Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Шашки"

Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 39»
ул. Ильинская, д. 22, г. Нижний Новгород, 603000 тел. 433-78-89
e-mail: si39_nn@mail.52gov.ru
Принято педагогическим советом ГКОУ «Школа № 39» протокол №1 от 27.08.2024 | Утверждено приказ директора ГКОУ «Школа № 39» № 197 от 29.08.2024 |
Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования обучающихся
Государственного казённого общеобразовательного учреждения
«Школа № 39»(возраст обучающихся 9 - 13 лет)
Автор – составитель:
Сироткина Елена Петровна
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.2. Характеристика обучающихся по программе
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
1.4. Основные особенности программы
1.5. Формы и технологии образования детей
1.6. Объём и срок реализации программы
1.7. Режим занятий
2.Обучение
2.1. Цель и задачи обучения
2.2. Учебный план
2.3. Содержание учебного плана
2.4. Планируемые результаты
2.5. Способы и формы определения результатов обучения
2.6. Тематическое планирование
3.Воспитание
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
3.2. Формы и методы воспитания
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
3.4. Календарный план воспитательной работы
4.Организационно-методические условия реализации программы
4.1. Методическое обеспечение программы
4.2. Материально-техническое обеспечение программы
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся Государственного казенного общеобразовательного учреждения
«Школа № 39» «Шашки» (возраст обучающихся 9 –13 лет) (далее – Программа) разработана на основе действующего
законодательства, в том числе:
-Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказа Минпросвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность Программы «Шашки» - физкультурно-спортивная.
1.2. Характеристика обучающихся по программе
Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с их психофизическими возможностями.
Современные требования общества к развитию личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи обучающимся, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность Программы заключается в использовании шашечной игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения учащихся. Обучаясь по программе «Шашки» учащиеся получают возможность легче и быстрее адаптироваться в школьном коллективе, увереннее чувствовать себя в группе, что позволит закрепить этические нормы общения и сотрудничества со сверстниками и старшими.
1.4. Основные особенности программы
Отличительные особенности Программы в том, что при её разработке учитывались возрастные, психологические, и физиологические особенности обучающихся, делается опора на личность ребёнка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе.
1.5. Формы и технологии образования детей
Программа включает в себя игровые формы занятий, что позволяет развивать внимание, воображение, память; тренирует логику, способность к абстрактному мышлению, развивает аналитические способности и умение планировать свои действия.
Занятия являются эффективным средством развития навыков межличностного общения, умения договариваться, оценивать свои действия и действия партнеров.
Знания, умения и навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, участвуя в школьных и городских соревнованиях.
Предлагаемая Программа предполагает обучение технике игры, ознакомление с теорией, разбор различных тактических приемов и возможность достижения спортивных высот.
В Программе акцент сделан на раскрытие интеллектульного и творческого потенциала обучающихся.
1.6. Объём и срок реализации программы
Срок реализации программы - 1 год
1.7. Режим занятий
Занятия проводятся во внеурочное время.
Длительность занятия-40 минут.
2.Обучение
2.1. Цель и задачи обучения
Цель: 
Развитие личности обучающегося, совершенствование его интеллектуального потенциала, социальной адаптации через занятия шашками.
образовательные:
- обучение технике игры в шашки;
- ознакомление с теорией шашек;
- формирование умения ориентироваться на доске;
- знание шашечных терминов и основ игры.
развивающие:
- развитие логики, внимания и памяти;
- развитие способности самостоятельно мыслить и быть объективным;
- развитие навыков самоорганизации, волевых качеств;
- формирование выдержки, уверенности в своих силах, объективного отношения к сопернику.
воспитательные:
- привитие стойкого интереса к занятиям;
- воспитание дисциплинированности, ответственности;
- воспитание дружеских отношений между детьми.
2.2. Учебный план
Учебный план
№ | Наименование курса | теория | практика | Форма аттестации |
1 | «Шашки» | 9 | 65 | Школьные соревнования |
Всего часов | 74 часа | 9 | 65 | |
2.3. Содержание учебного плана
«Шашки»
Вводное занятие, инструктаж;
Ознакомление с историей игры;
Ознакомление с правилами игры;
Ознакомление с элементарными комбинациями;
Освоение основных правил соревнований и этикета шашиста;
Решение комбинаций и дидактических задач;
Участие в турнирах для закрепления знаний и навыков.
2.4. Планируемые результаты
Знание правил, истории, основ тактики и стратегии игры в шашки;
Развитие логического мышления, памяти, внимания;
Умение анализировать, работать с информацией;
Формирование усидчивости, самостоятельности, ответственности;
Умение вести себя в спорных ситуациях, сотрудничать, находить выходы из конфликтных ситуаций;
Проявлять этическое отношение к сопернику;
Участвовать в соревнованиях.
2.5. Способы и формы определения результатов обучения
Во время обучения проводится качественная оценка достижений
обучающихся по программе на основе уровней:
Уровень | Критерии |
Низкий уровень | Обучающийся имеет недостаточные знания по содержанию предмета. Редко принимает участие в соревнованиях внутри детского объединения, редко соблюдает нормы поведения, нет желания общаться в коллективе. |
Средний уровень | Обучающийся имеет неполные знания по содержанию предмета, оперирует терминами. Участвует в соревнованиях внутри учреждения, детского объединения, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает, имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива. |
Высокий уровень | Обучающийся имеет широкий кругозор знаний по содержанию предмета, владеет определёнными понятиями и приемами. Регулярно принимает участие в соревнованиях районного, регионального всероссийского уровня. Обучающийся соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности, принимает активное участие в делах коллектива. |
2.6. Тематическое планирование
№ п. п | Наименование темы «Шашки» | кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 |
2 | Знакомство с историей возникновения шашечной игры | 1 |
3 | Общие правила игры | 1 |
4 | Ознакомления с шашечной доской | 1 |
5 | Клетки, горизонтали, вертикали, центр, край, угол | 1 |
6 | Правила ходов, взятие шашек, превращения в дамки | 4 |
7 | Освоение тактических приемов | 4 |
8 | Угроза, выигрыш шашки | 2 |
9 | Простейшие комбинации | 2 |
10 | Изучение правил поведения в коллективе | 1 |
11 | Закрепление тактических приемов | 2 |
12 | Анализируем соперника | 1 |
13 | Изучение силы центра и флангов в игре | 2 |
14 | Техника проведения выигрыша шашки | 2 |
15 | Принцип уважительного общения | 1 |
16 | Основные стратегии игры | 2 |
17 | Размен и правильное пользование им | 2 |
18 | Ловушки в начале партии | 2 |
19 | Решение шашечных головоломок и этюдов | 4 |
20 | Самостоятельная игра с анализом (мини-турнир) | 2 |
21 | Уверенность взятия-тренировочные движения | 2 |
22 | Комбинированные ходы и взятие | 2 |
23 | Достижение выгодной позиции | 2 |
24 | Практическое закрепление материала | 4 |
25 | Эффективность и красота комбинаций | 4 |
26 | Делаем наилучшие ходы | 2 |
27 | Шашечная концовка | 4 |
28 | Различные виды ничьей партии | 2 |
29 | Основы позиционной игры | 4 |
30 | Этюд | 2 |
31 | Знакомство с таблицей шашечного турнира | 1 |
32 | Подготовка к соревнованиям между игроками | 4 |
33 | Соревнования между игроками, шашечные турниры | 2 |
34 | Подведение итогов. Викторина. Награждение. | 1 |
| Итого: | 74 |
3.Воспитание
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Цель: воспитание спортивной личности, способствование более успешной адаптации и интеграции обучающихся в общество.
Задачи:
-способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
-пропаганда здорового образа жизни
3.2. Формы и методы воспитания
Формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования данной программы являются:
-учебное занятие.
В ходе учебных занятий в соответствии с содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируется спортивная самореализация.
- практические занятия
-подготовка к соревнованиям, участие в коллективных спортивных делах.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
3.4. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | «Шашки Деда Мороза» | декабрь | Соревнования младших школьников | Фотоотчет и грамоты участия детей |
2 | «Весна идет-весне дорогу» | апрель | Турнир младших школьников |
4.Организационно-методические условия реализации программы
4.1. Методическое обеспечение программы
Методические пособия:
-Книги и иллюстрации.
-Медиатека
-Набор дисков со слайдами
-Библиотека презентаций и видеофильмов
4.2. Материально-техническое обеспечение программы
Оснащение кабинета:
-мультимедийный комплекс, ноутбук, принтер, сканер
-столы и стулья
-шашечные доски
- наборы шашек
-шахматные часы
Список литературы
1. Петров, А. Н. *Основы игры в шашки*. — Москва: Физкультура и спорт, 2010. — 192 с.
Классическое руководство, охватывающее базовые правила и стратегии.
2. Иванов, В. П. *Шашки для начинающих*. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 160 с.
Пособие с наглядными примерами и пошаговыми инструкциями.
3. Кузнецов, М. С. *Тактика и стратегия в шашках*. — Москва: Эксмо, 2018. — 224 с.
Книга для игроков среднего уровня, с разбором партий и комбинаций.
4. Смирнов, Д. В. *Шашечные дебюты и эндшпили*. — Новосибирск: Наука, 2012. — 180 с.
Углублённый разбор начальных и завершающих стадий игры.
Интернет-ресурсы:
1. Федерация международных шашек (FMJD)
Официальный сайт международной федерации, содержит правила, новости и обучающие материалы.
2. Shashki.com
Платформа с онлайн-играми, учебными пособиями, анализом партий и турнирами.
3. Draughts: Learn & Play (на сайте Chess.com)
https://www.chess.com/draughts
Интерактивные уроки и возможность играть с компьютером или другими игроками.
5. Шашечный портал Шашки.ру
Российский ресурс с новостями, правилами, форумами и статьями по шашкам.
10