Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Государственное бюджетное учреждение
Центр технического творчества
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Составитель:
Тагильцева Е.А., методист
Санкт-Петербург
2022
Методические рекомендации «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» разработаны для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и содержат актуальный материал, необходимый для разработки и обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Содержание дополнительных общеобразовательных 6
Структура дополнительной общеобразовательной 8
Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 10
Предметные результаты освоения учащимися программы: 19
Метапредметные результаты освоения учащимися программы: 19
Личностные результаты освоения учащимися программы: 20
5.2. Виды дидактических материалов 24
5.3. Оценка результатов освоения программы 26
……………………………………………………………………………34
Информационные источники…..……………………………………...……………35
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа утверждается локальным нормативным правовым актом Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается с учётом положений следующих нормативных правовых актов:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания обучающихся и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей";
Письмо Минпросвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06; (Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
Распоряжение Комитета по образованию № 617-р от 1.03.2017 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна соответствовать требованиям локальных нормативных правовых актов Учреждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна быть изложена в научно-деловом стиле.
Программа показывает уровень профессиональной подготовки её разработчика.
Содержание дополнительных общеобразовательных
Дополнительное образование в РФ осуществляется параллельно нормативному вектору - обучению по основным образовательным программам и не является уровнем образования.
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает: адаптацию учащихся к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку личностей, проявивших выдающиеся способности.
В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно национальным особенностям региона;
возрастным и другим особенностям учащихся;
направленностям программы (техническая, физкультурно-спортивная, социально-гуманитарная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
должно основываться:
на актуальных формах и методах обучения (активных методах, методах дифференцированного обучения, формах и методах дистанционного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
на методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности учащихся);
должно быть направлено на:
создание условий для развития личности учащегося;
развитие мотивации личности учащегося к научному познанию, художественному и (или) техническому творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия учащегося;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности учащегося;
формирование здорового образа жизни;
профилактику асоциального поведения;
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося, его интеграции в общество.
Структура дополнительной общеобразовательной
При составлении Программ необходимо учитывать важные аспекты:
наличие структурно-логических связей между определёнными компонентами ДООП (названием, целью, задачами, планируемыми результатами, содержанием, оценочными материалами);
следование компетентностной парадигме образования;
чёткое определение оценочных средств результатов освоения ДООП;
чёткое определение организационно-педагогических условий для реализации ДООП.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:
календарно-учебный график;
рабочая программа каждого учебного года;
оценочные и методические материалы программы (включая список литературы и источников).
Пояснительная записка должна содержать информацию о:
направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и уровне освоения (общекультурный, базовый, углубленный);
актуальности, новизны (при наличии);
объеме и сроке реализации программы;
адресате программе (с указанием возраста учащихся, участвующих в освоении данной программы и характеристики данной группы учащихся);
условиях реализации программы: условиях набора в коллектив (необходима ли педагогическая диагностика, медицинский допуск);
особенностях организации образовательного процесса (например, особого построения содержания программы, описание последовательности освоения модулей и т.п.);
формах проведении занятий и формах организации деятельности учащихся на занятиях;
материально – техническом обеспечении программы;
планируемых результатах освоения программы.
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы содержит:
перечень форм контроля;
указание на количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Календарный учебный график составляется на весь период освоения программы, даты проставляются на текущий учебный год.
описания особенностей организации образовательного процесса конкретного года обучения по программе (включая особенности (при наличии) календарно-учебного графика),
перечисления задач и планируемых результатов конкретного года обучения по программе,
содержания конкретного года обучения по программе (краткое описание тем теоретических и практических видов занятий)
календарно-тематических планов на каждую учебную группу (в соответствии с расписанием занятий на учебный период).
Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной программы содержат:
способы отслеживания результатов;
периодичность проведения мониторинга;
описание форм фиксации результатов мониторинга.
Методические материалы дополнительной общеобразовательной программы включают в себя описание:
форм проведения занятий;
(авторских) методик проведения занятий;
рекомендаций по проведению практических работ;
методических видов продукции (разработки игр, экскурсий, конкурсов и т.д.);
Информационные источники (список рекомендуемой и используемой литературы и источников, электронных ресурсов).
Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Классификация программ может проводиться по различным основаниям.
Классификация программ по степени уникальности
По степени уникальности выделяют модифицированные и авторские программы.
Модифицированная - программа, при разработке которой за основу берется другая, сходная по содержанию, направлению деятельности дополнительная общеобразовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в нее могут вноситься следующие изменения:
в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др.;
с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп обучающихся;
в режим и временные параметры осуществления деятельности;
с учетом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития обучающихся;
в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и собственным видением предмета.
Разработчику модифицированной дополнительной общеобразовательной программы следует указать предшествующие программы, взятые за основу при разработке.
Авторская - программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Статус авторской может быть присвоен дополнительной образовательной программе, прошедшей процедуру конкурса авторских программ.
Классификация программ по уровню освоения
1. "Общекультурный уровень": срок реализации программы до 2-х лет, максимальный объем в год до 144 час.
2. "Базовый уровень": срок реализации программы 2-3 года, максимальный объем в год до 288 час.
3. "Углубленный уровень": срок реализации программы от 3-х лет, максимальный объем в год до 432 час.
Классификация программ по форме организации содержания
Комплексная программа - это совокупность самостоятельных дополнительных общеобразовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение (например, музыкально-хоровая студия). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В комплексных программах, как правило, ставятся цели и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.
Модульная программа - по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных целостных блоков.
Для групп учащихся с особенностями психического или физического развития разрабатываются адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Например, для учащихся с патологией опорно-двигательного аппарата.
Методические рекомендации по разработке и оформлению структурных элементов
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Титульный лист оформляется в соответствии с утвержденным в Учреждении порядком.
Пояснительная записка
Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативно-правовой базы, на которую опирался составитель при написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Следует указать уровень программы (например, общекультурный).
Далее рекомендуется включить краткую характеристику программы, обосновать её педагогическую целесообразность. Можно изложить основную информацию, касающуюся данного вида деятельности, его истории развития и т.п.
Направленность программы
Выбирается одна из направленностей, которой соответствует содержание программы. Министерством просвещения РФ определены следующие направленности образовательной деятельности в дополнительном образовании: техническая; художественная; спортивная; туристско-краеведческая; естественнонаучная; социально-гуманитарная. Если разработчику кажется, что программа имеет смежную (например, художественно-техническую) направленность, то это можно отразить в разделе «Отличительные особенности».
Новизна и актуальность
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования;
новые педагогические технологии в проведении занятий;
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем учащимся в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
на анализе социальных проблем;
на материалах научных исследований;
на анализе педагогического опыта;
на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
на современных требованиях модернизации системы образования.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Сформулировать цель нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.
Цели могут быть направлены:
на развитие учащегося в целом;
на развитие определенных способностей;
на формирование умений заниматься самообразованием;
на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно-ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
на обучение учащихся трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи.
Для написания формулировки цели составитель может использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Примеры формулировки целей программы
Развитие индивидуальных способностей, самореализация личности учащегося на основе формирования интереса к техническому проектированию в процессе занятий автомодельным спортом.
Социализация и личностный рост учащихся посредством овладения навыками эффективного общения.
Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности учащихся через обучение технологиям видеосъёмки и видеомонтажа.
Развитие инженерного мышления, конструкторских и изобретательских способностей учащихся через освоение основ электроники и ТРИЗ.
Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством привлечения в процесс обучения художественному творчеству средств арт-терапии.
Развитие и творческое самовыражение личности ребёнка посредством освоения технологий художественной обработки текстиля.
Реализация интересов учащихся в научном познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
Творческое и физическое развитие учащихся посредством изучения народных танцев.
Задачи программы - это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности учащихся.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, осознанные отношения, личностные качества, будут сформированы у учащихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы слова:
Глаголы | Существительные |
способствовать | помощь |
развивать | развитие |
приобщать | приобщение |
воспитывать | воспитание |
сформировать | формирование |
обучить | обучение |
обеспечить | обеспечение |
поддержать | поддержка |
расширить | расширение |
познакомить | знакомство |
предоставить возможность | предоставление возможности |
углубить | углубление |
Поставленные задачи должны привести к планируемым результатам. При написании программы нужно учитывать соответствие: обучающие задачи – прообраз предметных связей, развивающие связаны с метапредметными результатами, воспитательные задачи проявляются в личных результатах.
Пример:
Обучающие задачи
Обучить основам конструирования из различных материалов.
Обучить навыкам танцевального мастерства.
Формировать музыкально-ритмические навыки.
Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
Воспитательные задачи
Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, и т.д.).
Воспитать волевые и трудовые качества личности.
Воспитать уважительное и бережное отношение к народному творчеству.
Приобщить учащегося к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Воспитывать чувство ответственности за свою работу.
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Развивающие задачи
Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
Развитие артистических, эмоциональных качеств у учащихся средствами вокальных занятий.
Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.
Условия реализации программы: набор в коллектив, формирование групп
В этом подразделе необходимо разместить следующую информацию:
для какой категории учащихся предназначена программа, степень предварительной подготовки;
уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье;
возраст учащихся, которым адресована программа (от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, занимающихся по программе;
наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе каждого года обучения);
предполагаемый состав групп (допускаются ли разновозрастные группы);
условия приема учащихся (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора в коллектив на вакантные места, на первый, второй и последующие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определенной области и т.д.
Пример:
Программа адресована подросткам 14-17 лет. Учащиеся, поступающие на обучение по программе, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам учащиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу. Занятия проводятся в группах. Условия набора в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения –12 человек; третий год обучения - 10 человек.
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
временные границы: на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность в академических часах;
этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
количество часов на каждый год обучения.
Пример:
Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения - 144 часа; 2 год обучения - 108 часов; 3 год обучения - 216 часов; 4 год обучения - 216 часов.
Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая пленэры и экскурсии.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная | Фронтальная | Групповая |
Индивидуально-групповая | Со всем коллективом | Работа по подгруппам |
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | показ видеоматериалов, иллюстраций | тренинг |
беседа, объяснение | показ педагогом приёмов исполнения | вокальные упражнения |
анализ текста | наблюдение | тренировочные упражнения |
анализ структуры музыкального произведения и др. | работа по образцу и др. | лабораторные работы и др. |
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковые методы обучения (участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
исследовательские методы обучения (овладение учащимися методам научного познания, самостоятельной творческой работы).
Занятие по типу может быть: теоретическим, практическим, комбинированным диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.
Возможные формы проведения занятий:
вернисаж | лабораторное занятие | спектакль |
викторина | лекция (он-лайн-лекция) | репетиция |
выставка | мастер-класс | соревнование |
гостиная | круглый стол | творческая встреча |
диспут, дискуссия обсуждение | «мозговой штурм» | творческая мастерская |
занятие-игра | наблюдение | творческий отчет |
защита проектов | олимпиада | тренинг, тренаж |
игра деловая | он-лайн марафон | турнир |
игра-путешествие | семинар | фестиваль |
игра сюжетно-ролевая | поход | чемпионат |
КВН | практическое занятие | экскурсия |
конкурс | представление | эксперимент |
консультация (он-лайн) консультация) | презентация | эстафета |
концерт | студия | ярмарка |
Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю.
При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если есть отличие от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными правовыми актами, возрастными и другими особенностями учащихся, продолжительность учебного часа изменена.
Учебный процесс основывается на сочетании различных видов работ (лекции, практические занятия, консультации). Учебный процесс проводится в режиме on-line, off-line при помощи системы дистанционного обучения.
Материально-техническое обеспечение
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие для реализации программы:
сведения о помещении, в котором проводятся занятия;
перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, микрофонов и т.п.);
перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска т.п.);
перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
перечень расходных материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и т.п.;
учебный комплект на каждого учащегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
Планируемые результаты освоения программы
Планируемый результат - это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет учащийся. Планируемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать». Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки учащихся по итогам каждого года обучения.
Планируемые результаты - совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе освоения программы.
Реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся определенных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность: сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.
Метапредметные результаты - освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта.
Планируемые результаты формулируются с учетом цели и задач обучения, развития и воспитания, а также уровня освоения программы.
Примеры формулировок результатов освоения программы:
К концу первого (второго, третьего...) года обучения | |
учащийся | у учащегося |
будет знать будет уметь будет иметь представление будет стремиться будет обучен овладеет понятиями: получит навыки расширит представления научится делать | будет сформирована устойчивая потребность будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества будет развита устойчивая потребность к самообразованию будет сформирована активная жизненная позиция будут развиты способности: будет воспитано уважение к нормам… |
| |
будут знать основную терминологию технологических процессов | получат представление о приёмах работы в различных программах видеомонтажа; |
научатся применять различные графические эффекты | получат сведения о видах компьютерной графики |
научатся осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности | смогут осуществлять поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы |
научатся самостоятельной организации и выполнению различных творческих работ по созданию технических изделий | смогут осуществлять выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая, Интернет-ресурсы |
смогут соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его | смогут отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности |
разовьют глазомер (умение измерять без использования измерительных инструментов) | будет развито чувство гармонии пропорций, художественный вкус |
будет развито трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат | научатся бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | будет развито самоопределение в выбранной сфере |
будут сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни | будет сформировано уважительное отношение к другим культурам |
Учебный план оформляется в табличной форме.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | | ||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Введение в программу. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
2. | Тема 1 … | | | | Устный опрос/ он-лайн тестирование. Педагогическое наблюдение |
| Тема 2 … | | | | Тестирование /он-лайн тестирование. |
5. | Контрольные и итоговые занятия | | | | Выставка. Тестирование. |
| Итого | | | | |
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
В учебном плане указываются формы контроля для каждого раздела, которые должны соответствовать описанным в части «Оценочные и методические материалы».
Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
Учебный план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.
Практическая деятельность обучающихся на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 40 %).
Также в учебном плане необходимо закладывать часы:
на вводное занятие (введение в программу);
концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
итоговое занятие, отчетное мероприятие.
В учебном плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование (темы занятий более узкие).
Расчет количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу.
При проектировании многолетней программы необходимо оформить сводный учебный план, включая все года обучения.
Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов, а также режим занятий.
Календарный учебный график должен быть составлен с учетом проведения во время каникулярного времени походов, учебно-тренировочных сборов, летних школ др. В графе «Режим занятий» необходимо указать количество и продолжительность занятий в неделю.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название» на 2022-2023 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1-ый год | | | | | | |
2-ой год | | | | | | |
Рабочая программа
Рабочая программа включает: описание особенности организации образовательного процесса каждого года обучения, задачи и планируемые результаты каждого года обучения, содержание обучения и календарно-тематическое планирование каждого года обучения.
Содержание обучения
Содержание обучения – это описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме. Содержание обучения раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании обучения необходимо указать:
название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебного плана);
все вопросы (ключевые слова), которые раскрывают тему (без методики);
основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность учащихся на занятии;
При включении в дополнительную общеобразовательную программу экскурсий и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения их проведения.
Примеры:
ДООП «Акробатика»
Тема «Координация»
Теория Терминология разучиваемых упражнений. Техника выполнения упражнений.
Практика Выполнение упражнений на сохранение равновесия: в статических положениях (сохранение стойки на носках, на одной ноге, с изменением положений рук, «ласточка»); в движении (ходьба по скамейке, бревне: на носках, спиной вперед, приставными шагами, галоп и т.д.); равновесие с захватом голени; подвижные игры, игры на координацию; повороты (на 90°, 180°, 360°), то же в прыжке; преодоление полос препятствий.
ДООП «От простого чертежа к трехмерной модели корабля»
Тема «Простейшие электрические цепи»
Теория Электрическая цепь, состоящая из источника тока потребителя (лодочный электродвигатель, лампочка накаливания) и выключателя. Обозначение элементов на электрических схемах. Понятия: аккумулятор, ток зарядки, напряжение, частота вращения, скорость движения, короткое замыкание, ходовые огни судна, силиконовые герметики. Правила безопасной работы с зарядными устройствами аккумуляторов.
Практика Установка лодочного мотора на модель. Герметизация дейдвудной трубы герметиком. Установка выключателя и ходовых огней. Чтение схем электрических цепей. Сборка электрической цепи на катере по схеме.
Календарно-тематический план должен соответствовать учебному плану, он представляет собой разбивку разделов и тем программы на более мелкие единицы – темы учебных занятий. Календарно-тематический план составляется на каждую учебную группу на учебный год до начала занятий по программе, в него заносятся предполагаемые даты занятий в соответствии с расписанием учебных занятий.
Методические и оценочные материалы
5.1. Методические материалы
В данном разделе должны быть представлены используемые методики, методы и технологии с описанием применения в процессе реализации программы и комплекс оценочных средств программы.
В данном разделе описывается:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки занятий, мероприятий, экскурсий, конкурсов и т.д.);
формы проведения занятий при реализации программы;
авторские методики проведения занятий;
рекомендации по проведению практических работ и т.д.;
методики, тематика исследовательской работы и т.д.
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:
Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Средства коммуникации при применении ЭО и ДОТ |
| | | | |
Асинхронные средства коммуникаций позволяют передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести:
Форумы. Такой способ обратной связи имеет положительную сторону - накопление информации. Все проведенные дискуссии можно прочитать и добавить свой ответ к ним в любое время.
Электронная почта. Этот вид связи подходит только для персонального «адресного» общения, делая затруднительными публичные обсуждения.
Синхронные средства коммуникаций - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени.
Видео конференции. Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. Такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества классического очного обучения и дистанционного.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
натуральный (образцы материалов, машины и их части и т.п.);
объёмный (модели машин, механизмов, сооружений);
схематический или символический (оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, графики, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
иллюстративный (репродукции, иллюстрации, фотоматериалы и др.);
смешанный (видеозаписи, учебные фильмы и т.д.);
дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
обучающие прикладные программы в электронном виде;
учебные пособия, журналы, книги;
тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.
Пример:
Описание приемов и методов организации образовательного процесса.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно - познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Дидактические средства. Образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы с образцами узоров, альбомы с чертежами узоров, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления.
Методическое обеспечение: наличие фонотеки с произведениями классических авторов и современных композиторов и исполнителей.
Оценка результатов освоения программы
При отслеживании результатов образовательной деятельности могут применяться общенаучные методы исследования — наблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, анализ документов.
Для отслеживания результативности обучения можно использовать:
Педагогический контроль | Самоконтроль учащегося |
контрольные задания и тесты | листы индивидуального образовательного маршрута |
диагностика личностного роста | зачётные книжки |
анкетирование | творческие дневники |
педагогические отзывы | фотоотчёты |
Виды педагогического контроля:
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития учащихся, их способностей до начала (либо в начальный период (первый месяц) освоения программы. | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение |
Текущий контроль | ||
По ходу преподавания в процессе занятий | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности учащихся к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности учащихся в обучении. | Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, контрольное занятие, самостоятельная работа |
Промежуточный контроль | ||
По окончании логически выделенной части программы или полугодия. | Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения к определенному периоду. | Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита проектов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование. |
Итоговый контроль | ||
В конце освоения программы | Определение изменения уровня развития учащихся, их способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы | Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, зачет, открытое занятие, игра, эссе, коллективный анализ работ, тестирование, анкетирование и др. |
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Спектр способов и форм выявления результатов | Спектр способов и форм фиксации результатов | Спектр способов и форм предъявления результатов |
Опрос, наблюдение. Выставки, фестивали, Концерты Зачеты Конкурсы Соревнования | Грамоты Дипломы Готовые работы Журнал Анкеты Тестирование Листы диагностики | Выставки, конкурсы, фестивали Праздники Концерты Соревнования Демонстрация моделей Открытое занятие |
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть использоваться для проведения анализа результатов педагогом, методической службой, родителями и администрацией учреждения.
Дневники достижений, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. - документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого учащегося.
Следует определиться с оцениваемыми параметрами и шкалой оценки и критериями оценки.
Пример: Диагностика результатов обучения по 2-х годичной программе с фиксацией результатов проводится 4 раза за период обучения: промежуточная диагностика - в конце каждого учебного полугодия, итоговая диагностика - в конце обучения по программе.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного периода для оценивания уровня освоения учебного материала и развития личностных качеств учащихся.
Входная диагностика проводится при поступлении в объединение. При поступлении в объединение новых обучающихся на второй или третий год обучения с ними проводится входная диагностика в индивидуальном порядке. На каждого учащегося заполняется карта педагогического наблюдения (Приложение №…).
Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале.
1 балл:
• Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.
• Или/и имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении задания)
• Или/и затрудняется в применении простых приемов работы.
2 балла:
• Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.
• Обладает навыками правильного использования инструментов/материалов начальной степени.
• Правильно выполняет простые приемы работы.
3 балла:
• Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.
• Обладает навыками правильного и быстрого использования инструментов/материалов.
• Правильно выполняет простые и сложные приемы работы.
Информационная карта освоения программы
№ п.п. | Фамилия, имя | Промежуточный контроль 1 | Промежуточный контроль 2 | Промежуточный контроль 3 | Итоговый контроль 4 | Итого |
| | | | | | |
В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. В конце года все баллы суммируются.
Выявляются 3 уровня освоения программы.
Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 10 до 12 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов. Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 4 до 7 баллов.
Результаты участия учащихся в научных, творческих мероприятиях заносятся в «Карту учета достижений» (Приложение № …).
Диагностика уровня развития личностных качеств учащихся проводится по следующим параметрам: мотивация, воля, умение ставить задачи, коммуникативность.
Итоги диагностики заносятся в информационную карту «Личностное развитие» (Приложение №…).
Информационные источники
Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности разработчика в области педагогики и направления подготовки учащихся. Рекомендуется включать в список материалы, которые были изданы не ранее 5-летнего срока от года утверждения программы. Исключение составляет редкая литература.
Список должен быть пронумерован и упорядочен по алфавиту.
Оформляются перечень информационных источников согласно ГОСТа Р 7.0.100–2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления.
В начало списка, как правило, помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т. д.), которые располагаются по юридической силе. Расположение внутри равных по юридической силе документов – по дате принятия, в обратной хронологии:
1. Международные нормативные акты
2. Конституция
3. Федеральные конституционные законы
4. Постановления Конституционного Суда
5. Кодексы
6. Федеральные законы
7. Законы
8. Указы Президента
9. Акты Правительства
а) постановления
б) распоряжения
10. Акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов
11. Нормативные акты министерств и ведомств
а) постановления
б) приказы
в) распоряжения
г) письма
12. Региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские)
13. ГОСТы
14. СНиПы, СП, ЕНИРы, ТУ и др.
Вслед за указанными документами располагается вся остальная литература: книги, статьи в алфавитном порядке и электронные издания.
Схема описания книги:
Заголовок (Ф. И. О. автора). Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (учебники, учебные пособия, справочники и др.) / сведения об ответственности (авторы, составители, редакторы и др.). – Сведения о переиздании (2-е изд, прераб. и доп.). – Место издания (город): Издательство, год издания. – Объем (кол-во страниц).
Примеры библиографического описания
(для списков литературы)
Книги под фамилией автора (авторов)
Описание начинается с фамилии автора, если авторов не более трех.
Один автор
Бондарев И.М. История создания системы высшего образования России. М.: Высшая школа, 2008. - 333 с.
Горелов А. А. Основы социологии и политологии / А. А. Горелов. – 4-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2018. – 417 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461008 (дата обращения: 23.10.2021). – Текст: электронный.
Два автора
Петрова И. В. Производство строительных работ: учебное пособие / И. В. Петрова, Н. Г. Мамаев.— Чебоксары: Издательство Чувашского государственного университета, 2015.— 212 с.
Лукьянов В. В. Уголовное право России. Общая часть: учебник / В. В. Лукьянов, В. С. Прохоров; под редакцией В. В. Лукьянова. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2018.— 628 с.— URL: http://znanium.com/catalog/product/1015150(дата обращения: 23.10.2021). – Текст: электронный.
Три автора
Владимиров В. В. Применение инновационных агромелиоративных материалов: передовой опыт и экономическая оценка: монография / В. В. Владимиров, И. П. Стуканова, А. В. Агафонов.— Чебоксары: Политех, 2019.— 116 с.
Борзова Л. Д. Основы общей химии: учебное пособие / Л. Д. Борзова, Н. Ю. Черникова, В. В. Якушев. — Санкт-Петербург: Лань, 2014. — 480 с.— URL: https://e.lanbook.com/book/51933 (дата обращения: 23.10.2021).— Текст: электронный.
Книги под заглавием
Описание начинается с заглавия книги, если она написана четырьмя и более авторами.
Четыре автора
Имена всех авторов приводятся за косой чертой
Проектирование металлорежущего инструмента: учебник / Г. А. Мелетьев, А. Г. Схиртладзе, В. Е. Шебашев, Л. Н. Шобанов.— Старый Оскол: ТНТ, 2019.— 388 с.
САПФИР 3D: учебное пособие / В. В. Бойченко, Д. В. Медведенко, О. И. Палиенко, А. А. Шут. – Киев, 2017.— 130 с.— URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sapfir.2017.pdf (дата обращения: 07.10.2021). – Текст: электронный.
Пять авторов и более
При наличии информации о пяти и более авторах приводят имена первых трех и в квадратных скобках сокращение «[и др.]».
Технология послеуборочной обработки, хранения и предреализационной подготовки продукции растениеводства: учебное пособие / В. И. Манжесов, И. А. Попов, И. В. Максимов [и др.]; под общей редакцией В. И. Манжесова. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2018. – 624 с.
Управление инновационной деятельностью: учебник / Т.А. Искяндерова, Н.А. Каменских, Д.В. Кузнецов [и др.]; под редакцией Т. А. Искяндеровой. – Москва: Прометей, 2018. – 354 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494876 (дата обращения: 23.10.2021). – Текст: электронный.
Инновации в образовательном процессе: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 155-летию со дня рождения А. Н. Крылова. Вып. 16 / Чебоксарский институт (филиал) Московского политехнического университета — Чебоксары: Политех, 2018.— 215 с.
Инновации в образовательном процессе: сборник трудов научно-практической конференции. Вып. 17 / Чебоксарский институт (филиал) Московского политехнического университета. – Чебоксары: Политех, 2019.— 232 с. – URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sbornik.2019.2.pdf (дата обращения: 07.10.2019). – Текст: электронный.
Один автор
Волков А. А. Urban Health: новый уровень развития «умного города» / А. А. Волков // Промышленное и гражданское строительство. – 2019. – № 9. – С. 6–11.
Два или три автора
Неделько А. Ю. Ориентация потребителя на здоровое питание: обзор литературы и разработка модели согласования интересов участников рынка / А. Ю. Неделько, О. А. Третьяк // Российский журнал менеджмента. – 2019. – Т. 17, № 2. – С. 203–232.
Четыре автора
Работа на срез анкеров на основе углеродных волокон при внешнем армировании / О. А. Симаков, С. А. Зенин, О. В. Кудинов, П. В. Осипов // Промышленное и гражданское строительство.— 2019.— № 9. - С. 59–64.
Пять авторов и более
Оценка влияния эксцентриситета продольной силы на обеспеченность несущей способности сжатых железобетонных элементов / М. Г. Плюснин, В. И. Морозов, В. М. Попов [и др.] // Промышленное и гражданское строительство.— 2019.— № 6. - С. 29–34.
Сергеева О. Ю. Вклад академика А. Н. Крылова в систему инженерного образования / О. Ю. Сергеева // Инновации в образовательном процессе: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 155-летию со дня рождения А. Н. Крылова. – Чебоксары, 2018. — Вып. 16. - С. 22–24.
Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 188-ФЗ: [принят Государственной думой 29 декабря 2004 года]: (с изменениями и дополнениями). – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. – Текст: электронный.
Ресурсы Интернет
История России, всемирная история: сайт. – URL: http://www.istorya.ru (дата обращения: 15.10.2021). – Текст: электронный.
Акмаева Р. И. Менеджмент: учебник / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев. – Москва: Директ-Медиа, 2018. – 442 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo-ok&id=491959 (дата обращения: 16.10.2021). – Текст: электронный.
Приложения к дополнительной общеобразовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
иллюстративный материал по тематике занятий;
контрольные вопросы и задания;
Список информационных ресурсов
Бурыгина М.Н., Денисова В.Г., Козлова А.Г., Крайнова Л.В., Паландузян Е.Ю., Паландузян Ю.Х. Самоопределение старшеклассников в выборе инженерных профессий: анализ изысканий в теории и практике. - СПб.: Лингвистический Центр «Тайкун», 2016. 81 с.
PRO. Дополнительное образование: сборник материалов для педагогов дополнительного образования. СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2018. - 130 с.: с ил.
Реализация национального проекта «Образование»: эффекты в дополнительном образовании / Сост. Б.В Авво, Т.Н. Марусенко, Л.В. Вересова, О.Н. Антонова, Н.Ю. Яковлева – СПб. 2020. - 30 с.
Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под общ. Ред. С.А. Фадеевой. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018. - 351 с. – URL/:http://www.niro.nnov.ru/?id=48851 (дата обращения 19.01.2022). - Текст: электронный.
От ранней профориентации к выбору профессии инженера – Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. Сб. статей II (VII) Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума (28.03.2019 – Санкт-Петербург) /Под ред. А.Г. Козловой, Л.В. Крайновой, В.Л. Расковалова, В.Г. Денисовой - В 2-х частях. Ч.1 - СПб.: ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2019. – 216 c. – URL/: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc10_02_18_5.html (дата обращения 19.01.2022). - Текст: электронный.
Примерные дополнительные общеразвивающие программы – URL/: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/primern-prodrammy-techn-napravlennosti.html (дата обращения 19.01.2022). - Текст: электронный.
Сборник программ дополнительного образования – URL/:https://574.spb.ru/documents/nasha-ucheba/nashi-proekty/innov-rod-programmy-dop-obr.pdf (дата обращения 19.01.2022). - Текст: электронный.
35