12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ли Олеся Васильевна24
1

Одаренность, как психологический феномен

 «Одаренность» имеет множество определений. Среди которых можно отметить следующие. Одаренность - это:

Качественно своеобразное состояние способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

 Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

Умственный потенциал или интеллектуальная, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

Своеобразие природных предпосылок способностей;

Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности

Согласно одаренность -- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Такие дети выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Ребенок-дошкольник сам по себе феномен, поэтому мы сегодня рассмотрим этапы развития одаренности детей дошкольников в свете феноменологического подхода. (Слайды этапов).

1 этап –  Развитие чувственной сферы  (2-3 года).

Сенсорные впечатления (различные виды искусства, слушание музыки, сказки, прибаутки, стихи,  потешки)

Задача педагога: создание благоприятной среды.

2 этап – погружение в деятельность (3-4 года).

Максимальное погружение ребенка в деятельность. Пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, художественный труд, игра, спорт.

Задача педагога: наблюдать за склонностями ребенка к определенным видам деятельности наметить перспективы его развития.

3 этап – Творческий поиск (4-5 лет).

Избирательный интерес, развитие креативности. Деятельность ради деятельности.

Задача педагога: поддержать ребенка, помочь ему определиться  в конкретном виде деятельности с учетом не только его желаний и стремлений, но и способностей в определенном виде деятельности. Вводится первичная диагностика.

4 этап – Природный потенциал (5-6 лет).

Стремление ребенка к достижению результата в своей деятельности. Способности достигают высокого уровня.

Задача педагога:

Быть всегда рядом с ребенком при необходимости помочь, подсказать, дать совет.

Больше внимания уделять развитию творческих способностей, через экспериментирование, импровизацию, развитие фантазии.

Активизировать работу по развитию интеллектуальных способностей детей.

Способствовать повышению и развитию мотивации (ребенок должен почувствовать и осознать, что хороший результат возможен только при наличии определенных усилий, старания и терпения).

5 этап – Проявление одаренности (6-7 лет).

Яркий расцвет способностей детей.

Задача педагога: совершенствование природных способностей ребенка, через разнообразные формы работы.

После рассматривания каждого этапа воспитателям раздается практический инструментарий – даагностика детской одаренности. Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детской одаренности.

 

Заключительная часть.

Вывод: Одаренность – безусловно,  дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится.

     Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь».

Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно постоянно возделывать.

     Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед.

Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает.

 

Упражнение «Комплимент».

Все участники берутся за руки, ведущий говорит комплимент своему соседу. Сосед выражает благодарность и говорит комплимент следующему.    

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.