Лекция на тему «Адаптация ребёнка к школьному обучению»

2
0
Материал опубликован 18 April 2021

t1618711865aa.gift1618711865ab.gift1618711865ac.gif

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ________________________________________


Цели:

Формирование активной педагогической позиции родителей

Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями

Вовлечение родителей в воспитание своих детей.






КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Вот и приблизился тот день, когда ваш малыш впервые вошел в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Уважаемые родители, следует знать, что при поступлении в школу ваш малыш встретится с учителем начальных классов, психологом, логопедом, невропатологами, а в случае особых требований к поступающим — и с другими специалистами. Они протестируют ребенка на зрелость личности, мышления, моторики, речи, мотивов обучения и др. Кроме того, школа может выставить и свои условия зачисления, хотя считается, что у нее нет на это права. Имейте в виду, чем у центра обучения выше рейтинг, тем разнообразнее требования. Помимо испытания с помощью изощренных познавательных задач некоторые учебные заведения пытаются проверять личностную и социальную зрелость будущих школьников посредством трехдневных тренингов общения, традиционный метод беседы может их не устроить. Во многих школах существуют туры прохождения, повергающие родителей в панику, так как неясно, чему учить малыша и что у него могут спросить на тестировании.  

Первое, что могут попросить сделать вашего ребенка на собеседовании, — рассказать о себе и своей семье. Причем ответы должны быть полные: имена, фамилии, отчества, профессии, адрес, круг интересов. Уже здесь иногда возникают сложности. Особо усердные педагоги, пытаясь усложнить задачу, могут спросить: «А как зовут папу твоей мамы?» Малыш должен ответить, назвав полное имя дедушки. Или: «А какой по счету месяц перед месяцем твоего рождения?» Затем вашим чадом займется логопед. Кроме явных недостатков речи, которые вы замечали и сами (неправильное произношение отдельных звуков допустимо), специалист оценит умение будущего школьника пользоваться родным языком. Приведем примеры основных тем:

Множественное число. Например, зайчонок — зайчата.

Падежи: утята — нет утят.

Прилагательные разных родов. Опиши животное. Чей хвост? Лошадь — лошадиный. Чье ухо? и т. д.

Обобщающие слова. Скажи коротко: остаться на зиму — зимовать.

Синонимы и антонимы для разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов). Скажи по-другому «метель». Ответ — вьюга, буран, пурга. Скажи наоборот: зима — лето.

Сравнение. Малина сладкая, но мед …

Метафоры. Объясни, что значит «душа в пятки ушла».

Тавтология. Найди ошибку и скажи правильно: «туфли запылились пылью».

Широкий словарный запас. Ребенок должен знать слова, редко используемые в повседневной речи. Их темы различны. Например, животные, птицы, их детеныши, их группы (утка и селезень — утенок, свинья и кабан — поросенок, много овец — отара). Кто из них где живет (медведь — в берлоге, собака — в конуре, волк — в логове и т. д.). Кто из них как подает голос (корова мычит, волк воет). Какие бывают профессии? Что делают люди этих профессий, какими инструментами пользуются?

Загадки и скороговорки.

Следующий специалист — это непосредственно учитель начальных классов. Он проверит наличие у малыша знаний, которые послужат основой для усвоения нового материала на уроках чтения, письма, математики, естествознания.

Считается, что ребенок не должен уметь читать, идя в школу. Но во многих учебных заведениях педагоги оценивают практически все навыки чтения: скорость, понимание прочитанного через пересказ, интонирование (выразительность чтения), ударения. Конечно же, тексты небольшие —из пяти предложений, но спрос, как с будущих первоклассников. Поэтому имеет смысл научить ребенка читать и понимать прочитанное. Последнее — очень важный момент. В некоторых школах могут простить неумение читать, но если малыш не сможет пересказать прочитанный ему учителем рассказ, тест окажется не пройденным.

Проверяя уровень развития мелкой моторики рук, специалисты прибегают к различным испытаниям. Конечно, детей не заставляют писать прописными буквами, но могут попросить «попечатать», то есть написать некоторые печатные буквы. Чаще всего используют рисуночные тесты на свободные темы, скажем «Дом. Дерево. Человек», «Твоя семья» или любые другие. Ребенок рисует, как умеет, затем по уровню исполнения задания специалисты определяют развитие его руки, интеллекта и даже психологические проблемы.

Другой тип теста для руки — срисовывание. Дошкольнику показывают небольшой графический символ — домик, прописную букву, геометрическую фигуру — и предлагают его скопировать.

Третий тип проверки — графический диктант. Это более сложная работа, так как здесь кроме развитой моторики руки необходимы еще и такие данные, как ориентация в пространстве, достаточная слуховая и зрительная память. Будущему ученику шаг за шагом диктуют, что необходимо нарисовать. Например: «Одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна наискосок влево вниз и т. д.» Затем могут попросить продолжить выполнять задание самостоятельно: точно повторить полученный рисунок по клеточкам.

  Существует и четвертый тип диктанта: ребенку диктуют два раза с небольшим перерывом задание, после чего он выполняет его один. Например: «Нарисуй пять кружков так, чтобы они были разного цвета и размера. Пусть четвертый будет красным, а средний — самым маленьким».

Специалисты применяют еще и творческий вариант графического теста, который помимо перечисленных навыков показывает нестандартность мышления малыша. На листке изображены по несколько штук черточки, кружочки, квадратики. Нужно дорисовать как можно больше рисунков исходя из данного начального символа.

Хочется предостеречь родителей, из лучших побуждений покупающих детям прописи и заставляющих их писать прописные буквы. Делать это категорически нельзя, так как далеко не вся подобная литература отвечает последним требованиям к написанию букв и цифр. А от правильного соединения букв зависит скорость письма вашего малыша в будущем. Зато прописи со штриховками, раскрасками и элементами букв используйте без опасения.

Проверяют на собеседовании и элементы математических знаний: умение считать от 1 до 20 и обратно, сравнивать числа в пределах десятка, решать простейшие математические задачи на сложение и вычитание. Поступающему в первый класс ребенку должны быть известны основные свойства предметов (цвет, форма, размер). Ему нужно продемонстрировать умение видеть расположение объекта в пространстве (справа, слева, спереди, сзади, под, над и др.).

Из области естествознания малыша могут спросить о явлениях природы (листопад, ледоход, времена года и пр.), закономерностях календаря (вопросы о месяцах, неделе, сутках и т. д.), видах природы (живая, неживая), животном и растительном мире, человеке, мире искусственных вещей, сотворенных людьми. Причем оценка будет выше, если будущий ученик, рассказывая, например, о животных, сразу поделит их на диких и домашних, хищников и травоядных. Вообще при ответе желательно сразу выделять сначала род, затем вид, а потом и сам описываемый предмет. Скажем, «Жигули» —это транспорт, наземный транспорт, автомобиль. Если ребенок умеет так рассуждать, то его знания системны, а значит, и долговечны.

Уважаемые, родители предлагаю вам самостоятельно оценить уровень развития познавательных способностей вашего ребенка.

1. «Исключенное четвертое». Ребенку предлагают четыре картинки, одна из них не подходит под общий признак трех остальных. Например, изображены персик, абрикос, слива, морковь. Лишняя картинка здесь — морковь, потому что на всех иных нарисованы фрукты, а морковь — овощ. Но можно выделить другой признак, предположим цвет. Тогда лишней окажется слива, так как она синяя, а все прочие —оранжевые. Будет очень хорошо, если вы научите ребенка видеть различные варианты решений. Бывает, задание усложняют. Допустим, просят перечислить предметы на слух, не показывая картинки. Кроме того, на первый взгляд их группы и не поддаются никакой системе. Скажем, тетрадь, блокнот, книга, альбом.

2. «Корректурные пробы». К примеру, «Расставь цифры». На листе изображены 5–7 рядов, состоящих из 7–9 различных символов — снежинок, солнышек, мячиков, грибков и т. д. Они чередуются в произвольном порядке. Вверху листа дан образец. За каждым символом закреплена определенная цифра. Допустим, «солнышко» — это «5», а «мяч» — «1» и т. д. Ребенок должен очень быстро и правильно заполнить весь лист, подписав над каждым символом нужную цифру, данную в образце.

3. «Найди ошибки в серии». Нарисован ряд символов, идущих в определенном порядке, например все рожицы улыбаются, а одна грустная. Нужно найти нарушение. Задачу усложняют, если порядок изменен — две рожицы веселые, а одна — грустная, две рожицы веселые, а одна — грустная, и вдруг две рожицы веселые и две грустные. Здесь и кроется ошибка.

4. «Заполни таблицу». Ребенку предлагают таблицу — три клетки по горизонтали, шесть по вертикали. В ней лишь первая горизонтальная строка заполнена тремя различными символами — скажем, треугольником, кругом, квадратом. Необходимо заполнить всю таблицу так, чтобы порядок заполнения фигурами в каждой горизонтальной строке не повторялся.

5. «Недостающие детали». Предлагают различные картинки, от простых до сложных, со стертыми мелкими деталями. Нужно их найти.

5.1 «Лабиринты». Подобные задания можно встретить во многих детских книгах, когда нужно помочь зайчику выбрать правильную дорогу к морковке, а не к волку. В школьных тестах эти лабиринты, конечно же, намного сложнее.

5.2. «Расставь картинки по порядку и придумай по ним рассказ». Картинок может быть от 3 до 7.

5.3. «Собери картинку». Речь идет о горячо любимых детьми пазлах. В картинке может быть от 4 до 9 частей.

5.4. «Собери кубики по образцу». Из четырех или девяти кубиков нужно собрать рисунок, показанный в образце. Кубики могут быть с разноцветными сторонами, где каждая грань имеет один цвет или, разделенная по диагонали, имеет два разноцветных треугольника. Именно ими и пользуются дети, собирая рисунок.

Хочется посоветовать родителям не терять чувства меры относительно прохождения собеседований в нескольких центрах обучения. Многие папы и мамы, опасаясь, что их чадо не поступит в школу, с апреля до мая водят малыша по собеседованиям, изнуряя его и превращая радостное событие поступления в школу в психотравмирующую ситуацию. К пятому тестированию он забывает все, что знал. А если еще наметилось несоответствие знаний ребенка и его самооценки, то возможно возникновение серьезных проблем, причем не только у малыша.

Для того чтобы помочь будущему ученику быстрее адаптироваться к педагогу, одноклассникам и, наконец, к самой школе, сегодня практически во всех учебных заведениях работают годичные или двухгодичные подготовительные курсы. Многие родители недооценивают их эффективность. Одни считают, что их ребенок достаточно развит и ему нечего там делать, другие не хотят отнимать у малыша последние беззаботные годы, считая, что детский сад даст все необходимое. Это ошибка. Часто умные домашние детишки не готовы к коллективному обучению, не могут сосредоточиться, когда рядом шумят двадцать человек. А объем знаний, который получают малыши в детских садах, часто не соответствует требованиям школы. Дошкольные курсы — серьезное подспорье занятым родителям.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками;

рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);

затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;

научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;

лепите из пластилина, вяжите –это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;

купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти);

не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами;

покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Что же должен уметь ребенок к 1 сентября?

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми. При чем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики , слушать и петь песни Шаинского, Чичкова и других наших прекрасных композиторов : все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физическими силами и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла. Перед школой установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравиться. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, а подшучивать над ним нужно очень осторожно.

Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия – они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда –это физическое закаливание, зарядка, в выходной день – лыжи коньки, прогулки вместе с родителями,

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20 – 25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные “почивать на лаврах”. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех “ рецептов” нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: “Давай-ка сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь”. Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.

Школьная готовность – это и готовность, способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще – она –то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко – порой, даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой – не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.



КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАСНИКУ АДАПТИРОВТЬСЯ К ШКОЛЕ?


Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
- Первые 2-3 недели называют
"физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для первоклассников . В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре болеют.
- Следующий этап -
неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает
период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Помогают ли витамины или "средства для профилактики школьных неврозов" адаптироваться к школе моему ребенку лучше?
В отношении лекарств не одобряется никакая самодеятельность. Любое изменение состояния ребенка, которое вызвало у вас тревогу, должно стать поводом для консультации с врачом. Витамины и БАДы действительно полезны, но лучше все равно спросить врача, потому что бывает не только витаминная недостаточность, но и витаминная избыточность, которая порою опаснее.

Режим!
Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход.
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера.
Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе. Известно, что первоклассник недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора, не приходится.


Физкульт-ура!
С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым.
Но если родители не хотят быть готовыми к тому, что любимое чадо станет хворым и болезненным, что тогда? Тогда все просто, настолько просто и давно всем известно, что даже и напоминать-то неловко.
В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры. Между тем, обычно первоклассник гуляет в среднем 29 минут в день!
Прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.


Волнение.
Волнение бывает двоякое. Одно помогает, снимает все негативные эмоции, дает лишние силы и приподнятое настроение. Так ребенок может всю ночь не спать, "помогать вам" подшивать его брюки к первому сентября, а утром встать довольным, бодрым и веселым.
Или человек совершенно обессиливает, и встает разбитый и усталый.
Особенности детской психики таковы, что измученный волнением, переутомленный ребенок может казаться бодрым и свежим целый день, а вечером, откуда ни возьмись - слезы, крик, отчаянье... Что случилось? Вечером - ничего. Это он переволновался прошлой ночью и утром.
Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Чистоплотная девочка запросто может перестать умываться на ночь, а вот грязнуля, наоборот, вдруг начинает мыться "по утрам и вечерам", а то и в середине дня. С полутора лет дитя пользуется горшком, сбоев никогда не было, а тут еженощно мокрая постель. Как вариант - не заснуть вечером, ни с колыбельной, ни под любимую тихую музыку, ни на ручках у папы. Лежит до двенадцати, до часа, сам измучился и всех измучил, но не спит. Или так: любимых котлет не хочу, мороженое уберите, от него меня тошнит - подайте рыбы, которую раньше терпеть не мог. И еще рыбы. И наутро не забудьте рыбу поджарить.

Как помочь ребенку избежать стресс?
Не дать стрессу стать дистрессом. Теория стресса и дистресса, четко разделяет стресс положительный и стресс отрицательный, или дистресс.
Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Понятно, что
серьезные жизненные перемены - стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. Мы с вами уже пережили столько потерь, столько неприятностей и перемен в жизни, что новые воспринимаем притуплено. А ребенок не имеет опыта проживания перемен и потерь. Душа у него нежнее. Поступление в школу? Это тоже стресс, да еще какой! На стресс ребенок выдает некую реакцию. И от того, что скажем и что сделаем в ответ мы, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, возвращаться потихоньку на круги своя - или этот стресс забьется в угол, как зверек, останется в душе на всю оставшуюся жизнь болью. Причина боли давно забудется, и проявляться она станет в самых непредсказуемых ситуациях.


Преступление-наказание.
Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Вариантов действий два. Порем наглое дитя и тем прекращаем недопустимое поведение. Такую препону дурному поведению, которая связана с унижением личности ребенка, назовем наказанием. В обсуждаемый нами период, в первые десять дней школьной жизни наказывать детей нельзя. Им и так тяжело. Да и всегда с наказанием надо быть очень осторожным.
«Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться, и я с удовольствием поговорю с тобой» или «Когда ты так кричишь, мне очень трудно говорить с тобой, я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо».
Не унижая личности ребенка, мы добиваемся добронравного поведения. При этом стресс, в котором дитя пребывает, не усиливается, атмосфера не нагнетается.
Элвин Фрид в " Книге для тебя " рассказывает о мурашках и ласковушках.
Мурашки - это любые "прикосновения", от которых делается плохо, горько, больно и неуютно. Окрик, шлепок, равнодушное "что-что?", ироничное замечание, просто замечание. Знаете, есть такое мнение, что три замечания в день для ребенка - это предел. Больше - залог невротизации. Не верите? Представьте себе, что вам, взрослому человеку со сложившейся психикой и самооценкой, делают в течение дня нравоучительным или раздраженным тоном три замечания. Как вы себя будете ощущать? А ведь дети куда слабее нас, они еще не знают о себе почти ничего и вынуждены принимать на веру то, что говорят близкие.
Ласковушки - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Как это? Очень просто. Дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом полуспрашивает-полуутверждает: "Что, "Колобка" перечитываешь?" И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках "Колобок". Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе". Правда, неожиданно? Или сын строит в своей комнате из " Лего", а папа заскакивает на секунду перед уходом: "О, Игорь, замок-то уже подрос". И Игорь понимает, что папа его видит, помнит о том, каким был замок вчера и вообще заметил их существование - и сына и его постройки. Один известный психолог утверждает, что
дети могут вырасти нормальными людьми с положительной самооценкой без поощрений, но не могут - без констатации факта своего существования. Странно, правда, но это так. То есть горячие ласковушки - это как десерт. А ласковушки теплые - хлеб насущный.
Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем все происходящее капризом первоклассника и не что иное.
Поразительная слепоглухота! Считать капризом горе ребенка! Но так уж у нас принято: не понимаем мы, отчего дитя плачет, страдает, мается, - клеим ярлык "каприз". А ребенку плохо! Он сам не знает, почему плохо, не может понять и назвать причин, а нам и горя мало, его непокой, маяту, душевный разлад обозвали капризом - значит, можно наказывать, вот и вся недолга!
Любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года - это не каприз или поведение, подлежащее пресечению, а что-то вроде болезни. За отношения отвечает всегда старший. Вот и постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Отнесемся к новоиспеченному первокласснику как к другу, у которого сейчас в жизни трудный период. Мы же не будем сводить счеты и предъявлять требования к человеку, которому и так плохо? Так оставим на это время в покое и малыша-первоклассника.
Не будем добавлять в его вздрюченное состояние нервотрепку дома. В школе дитя может вести себя идеально, чаще всего так и бывает. На три-четыре часа, пока идут уроки, он концентрируется, держит нагрузку, как Атлант небо. А дома, где и стены помогают, где все родное, знакомое, где его любят, он может и должен расслабиться - это нормально.


Снимаем конфликты и конфликтность.
Давайте определим, что мы можем сделать для своего первоклассника, дабы снять все возможные конфликты или хотя бы свести их к разумному минимуму. Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!
Ребенок сбрасывает всю накопившуюся отрицательную энергию дома, он надеется, жаждет, чает - быть понятым и принятым со всеми потрохами, и неуклюже, как умеет, просит о помощи.
Чтобы помочь своему ребенку, родителям не стоит раздражаться самим, ставить каждое лыко в строку. Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз, поцелуем. Есть такая притча. Подходит сосед к старухе и спрашивает: " У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?" Отвечает она: "Да старая я очень - немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька". Давайте и мы так попробуем!
Станем заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух интересную книжку. Посмотрим вместе добрый старый мультик. Отправимся гулять, ведь стоит сентябрь, прекрасная золотая осень. Только не нужно "отдыхать" вместе у компьютера - это дополнительная нагрузка на напряженную сейчас нервную систему ребенка. Да и буйные игры " в войнушку" с папой ограничим пока десятью-пятнадцатью минутами. Словом, потише, поспокойнее, поинтереснее.
Не забудем и о водных процедурах и нелекарственных успокаивающих средствах. За семь лет вы изучили своего ребенка и прекрасно знаете, вода какой температуры действует на него успокаивающе. Вот ее и используйте. Кого-то расслабляет горячая ванна, кого-то холодное обливание, кого-то тепленький душ. Многих успокаивает теплое молоко на ночь или стакан теплой воды с медом. Кто-то расслабляется от мягкого маминого или папиного поцелуя или массажика, пусть и не профессионального.
И еще - никогда не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность.






МУДРЫЕ СОВЕТЫ

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.


Памятка родителям первоклассников

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех  странах мира.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то и нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 



СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что  он хуже других.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на  любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой.

- Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

- Признавайте право ребенка на ошибки.

- Помните, ребенок относится к себе так,  как относятся к нему взрослые.

- Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.



УЧИМСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

1.Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о нем.
9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.