Адаптированная образовательная программа по биологии
7 класс
Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.
Биология
Цели и задачи обучения.
Цели:
-всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;
-расширение кругозора об окружающем мире;
воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;
-развитие наблюдательности, памяти, воображения, речи, логического мышления, умения анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
-воспитание бережного отношения к природе, охране природы.
Задачи:
образовательные:
- сообщение обучающимся сведений о строении и жизни растений;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
- установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений;
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.
воспитательные:
-- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
--проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов), бережного отношения к природе;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "живая природа" являются умения:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;
-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.
Личностными результатами изучения курса являются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
-развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметные связи:
-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
_ формирование учебно-логических умений и навыков
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:
- здоровьесберегающие;
- рефлексия;
- развивающего обучения;
- сотрудничества;
- совместной продуктивной деятельности;
- коммуникативного обучения;
- разноуровневого обучения;
- работа по простейшим алгоритмам;
- игровые;
- перспективно-опережающее обучение;
- построение учебного процесса на проблемной основе;
- дифференцированные задания;
- тестирование и программированные опросы;
- информационно-коммуникационные;
- самостоятельная работа.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» начинаю со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем изучает бактерии и заканчивает курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний обучающимися с ОВЗ.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряди и др.). Поэтому в данной программе изучаем наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.
Считаю необходимым изменить количество часов, выделенных на изучение отдельных разделов.
Считаю необходимым добавить в раздел «Растения, грибы, бактерии» следующие темы: «Крестоцветные», «Маревые», «Тыквенные».
Для проведения занятий имею наглядные пособия, гербарий, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Все учебные занятия провожу в специально оборудованном кабинете биологии.
7 класс
РАСТЕНИЯ. ГРИБЫ И БАКТЕРИИ
(68 ч; 2 ч. в неделю)
Введение (2 ч.)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями (22 ч.)
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
1 . Испарение воды листьями.
2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
3. Образование крахмала в листьях на свету.
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
5. Условия, необходимые для прорастания семян.
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).
Строение семени с одной семядолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (28 ч.)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Крестоцветные. Капуста и др.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.
Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная.
Тыквенные. Огурец. Тыква.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений (4 ч.)
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии (1 ч.)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2 ч.)
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы (3 ч.):
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия (1 ч.): «Весенняя работа в саду».
Повторение (2 ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Планируемый уровень знаний:
• названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
• строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
• некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
• разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Планируемый уровень умений:
• отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
• приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
• различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
• различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
• выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
• различать грибы и растения.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 7 классе
(64 ч.)
№ |
Разделы (темы) |
Кол-во часов |
Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. |
Введение |
2 ч. |
|
2. |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
22 ч. |
Практическая работа: Органы цветкового растения. Строение цветка. Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль). Строение семени с одной семядолей (пшеница). Определение всхожести семян. |
3. |
Многообразие цветковых растений |
27 ч. |
Практическая работа: Перевалка и пересадка комнатных растений. |
Однодольные растения |
Строение луковицы. |
||
Двудольные растения |
Строение клубня картофеля. Выращивание рассады. |
||
4. |
Многообразие бесцветковых растений |
4 ч. |
|
6. |
Бактерии |
1 ч. |
|
7. |
Грибы |
2 ч. |
|
8. |
Практические работы |
3 ч. |
Практическая работа в саду, на учебно-опытном участке: Вскапывание приствольных. Рыхление междурядий, прополка и др. работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. |
9. |
Экскурсия |
1 ч. |
Экскурсия: «Весенняя работа в саду». |
10. |
Повторение |
2 ч. |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
||||
Введение |
2 ч. |
7А |
7Б |
||||
1. |
Многообразие живой природы. Значение растений в природе. |
02.09 |
|||||
2. |
Цветковые и бесцветковые растения. |
07.09 |
|||||
Общее знакомство с цветковыми растениями |
22 ч. |
||||||
1. |
Общее понятие об органах цветкового растения. Практическая работа «Органы цветкового растения». |
09.09 |
|||||
Подземные и наземные органы цветкового растения |
14.09 |
||||||
Корни и корневые системы |
|||||||
1. |
Разнообразие корней. Строение корня. Корневые волоски. |
16.09 |
|||||
2. |
Корневые системы (стержневая и мочковатая). Значение корня в жизни растения. |
21.09 |
|||||
3. |
Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). |
23.09 |
|||||
Стебель |
|||||||
1. |
Строение стебля на примере липы. |
28.09 |
|||||
2. |
Значение стебля в жизни растения: а) доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения. б) доставка органических веществ от листьев к корню и другим органам. |
2 ч. |
30.09 05.10 |
||||
3. |
Разнообразие стеблей. |
07.10 |
|||||
Лист |
|||||||
1. |
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. |
12.10 |
|||||
2. |
Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. |
14.10 |
|||||
3. |
Испарение воды листьями, значение этого явления. |
19.10 |
|||||
4. |
Дыхание растений. |
26.10 |
|||||
Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. |
|||||||
Цветок |
7А |
7Б |
|||||
1. |
Строение цветка (на примере цветка вишни). Практическая работа «Строение цветка». |
28.10 |
|||||
2. |
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). |
09.11 |
|||||
3. |
Опыление цветков. |
11.11 |
|||||
4. |
Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. |
16.11 |
|||||
5. |
Распространение плодов и семян. |
18.11 |
|||||
Семя растения |
|||||||
1. |
Строение семени (на примере фасоли). Практическая работа «Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль)». |
23.11 |
|||||
2. |
Строение зерновки пшеницы. Практическая работа «Строение семени с одной семядолей (пшеница)». |
25.11 |
|||||
3. |
Условия, необходимые для прорастания семян. |
30.11 |
|||||
4. |
Определение всхожести семян. Практическая работа «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву. |
02.12 |
|||||
5. |
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). |
07.12 |
|||||
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) |
27ч. |
||||||
1. |
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). |
09.12 |
|||||
2. |
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). |
14.12 |
|||||
Однодольные растения |
|||||||
Злаки |
7А 7Б |
||||||
1. |
Пшеница. |
16.12 |
|||||
2. |
Рожь. |
21.12 |
|||||
3. |
Ячмень. |
23.12 |
|||||
4. |
Овес. |
28.12 |
|||||
5. |
Кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. |
13.01 |
|||||
Лилейные |
7А 7Б |
||||||
1. |
Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). |
18.01 |
|||||
2. |
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Практическая работа «Строение луковицы». |
20.01 |
|||||
3. |
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). |
25.01 |
|||||
4. |
Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений |
27.01 |
|||||
Двудольные растения |
|||||||
1. |
Крестоцветные (капуста и др.). |
01.02 |
|||||
2. |
Пасленовые: а) Картофель. Практическая работа «Строение клубня картофеля». б) Томат-помидор. Практическая работа «Выращивание рассады». в) Петунья, черный паслен, душистый табак. |
03.02 08.02 10.02 |
|||||
3. |
Бобовые: а) Горох (фасоль, соя — для южных районов). б) Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы. |
15.02 17.02 |
|||||
4. |
Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная. |
22.02 |
|||||
5. |
Тыквенные. Огурец. Тыква. |
24.02 |
|||||
6. |
Розоцветные: а) Яблоня. б) Груша. в) Вишня. г) Малина. д) Шиповник.
е) Садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод, их уборка и использование. |
01.03 03.03 10.03 15.03 |
|||||
7. |
Сложноцветные: а) Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. б) Маргаритка — двулетнее растение. в) Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. |
05.04 07.04 12.04 |
|||||
Многообразие бесцветковых растений |
4ч. 7А 7 Б |
||||||
Голосеменные |
|||||||
1. |
Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. |
14.04 |
|||||
2. |
Использование древесины в народном хозяйстве. |
19.04 |
|||||
3. |
Папоротники. |
21.04 |
|||||
4. |
Мхи. |
26.04 |
|||||
Охрана растительного мира |
|||||||
Бактерии. |
1 ч. |
28.04 |
|||||
Грибы. а) Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. б) Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. |
2 ч. |
03.05 05.05 |
|||||
Практические работы |
3 ч. |
||||||
1. |
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. |
10.05 |
|||||
2. |
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. |
12.05 |
|||||
3. |
Уборка прошлогодней листвы. |
17.05 |
|||||
Экскурсия «Весенняя работа в саду». |
1 ч. |
1905 |
|||||
Повторение пройденного |
2 ч. |
||||||
1. |
Повторение по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями" |
24.05 |
|||||
2. |
Повторение по теме "Многообразие цветковых растений" |
26.05 |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для учащихся
1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.
4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.
5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 7 классе
(65 ч.)
№ |
Разделы (темы) |
Кол-во часов |
Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. |
Введение |
2 ч. |
|
2. |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
24 ч. |
Практическая работа: Органы цветкового растения. Строение цветка. Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль). Строение семени с одной семядолей (пшеница). Определение всхожести семян. |
3. |
Многообразие цветковых растений |
27 ч. |
Практическая работа: Перевалка и пересадка комнатных растений. |
Однодольные растения |
Строение луковицы. |
||
Двудольные растения |
Строение клубня картофеля. Выращивание рассады. |
||
4. |
Многообразие бесцветковых растений |
4 ч. |
|
5. |
Бактерии |
1 ч. |
|
6. |
Грибы |
1 ч. |
|
7. |
Практические работы |
3 ч. |
Практическая работа в саду, на учебно-опытном участке: Вскапывание приствольных. Рыхление междурядий, прополка и др. работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. |
8. |
Экскурсия |
1 ч. |
Экскурсия: «Весенняя работа в саду». |
9. |
Повторение |
2 ч. |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|||
Введение |
2 ч. |
7А |
7Б |
|||
1. |
Многообразие живой природы. Значение растений в природе. |
05.09 |
||||
2. |
Цветковые и бесцветковые растения. |
07.09 |
||||
Общее знакомство с цветковыми растениями |
24ч. |
|||||
1. |
Общее понятие об органах цветкового растения. Практическая работа «Органы цветкового растения». |
12.09 |
||||
Подземные и наземные органы цветкового растения |
14.09 |
|||||
Корни и корневые системы |
||||||
1. |
Разнообразие корней. Строение корня. Корневые волоски. |
19.09 |
||||
2. |
Корневые системы (стержневая и мочковатая). Значение корня в жизни растения. |
21.09 |
||||
3. |
Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). |
26.09 |
||||
Стебель |
||||||
1. |
Строение стебля на примере липы. |
28.09 |
||||
2. |
Значение стебля в жизни растения: а) доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения. б) доставка органических веществ от листьев к корню и другим органам. |
2 ч. |
03.10 05.10 |
|||
3. |
Разнообразие стеблей. |
10.10 |
||||
Лист |
||||||
1. |
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. |
12.10 |
||||
2. |
Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. |
17.10 |
||||
3. |
Испарение воды листьями, значение этого явления. |
19.10 |
||||
4. |
Дыхание растений. |
24.10 |
||||
5. |
Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. |
26.10 |
||||
Цветок |
7А 7Б |
|||||
1. |
Строение цветка (на примере цветка вишни). Практическая работа «Строение цветка». |
07.11 |
||||
2. |
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). |
09.11 |
||||
3. |
Опыление цветков. |
14.11 |
||||
4. |
Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. |
16.11 |
||||
5. |
Распространение плодов и семян. |
21.11 |
||||
Семя растения |
||||||
1. |
Строение семени (на примере фасоли). Практическая работа «Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль)». |
23.11 |
||||
2. |
Строение зерновки пшеницы. Практическая работа «Строение семени с одной семядолей (пшеница)». |
28.11 |
||||
3. |
Условия, необходимые для прорастания семян. |
30.11 |
||||
4. |
Определение всхожести семян. Практическая работа «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву. |
05.11 |
||||
5. |
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). |
07.12 |
||||
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) |
28ч. |
|||||
1. |
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). |
12.12 |
||||
2. |
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). |
14.12 |
||||
Однодольные растения |
||||||
Злаки |
||||||
1. |
Пшеница. |
19.12 |
||||
2. |
Рожь. |
21.12 |
||||
3. |
Ячмень. |
26.12 |
||||
4. |
Овес. |
28.12 |
||||
5. |
Кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. |
11.01 |
||||
Лилейные |
7А 7Б |
|||||
1. |
Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). |
16.01 |
||||
2. |
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Практическая работа «Строение луковицы». |
18.01 |
||||
3. |
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). |
23.01 |
||||
4. |
Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений |
25.01 |
||||
Двудольные растения |
||||||
1. |
Крестоцветные (капуста и др.). |
30.01 |
||||
2. |
Пасленовые: а) Картофель. Практическая работа «Строение клубня картофеля». б) Томат-помидор. Практическая работа «Выращивание рассады». в) Петунья, черный паслен, душистый табак. |
01.02 06.02 08.02 |
||||
3. |
Бобовые: а) Горох (фасоль, соя — для южных районов). б) Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы. |
13.02 15.02 |
||||
4. |
Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная. |
20.02 |
||||
5. |
Тыквенные. Огурец. Тыква. |
22.02 |
||||
6. |
Розоцветные: а) Яблоня. б) Груша. в) Вишня. г) Малина. д) Шиповник. Садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод, их уборка и использование. |
27.02 01.03 06.03..1303 |
||||
7. |
Сложноцветные: а) Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. б) Маргаритка — двулетнее растение. в) Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. |
01.04 03.04 10.04 |
||||
Многообразие бесцветковых растений |
4ч. 7А 7 Б |
|||||
Голосеменные |
||||||
1. |
Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. |
12.04 |
||||
2. |
Использование древесины в народном хозяйстве. |
17.04 |
||||
3. |
Папоротники. |
19.04 |
||||
4. |
Мхи. |
24.04 |
||||
Охрана растительного мира. |
||||||
Бактерии. |
1 ч. |
26.04 |
||||
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. |
1 ч. |
03.05 |
||||
Практические работы |
3 ч. |
|||||
1. |
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. |
10.05 |
||||
2. |
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. |
15.05 |
||||
3. |
Уборка прошлогодней листвы. |
17.05 |
||||
Экскурсия «Весенняя работа в саду». |
1 ч. |
22.05 |
||||
Повторение пройденного |
2 ч. |
|||||
1. |
Повторение по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями" |
24.05 |
||||
2. |
Повторение по теме "Многообразие цветковых растений" |
26.05 |
||||
3. |
Повторение по теме "Многообразие бесцветковых растений" |
|||||
4. |
Повторение по теме "Охрана растительного мира" |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для учащихся
1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.
4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.
5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.