Статья «Социальная адаптация детей-инвалидов в учебном заведении»

1
0
Материал опубликован 19 February 2019

Социальная адаптация детей-инвалидов в учебном заведении

К. М. Гарбар

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» . Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования

Профессиональная реабилитация особенно трудоустройство будущих специалистов-инвалидов является очень важным показателем эффективности работы профессиональных образовательных учреждений. Обеспечение конкурентоспособности человека с ограниченными возможностями на современном рынке труда и его работоспособности, как в обычных производственных условиях, так и в специально разработанных для них условиях труда, также необходимо.

На современном этапе реабилитация студентов-инвалидов предусматривает помощь при обучении в колледже. Комплекс социальных, физических, психологических и педагогических мероприятий, обеспечивающих возможность для студентов с особыми потребностями учиться в колледже и по окончании вернуться или максимально приблизиться к полноценной социальной жизни. Итогом реабилитации таких студентов является обеспечение инициативного их участия в основных сферах деятельности и жизни современного общества.

При адаптации к учебному процессу и учебе у студентов-инвалидов часто возникает большое количество проблем индивидуального, морально-психологического, социокультурного и педагогического характера. Реабилитационный процесс таких студентов очень сложный и длительный, он включает в себя ряда этапов.

разработки индивидуальной комплексной программы

формирования мотивации студентов-инвалидов к активной деятельности; 

создание учебно-методической и педагогической группы, которая помогает студентам инвалидам.

Преподаватели, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1. Принимать студентов с инвалидностью, "как любых других ребят в группе".

2. Включать их в ту же активную деятельность, хотя ставить разные задачи.

3. Вовлекать студентов в кооперативное научение и групповое решение задачи.

4. Использовать активные и партисипаторные стратегии - манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

В колледже с каждым годом растет число студентов-инвалидов на 1 октября 2012 года – 5, 2013 – 10, 2014 – 16 студентов.

В нашем учебном заведении в 2005 году была открыта специальность 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». В настоящее время профессиональные кадры в области информационных технологий являются одними из наиболее востребованных на рынке труда развитых стран, в том числе и в России. Работа IT-специалиста по большей части сидячая, поэтому программирование – это достаточно широкие возможности для детей с ограниченными возможностями, но с обязательным условием сохранного  интеллекта.

В группах, где я преподаю специальные дисциплины, обучается двое детей-инвалидов с различными заболеваниями. Могу отметить, что отношение здоровых ребят оказалось намного дружелюбнее, чем могло бы показаться с первого взгляда. И чтобы мы не говорили о современной молодежи и их бездушности, они показали себя более милосердными.

Хочу отметить, что психологически «дети-инвалиды» оказались более подготовленными к процессу обучения в образовательном учреждении СПО, чем их обычные сверстники – им хотелось учиться, учиться и учиться. Практически у всех этих детей заложена установка «Ты должен всё делать сам, надейся только на себя». Достаточно часто, предложения по упрощению какого-либо задания вызывали негодование у студента с ограниченными возможностями: «Я всё смогу! Я не хуже других!» Хотелось бы выразить огромную признательность родителям этих ребят, за колоссальное мужество и несгибаемость. Ведь только благодаря их усилиям, ребята закончили школу, а затем уже пришли к нам в колледж с огромным желанием учиться и быть полезным обществу.

В результате проведенного социологического исследования среди студентов в количестве 30 человек в возрасте 18-22 лет, выяснилось, что: отношение к инвалидам как к обычным студентам чаще проявляется в интегрированной среде: и учащиеся, и преподаватели колледжа намного чаще (от 10 до 13%) оценивают такие отношения в студенческих группах как обычные. В данном случае позитивный результат интеграции проявляется в постепенном снижении напряженности в отношениях к инвалидам как к "другим", необычным, непохожим на "обычных" учащихся колледжа. "Нормализация" социальных отношений выражается в снижении уровня "особости". Количество тех, кто полагает, что к студентам-инвалидам в студенческой среде складывается особое отношение, почти вдвое ниже, чем у основной массы респондентов.

И все же доля тех студентов, которые относятся к инвалидам по-особому, остается довольно большой. В исследовании были выделены негативные и позитивные аспекты особого отношения к студентам-инвалидам (табл. 1).

Таблица 1 Признаки особого отношения к студентам - инвалидам (в %)

Стараются оказать моральную поддержку

62,2

Сторонятся

8,3

Помогают с учебой

25,6

Подшучивают

2,6

Существует неприязненное отношение

1,3

Первое, что представляется важным в сравнительном анализе, - значительно более высокая доля студентов, полагающих, что в группах, где учатся инвалиды, им стараются оказать моральную поддержку. Негативный аспект - респонденты считают, что инвалидов сторонятся. Вторым по значимости стал вариант "помогают с учебой". Таким образом, в интегрированной среде студенты чаще отмечают позитивные аспекты "особых" отношений среди однокурсников.

Таблица 2 Причины негативного отношения студентов к своим однокурсникам-инвалидам (в %)

В нашем обществе привыкли инвалидов во всем притеснять, относиться к ним свысока

14

Некоторые не любят людей с инвалидностью, потому что боятся их

38

В нашем обществе слабые, больные никому не нужны

22

Таким студентам всюду делаются поблажки

18

Специальность, которой мы учимся, не подходит студентам с инвалидностью

4

Испытываю личную неприязнь

4

По результатам опроса о причинах негативного отношения студентов к своим однокурсникам-инвалидам на первое место вышла позиция, которая отражает страхи ("Некоторые не любят людей с инвалидностью, потому что боятся их"). На втором месте - мнение о том, что "в нашем обществе больные и слабые не нужны "-22%. Четверть студентов считает, что "Таким студентам всюду делаются поблажки". 14% опрошенных считают, что " в нашем обществе привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока".

Всего 4% респондентов ответили, что специальность, которой мы учимся, не подходит студентам с инвалидностью и некоторые испытывают личную неприязнь. По мнению опрошенных, на вопрос какую, по Вашему мнению, инвалидам нужно выбирать работу, половина респондентов ответили - работу, которая бы не требовала больших физических затрат: секретари, делопроизводители, библиотекари. Работа, которая требует отвечать только за себя, за результаты своего труда. Между тем, известны примеры, когда выпускники-инвалиды обучаются в аспирантуре и успешно защищают диссертации, работают преподавателями школ, ссузов, вузов, руководителями предприятий малого, среднего и даже крупного бизнеса, возглавляют общественные организации, становятся политиками.

В целях институциализации интегрированного образования "нетипичных" детей, расширения его пространства, можно выделить ряд условий/факторов, способствующих реализации процессов адаптации детей-инвалидов в социум:

1) устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на разработку и реализацию концепций, программ и технологий интеграции в отношении всех членов общества, независимо от уровня их психофизического развития;

2) разработка законодательной базы интегрированного образования;

3) формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями;

4) своевременное выявление онтогенетических отклонений, реализация практик ранней интервенции и проведение коррекционно-развивающих мероприятий;

5) ограничение практик помещения нетипичных детей в интернатные учреждения; при необходимости - изъятие ребенка из семьи и помещение его на воспитание в альтернативную семью;

6) социальная поддержка и помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.