12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шумская Алла Владимировна1728
ОКОУ "Курская школа".Учитель географии,стаж работы 36 лет, высшая категория. В 1987 году окончила КГПИ по специальности "учитель географии и биологии", в 2017 году - дефектологический факультет КГУ.
Россия, Курская обл., Курск

 ОКОУ «Курская школа»

А. В. ШУМСКАЯ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс

Адаптированная образовательная программа по географии представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены программой.

Адаптированная образовательная программа составлена с учетом Федерального Закона от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международных актов в области защиты прав ребенка, законов и иных нормативно-правовых актов Курской области, решений и приказов соответствующих органов управления образованием, Уставов и локальных актов Школы.

Цель программы: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Задачи программы:

формировать элементарные географические представления;

развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)

развивать любознательность, научное мировоззрение;

формировать умение работать с географической картой, графической наглядностью;

прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края.

прививать гражданские и патриотические чувства.

дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов, стран;

показать особенности взаимодействия человека и природы;

познакомить с культурой и бытом разных народов;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

- пересказывать материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.

Личностными результатами изучения курса являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.

Технологии обучения предмету:

проблемное обучение

дифференцированные задания

тестирование и программированные опросы

познавательные игры,

создание занимательных ситуаций

эвристические беседы

использование информационно-коммуникативных технологий по темам 

самостоятельная работа

работа по простейшим алгоритмам

коллективный способ обучения

элементы технологии коммуникативного обучения

элементы технологии совместной продуктивной

деятельности

элементы технологии уровневой дифференциации

личностно ориентированная коллективная творческая деятельность

элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр

практические методы учения:

упражнения 

наблюдения

опыты

исследовательская деятельность

имитационные упражнения

объяснительно-иллюстративные

репродуктивные 

методы проблемного обучения

частично-поисковые или эвристические методы

исследовательские методы

самостоятельная работа с литературой по предмету

ролевые игры

проведение предметных недель

уроки-экскурсии

коллективные творческие дела

акции по охране природы

Формы контроля:

Тестирование, промежуточные и итоговые контрольные работы в конце учебного года

Межпредметные связи

Естествознание, природоведение: рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения, животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения, сельскохозяйственные животные.

История: путешественники и открытие материков; образование государств.

Обществознание: международные законы и законы РФ об охране природы.

Контрольно-измерительные материалы

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот курс внесены изменения, деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.


 


 


 

планируемый уровень ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ на конец учебного года

Планируемый уровень знаний:

- особенности географического положения, очертания берегов, хозяйственное значение и природные условия каждого из океанов (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский);

- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и его особенности размещения.

- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский оке­аны и их хозяйственное значение;

- государства, их положение на материке, основное население и столицы;

- особенности географического положения государств Ближнего Зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и сто­лицы этих государств

Планируемый уровень умений:

показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

находить на политической карте изученные государства и сто­лицы, переносить названия на контурную карту.

8 класс (66 часов)

Введение (1 час)

Что изучает география материков и океанов. Материки и ча­сти света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

Мировой океан(5 часов)

(в том числе 1 час регионального компонента)

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судо­ходство.

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Современное изучение Мирового океана.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сравнение размеров океанов (математика)

Африка (12 часов)

Географическое положение, очертания берегов, острова и по­луострова.

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

Растения тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн.

Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население. Жизнь и быт народов.

Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР — или другие по выбору учителя). Обобщающий урок.

Австралия (8 часов)

Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Мик­лухо-Маклая.

Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое).

Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.

Обобщающий урок.

Антарктида (6 часов)

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

Обобщающий урок.

Америка (20 часов)

Открытие Америки. (1 час)

Северная Америка (8 часов)

Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.

Южная Америка (11 часов)

Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат.

Реки и озера. Растительный мир тропических лесов.

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Крупные государства (Бразилия, Аргентина, Перу или дру­гие по выбору учителя), их столицы.

Обобщающий урок «Часть света — Америка».

Евразия (14 часов)

(в том числе 6 часов регионального компонента)

Евразия - величайший материк земного шара. Географи­ческое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полу­острова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Ев­ропы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ис­копаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические про­блемы. Растительный и животный мир Евразии. Международ­ное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Различия по плотности населения. На­роды Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.

Региональный компонент. Евразия - величайший материк земного шара. Географическое по­ложение. Курская область - часть Евразии. Очертания берегов Евразии. Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии. При­родные зоны Курской области. Реки и озера Евразии. Реки и озера Курской области. Растительный и животный мир Евразии. Растения и животные Курской области. Население Евразии. Население Курской области.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; куль­турные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).

Распад СССР, бывшие союзные республики - государства Ближнего Зарубежья. Охрана природы - всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

Практические работы:

Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Составление схемы хозяйственного использования океанов.

Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, рек Нил, Нигер, Заир, Атласских гор, Суэцкого канала, изученных государств Африки.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Африки.

Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея, Тасмания, реки Муррей, городов Канберра, Сидней и Мельбурн.

Обозначение на контурной карте Антарктиды.

Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури Великих озер. Нанесение изученных государств Северной Америки и их столиц.

Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анд, реки Амазонки, озера Титикака, Магелланова пролива.

Нанесение изученных государств Южной Америки и их столиц.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Южной Америки.

Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум). Проведение границы между Европой и Азией.

Запись в тетради названий типичных растений и животных Евразии.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Итоговая контрольная работа: «Материки и государства»

8 класс — конец года

1.Подчеркни название материков:

Африка Новая Земля

Антарктида Северная Америка

Камчатка Южная Америка

Индия Монголия

Евразия Австралия

2.Распредели океаны по величине, начиная с самого большого:

Индийский океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Тихий океан

3.Соедини государства с их столицами:

Египет Вашингтон

Австралийский Союз Канберра

Куба Бразилия

США Каир

Бразилия Гавана

4. Заполните таблицу:

Полезные ископаемые Европы

Полезные ископаемые

Азии

Растения и животные Европы

Растения и животные

Азии

Реки и озера

Европы

Реки и озера Азии


 

         


 

Планирование коррекционной работы

по географии в 8 классе


 

Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

1

Африка

12

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Австралия

8

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

3

Антарктида

6

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция внимания (объем и переключение).

4

Америка

20

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

5

Евразия

14

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря


 

Учебно-методическое обеспечение


 

Учебно-дидактический материал для обучающихся

Географический атлас «Мир и человек»: М.: Главное управление геодезии и картографии, 1989

География Материков и океанов. 8кл. Учеб. Для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2011.

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Учебное пособие для учащихся 8 кл. С(К)ОУ VIII вида. –М.: Просвещение. – 2011.

Атлас 8 класс

Методические пособия для учителя

География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000

Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

Сайты Интернет:

http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926 (данные ссылки помогу подготовить доклад, реферат по географии, а также просто полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)

География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)

Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps

Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

История географии http://traditio.ru/wiki/География

Географические карты http://www.planetolog.ru/

Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml

Путешествия и открытия http://pyty.ru/

http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии".


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.