Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сказка»

3
0
Материал опубликован 17 June 2020 в группе
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский профессионально – педагогический колледж № 1»


Кафедра педагогика дополнительного образования и социальных и юридических дисциплин

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сказка»



Возраст учащихся: 6-10лет Срок реализации: 1год Автор программы:

Белослудцева Яна Николаевна,

студентка группы 31 ПДО

специальности 44.02.03. «Педагогика

дополнительного образования»

Б











Пермь, 2019


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сказка» имеет художественную направленность.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительной деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что весь год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет независимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Педагогическая целесообразность. Программа театрального кружка целесообразна, так как опирается на практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской театральной школы К. С. Станиславским, который порекомендовал специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков, предостерегая от увлечения темпов обучения и учил осторожному подходу к юным актерам. Педагогическая целесообразность состоит в том, что каждый ребенок овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.

Цель программы состоит в развитии творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

-создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке;

-приобщит детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;

-воспитывать любовь к театру.

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Программа рассчитана на 1 год обучения

Объем программы 114 часов, которые распределяются по 2 часа в неделю.

В процессе обучения используются следующие методы: словесные методы( рассказ, беседа, диалог), метод наблюдения над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи, наглядные методы (работа с картинками, просмотр пьесы, показ образца движения), работа с книгой (чтение литературных произведений, получение нужной информации на определенную тему)

Программа предусматривает следующие формы занятий: групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для обработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

В результате освоения данной программы обучающие должны уметь:

-разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты).

-с интересом изготавливать и использовать театральные оборудования.

-чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

-выступать перед сверстниками и иной аудиторией.

Должны знать:

-некоторые виды театров.

-некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров.

-театры г. Перми.

Должны иметь представление:

-о театре, театральной культуре.

-о ролях артистов.

-азбуке театре.

-о правилах поведения в театре.

Форма и вид контроля: участие в творческих конкурсах для детских театральных коллективов; постановка спектаклей; постановка миниатюр для показа на мероприятиях и родительских собраниях. Зачеты и контрольные уроки по окончании изученной темы в конкурсно-игровой форме. Анализ занятий, записанных на видео для сравнения результатов и исправления ошибок.




















Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

Актерское мастерство (Театральная игра).

6

64

70


2.1 Внимание.

1

12



2.2 Воображение.

1

12



2.3 Память.

1

12



2.4 Общение.

1

4



2.5 Чувство ритма.

1

8



2.6 Этюд .

1

16


3.

Ритмопластика.

3

21

24

4.

Учебная работа над отрывками.

7

33

40


4.1 Упражнения на дикцию.

2

12



4.2 Творческая работа над текстом.

2

9



4.3 Работа над произведением.

3

12


5.

Концертная деятельность.

-

6

6

6.

Итоговое занятие.


2

2


Итог

17

127

144







Содержание


Вводное занятие.

«Игровое» знакомство, выявление интересов детей через игру. Заинтересовать каждого ребенка предстоящей работой. Техника безопасности.


Актерское мастерство.

Теория. Понятия: «актер, мастерство, действие». Понятия: «память, воображение, чувство ритма, внимание, общение». Понятия: «ритм, темп-ритм», «Этюд»


Память

Воображение

Чувство ритма

Внимание

Общение

развивается память всех органов чувств: зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, память физических действий.

развиваются воображение и фантазия с помощью предлагаемых обстоятельств.

развивается чувство ритма произведений и партнёра и своей роли, как на слух, так и на внутренний темпо-ритм.

развивается три круга внимания: большой, средний и малый; учащийся сможет ими управлять.

развивается умение общаться в коллективе, а также сценическое общение (громкое, отчетливое и др.)


Практика. Упражнения, игры на развитие внимания:

развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости;

круги внимания воображаемой плоскости;

тренировка способности воспринимать впечатления, то есть зарисовки для творческого материала;

упражнения на развитие сценического внимания:

зрительное

слуховое

вкусовое

осязательное

обоняние;

тренинги всех видов внимания.

Упражнения и игры на развитие всех органов чувств.

Упражнения на общение:

вербальное и невербальное общение

тренинги по развитию непрерывного процесса общения.

Упражнения на развитие чувства ритма:

речевые упражнения

ритмические музыкальные игры и упражнения

пальчиковые игры

коммуникативные игры

Упражнения на развитие воображения.

Сценическая наивность (умение воспринимать увиденное за реальное), в форме игрового этюда:

Наблюдение и показ животных, неживые предметы



Ритмопластика.

Теория. Понятия: «ритм, пластика, жест, импровизация». Беседы: «Что может тело», «Как развить пластику».

Практика. Игры на развитие двигательных способностей; упражнения на развитие ритма; игры на развитие партнёрских взаимоотношений. Музыкально-пластические жесты. Пластические импровизации: «Стоп-кадр», «тело-звук», «Разная музыка – разное тело», «Утро», «Круглый и квадратный», «Танцующий огонь» и др.


Учебная работа над отрывками.

Теория. Понятия «диалоги, интонация, дикция». Техника речи.

Практика. Упражнения на дикцию:

произношения гласных звуков;

произношение согласных звуков;

орфоэпия;

единство слова и ритма.

Творческая работа над текстом (басни, стихи).

Работа над произведениями: Видение героя/произведения в целом, его воплощение (разработка персонажа, его костюма), разработка афиши к спектаклю, репетиции, черновые прогоны, генеральные прогоны, подготовка к выступлениям.

Концертная деятельность.

Разработка и постановка игровых программ – ведущие, массовка, актеры; оформление, музыкальное оформление, сценические костюмы.


Итоговое занятие.

Открытое занятие для родителей.




Условия реализации


Театральный зал, театральный свет, декорации, реквизит, магнитофон, видеокамера, ноутбук















Методическое обеспечение


При работе очень важно учитывать психологию учащихся. Поэтому программа составлена таким образом, что ребенок практически все время находится на сцене, тренируясь, репетируя или играя роли, то есть, занимаясь своим прямым делом – работой актера. Благодаря этому, он усваивает материал на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в их необходимости, что исключает нецелесообразные затраты учебного времени на бесполезные знания, не используемые в практической деятельности.

Методика преподавания основана на элементах системы К.С. Станиславского, а также на методиках современных театральных педагогов, которые обогащают и развивают её на базе современных направлений в театре.

Одним из основных методов в обучения является игра, но при условии, если игра ведет к определённой цели, а не становится развлечением, набором игр, а педагог в данном случае – массовиком-затейником. Игра на занятии всегда несет повторении и неожиданность.

Элементы актерского мастерства изучаются комплексно, так как не существует само по себе «воображения», «освобождение мышц», «эмоциональной, слуховой, зрительной памяти».

В процессе обучения целесообразно вводить знакомство с мировыми шедеврами и использовать это как метод для прохождения учебного материала.

Учебная программа выстраивается по принципу от простого к сложному. Если вспомнить К.С. Станиславского – «от сознательного к подсознательному», то есть от понимания к интуиции. Развивая психотехнику учащегося, педагог помогает ему в создании сценического самочувствия; развивая его физический аппарат – помогает выразить через внешнюю форму внутреннее самочувствие.

Таким образом, узнавая тайны актерского мастерства, учащиеся узнают тайны своей души и тела. Научить ребенка понимать себя – одна из важнейших сторон воспитания человеческой личности.

Основные принципы в методике работы с детьми:

не спешить к результату;

от простого к сложному;

игровой принцип занятий;

комплексный подход к элементам обучения;

личность педагога, как пример для подражания.










Литература



Л. Новицкая, Тренинг и муштра, М.: Советская Россия, 1969.

С. Гиппиус, Гимнастика чувств. М.: Искусство, 1967.

Я. Когородский, Режиссер и актер, М.: Советская Россия, 1967.

Л.М. Шихматов, Сценические этюды, М.: Советская Россия, 1966.

Э.М. Чарели, Учитесь говорить, Свердловск. – Уральский университет, 1991.

Кох И. Основы сценического движения, Л., 1970

Станиславский К.С. Работа актера над собой, собрание сочинения, т.3-4.М, 1990

Ершова А.П., Захарова Е.А. Искусство в жизни детей. – М.: Просвещение, 1991.

Захарова Б.Е., Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1978.

Зепанова Т.С., Уроки литературы и театра. – М.: Просвещение, 1982.

Коломенский Я.Л., Психология общения. – М.: Знание, 1974.

Карнеги И.Д., Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично.

Козлянинова И.П., Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1976.

Пиэ Алан, Язык телодвижений. – Н. Новгород: Ай Кью, 1992.

Чарели, Козлянинова, Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, Диамант, 1992.

Швайко Р.С., Игры, игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.



Литература, рекомендованная детям


Александр Кондратенко «Театр». Издательство ИД Мещерякова

Илзе Лиепа «Театральные сказки». Издательство Рипол-Классик

Антон Соня «Ёжкин театр». Издательство «Речь»

Ребекка Дотремер «Маленький театр Ребекки». Издательство Манн, Иванов и Фербер

Екатерина Антонова «В театре. Экскурсия за кулисы». Издательство Настя и Никита

Карина Схапман «Мышкин дом. Сами и Юлия в театре». Издательство Пешком в историю










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации