к новым социальным ролям: матерей, сестер, учеников, воспитателей, подчиненных.. Адаптировались к новым условиям жизни, выпархивая из родительского гнезда. Мы мастерски научились адаптироваться, иначе бы все не собрались сегодня в этом зале, а сидели бы на приеме у психотерапевта, рассказывая об ощущении беспомощности в этом бурно меняющимся коварном мире.
Адаптация, говоря в общем смысле, это способность нашей с вами психики приспосабливаться, перестраиваться под воздействием окружающей среды. Мы раз за разом приспосабливались к новым условиям, у нас было сотни таких возможностей за нашу уже вполне себе долгую жизнь. Поднимите руку те, кому не страшно менять работу и коллектив? Те, кто приходя в новую компанию сразу чувствуют себя уверенно и не осматриваются, пытаясь понять "правила игры"? Рук все меньше.
Даже мы, имея солидный багаж опыта приспособлений, проходим период адаптации. Вначале мы понимаем, что привычные способы реагирования на ситуацию не работают, и выпадаем из привычного ритма жизни, начинаем осматриваться. Набрав нужное нам количество фактов о новой ситуации, мы постепенно вырабатываем новые стратегии действий, которые уже дают нам необходимый результат. Мы уже достаточно хорошо понимаем новую действительность и имеем шаблон действий, приводящий нас к желаемому результату - ура, мы адаптировались под новую социальную реальность. Но этот процесс занимает время и сопровождается всплеском эмоций.
Давайте каждый из нас по очереди скажет ту эмоцию, которая ему приходит на ум первой при слове "адаптация". *по очереди участники семинара дают эмоциональную ассоциацию*
Именно. Многие испытывают тревогу и страх. Это нормально. Но если мы, взрослые люди, имеющие за спиной опыт приспособления , испытываем эти эмоции, то представьте, каково малышам, только что перешедшим порог первого в их жизни социального института - детского сада. Они не просто тревожатся и боятся - они в панике. Ребенок еще не может сабя элементарно обслуживать: кушать, ходить на горшок, нередко и засыпать один. Он не умеет и разговаривать, тем самым попросив помощи. Малыш привязан тесной эмоциональной пуповиной к единственным стабильно существующим в его жизни взрослым - родителям, которые являются гарантом того, что его не обидят, что он не будет голодать или ходить с мокрыми трусиками целый день. Его взрослый - это его гарант существования в этом мире. Приводя ребенка в детский сад этот самый гарант что делает? Верно! Скрывается за дверью группы, оставляя его, беспомощного ребенка, одного. Знает ли малыш, что можно подойти к воспитателю? Пока нет, он это еще не проверил на уровне стратегии. Знает ли малыш, что его нужды поможет удовлетворить воспитатель? Нет. Он элементарно пока может не уметь этого попросить, а воспитатель за ним не сможет ходить все время, объясняя ему, что вокруг безопасно и предвосхищая его потребности. Потому что малыш такой ни один, их в группе около 30. Что мы имеем в итоге? Крик и период перестройки ребенка к новым условиям, период адаптации.
Долго ли он будет проходить? У каждого малыша этот срок индивидуален, как и его психика. В целом, можно отметить то, что он проходит легче у деток, которые:
1. Умеют себя обслуживать;
2. Умеют говорить. Конечно речь не о языке Пушкина, а о простых просьбах удовлетворить ту или иную его потребность;
3. Имеют опыт общения с другим врослым и детьми.
Почему эти факторы важны, думаю, легко догадаться. Потому что "теряя" таких помощников, как мама и папа, малыши знают хотя бы что-то о ситуации. Например, имеют опыт хождения на горшок, а не "обязаны изучать еще и его" с новыми взрослыми.
Какие критерии будут служить знаком, что малыш адаптировался? Прекратится плач, ребенок будет занимать себя игрушками и обращаться к вам за помощью, у него будет хороший аппетит и сон. Обычно, если все благополучно, детки адаптируются уже к концу первого месяца, однако далеко не у всех все так быстро и легко проходит. Поэтому адаптацию принято разделять по уровням легкости течения на легкую, среднюю и тяжелую. Делится она в зависимости от времени привыкания : 1 — 16 дней — легкая; 16—32 — адаптация средней тяжести; от 32 до 64 дней —тяжелая. Отслеживать ее помогают специальные листы формализованного наблюдения, которые называются адаптационными картами. Они могут быть разных авторов, но суть одна: они учитывают эмоциональное состояние малыша, его активность, сон и аппетит.
Чем мы, как специалисты можем помочь малышу адаптироваться?
Ну, во-первых мы должны помочь осознать важность постепенного вхождения в группу сада родителям, а также наладить контакт с ними. Мама, впервые приводящая ребенка в сад, как правило, сама тревожится и переживает за свое чадо, транслируя ему эту эмоцию. Постарайтесь ее успокоить и объяснить ей, что вы на ее стороне. Посоветуйте соблюсти адаптационный режим. Что это? Это специальный график вхождения в группу деток с постепенным временем их пребывания в ДОУ. В каждом учреждении эти графики разработаны и имеются в доступе на их сайтах.
В общении непосредственно с деткам важно в самом начале именно расположить их к себе, давая понять, что теперь и вы для него близкий взрослый.
Затем следует помочь малышам с освоением новых видов занятий, игрового пространства и только затем мы формируем контакты малышей с их ровесниками. С помощью каких методов мы можем это сделать?
Верно. С помощью разнообразных игр. При этом постепенно вводите игровой материал, поощряйте исследовательский инстинкт ребенка к освоению пространства групповой комнаты и его оборудования.
А теперь давайте немного с вами поиграем. Я назову вам три утверждения, ваша задача будет понять какое из них ложь, а какое правда.
1. при переходе в другой детский сад или группу дети проходят повторную адаптацию.
Это правда!
Когда впервые ребёнок идет в детский сад, он проходит первичную адаптацию. Малыш привыкает, ему даже начинают нравиться занятия, игры, прогулки и, конечно же, воспитатели, появляются товарищи. Все выглядит так, будто бы все проблемы закончились, и ребенок с легкостью может перейти в другой садик или группу, ведь ко всем режимным моментам он уже привык. Но в новом садике или группе существуют не только режимные моменты: в нем полностью меняется окружение ребенка - состав группы, воспитатели. Ребенок вновь попадает в новую ситуацию, следовательно, и проходит повторную адаптацию к ней.
2 Утверждение: ребенок старшего дошкольного возраста легче адаптируется к новому саду, чем ребенок 2,5-3 лет.
Это неправда! Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. Если же к вам в группу или сад приаодят детей постарше это может быть весьма болезненный процесс адаптации. И проблема не в том нравится или не нравится ребенку садик, а в том, что он привык к друзьям и воспитателям. Именно поэтому в возрасте 4-6 лет адаптация проходит тяжелее, чем у детей младшего возраста.
3 Утверждение: если первичная адаптация прошла успешно, то и повторная адаптация пройдет незаметно для родителей.
Это неправда! Ребенок стал старше, произошло развитие его познавательной, эмоциональной сферы. Он научился заводить друзей, привязанности, возможно, как раз в это время выходит на новый возрастной этап, который предзнаменуется возрастным кризисом (3, 7 лет), поэтому процессы адаптации будут проходить иначе.
Молодцы! Вы понимаете, что адаптация касается не только малышей, перешагивающих порог 1 младшей группы, но и любого другого ребенка, впервые пришедшего в Вашу группу. Даже если он был в соседней. И такому "новенькому" необходимо ваша поддержка и внимание. Вам тоже в это время, конечно же, нужна поддержка, поскольку этот период очень изматывает и детскую психику, и вашу. Я хочу показать Вам одно релаксационное упражнение, основанное на технике дыхания:
Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ
Цель: релаксация.
Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы, вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»
Обсуждение:
Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?
В завершении нашей встречи давайте подумаем, что Вы могли бы подарить коллегам чтобы их работа с детками в период адаптации была более легкой и эффективной?
Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное терпение. *Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе*.
Я хочу поблагодарить Вас за внимание и спросить:
Была ли полезна вам информация, услышанная сегодня?
Сможете ли использовать ее на практике?
Спасибо за Ваше время и активность. До свидания.