Доклад «Социальная адаптация воспитанников»

3
0
Материал опубликован 4 December 2015
КГБС (К) ОУ«Алейская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Алтайского края
Воспитатель: Фирсова С. Г.

(из опыта работы воспитателей)

2014-2015 учебный год

Социальная адаптация учащихся является одним из основных направлений воспитательной работы спецшколы - интерната. Это один из механизмов, позволяющих ребёнку активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Трудовая и бытовая адаптации выпускников далеко не всегда проходят успешно. Характерны тенденции к частой смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком, трудности установления контактов с членами коллектива, трудности вследствие неумения распоряжаться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. У сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом. С чем же это связано? Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также от состояния обучения и воспитания в школе. Поэтому одним из главных моментов в организации социально - адаптационной среды в школе является наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.

Когда дети начальных классов приходят в младшую группу, они не имеют элементарные навыки самообслуживания. В этом направлении и начинается кропотливая работа:

- как правильно пользоваться иголкой и ножницами;

- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;

-как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;

-как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь;

-уход за обувью и её сушка после прогулок;

- правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;

-качественно проводить влажную уборку, отжимать тряпку, наливать нужное количество воды в ведро;

- правильно стирать носки, ухаживать за своим телом, следить за внешним видом. Организуя повседневную жизнь детей с учётом приобретённых умений и навыков, на определённом возрастном этапе, постепенно повышается уровень требований. Дети среднего и старшего возрастов уже более самостоятельно делают ремонт одежды, они могут и постирать, почистить и погладить свои вещи. Дети, которые отличаются сформированностью навыков самообслуживания: Афонькин А., Козлов С., Ерофеев Д, Волобуев С., Сидько К., Хандогин В., Мирошниченко А. Щербаков А., Беляев С.. Правдивцев Р., Миллер, Мирошниченко С. Альтгольт К., Лунина О., Бобровская Яна.

Для совершенствования навыков самообслуживания воспитатели организуют коррекционные практикумы: «Чистим правильно зубы», «Ногти - предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами».

Во время посещения столовой формируем элементарные навыки сервировки стола, учим убирать за собой посуду, вытирать столы, составлять правильно стулья.

В условиях интерната большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Дети осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме. Воспитатели стараются благоустроить спальни с участием своих воспитанников. У большинства детей выработана потребность содержать в чистоте свой «быт» и они умеют это делать самостоятельно, проявляют свою инициативу (привести примеры).

В каждой группе имеется уголок спальни и дети не равнодушны к тому, как он будет выглядеть. Участие детей в его оформлении развивает эстетический вкус. Для поддержания интереса детей на следующий год планируем разработать Положение и проводить конкурс на «Лучшую спальню».

Следующее направление по социальной адаптации учащихся - «Безопасность жизни». Мы учим детей пользоваться электроприборами (работа с утюгом, феном, пользование зарядочными устройствами, розетками). Реальная проблема возникает в том, что дети, проживающие в условиях интерната, не имеют возможности ознакомиться с тем множеством бытовой техники и бытовых приборов, которыми сегодня пользуются люди.С целью развития практических навыков воспитатели Фролова Л. И. и Шелепова Н. А. организовали и провели коррекционно - развивающее занятие с группой девочек, принесли различные бытовые и кулинарные приспособления: мясорубка, чеснокодавка, яйцерезка, различные виды тёрок, приспособление для красивой обрезки изделий из теста и т. д. Дети учились пользоваться всем этим, знакомились с техникой безопасности. Детям было интересно всё это видеть и научиться пользоваться.

В каждой группе оформлены уголки безопасности, где имеются необходимые инструкции, ведутся журналы инструктажей, с которыми дети знакомятся под роспись. Каждую прогулку начинает воспитатель с напоминания о правилах безопасности.

В помощь воспитателям имеется папка с подборкой различных инструкций, которыми может воспользоваться каждый.

Тематика проведённых занятий по ОБЖ охватывает различные жизненные ситуации, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни: «Правила личной безопасности», «Если ты заблудился в лесу», «О пользовании мобильными телефонами»,

«Безопасность при работе с компьютером», «Разлив ртути»,

«Правила безопасности при встрече с собакой», «Пожар в квартире», «Загорелся электроприбор», «Вспыхнула одежда»,

«Запах газа в квартире», «Загорелся автомобиль».

Одним из компонентов системного подхода к решению задач социализации учащихся является формирование привычки к здоровому образу жизни, охрана здоровья и работа по здоровьесбережению. В соответствии с новым Законом об образовании в настоящее время особое внимание уделяется технологиям сохранения и стимулирования здоровья.

Воспитание культуры здоровья - является одним из направлений воспитательной работы. В нашей повседневной работе это, прежде всего: формирование навыков личной гигиены, соблюдение режима дня, утренняя зарядка, организация физминуток. Во всех группах имеются уголки здоровья с полезными советами и красочными наглядными картинками. Много полезных советов исчерпали для себя дети при проведении открытого мероприятия «Курить – здоровью вредить!» (Епифанова Н. Г.). Конкурсная программа «Сильные, смелые, ловкие» развивала физические умения и навыки (воспитатель Фролова Л. И.). Круглый стол «Нет наркотикам!» с обсуждением эпизодов человеческих судеб (Бубенчикова О. С.) произвёл большое впечатление на воспитанников. Воспитательский час «В спорте наша сила» о значимости занятий спортом с обсуждением видеороликов (Трегуб Ю. И.), «Весёлые старты» с разнообразием спортивных упражнений (Швец Ю. Н.). прошли на высоком методическом уровне. В ходе игры - соревнования «Если хочешь быть здоровым» дети знакомились с составляющими ЗОЖ (Гордеева Е. В.) и другие.

Активно работает по использованию здоровьесберегающих технологий воспитатель Фролова Л. И.: Людмила Ивановна делилась опытом своей работы на МО воспитателей, систематизировала и представила материалы для использования в работе другим воспитателям (гимнастика для глаз, для пальчиков, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и др.). Нужно отметить, что у большинства детей сформирована потребность в регулярных занятиях физкультурой: когда мы выходим на прогулку, всегда есть желающие заняться бегом: Волобуев С., Щенёв С., Виткин С., Ерофеев Д., Бобровская Я., Селютина М., Назарова Л, Переверзева М., Жданов О., Мирошниченко А. Интерес к спортивным играм проявляют Селютина М., Лунина О., Масленникова П., Мирошниченко С., Митин О. Дети выполняют это вполне осознанно с пониманием того, что для здоровья нужно больше двигаться. Работа по охране здоровья детей и формированию ЗОЖ в следующем году будет проводиться в рамках программы «Здоровье». Программа содержит следующие приложения: комплекс упражнений для физкультминуток, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика и перечень вопросов для анкетирования по выявлению подверженности учащихся вредным привычкам. В марте мы провели анкетирование среди интернированных групп. Какие результаты имеем? (зачитать)

Особое значение сегодня уделяется такому здоровьесберегающему фактору как обеспечение социально - психологического благополучия ребёнка. Это значит - задача каждого педагога, особенно коррекционной школы - обеспечить эмоциональное, комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения с ним. Иногда педагоги своими действиями сами накаливают и нагнетают обстановку и этим самым провоцируют негативные действия со стороны воспитанников. Приведу пример высказывания одного педагога, который сравнивает профессию педагога с профессией актёра: «Работа педагога, как и работа актёра, требуют постоянного психологического напряжения. Обе профессии носят публичный характер. У них один и тот же живой инструмент. Только владение сценическим мастерством помогает актёру приковать внимание зрителей к сцене, вдохновлять и восхищать. Только те педагоги, которые обладают педагогическим мастерством и чуткостью, могут заинтересовать детей, сделать так, чтобы дети стремились познавать школьный материал. Как для актёра, так и для педагога невозможно вмешательство личных проблем, какой - то внутренней боли в свою работу. Обратите внимание на игру актёра, вы никогда не увидите, что у него что-то случилось, что он болеет. Зачастую некоторые педагоги, имея личные проблемы, раздражение, усталость, выплёскивают это в грубой форме на детей, на своих коллег. Педагоги не должны, а просто обязаны контролировать свои чувства, эмоции, как у актёра «оставлять всё за кулисами» и он предлагает таким педагогам освоить курс актёрского мастерства, психофизическую технику, которую уже веками используют в театральных учебных заведениях.

Большое значение в процессе формирования социально правильного поведения придаётся труду. Целесообразно организованная трудовая деятельность воспитанников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания. Именно в трудовой деятельности формируются навыки коллективной деятельности и ответственность за общее дело. Трудовые навыки прививаем детям через следующие виды деятельности: генеральная уборка комнат, все виды самообслуживания, участие в благоустройстве и уборке прилегающей территории школы, операция «Чистый двор» в определённый для каждой группы день дети собирают мусор по территории. (приводим примеры).

Практическую и трудовую направленность имеет организация творческой деятельности воспитанников. Воспитатели Фролова Л. И., Бубенчикова О. С., Гордеева Е. В. учат детей изготавливать различные изделия, которые используют для оформления спален, для подарочных сувениров. Результат их творческой деятельности они представляли на выставках и конкурсах различного уровня.

Для социальной адаптации большое значение имеет профессиональное обучение, которое решает задачи и трудового и экономического воспитания.

Формированию профессиональных умений и навыков способствовали такие мероприятия как:

- «Знакомство с профессиями» (Фролова Л. И. и Бугакова Н.В.) Дети

знакомились с профессиональными терминами, рассказывали о профессиях своих родителей, выполняли практические задания.

- открытое мероприятие «Путешествие в мир профессий» - воспитатель Бубенчикова О. С. Дети знакомились с типологией профессий, в нетрадиционной форме организована физминутка с имитацией элементов самообслуживания, как результат трудовой деятельности, представлена выставка творческих изделий.

Формирование основных социальных навыков младших школьников осуществляется чаще через игровую деятельность:

«Магазин», «Аптека», «Почта» и т. д. Моделируются ситуации, возникающие в реальной жизни.

Для успешной социально - бытовой и трудовой адаптации выпускников кроме приобретения определённого круга знаний и умений, чрезвычайно важно научить детей правильно контактировать с окружающими людьми. Без этого не могут быть налажены взаимоотношения между людьми, их совместная трудовая деятельности. При этом большое значение имеет формирование умений ориентироваться в окружающем, во внешкольном пространстве, в городе, обращаться в организации, обслуживающие население, пользоваться услугами различных предприятий, учреждений.

Существенную роль в этом направлении играют экскурсии на предприятия, в учреждения.

Экскурсии на природу

Большое значение для социализации имеет осознание воспитанниками того, что жизнь человека подвластна законам природы: мы учим их одеваться по сезону, понимать явления природы, выбирать вид деятельности как, игровой так и трудовой, в соответствии с погодными и сезонными условиями. Во время экскурсий на природу дети учатся давать правильную характеристику погоде, рассказывать о сезонных изменениях в природе, о природных явлениях, знакомятся с жизнью животных и птиц, с разнообразием растительного мира, с лекарственными растениями, узнают о борьбе со стихийными бедствиями.

С формированием трудовых и профессиональных умений неразрывно связано получение воспитанниками экономических знаний:

- беседы с детьми об экономном расходовании воды и электроэнергии;

- деловой разговор «Потребности современного человека» (Фирсова С. Г.) Внимание детей акцентировалось на потребности и возможности в семье. Без экономических знаний ребёнку сложно будет ориентироваться в самостоятельной жизни. Считаю, что в следующем учебном году всем педагогам нужно уделить должное внимание в обучении детей экономическим знаниям: (факультатив по экономике - Гудаева Л. С.).

Немаловажное значение в работе социализации воспитанников имеет эстетическое воспитание. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Развитию эстетического вкуса способствовали следующие мероприятия:

- яркий, красочный новогодний утренник для младших школьников

(Фролова Л. И. и Гордеева Е. В.);

- осенний праздник «Вновь приходит осень» (Малышева Л. В.)

Дети учились видеть красоту природы, восхищаться ею. Конечно же, существенную роль в этом направлении играет дополнительное образование. Посещая выставки детского творчества, дети получают возможность сравнивать свои работы с другими, заинтересоваться другим видом творчества, стремиться к совершенствованию своих умений. В процессе творческой деятельности дети ещё получают возможность общения с другими детьми, с другими педагогами.

Социализация воспитанников невозможна без формирования у воспитанников патриотических чувств, воспитания любви к Родине, уважения к историческому прошлому:

- экскурсии в музей боевой славы организовали Епифанова Н. Г., Фирсова

С. Г.;

- акция «Помни подвиг героя», патриотический час «От забвения к подвигу»- Бубенчикова О. С.;

- очистка и благоустройство прилегающей территории памятного знака (место захоронения солдат, умерших от ран в госпитале города Алейска)

-Трегуб Ю. И.;

- открытое мероприятие «Защитникам Отечества посвящается» - Швец Ю. Н.

- конкурс рисунков на асфальте «Великой Победе – 70» - Фирсова С. Г. Я сделала вывод о том, что у детей сформировано представление о том, что человек должен стремиться к радостной и мирной жизни. На рисунках детей нет изображения печали, скорби, есть слова благодарности за победу, приветствие мира.

Мероприятия, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции воспитанников:

-устный юмористический журнал «Весенняя мозаика», где

Митин О. играл роль невоспитанной девицы, которую не приняли в 9 класс. Дети называли качества, которые украшают девушку и за которые её ценят, (воспитатель Фирсова С. Г.);

-тренинг «Я - как друг», воспитательский час « О доброте и дружбе» - дети смело высказывали мнения о понятиях «настоящая дружба» и «настоящий друг».

Подготовка к самостоятельной жизни, полноценная социальная адаптация невозможны без правовых знаний.

Бурно прошло обсуждение видеоролика о правах и обязанностях детей в группе девочек (Швец Ю. Н.) В этом направлении проведены тематические воспитательские часы: «Преступление и наказание», «Я - подросток. Я - гражданин», «Изучаем права ребёнка» и др.

Постоянное внимание уделяем индивидуальной работе с детьми по формированию умений вести себя в обществе, культуре взаимоотношений, привитию этических норм поведения: умение встречать гостей, приносить и дарить подарки, пользоваться сотовыми телефонами и др. Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного поведения проявляются в неадекватных поступках наших воспитанников. Действенной мерой в работе с нарушителями дисциплины оказывает участие воспитанников, (привести примеры).

Бережное отношение к имуществу формируем через непосредственное участие воспитанников в ремонте.

Важным моментом социализации является умение организовать свой досуг, с пользой для себя провести свободное время. (привести примеры: Волобуев С., Щенёв С., Смуткин В., Виткин С., Ерофеев Д.).

В социальной адаптации учащихся велика роль семьи. Всё, чему мы учим детей, должно закрепляться в семье: (из примера семьи Иост Ю.).

Современный педагог Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение - это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти». Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда - вниз. И надо сделать всё для того, чтобы наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему - то научился в жизни, необходим определённый опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение. Необходимо развивать у наших воспитанников интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.