Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Шашки"

0
0
Материал опубликован 12 November

t1762958309aa.png


Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 39»

ул. Ильинская, д. 22, г. Нижний Новгород, 603000 тел. 433-78-89

e-mail: si39_nn@mail.52gov.ru





Принято

педагогическим советом

ГКОУ «Школа № 39»

протокол №1 от 27.08.2024


Утверждено

приказ директора

ГКОУ «Школа № 39»

197 от 29.08.2024









Адаптированная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования обучающихся

Государственного казённого общеобразовательного учреждения

«Школа № 39»

«Шашки»

(возраст обучающихся 9 - 13 лет)






Автор – составитель:

Сироткина Елена Петровна





Содержание

1.Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.2. Характеристика обучающихся по программе

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

1.4. Основные особенности программы

1.5. Формы и технологии образования детей

1.6. Объём и срок реализации программы

1.7. Режим занятий

2.Обучение

2.1. Цель и задачи обучения

2.2. Учебный план

2.3. Содержание учебного плана

2.4. Планируемые результаты

2.5. Способы и формы определения результатов обучения

2.6. Тематическое планирование

3.Воспитание

3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

3.2. Формы и методы воспитания

3.3. Условия воспитания, анализ результатов

3.4. Календарный план воспитательной работы

4.Организационно-методические условия реализации программы

4.1. Методическое обеспечение программы

4.2. Материально-техническое обеспечение программы

Список литературы





1.Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся Государственного казенного общеобразовательного учреждения

«Школа № 39» «Шашки» (возраст обучающихся 9 –13 лет) (далее – Программа) разработана на основе действующего

законодательства, в том числе:

-Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказа Минпросвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Направленность Программы «Шашки» - физкультурно-спортивная.

1.2. Характеристика обучающихся по программе

Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с их психофизическими возможностями.

Современные требования общества к развитию личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи обучающимся, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность Программы заключается в использовании шашечной игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения учащихся. Обучаясь по программе «Шашки» учащиеся получают возможность легче и быстрее адаптироваться в школьном коллективе, увереннее чувствовать себя в группе, что позволит закрепить этические нормы общения и сотрудничества со сверстниками и старшими.

1.4. Основные особенности программы

Отличительные особенности Программы в том, что при её разработке учитывались возрастные, психологические, и физиологические особенности обучающихся, делается опора на личность ребёнка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе.

1.5. Формы и технологии образования детей

Программа включает в себя игровые формы занятий, что позволяет развивать внимание, воображение, память; тренирует логику, способность к абстрактному мышлению, развивает аналитические способности и умение планировать свои действия.

Занятия являются эффективным средством развития навыков межличностного общения, умения договариваться, оценивать свои действия и действия партнеров.

Знания, умения и навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, участвуя в школьных и городских соревнованиях.

Предлагаемая Программа предполагает обучение технике игры, ознакомление с теорией, разбор различных тактических приемов и возможность достижения спортивных высот.

В Программе акцент сделан на раскрытие интеллектульного и творческого потенциала обучающихся.

1.6. Объём и срок реализации программы

Срок реализации программы - 1 год

1.7. Режим занятий

Занятия проводятся во внеурочное время.

Длительность занятия-40 минут.


2.Обучение

2.1. Цель и задачи обучения

Цель:

t1762958309ab.gift1762958309ab.gifРазвитие личности обучающегося, совершенствование его интеллектуального потенциала, социальной адаптации через занятия шашками.

Задачи:

образовательные:

- обучение технике игры в шашки;

- ознакомление с теорией шашек;

- формирование умения ориентироваться на доске;

- знание шашечных терминов и основ игры.

развивающие:

- развитие логики, внимания и памяти;

- развитие способности самостоятельно мыслить и быть объективным;

- развитие навыков самоорганизации, волевых качеств;

- формирование выдержки, уверенности в своих силах, объективного отношения к сопернику.

воспитательные:

- привитие стойкого интереса к занятиям;

- воспитание дисциплинированности, ответственности;

- воспитание дружеских отношений между детьми.


2.2. Учебный план


Учебный план

(для обучающихся 9-13 лет)

Наименование

курса

теория

практика

Форма аттестации

1

«Шашки»

9

65

Школьные соревнования

Всего часов

74 часа

9

65



2.3. Содержание учебного плана

«Шашки»

Вводное занятие, инструктаж;

Ознакомление с историей игры;

Ознакомление с правилами игры;

Ознакомление с элементарными комбинациями;

Освоение основных правил соревнований и этикета шашиста;

Решение комбинаций и дидактических задач;

Участие в турнирах для закрепления знаний и навыков.



2.4. Планируемые результаты

Знание правил, истории, основ тактики и стратегии игры в шашки;

Развитие логического мышления, памяти, внимания;

Умение анализировать, работать с информацией;

Формирование усидчивости, самостоятельности, ответственности;

Умение вести себя в спорных ситуациях, сотрудничать, находить выходы из конфликтных ситуаций;

Проявлять этическое отношение к сопернику;

Участвовать в соревнованиях.


2.5. Способы и формы определения результатов обучения


Во время обучения проводится качественная оценка достижений

обучающихся по программе на основе уровней:



Уровень

Критерии

Низкий уровень

Обучающийся имеет недостаточные знания по содержанию предмета. Редко принимает участие в соревнованиях внутри детского объединения, редко соблюдает нормы поведения, нет желания общаться в коллективе.

Средний уровень

Обучающийся имеет неполные знания по содержанию предмета, оперирует терминами. Участвует в соревнованиях внутри учреждения, детского объединения, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает, имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Высокий уровень

Обучающийся имеет широкий кругозор знаний по содержанию предмета, владеет определёнными понятиями и приемами. Регулярно принимает участие в соревнованиях районного, регионального всероссийского уровня. Обучающийся соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности, принимает активное участие в делах коллектива.






2.6. Тематическое планирование

п. п

Наименование темы

«Шашки»

кол-во

часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

2

Знакомство с историей возникновения шашечной игры

1

3

Общие правила игры

1

4

Ознакомления с шашечной доской

1

5

Клетки, горизонтали, вертикали, центр, край, угол

1

6

Правила ходов, взятие шашек, превращения в дамки

4

7

Освоение тактических приемов

4

8

Угроза, выигрыш шашки

2

9

Простейшие комбинации

2

10

Изучение правил поведения в коллективе

1

11

Закрепление тактических приемов

2

12

Анализируем соперника

1

13

Изучение силы центра и флангов в игре

2

14

Техника проведения выигрыша шашки

2

15

Принцип уважительного общения

1

16

Основные стратегии игры

2

17

Размен и правильное пользование им

2

18

Ловушки в начале партии

2

19

Решение шашечных головоломок и этюдов

4

20

Самостоятельная игра с анализом (мини-турнир)

2

21

Уверенность взятия-тренировочные движения

2

22

Комбинированные ходы и взятие

2

23

Достижение выгодной позиции

2

24

Практическое закрепление материала

4

25

Эффективность и красота комбинаций

4

26

Делаем наилучшие ходы

2

27

Шашечная концовка

4

28

Различные виды ничьей партии

2

29

Основы позиционной игры

4

30

Этюд

2

31

Знакомство с таблицей шашечного турнира

1

32

Подготовка к соревнованиям между игроками

4

33

Соревнования между игроками, шашечные турниры

2

34

Подведение итогов. Викторина. Награждение.

1


Итого:

74


3.Воспитание

3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

Цель: воспитание спортивной личности, способствование более успешной адаптации и интеграции обучающихся в общество.

Задачи:

-способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

-воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

-пропаганда здорового образа жизни



3.2. Формы и методы воспитания

Формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования данной программы являются:

-учебное занятие.

В ходе учебных занятий в соответствии с содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируется спортивная самореализация.

- практические занятия

-подготовка к соревнованиям, участие в коллективных спортивных делах.

3.3. Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.


3.4. Календарный план воспитательной работы



п/п



Название события, мероприятия



Сроки



Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

«Шашки Деда Мороза»

декабрь

Соревнования младших школьников

Фотоотчет и грамоты участия детей

2

«Весна идет-весне дорогу»


апрель

Турнир младших школьников

Фото и грамоты участия детей

4.Организационно-методические условия реализации программы

4.1. Методическое обеспечение программы

Методические пособия:

-Книги и иллюстрации.

-Медиатека

-Набор дисков со слайдами

-Библиотека презентаций и видеофильмов


4.2. Материально-техническое обеспечение программы

Оснащение кабинета:

-мультимедийный комплекс, ноутбук, принтер, сканер

-столы и стулья

-шашечные доски

- наборы шашек

-шахматные часы


Список литературы

1. Петров, А. Н. *Основы игры в шашки*. — Москва: Физкультура и спорт, 2010. — 192 с.  

   Классическое руководство, охватывающее базовые правила и стратегии.


2. Иванов, В. П. *Шашки для начинающих*. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 160 с.  

   Пособие с наглядными примерами и пошаговыми инструкциями.


3. Кузнецов, М. С. *Тактика и стратегия в шашках*. — Москва: Эксмо, 2018. — 224 с.  

   Книга для игроков среднего уровня, с разбором партий и комбинаций.


4. Смирнов, Д. В. *Шашечные дебюты и эндшпили*. — Новосибирск: Наука, 2012. — 180 с.  

   Углублённый разбор начальных и завершающих стадий игры.

Интернет-ресурсы:

1. Федерация международных шашек (FMJD)  

   https://www.fmjd.org/  

   Официальный сайт международной федерации, содержит правила, новости и обучающие материалы.


2. Shashki.com  

   https://www.shashki.com/  

   Платформа с онлайн-играми, учебными пособиями, анализом партий и турнирами.


3. Draughts: Learn & Play (на сайте Chess.com)  

   https://www.chess.com/draughts  

   Интерактивные уроки и возможность играть с компьютером или другими игроками.

5. Шашечный портал Шашки.ру  

   http://www.shashki.ru/  

   Российский ресурс с новостями, правилами, форумами и статьями по шашкам.


10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации