12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сухарева Ольга Аркадьевна27
Россия, Архангельская обл., Котлас

18


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МО «КОТЛАС»



ПРОТОКОЛ № 1 заседания

Методического совета МУ ДО

«Центр дополнительного

образования МО «Котлас»

от «____» _______20___г


УТВЕРЖДЕНО

Приказ от «___»__________20___ г ____/__














Дополнительная образовательная

общеразвивающая программа

«Акварелька»

Для обучающихся 8-13лет

срок реализации 2 года








Составила: Сухарева Ольга Аркадьевна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории


Реализует: Сухарева Ольга Аркадьевна



















г. Котлас

2020 г.

Пояснительная записка


Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе со школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Акварелька». В рамках кружковых занятий дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей детей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.


Направленность программы «Акварелька» является программой художественной направленности. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Программа может использоваться как в общеобразовательной организации, так и в организациях дополнительного образования.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческойразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.


Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-13 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Группы формируются по возрастному принципу. Требований к уровню подготовленности детей нет (принимаются дети с любыми возможностями и имеющимися навыками).

Требования к подготовке педагога: педагог должен быть учителем изобразительного искусства, прошедший курсы повышения квалификации не позднее, чем за 3 года до начала реализации программы.

Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 2 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.

Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, количество часов в год – 36 на базе МО «СОШ № 91 МО «Котлас».


Возможные формы реализации программы: теоретические, практические занятия, экскурсии, пленер, мастер-классы, индивидуальные, групповые, коллективные.


Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.


Формы подведения итогов реализации образовательной общеразвивающей программы: выставки, зачетные работы, игры, тесты.


Виды контроля:

-начальный (сентябрь)

-текущий (в течение учебного года)

-промежуточный (январь)

-итоговый (май)


В конце первого года обучения:


Ученик будет знать:


- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:


- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;


В конце второго года обучения:


Ученик будет знать:

- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

-Закономерности конструктивного строения изображаемых объектов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.

-Различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

-Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.


Ученик будет уметь:


-Применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения.

-Правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов, грамотно изображать их на бумаге.

-Передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту,

-Передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени.

-Наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы; искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.


Учебный план




Наименование разделов


Количество часов

1 год обучения



Количество часов

2 год обучения


Всего

1

Введение в программу. Чем и на чем рисует художник?

Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов.

Рисунок куба и шара, глиняной крынки

4


4

2

Основные и

составные цвета.

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью и гуашью

3


3

3

Жанры живописи

2


2

4

Натюрморт.

Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. Ваза с цветами и стакан

4


4

5

Пейзаж. Изображение пейзажной местности с архитектурными постройками.

Изображение уголка леса.

3


3

6

Мы рисуем своих друзей. Стоящий человек. Человек в движении

3


3

7

Изображаем свое любимое животное

3


3

8

Портрет. Портрет с натуры

3


3

9

Декоративно-прикладное творчество. Роспись по дереву. Лепка из соленого теста.

4


4

10

Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.

3


3

11

Мир вокруг нас (коллективная работа)

3


3

12

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

1


1

13

Введение в программу. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка


2

2

14

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.


4

4

15

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении


2

2

16

Орнамент. Стилизация


3

3

17

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.



6

6

18

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.



2

2

19

Портретные изображения героев — персонажей любимых литературных произведений


3

3

20

Пейзаж из цветной бумаги газеты

«Городская улица»


3

3

21

Пейзаж в графической технике граттажа.



3

3

22

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта.


3

3

23

Тематическое рисование



4

4

24

Экспозиция работ. Обсуждение выставки



1

1


Всего:

36

36

72












Учебно-тематический план 1-го года обучения


Темы

Общее количество часов

Теорети-ческие занятия

Практичес-кие занятия

Формы контроля

1

Введение в программу. Чем и на чем рисует художник?

Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов.

Рисунок куба и шара, глиняной крынки

4

0,5

3,5

Творчес-кое задание.

2

Основные и

составные цвета.

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью и гуашью

3

0,5

2,5

Педагоги-ческое наблюде-

ние. Творчес-

кое задание.

3

Жанры живописи

2

0,5

1,5

Творчес-кое задание.

4

Натюрморт.

Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. Ваза с цветами и стакан

4

0,5

3,5

Творчес-

кое задание.

Мини-выставка.

5

Пейзаж. Изображение пейзажной местности с архитектурными постройками.

Изображение уголка леса.

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

6

Мы рисуем своих друзей. Стоящий человек. Человек в движении

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

7

Изображаем свое любимое животное

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание.

Мини-выставка.

8

Портрет. Портрет с натуры

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание.

Мини-выставка.

9

Декоративно-прикладное творчество. Роспись по дереву. Лепка из соленого теста.

4

0,5

3,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

10


Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

11

Мир вокруг нас (коллективная работа)

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание.

Мини-выставка.

12

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

1

0,5

0,5

Итоговая выставка.


Итого:

36

6

30



Содержание программы

1 год обучения


Раздел 1. Введение в программу. Чем и на чем рисует художник? Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов. Рисунок куба и шара, глиняной крынки (4 часа).


Теория: Вводный инструктаж по Охране Труда. Введение в образовательную программу.

Знакомство с художественными инструментами и материалами.

Практика: Изображение куба, шара и глиняной крынки. Совершенствование графических навыков (линия, штрих, абрис).

Передача пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы предмета. Конструирование из простых геометрических фигур в более сложные.


Раздел 2. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.

Техника работы акварелью и гуашью. (3часа)

Теория: Зрительное восприятие цвета.

Составление цветов путем смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной палитрой вариативных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Ознакомление с техникой работы гуашью.

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета в живописи. Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

Практика: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в холодной цветовой гамме, на холодном — в теплой цветовой гамме).

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

Раздел 3. Жанры живописи. (2 часа).

Теория: Отличительные особенности каждого жанра изобразительного искусства, исторические сведения.

Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.

Практика: Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


Раздел 4. Натюрморт с натуры (4часа).

Теория: Знакомство с понятием «Натюрморт». Последовательность работы над натюрмортом.

Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.


Практика: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

Раздел 5. Пейзаж. (3часа).

Теория: понятие «Пейзаж» в изобразительном искусстве.

Построение пространства в перспективном сокращении. Различные породы деревьев, особенности освещения. Передача тональных отношений.Последовательность составление пространственной композиции .Особенности работы гуашью.Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.

Практика:

Рисование лесного пейзажа на основе наблюдений или по представлению.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


Раздел 6. Мы рисуем своих друзей. (3 часа)

Теория: Виды портрета. Портрет-шарж. Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа. Характер человека в портрете.

Практика:

Выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

Материалы: уголь, сангина, пастель.

Раздел 7. Изображаем свое любимое животное. (3 часа)

Теория: Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рассматривание произведений художников-анималистов. Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина. Особенности изображения животных. Выразительные возможности смешанной техники.

Практика:

Выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

Раздел 8. Портрет. Портрет с натуры. (3часа).

Теория:

Портрет, как жанр изобразительного искусства. Виды портрета. Первичные навыки рисования с натуры человека. Пропорции головы человека. (педагогический рисунок) Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой

Практика:

а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;

б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Раздел 9. Декоративно-прикладное творчество. Роспись по дереву. Лепка из соленого теста.(4часа)

Теория:

Знакомство со знаменитыми центрами декоративно-прикладного творчества. Изучение техники росписи по дереву мастеров Городца.

Цветовое решение городецких росписей.

Практика: Составление композиции для росписи.

Подготовка деревянной основы к росписи.

Исполнение росписи изделия.

Окончательная отделка.

Методическое обеспечение.

Гуашь, бумага, деревянная основа, кисти .

Лепка из соленого теста

Теория: Инструменты, материалы, техника работы с соленым тестом.

Варианты поделок из соленого теста.

Практика: Изготовление поделки из соленого теста.

Методическое обеспечение.

Набор инструментов для лепки, соленое тесто, гуашь, кисти.


Раздел 10. Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент. (3часов).

Теория: Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы. Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Практика: оформление обложки к литературному произведению на выбор.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


Раздел11. Мир вокруг нас (коллективная работа). (3 часа)

Теория: Изображение фантастических животных, растений, людей на страницах литературных произведений. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: Выполнить композиционное решение, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

I этап — выполнение цветного подмалевка .

II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений .

III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно).

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.


Раздел 12. Экспозиция работ. Обсуждение выставки (1 час)

Теория: Правила оформления выставочных работ: паспарту для рисунка, этикетка. Практика: Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки. Рефлексия.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.



Учебно-тематический план 2-го года обучения.





Темы


Общее количество часов



Теорети-ческие занятия


Практичес-кие занятия


Формы контроля

1


Введение в программу. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка

2

0,5

1,5

Педагогическое наблюде-ние.

2

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

4

0,5

3,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

3

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении

2

0,5

1,5

Творчес-

кое задание.

4

Орнамент. Стилизация

3

0,5

2,5

Педагоги-ческое наблюде-

ние.

5

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.


6

0,5

5,5

Творчес-

кое задание.

Мини-выставка.

6

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.


2

0,5

1,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

7

Портретные изображения героев — персонажей любимых литературных произведений

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание.

Мини-выставка.

8

Пейзаж из цветной бумаги газеты

«Городская улица»

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

9


Пейзаж в графической технике граттажа.


3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

10

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта.

3

0,5

2,5

Творчес-

кое задание.

Мини-выставка.

11

Тематическое рисование


4

0,5

3,5

Творчес-

кое задание. Педагоги-ческое наблюде-

ние.

12

Экспозиция работ. Обсуждение выставки


1

0,5

0,5

Итоговая выставка.


Всего:

36

6

30





Содержание программы

2 год обучения


Раздел 1. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.(2 часа).

Теория: Вводный инструктаж по Охране Труда. Введение в образовательную программу. Знакомство с графическими материалами для уроков изобразительного искусства.

Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.

Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.

Практика: Отработка навыков пользования графическими материалами;

выполнение зарисовок и набросков

Методическое обеспечение. альбом, ластик, карандаш


Раздел 2. Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

(4 часа).

Теория: Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Правила работы гуашевыми красками. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»

Развитие наблюдательности за растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Практика:

Рисование по памяти и представлению осеннего леса.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.



Раздел 3. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.(2 часа)


Теория: Понятие композиция, композиционный центр, закон целостности. Знакомство с правилам и приемами композиции. Симметрия и ассиметрия, ритм, контраст в композиции. Зрительный ряд: «Сикстинская мадонна» Рафаэль, «Тайная вечерня» Леонардо да Винчи, « Богатыри» Виктор Васнецов.

Практика: Создание декоративной композиции.

Методическое обеспечение.

Краски: гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага


Раздел 4. Орнамент. Стилизация. (3 часа)

Теория: Орнамент, как вид декоративно-прикладного творчества. Виды орнаментов.

Закономерность построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;

Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Практика: Самостоятельное составление орнаментов в полосе из форм растительного мира на основе декоративной переработке форм растительного .

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага



Раздел 5. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

(6 часов)

Теория: Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего,

об обычаях и традициях своего народа, умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Знакомство с центрами декоративно-прикладного творчества:

Хохлома, Городец, Полхов-Майдан. Поэтапное выполнение Городецкой росписи.

Практика: Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение Городецкой росписи.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага


Раздел 6. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

(2часа)

Теория:

Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства; с видами и жанрами, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками- пейзажистами: И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.К.Саврасов. Особенности работы над рисованием пейзажа с репродукции.

Практика: Выполнение простейшего пейзажа с репродукций по выбору.

Методическое обеспечение.

Акварель, крупная и тонкая кисти, белая бумага.



Раздел 7. Портретные изображения героев — персонажей любимых литературных произведений (3 часа)

Теория: Ознакомление с выразительностью изображений действия сюжета, персонажей литературных произведений. Задачи, стоящие перед художником-иллюстратором: передача в рисунке образа героя таким, каким его описал автор произведения, его характер и внешний облик. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима. Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.


Практика: выполнение портретов любимых литературных героев.

Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки (можно сочетать уголь и сангину).

Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.



Раздел 8. Аппликация из бумаги и газеты «Городская улица»(3 часа).

Теория: История появления бумаги. Последовательность выполнения аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Зрительный ряд: старинные гравюры, фотографии архитектурных памятников.

Практика: Выполнение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана пейзажа с обязательным включением в него архитектуры Материалы: большой тонированный лист обоев или склеенной бумаги, цветная бумага, клей ПВА, вырезки из журналов, включающее шрифтовое оформление страниц (для аппликации).


Раздел 9. Пейзаж в графической технике граттажа. (3 часа)


Теория:

Ознакомление с новыми возможностями художественных техник. Граттаж (воскогафия)- как один из видов графики. Технология выполнеия работы в технике Граттаж: подготовка бумаги, закрашивание бумаги, нанесение воска, слоя туши, процарапывание рисунка. Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.

Практика: Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка.



Раздел10. Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. (3 часов)


Теория:

Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Виды натюрморта. Последовательность работы над натюрмортом. Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции. Знакомство с техникой работы пастелью и масляными мелками. Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников. Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

Практика: : изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

Методическое обеспечение.

Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

Раздел11. Тематическое рисование (4 часа)

Тема Рисование на тему «Закат солнца»

Теория: Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Техника работы акварелью « По-сырому». Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.

Практика: Рисование на основе наблюдений или по представлению пейзажа «Закат солнца».

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


Раздел 12. Экспозиция работ. Обсуждение выставки (1 час)

Теория: Правила оформления выставочных работ: паспарту для рисунка, этикетка. Практика: Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки. Рефлексия.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.



Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

-Творческие работы;

- педагогическое наблюдение;

- мини-выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.



Рекомендуемая литература


1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.

2. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. —

М., 1961.

3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного

проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд.–

М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.  Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном

искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

5. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском

изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.

6. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

7.  Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

8.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. –

Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе

3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

10.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной

школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.:

Дрофа, 1997.

11. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное

развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. —

М., 1987.

12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма

усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 1981.

13. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука,

Флинта, 1999.

14. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.:

Просвещение, 1980.

15.  Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

16.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

17.  Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное

искусство. - М.: Просвещение, 1989.

18.  Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

19. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В.

Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.

20.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.


Список информационных ресурсов для обучающихся и родителей/законных представителей:


https://arzamas.academy/

https://mel.fm/

https://vk.com/life2hack

https://vk.com/kotlasmuseum

https://vk.com/tretyakovgallery

https://vk.com/hermitage_museum

https://uchi.ru
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.