Одаренность как психологический феномен
«Одаренность» имеет множество определений. Среди которых можно отметить следующие. Одаренность - это:
Качественно своеобразное состояние способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;
Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
Умственный потенциал или интеллектуальная, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
Своеобразие природных предпосылок способностей;
Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности
Согласно одаренность -- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Такие дети выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Ребенок-дошкольник сам по себе феномен, поэтому мы сегодня рассмотрим этапы развития одаренности детей дошкольников в свете феноменологического подхода. (Слайды этапов).
1 этап – Развитие чувственной сферы (2-3 года).
Сенсорные впечатления (различные виды искусства, слушание музыки, сказки, прибаутки, стихи, потешки)
Задача педагога: создание благоприятной среды.
2 этап – погружение в деятельность (3-4 года).
Максимальное погружение ребенка в деятельность. Пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, художественный труд, игра, спорт.
Задача педагога: наблюдать за склонностями ребенка к определенным видам деятельности наметить перспективы его развития.
3 этап – Творческий поиск (4-5 лет).
Избирательный интерес, развитие креативности. Деятельность ради деятельности.
Задача педагога: поддержать ребенка, помочь ему определиться в конкретном виде деятельности с учетом не только его желаний и стремлений, но и способностей в определенном виде деятельности. Вводится первичная диагностика.
4 этап – Природный потенциал (5-6 лет).
Стремление ребенка к достижению результата в своей деятельности. Способности достигают высокого уровня.
Задача педагога:
Быть всегда рядом с ребенком при необходимости помочь, подсказать, дать совет.
Больше внимания уделять развитию творческих способностей, через экспериментирование, импровизацию, развитие фантазии.
Активизировать работу по развитию интеллектуальных способностей детей.
Способствовать повышению и развитию мотивации (ребенок должен почувствовать и осознать, что хороший результат возможен только при наличии определенных усилий, старания и терпения).
5 этап – Проявление одаренности (6-7 лет).
Яркий расцвет способностей детей.
Задача педагога: совершенствование природных способностей ребенка, через разнообразные формы работы.
После рассматривания каждого этапа воспитателям раздается практический инструментарий – даагностика детской одаренности. Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детской одаренности.
Заключительная часть.
Вывод: Одаренность – безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится.
Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь».
Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно постоянно возделывать.
Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед.
Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает.
Упражнение «Комплимент».
Все участники берутся за руки, ведущий говорит комплимент своему соседу. Сосед выражает благодарность и говорит комплимент следующему.