Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Декоратор» (7–8 классы)
Орлик Т.С.
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа интернат № 10»
ПРИНЯТА на педагогическом совете школы-интерната Протокол № от 2021года | | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 10 ____________/Л.Ю. Созинова Приказ от .2021г. № |
Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«ДЕКОРАТОР»
2021 – 2022 учебный год
Возраст учащихся: 13-15 лет (7-8 класс)
Срок реализации: 1 год
| Педагог дополнительного образования: Т.С. Орлик |
г. Бикин 2021
Информационная карта программы
Нормативно-правовое обеспечение программы | Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Конвенция о правах ребенка. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами». |
Название программы | «Декоратор» |
Тип программы | Общеобразовательная общеразвивающая |
Направление | Художественно-эстетическое (Декоративно-прикладное творчество) |
Уровень усвоения | Общекультурный |
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности | Комплексная |
Специфика содержания | личностная ориентация образования; практическая направленность; мобильность; многофункциональность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности; актуальность; прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям); рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата); реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований); контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей). |
Цель программы | формирование способностей в изготовлении изделий из кожи как специфической художественно-творческой деятельности человека. |
Задачи: | познакомить с историей кожевенного производства, свойствами, видами кожи; обучать приемам работы с кожей; создавать условия для формирования умений и навыков в художественном конструировании при работе с кожей. развивать интерес к творческому познанию и самовыражению; развивать интерес и мотивацию к творческим усилиям и сотрудничеству в создании коллективных работ; развитие и совершенствование индивидуального мастерства обучающихся; развивать способности преобразования материала из одной формы выражения в другую, умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной. формирование и развитие коммуникативных навыков; нравственное воспитание; формирование толерантного мышления. коррекция памяти, внимания развитие моторики |
Используемые технологии | Для реализации данной Программы используются элементы следующих педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения; технологии индивидуального обучения; проблемного обучение; технологии развивающего обучения; игровые технологии. |
Форма реализации | Очная |
Методы и приёмы | по способу подачи материала: словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка); наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии); практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами). по характеру деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый. |
Режим реализации | 4 часа в неделю |
Возрастная категория и особенности состава обучающихся | Обучающиеся 13-15 лет. Состав – неоднородный (смешанный), переменный; с участием обучающихся, имеющих статус «ребенок-инвалид» |
Срок реализации | 1 год, 144 часа |
Место реализации | Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10» (КГКОУ ШИ 10) |
Адрес, телефон | 682970, Хабаровский край, г.Бикин, ул. Октябрьская, 38 Тел.: 8 (42155) 21-8-23 |
Ожидаемые результаты | овладение начальными навыками адаптации; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств кожи; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на занятиях, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия); анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами. |
Методическое обеспечение программы | Дэвид Крэков – «Лепим из полимерной глины» 2005г. Симоненко В.Д. – М.: Вентана – Графф, 2001. Синди Холт-« Изделия и бижутерия кожи» 2008г. Плимос Анна-«Полимерная глина. Чудесные поделки» 2008 Бреннан Э. Украшения в стиле винтаж.- М.: Мир книги, 2008.- 75 с. Жадько Е.Г. Вазы, кашпо, декоративные бутылки.- Ростов - н/Д: Феникс, 2006.- 216с. Синеглазова М.О.Кожа. Предметы сервировки стола.- М.: Культура и традиции, 2000.- 40 с. Скребцова Т.О. Новая коллекция объёмных картин из кожи.- Ростов н /Д.: Феникс, 2006.- 170 с. |
Материальное обеспечение программы | школьная доска – 1 стол – 12 стул ученический -12 стол учителя – 1 стул учителя – 1 ручной инструмент (ножницы, иглы, кисти, держатели для обжига кожи) рабочий материал: кожа, ткань, трикотаж, декоративные материалы, фурнитура, проволока, картон, клей, синтепон, акриловые краски, шпагат, нитки швейные, свечки, |
Формы контроля | -Согласно учебному плану, результативность освоения программы отслеживается и фиксируется в форме: участия в культурно-массовых и творческих мероприятиях; участие в городских, муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества; практические и творческие работы, наблюдение, устный опрос. |
Список литературы | Базулина Л.В. Мозаика.-Ярославль, 2000. Зязюн С.Г. Основы педагогического мастерства. - М.,1989. Карпова Е.В. Дидактические игры. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль. «Академия развития»,1997. Талызина А.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. -М.,1998. Туфанова Г.В. Поиграем вместе! - Смоленск : Русич,2000. Высоцкая Е.В. Подарки своими руками. - М.,2003. Еременко Е.Л. Рукоделие. - М.,1989. Лебедев Е.С. Забавные поделки из пластических материалов. - М.,1986. |
Пояснительная записка.
Программа «Декоратор» является программой художественно-эстетической направленности. Разработка и реализация программы стали результатом растущего интереса детей к художественно-эстетическому творчеству, применению натуральных и искусственных материалов в дизайне и декорировании различных предметов интерьера, бижутерии.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Натуральная кожа – это универсальный продукт, созданный природой. Кожа – самый интересный материал для экспериментирования. Ее можно сминать, скручивать, драпировать, клеить, обжигать, плести и т. д. Из натуральной кожи можно изготавливать множество полезных и интересных вещей, которые станут хорошим подарком к любому празднику, украсят дом. От верхней одежды до бижутерии – таков диапазон «кожаной моды», но не менее популярна сегодня кожа в интерьере. Для детей работа с кожей особенно интересна. Она приучает их быть более внимательными и ответственными, ведь им доверяют работать со спичками и свечой, с шилом, булавками, пинцетом. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им труд, когда они фантазируют и старательно вырезают элементы для будущей работы. А дело вот в чем. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, моделирования. Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования. Поэтому овладение основами искусства работы с кожей поможет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.
Отличительные особенности и новизна программы.
Программа «Декоратор» по своим целевым установкам, структуре и содержанию отличается от традиционных программ изобразительного искусства и художественного труда. Эти отличия заключаются в большем, чем в традиционных школьных программах объеме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, в том числе и с литературой. Прежде всего, в ее основе лежит интегративный подход, позволяющий отбирать все самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей. Программа носит много аспектный характер: ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует мягкой социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.
Новизна программы «Декоратор» состоит в том, что она ставит и решает задачи обучения детей основам художественно-декоративного творчества с использованием приемов современного дизайна, дает возможность детям прикоснуться к глубинам истории кожевенного производства и стать творцом уникальных современных кожаных изделий.
Формы и режим занятий.
Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучаются различные темы по изучению основ рисунка, цветоведения, композиции, технология изготовления изделий из кожи, знакомятся со специальной литературой, изучают историю кожевенного производства.
Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению изделий из кожи. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с индивидуальным консультированием обучающихся, конкурс, викторина, выставки и др. Для активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их интереса к дизайну следует организовать экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрировать фотографии изделий дизайна и т. д.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Групповые занятия позволяют педагогу подавать самый разнообразный материал, и являются традиционными для ребенка воспринимать информацию в системе «учитель-ученик». Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого и т.п.), а с другой стороны, закрепление знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения. Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников.
Программа обучения предусматривает в основном групповые и парные занятия, цель которых помочь уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности. Предполагается, что у детей сформируется достаточный уровень умений и навыков работы с кожей. На этом фоне уже выделяются более компетентные, высоко мотивированные и даже профессионально ориентированные дети, которые смогут оказывать тьюторское сопровождение более слабым при выполнении индивидуальных заданий, цель которых развитие уникального сочетания способностей, умений и навыков, и даже начальных профессиональных предпочтений.
Содержание программы
учебно – тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество учебных часов | | | ||
всего | теория | практика | Формы контроля | | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | | |
2. | Азбука кожаной пластики. 2.1. На что годятся кожаные вещи. История кожевенного производства. Общие сведения. Обновление старой кожи. Окрашивание кожи. Сушка. 2.4.Организация труда и правила безопасной работы. Секреты мастерства. Основные приемы работы. Разметка и раскрой. 2.6. Обтяжка. Драпировка. Термическая обработка кожи. Способы соединения и крепления кожи. Склеивание. Оплетка. 2.8.Изготовление деталей из кожи для украшения изделий (бахрома, рулетик, пуговичка, шишечка). | 32 4 12 16 | 8 2 1 1 1 1 2 | 24 - 4 8 12 | практические и творческие работы, наблюдение, устный опрос. | |
3. | Аппликация из кожи 3.1. Аппликация. Изготовление закладки. 3.2. Основы цветоведения. Изготовление и декорирование. Ваза «Осень». Оплетка из кожи 3.3. Материал для оплетки. Виды оплеток. 3.4. Оплетка одним ремешком. Изготовление детского кошелька. 3.5 Изготовление чехла для телефона из кожи техникой оплетки | 24 4 8 4 8 | 5 2 1 1 1 | 19 2 7 3 7 | | |
4. | Цветы из кожи: 4.1. Цветы из кожи. Изготовление выкроек, лекал. Раскрой. Сборка цветов. «Яблоневый цвет». Картина из кожи «Цветущее дерево». 4.2. «Розочка»- украшение для волос 4.3. Бижутерия из кожи. Браслеты. Различные виды браслетов. 4.4. Колье с розочками. 4.5. Шкатулка для украшений «Цветочная фантазия». 4.6. Подставка для косметических принадлежностей. 4.7 Изготовление картины из кожи. 4.8 Декорирование настенных часов | 40 8 4 6 4 4 4 5 5 | 6 2 1 1 1 1 | 34 6 4 5 4 4 3 4 4 | участия в культурно-массовых и творческих мероприятиях; участие в городских, муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества; | |
5. | Кожаный дизайн 5.1. Что такое дизайн. Простая композиция. Пропорции. Эскизы будущих ваз. 5.2. Декоративные бутылки- вазочки: «Ананас». Изготовление деталей с помощью термической обработки кожи. 5.3. Изготовление и декоративные вазочки «Весенняя фантазия». 5.4. Изготовление и декоративные вазочки «Морское дно». 5.5. Декорирование кожей шкатулки (Основа коробка от конфет) | 48 4 10 10 12 12 | 8 2 2 1 2 1 | 40 2 8 9 10 11 | | |
| | | | | | |
| Итого часов: | 144 | 27 | 117 | |
Раздел 1. Вводное занятие.
Ознакомление с оборудованием, правилами безопасности труда и личной гигиены. Знакомство с содержанием программы, демонстрационными материалами. Экскурсия на выставку художественных изделий.
Раздел 2. Азбука кожаной пластики.
На что годятся кожаные вещи. История кожевенного производства. Знакомство с видами кожи и приемами обновления старой кожи. Знакомство с чудо помощниками. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы и правильная организация труда. Секреты мастерства. Как восстановить старую кожу Основные приемы работы (обрисовка, раскраска, гравировка, драпировка и т.д.)
Практические занятия.
Отработка навыка организации труда (подготовка рабочего места, инструментов). Изготовление деталей из кожи, знакомство со способами крепления кожи. Знакомство с основными приемами работы: раскрой, обтяжка, драпировка, оплетка, термическая обработка кожи.
Раздел 3. Аппликация из кожи
Тема 3.1. Изделия на основе склеивания
Аппликация, как способ создания художественного изображения с помощью наклеивания или пришивания на основу разноцветных кусочков кожи и меха. Знакомство с видами аппликации (плоская и объемная).
Практические занятия.
Применение на практике умений обрисовки, раскроя и аккуратного склеивания деталей. Изготовление закладки для книг.
Тема 3.2. Цветовой круг. Гармония цвета. Контраст.
Что такое цвет. Значение цвета для человека. Знакомство с понятиями хроматические и ахроматические цвета, цветовой круг, холодная и теплая гамма цветов. Гармония цветов и контраст. Как получить хорошее сочетание цветов.
Практические занятия.
Игра-эксперимент соединение красок. Окраска кожи, знакомство с приемами окраски. Окраска под мрамор, батик, др. Изготовление объемных изделий наклеивание аппликации на основу (вазу, фужер, стакан). Отработка навыков декорирования кожей. Создание вазы «Осень».
Тема 3.3. Техника оплетка.
Что такое оплетка. Знакомство с видами оплетки (простая, двойная, перекрестная, венецианская).
Практические занятия.
Заготовка кожаных ремешков. Оплетка одним ремешком. Изготовление детского кошелька, подставки под стакан, футляр для ключей.
Оплетка одним ремешком. Изготовление детского кошелька.
Изготовление чехла для телефона
Раздел 4. Цветы из кожи
Тема 4.1.
Знакомство с технологией изготовления цветов из кожи. Сравнение с цветами живой природы, строение цветка, стебля и листьев и т.д.
Практические занятия.
Отработка навыков работы с кожей. Драпировка (складки), скручивание, термическая обработка кожи (обжиг, подпаливание). Изготовление выкроек, лекал, сборка цветов – яблоневый цвет. Использование изученных приемов для создания мини-картин «Цветущее дерево». Изготовление разнообразных брошей «Бабочка», «Розочка». Изготовление заколок для крепления штор продолжает начатую тему и служит оттачиванию мастерства работы с кожей, развитию фантазии, аккуратности и экономии материала. Заколки для крепления штор «Букет» и «Листик».
Изготовление картины из кожи.
Декорирование настенных часов
Тема «Бижутерия из кожи. Браслеты»
Так как девочки в любом возрасте ценят украшения, а сделанные своими руками помогут выделиться в кругу друзей. Различные виды браслетов. Составление эскизов браслетов. История браслета.
Практические занятия.
Кулоны и колье изготавливаются по предложенным педагогом образцам, а декорируют бусинами, стразами, мехом по своим замыслам.
Практические занятия.
Шкатулочки и подставки для косметических кисточек очень необходимые вещи. Изготавливаются из гофрированного картона, а затем обклеиваются кожей, украсить можно букетиком роз, листочками и стеклярусом. Раздел завершает самостоятельная работа по замыслу детей, где дети сами разрабатывают и изготавливают модель из кожи.
Раздел 5. Кожаный дизайн.
Тема 5.1. Что такое дизайн.
Первые уроки дизайна. Знакомство с притчей о двух ремесленниках (возникновении дизайна). Введение в профессию дизайнера. Знакомство и историей возникновения дизайна в России и за рубежом. Виды дизайна (дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, фитодизайн, дизайн одежды и т.д.).
Практические занятия.
Составление эскизов будущих панно. Изготовление декоративных ваз и бутылок. Овладение техникой – обжига кожи (термическая обработка кожи). Основой декорирования является аппликация из цветных кусочков кожи. Коллективная работа. «Весенняя фантазия», «Морское дно».
Для проявления самостоятельности и развития творческой активности проводится «Урок фантазии». Детям дается свободный выбор тем, материалов для исполнения. Декорирование кожей шкатулки (Основа коробка от конфет) Итоговое занятие и выставка детских работ. Ребята делают презентацию своих работ.
Раздел 6. подготовка к выставкам.
Прогнозируемые результаты программы по прохождению обучения:
учащиеся должны знать:
основные способы заготовки и обработки материала из кожи;
технику безопасности при работе с инструментами, основные приемы работы с кожей и пластичными материалами;
понятия: аппликация, эскиз, композиция;
гигиену рабочего места;
технику выполнения изделий из кожи;
технику плетения из кожи;
законы составления композиций;
правила поведения в обществе.
Должны уметь:
самостоятельно и аккуратно работать с различными материалами;
выполнять аппликации, картины, бижутерию из кожи;
учитывать особенности фактуры природных элементов при работе с ними,
владеть навыками заготовки и обработки кожи в зависимости от ее специфики;
составлять несложные композиции;
правильно подбирать цвета;
работать в коллективе;
самостоятельно выполнять задания педагога;
плести простейшие предметы из кожи;