12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Локтионова Елена Анатольевна5355 Учитель ОКОУ "Курская школа" В коррекционной школе работаю 30 лет. Много лет являюсь классным руководителем.
Учитель дефектолог -
по- первому образованию, по - второму - учитель биологии и химии Россия, Курская обл., Курск Материал размещён в группе «Рабочие программы» |
Адаптированная образовательная программа по биологии, (7 класс)
Адаптированная образовательная программа по биологии
7 класс
Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.
Биология
Цели и задачи обучения.
Цели:
-всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;
-расширение кругозора об окружающем мире;
воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;
-развитие наблюдательности, памяти, воображения, речи, логического мышления, умения анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
-воспитание бережного отношения к природе, охране природы.
Задачи:
образовательные:
- сообщение обучающимся сведений о строении и жизни растений;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
- установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений;
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.
воспитательные:
-- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
--проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов), бережного отношения к природе;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "живая природа" являются умения:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;
-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.
Личностными результатами изучения курса являются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
-развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметные связи:
-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
_ формирование учебно-логических умений и навыков
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:
- здоровьесберегающие;
- рефлексия;
- развивающего обучения;
- сотрудничества;
- совместной продуктивной деятельности;
- коммуникативного обучения;
- разноуровневого обучения;
- работа по простейшим алгоритмам;
- игровые;
- перспективно-опережающее обучение;
- построение учебного процесса на проблемной основе;
- дифференцированные задания;
- тестирование и программированные опросы;
- информационно-коммуникационные;
- самостоятельная работа.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» начинаю со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем изучает бактерии и заканчивает курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний обучающимися с ОВЗ.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряди и др.). Поэтому в данной программе изучаем наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.
Считаю необходимым изменить количество часов, выделенных на изучение отдельных разделов.
Считаю необходимым добавить в раздел «Растения, грибы, бактерии» следующие темы: «Крестоцветные», «Маревые», «Тыквенные».
Для проведения занятий имею наглядные пособия, гербарий, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Все учебные занятия провожу в специально оборудованном кабинете биологии.
7 класс
РАСТЕНИЯ. ГРИБЫ И БАКТЕРИИ
(68 ч; 2 ч. в неделю)
Введение (2 ч.)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями (22 ч.)
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
1 . Испарение воды листьями.
2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
3. Образование крахмала в листьях на свету.
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
5. Условия, необходимые для прорастания семян.
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).
Строение семени с одной семядолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (28 ч.)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Крестоцветные. Капуста и др.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.
Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная.
Тыквенные. Огурец. Тыква.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений (4 ч.)
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии (1 ч.)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2 ч.)
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы (3 ч.):
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия (1 ч.): «Весенняя работа в саду».
Повторение (2 ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Планируемый уровень знаний:
• названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
• строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
• некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
• разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Планируемый уровень умений:
• отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
• приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
• различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
• различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
• выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
• различать грибы и растения.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 7 классе
(64 ч.)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. | Введение | 2 ч. | |
2. | Общее знакомство с цветковыми растениями | 22 ч. | Практическая работа: Органы цветкового растения. Строение цветка. Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль). Строение семени с одной семядолей (пшеница). Определение всхожести семян. |
3. | Многообразие цветковых растений | 27 ч. | Практическая работа: Перевалка и пересадка комнатных растений. |
Однодольные растения | Строение луковицы. | ||
Двудольные растения | Строение клубня картофеля. Выращивание рассады. | ||
4. | Многообразие бесцветковых растений | 4 ч. | |
6. | Бактерии | 1 ч. | |
7. | Грибы | 2 ч. | |
8. | Практические работы | 3 ч. | Практическая работа в саду, на учебно-опытном участке: Вскапывание приствольных. Рыхление междурядий, прополка и др. работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. |
9. | Экскурсия | 1 ч. | Экскурсия: «Весенняя работа в саду». |
10. | Повторение | 2 ч. |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||||
Введение | 2 ч. | 7А | 7Б | ||||
1. | Многообразие живой природы. Значение растений в природе. | 02.09 | |||||
2. | Цветковые и бесцветковые растения. | 07.09 | |||||
Общее знакомство с цветковыми растениями | 22 ч. | ||||||
1. | Общее понятие об органах цветкового растения. Практическая работа «Органы цветкового растения». | 09.09 | |||||
Подземные и наземные органы цветкового растения | 14.09 | ||||||
Корни и корневые системы | |||||||
1. | Разнообразие корней. Строение корня. Корневые волоски. | 16.09 | |||||
2. | Корневые системы (стержневая и мочковатая). Значение корня в жизни растения. | 21.09 | |||||
3. | Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). | 23.09 | |||||
Стебель | |||||||
1. | Строение стебля на примере липы. | 28.09 | |||||
2. | Значение стебля в жизни растения: а) доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения. б) доставка органических веществ от листьев к корню и другим органам. | 2 ч. | 30.09 05.10 | ||||
3. | Разнообразие стеблей. | 07.10 | |||||
Лист | |||||||
1. | Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. | 12.10 | |||||
2. | Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. | 14.10 | |||||
3. | Испарение воды листьями, значение этого явления. | 19.10 | |||||
4. | Дыхание растений. | 26.10 | |||||
Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. | |||||||
Цветок | 7А | 7Б | |||||
1. | Строение цветка (на примере цветка вишни). Практическая работа «Строение цветка». | 28.10 | |||||
2. | Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). | 09.11 | |||||
3. | Опыление цветков. | 11.11 | |||||
4. | Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. | 16.11 | |||||
5. | Распространение плодов и семян. | 18.11 | |||||
Семя растения | |||||||
1. | Строение семени (на примере фасоли). Практическая работа «Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль)». | 23.11 | |||||
2. | Строение зерновки пшеницы. Практическая работа «Строение семени с одной семядолей (пшеница)». | 25.11 | |||||
3. | Условия, необходимые для прорастания семян. | 30.11 | |||||
4. | Определение всхожести семян. Практическая работа «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву. | 02.12 | |||||
5. | Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). | 07.12 | |||||
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) | 27ч. | ||||||
1. | Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). | 09.12 | |||||
2. | Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). | 14.12 | |||||
Однодольные растения | |||||||
Злаки | 7А 7Б | ||||||
1. | Пшеница. | 16.12 | |||||
2. | Рожь. | 21.12 | |||||
3. | Ячмень. | 23.12 | |||||
4. | Овес. | 28.12 | |||||
5. | Кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. | 13.01 | |||||
Лилейные | 7А 7Б | ||||||
1. | Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). | 18.01 | |||||
2. | Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Практическая работа «Строение луковицы». | 20.01 | |||||
3. | Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). | 25.01 | |||||
4. | Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений | 27.01 | |||||
Двудольные растения | |||||||
1. | Крестоцветные (капуста и др.). | 01.02 | |||||
2. | Пасленовые: а) Картофель. Практическая работа «Строение клубня картофеля». б) Томат-помидор. Практическая работа «Выращивание рассады». в) Петунья, черный паслен, душистый табак. | 03.02 08.02 10.02 | |||||
3. | Бобовые: а) Горох (фасоль, соя — для южных районов). б) Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы. | 15.02 17.02 | |||||
4. | Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная. | 22.02 | |||||
5. | Тыквенные. Огурец. Тыква. | 24.02 | |||||
6. | Розоцветные: а) Яблоня. б) Груша. в) Вишня. г) Малина. д) Шиповник.
е) Садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод, их уборка и использование. | 01.03 03.03 10.03 15.03 | |||||
7. | Сложноцветные: а) Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. б) Маргаритка — двулетнее растение. в) Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. | 05.04 07.04 12.04 | |||||
Многообразие бесцветковых растений | 4ч. 7А 7 Б | ||||||
Голосеменные | |||||||
1. | Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. | 14.04 | |||||
2. | Использование древесины в народном хозяйстве. | 19.04 | |||||
3. | Папоротники. | 21.04 | |||||
4. | Мхи. | 26.04 | |||||
Охрана растительного мира | |||||||
Бактерии. | 1 ч. | 28.04 | |||||
Грибы. а) Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. б) Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. | 2 ч. | 03.05 05.05 | |||||
Практические работы | 3 ч. | ||||||
1. | Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. | 10.05 | |||||
2. | Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. | 12.05 | |||||
3. | Уборка прошлогодней листвы. | 17.05 | |||||
Экскурсия «Весенняя работа в саду». | 1 ч. | 1905 | |||||
Повторение пройденного | 2 ч. | ||||||
1. | Повторение по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями" | 24.05 | |||||
2. | Повторение по теме "Многообразие цветковых растений" | 26.05 |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для учащихся
1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.
4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.
5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 7 классе
(65 ч.)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. | Введение | 2 ч. | |
2. | Общее знакомство с цветковыми растениями | 24 ч. | Практическая работа: Органы цветкового растения. Строение цветка. Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль). Строение семени с одной семядолей (пшеница). Определение всхожести семян. |
3. | Многообразие цветковых растений | 27 ч. | Практическая работа: Перевалка и пересадка комнатных растений. |
Однодольные растения | Строение луковицы. | ||
Двудольные растения | Строение клубня картофеля. Выращивание рассады. | ||
4. | Многообразие бесцветковых растений | 4 ч. | |
5. | Бактерии | 1 ч. | |
6. | Грибы | 1 ч. | |
7. | Практические работы | 3 ч. | Практическая работа в саду, на учебно-опытном участке: Вскапывание приствольных. Рыхление междурядий, прополка и др. работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. |
8. | Экскурсия | 1 ч. | Экскурсия: «Весенняя работа в саду». |
9. | Повторение | 2 ч. |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |||
Введение | 2 ч. | 7А | 7Б | |||
1. | Многообразие живой природы. Значение растений в природе. | 05.09 | ||||
2. | Цветковые и бесцветковые растения. | 07.09 | ||||
Общее знакомство с цветковыми растениями | 24ч. | |||||
1. | Общее понятие об органах цветкового растения. Практическая работа «Органы цветкового растения». | 12.09 | ||||
Подземные и наземные органы цветкового растения | 14.09 | |||||
Корни и корневые системы | ||||||
1. | Разнообразие корней. Строение корня. Корневые волоски. | 19.09 | ||||
2. | Корневые системы (стержневая и мочковатая). Значение корня в жизни растения. | 21.09 | ||||
3. | Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). | 26.09 | ||||
Стебель | ||||||
1. | Строение стебля на примере липы. | 28.09 | ||||
2. | Значение стебля в жизни растения: а) доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения. б) доставка органических веществ от листьев к корню и другим органам. | 2 ч. | 03.10 05.10 | |||
3. | Разнообразие стеблей. | 10.10 | ||||
Лист | ||||||
1. | Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. | 12.10 | ||||
2. | Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. | 17.10 | ||||
3. | Испарение воды листьями, значение этого явления. | 19.10 | ||||
4. | Дыхание растений. | 24.10 | ||||
5. | Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. | 26.10 | ||||
Цветок | 7А 7Б | |||||
1. | Строение цветка (на примере цветка вишни). Практическая работа «Строение цветка». | 07.11 | ||||
2. | Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). | 09.11 | ||||
3. | Опыление цветков. | 14.11 | ||||
4. | Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. | 16.11 | ||||
5. | Распространение плодов и семян. | 21.11 | ||||
Семя растения | ||||||
1. | Строение семени (на примере фасоли). Практическая работа «Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль)». | 23.11 | ||||
2. | Строение зерновки пшеницы. Практическая работа «Строение семени с одной семядолей (пшеница)». | 28.11 | ||||
3. | Условия, необходимые для прорастания семян. | 30.11 | ||||
4. | Определение всхожести семян. Практическая работа «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву. | 05.11 | ||||
5. | Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). | 07.12 | ||||
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) | 28ч. | |||||
1. | Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). | 12.12 | ||||
2. | Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). | 14.12 | ||||
Однодольные растения | ||||||
Злаки | ||||||
1. | Пшеница. | 19.12 | ||||
2. | Рожь. | 21.12 | ||||
3. | Ячмень. | 26.12 | ||||
4. | Овес. | 28.12 | ||||
5. | Кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. | 11.01 | ||||
Лилейные | 7А 7Б | |||||
1. | Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). | 16.01 | ||||
2. | Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Практическая работа «Строение луковицы». | 18.01 | ||||
3. | Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). | 23.01 | ||||
4. | Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений | 25.01 | ||||
Двудольные растения | ||||||
1. | Крестоцветные (капуста и др.). | 30.01 | ||||
2. | Пасленовые: а) Картофель. Практическая работа «Строение клубня картофеля». б) Томат-помидор. Практическая работа «Выращивание рассады». в) Петунья, черный паслен, душистый табак. | 01.02 06.02 08.02 | ||||
3. | Бобовые: а) Горох (фасоль, соя — для южных районов). б) Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы. | 13.02 15.02 | ||||
4. | Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная. | 20.02 | ||||
5. | Тыквенные. Огурец. Тыква. | 22.02 | ||||
6. | Розоцветные: а) Яблоня. б) Груша. в) Вишня. г) Малина. д) Шиповник. Садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод, их уборка и использование. | 27.02 01.03 06.03..1303 | ||||
7. | Сложноцветные: а) Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. б) Маргаритка — двулетнее растение. в) Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. | 01.04 03.04 10.04 | ||||
Многообразие бесцветковых растений | 4ч. 7А 7 Б | |||||
Голосеменные | ||||||
1. | Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. | 12.04 | ||||
2. | Использование древесины в народном хозяйстве. | 17.04 | ||||
3. | Папоротники. | 19.04 | ||||
4. | Мхи. | 24.04 | ||||
Охрана растительного мира. | ||||||
Бактерии. | 1 ч. | 26.04 | ||||
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. | 1 ч. | 03.05 | ||||
Практические работы | 3 ч. | |||||
1. | Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. | 10.05 | ||||
2. | Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. | 15.05 | ||||
3. | Уборка прошлогодней листвы. | 17.05 | ||||
Экскурсия «Весенняя работа в саду». | 1 ч. | 22.05 | ||||
Повторение пройденного | 2 ч. | |||||
1. | Повторение по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями" | 24.05 | ||||
2. | Повторение по теме "Многообразие цветковых растений" | 26.05 | ||||
3. | Повторение по теме "Многообразие бесцветковых растений" | |||||
4. | Повторение по теме "Охрана растительного мира" |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для учащихся
1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.
4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.
5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.