Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Театр моды "Вдохновение"»

8
0
Материал опубликован 29 December 2022 в группе



Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКОУ «Курская школа»


Протокол от «26» августа 2021 г. № 1

Утверждено

решением педагогического совета ОКОУ «Курская школа»


Протокол от «27» августа 2021 г. № 1

Введено в действие

приказом директора школы от « __» августа 2021 г.

01-02-___

_________ П.В. Сеин









Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

для обучающихся с умственной отсталостью

                                         (интеллектуальными нарушениями)


«Театр моды «Вдохновение»»



Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 8 – 14 лет

Срок реализации: 1 год.







Составитель:

Гончарова Елена Гаврииловна,

педагог дополнительного образования










Курск - 2021



Содержание


Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования

1.1. Пояснительная записка………………………………………………. 3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………….……….8

1.3. Содержание программы……………………………………………….9

1.4. Планируемые результаты ……………………………………………12

1.6. Формы организации работы на занятиях……………………………13


Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования

2.1. Календарный учебный график………………………………………..14

2.2. Условия реализации программы………………………………...……17

2.3. Формы аттестации …………………………………………...………..17

2.4. Методическое обеспечение программы…………………….………..18

2.5. Список литературы…………………………………………………….18


















Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования


Пояснительная записка

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее Школа) осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в самообразовании и получении дополнительного образования.

В сфере дополнительного образования обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может развивать свои творческие потенциалы, навыки адаптации к современному обществу, имеет возможность получить полноценную организацию своего свободного от занятий времени.

Дополнительное образование формирует у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самосознание и ощущение ценности своей личности. Обучающиеся удовлетворяют свои потребности, развивают интересы, усваивают знания в таком темпе и объёме, которые им позволяют их индивидуальные способности.

Система дополнительного образования в Школе:

- обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и их личностную значимость;

- дает шанс каждому открыть себя как личность;

- предоставляет обучающемуся возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;

- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;

- побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию.

Дополнительное образование способствует практическому приложению умений и навыков обучающихся, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.

Для работы с обучающимися была разработана адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр моды «Вдохновение»», которая помогает обеспечить социализацию детей с особыми образовательными потребностями и их полноценное участие в творческой жизни школы.

Программа кружка «Театр моды «Вдохновение» имеет художественно-эстетическую направленность. Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства обучающихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Деятельность театра моды, это удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру моды детей с ОВЗ разного возраста связано с подготовкой и показом моделей одежды по определенным тематикам.

Театр моды - это большая психологическая игра. За время посещения занятий в театре моды происходит повышение адаптационных возможностей ребенка средствами творческой деятельности. Каждый ребенок проходит свой путь формирования образа и развития своего Я, но вклад каждого бесценен. Театральное искусство чрезвычайно приближено к детству, так как ведущий элемент театра моды - игра.

Игре, как основному виду детской деятельности, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Игра является эффективным средством формирования личности и морально-волевых качеств школьника с ОВЗ. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Детям с ОВЗ театр моды помогает раскрепоститься, стать более уверенным, открытыми в себе, в движениях, учит вести себя в обществе, следить за своей осанкой, красиво и правильно одеваться, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир.

Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творческих, умственных способностей, моторики, мышления, воображения, а также формирования осанки, координации движения детей с ограниченными возможностями здоровья и ориентации их в пространстве (на местности).

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение учеников к миру моды, созданию авторских костюмов развивается художественный вкус, творческая фантазия, реализуются мечты учеников об участии в различных дефиле с коллекцией на школьных праздниках, областных фестивалях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа вносит разнообразие в школьную жизнь, а ученики постоянные участники различных школьных концертных программ, семинаров учителей.

Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Всего за год проводится 72 занятия. Обучение проводится для обучающихся 2 - 7 классов. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Планирование работы Театра моды имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам и оборудованию, приспособлениям и материалам, журналам мод, к изделиям и аксессуарам.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость выполнения задания, изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента в показе моделей одежды.

Деятельность Театра моды имеет арт-терапевтическую направленность, целью которой является социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, повышение его коммуникативных умений, развитие эмоционально-волевой сферы.

По мнению учёных, детский театр определяется как особая форма образовательной, художественной и нравственно-эстетической деятельности, принадлежащей одновременно к искусству и образованию.

Целесообразность реализации адаптированной программы дополнительного образования для детей с ОВЗ состоит в становлении самосознания личности, ее самоопределение в социуме, самореализация и самоутверждение. Подрастающим девочкам и мальчикам очень важно прививать вкус в одежде. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лев Семёнович Выготский отмечал, что театральное искусство изменяет аффективную сферу, играет важную роль в организации поведения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вся работа в театре моды осуществляется педагогом во имя ребенка, вместе с ребенком и вокруг ребенка.


Нормативно-правовая база

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Театр моды «Вдохновение»» разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014г.№ 1726-р

«Концепция развития дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от 07.05.2020г.;

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Локальные акты ОКОУ «Курская школа».

Положение о разработке рабочих программ, курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ОКОУ «Курская школа».


Цель и задачи программы

Цель программы:

создание условий, способствующих всестороннему развитию личности и раскрытию творческих способностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с ОВЗ в социуме.


Задачи программы:

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

создавать условия для развития творческой активности детей в социуме;

сформировать у обучающихся знания по истории развития моды, и её особенностей;

совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов и деталей изделия.

развивать самостоятельность, активность, аккуратность, взаимовыручку, интерес к творческой деятельности;

расширять общий и интеллектуальный кругозор детей;

способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию в одежде;

прививать вкус в одежде (особенно для занятий в школе);

ориентация в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией.

стимулировать социальную активность обучающихся;

формировать культуру общения и поведения в социуме;

привлекать обучающихся к здоровому образу жизни;

умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

формировать уверенность в себе, стремление преодолевать скованность и закомплексованность.


Содержание программы

Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения. Вводный инструктаж по технике безопасности. Назначение театра моды.

Азбука моды.

Понятие о моде. Знакомство с новыми направлениями моды, со стилями в одежде. Информация о причёске в моде. Цветовое решение в одежде. Помощь в выборе своего силуэта одежды и цветовой гаммы, выбор силуэта школьной одежды. Определение одежды по сезонам в соответствие со своим гардеробом одежды.

Выбор модели, моделирование и пошив одежды

Работа с журналами мод. Выбор моделей. Создание костюма. Снятие мерок. Моделирование костюма. Определение ткани для костюма. Раскрой костюма. Проведение примерок изделий. Пошив изделий. Монтаж одежды.

Сценическая пластика.

Понятие об осанке фигуры человека. Познакомить детей с комплексом упражнений для исправления неправильной осанки (с приглашением медработника школы). Пластика и музыка, и костюм, и эмоции, и танец в театрализованной композиции. Знакомство с упражнениями под музыку. Составление простых и групповых композиций. Разучивание сценических движений. Демонстрация моделей.

Основы театрального мастерства

Понятие о гибкости тела. Знакомство с физическими упражнениями для освобождения мышц тела и с упражнениями по речевой деятельности.

Косметика и макияж.

Способы определения типа лица. Правила ухода за лицом, руками, ногами, телом, волосами. Создание яркого образа для театра моды с помощью косметики, макияжа, причёски. Создание образа школьника.

Дефиле

Информация о правильной походке. Рекомендации к выработке правильной походке. Отработка движений на подиуме (подиумный шаг). Классический стиль походки – стойка, позиция рук, ног, основные шаги, повороты. Составление каждому обучающемуся схемы движения (шагов) в данном стиле.

Оформление коллекции одежды

Формирование коллекции определенной тематики. Разработка модели, аксессуаров, подбор прически.

Театрализованное представление коллекции одежды определенной тематики.

Планируемые результаты подготовки обучающихся

знать:

историю развития моды и её особенности;

современные направления развития моды;

грамотное применение аксессуаров в одежде;

правила по технике безопасности при работе иглой, ножницами, на швейной машине и электрическим утюгом;

способы обработки различных материалов;

технологию изготовления изделий;

процесс создания коллекции одежды;

о здоровом образе жизни;

правила ухода за лицом, руками, ногами, телом, волосами;

уметь:

разбираться в направлениях современной моды;

грамотно составлять себе костюм из имеющихся вещей;

создавать образ школьника и школьницы;

грамотно подбирать одежду по цветовой гамме;

умело подбирать себе одежду в соответствии со своим возрастом;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах творческого труда;

организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

аккуратно обращаться с журналами мод;

бережно относиться к инструментам и материалам;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;

качественно выполнять процесс обработки изделий;

соблюдать технологию изготовления одежды;

оформлять коллекцию одежды;

выполнять упражнения для исправления неправильной осанки.


Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

положительное отношение к действительности;

потребность сотрудничества с обучающими, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению партнеров;

эстетические потребности, ценности и чувства на основе произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театра моды для личного развития.

Метапредметные результаты:

Регулятивные действия:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

приобретение навыка работы в паре, в коллективе;

готовность спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на музыкальные произведения;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при просмотре видеозаписей,

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

Коммуникативные действия:

включаться в коллективную демонстрацию одежды, проявлять инициативу и активность;

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

слушать учителя, собеседника;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты:

выполнять пошив изделий;

подготавливать костюмы к демонстрации;

формировать осанку и правильную походку;

уметь демонстрировать модели индивидуально и в группе;

соблюдение последовательности демонстрации коллекции одежды.


Формы организации работы на занятиях

Данная программа предусматривает следующие формы работы с детьми: индивидуальные и групповые; практические и теоретические. Планируется использовать такие формы занятий, как информационные, соревновательные, культурно-массовые, занятия – игры. Основными методами организации образовательного процесса являются словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы формирования познавательного интереса, методы самоконтроля.

В начале учебного года проводится диагностика учащихся в целях изучения уровня подготовки, объема знаний и умений, уровня творческого потенциала, для организации процесса обучения, индивидуальной работы с детьми, коррекции.

В конце учебного года проводится диагностика с целью изучения уровня овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития творческого потенциала учащихся.

Для диагностики педагогом используется:

-анкетирование,

-тест «Определение творческого потенциала учащихся»


Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования


2.1. Календарный учебный график


Учебно – тематическое планирование занятий

(2ч/неделю 72 ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

2

2.

Азбука моды

8

3.

Выбор модели, моделирование и

пошив одежды

28

4.

Сценическая пластика

11

5.

Основы театрального мастерства


5

6.

Косметика и макияж

4

7.

Дефиле

5

8.

Оформление коллекции одежды

9


Итого

72



Календарно-тематическое планирование занятий

«Театр моды «Вдохновение»

(2ч/неделю 72 ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


1

Вводное занятие

Знакомство с программой обучения.

1



2

Вводный инструктаж по технике безопасности.

1



3

Азбука моды

Театр моды – это что такое.

1



4

Просмотр видео с композициями театров моды (обсуждение).

1


5

Мода и мы. Что такое мода?

1


6

Как мода пришла в Россию?

1


7

Мода и стиль (выбор стиля одежды школьника).

1


8

Направление современной моды.

1


9

Коллекция одежды.

1


10

Создание коллекции одежды определенной тематики.

1




11

Выбор модели, моделирование и

пошив одежды

Планирование коллекции одежды.

28ч


1

.

12

Выбор моделей одежды.

1


13

Подбор ткани для коллекции одежды.

1


14

Снятие мерок с фигуры человека.

1


15

Моделирование выбранных изделий.

1


16

Подготовка ткани к раскрою.

1


17

Раскрой деталей изделий.

1


18

Подготовка деталей кроя к обработке.

Обработка деталей кроя.

1


19

Подготовка изделий к I примерке.

1


20

Проведение примерки одежды.

1


21

Внесение изменений после примерки.

1


22

Исправление дефектов после примерки изделия.

1


23

Пошив изделия после I примерки.

1


24

Внесение изменений после примерки.

1


25

Выполнение ручных работ.

1


26

Выполнение машинных работ.

1


27

Подготовка изделий ко II примерке.

1


28

Проведение II примерки.

1


29

Исправление дефектов изделий после примерки.

1


30

Пошив изделий после II примерки.

1


31

Обработка деталей изделий после примерки.

1


32

Выполнение ручных и машинных работ.



33

Соединение деталей изделий.

1


34

Монтаж одежды.

1


35

Окончательная отделка изделий.

1


36

Утюжка изделий.

1


37

Проверка качества работы.

1


38

Исправление дефектов. Анализ работы.

1



39

Сценическая пластика

Осанка фигуры человека.

11ч

1


40

Типы осанок и их характеристики (определение у каждого ученика).

1


41

Упражнения на выработку осанки.

1


42

Пластика и музыка. Пластика и костюм.

1


43

Пластика и эмоции (упражнения).

1


44

Отработка всех элементов движений.

1


45

Импровизация упражнений с музыкой и без музыки.

1


46

Индивидуальная демонстрация моделей.

1


47

Составление простых и сложных композиций в соответствии со сценическим замыслом.

1


48

Составление групповых композиций.

1


49

Демонстрация моделей.

1



50

Основы театрального мастерства

Мышцы и их роль в актёрском мастерстве.

1


51

Упражнения, игры для мышц.

1


52

Перенос центра тяжести и точки опоры тела.

1


53

Понятие и приёмы пластической выразительности.

1


54

Театральное мастерство в демонстрации моделей.

1



55

Косметика и макияж

Понятие «косметика». Искусство ухаживать за собой.

1


56

Соответствие индивидуальной косметики образу и стилю.

1


57

Косметика, макияж, причёска.

1


58

Косметика, макияж, причёска – яркий (сценический) образ.

1



59

Дефиле

Дефиле или подиумный шаг.

1


60

Походка и здоровье.

1


61

Отработка движений.

1


62

Индивидуальная демонстрация одежды.

1


63

Демонстрация моделей в группе.

1



64

Оформление коллекции одежды

Аксессуары в одежде (подготовка).

1


65

Изготовление аксессуаров.

1


66

Работа над коллекцией одежды.

1


67

Головные уборы.

1


68

Дополнительные элементы в костюме одежды.

1


69

Подготовка головных уборов.

1


70

Подготовка костюмов коллекции одежды.

1


71

Подготовка коллектива театра моды к выступлению.

1


72

Театрализованное представление коллекции одежды определенной тематики.

1





2.2. Условия реализации программы

Для реализации программы в нашем учебном заведении используется:

- учебная мастерская или кабинет для проведения лекционно-теоретических и практических двигательных занятий;

- музыкальная аппаратура для проведения репетиций и занятий;

швейное оборудование;

материалы для изготовления коллекции одежды.


2.3. Формы аттестации

тестовые задания;

создание проблемных заданий;

демонстрационные: организация выставок, конкурсов, презентация;

день творчества в кружке;

самооценка обучающихся своих знаний и умений;

комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы;

индивидуальные карточки с заданиями различного типа;

участие в областном фестивале художественного творчества «Мы можем всё» среди обучающихся образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья;

участие в семинарах;

- участие в школьных концертах.


2.4. Методическое обеспечение программы

Дидактические материалы

Для реализации данной программы используется раздаточный материал для создания эскизов, репродукции картин, разработки бесед, специальная литература, презентации, видеоматериалы, DVD диски с записями музыки и с записями показов известных дизайнеров на Неделе моды – зрительская практика.

Оборудование и материалы для реализации программы

различные виды тканей, бумаги, швейные машины, электрический утюг, гладильная доска, швейные принадлежности, ткань, фурнитура, манекен, столы, стулья, отделочные материалы, аксессуары, образцы моделей одежды, журналы мод, компьютер, магнитная доска

Итогом реализации образовательной программы являются результаты участия в фестивалях, конкурсах, концертах (звания Лауреат, дипломант).


2.5. Список литературы

Аршавская Н., Щербакова Л. «Мода, вкус, красота», Москва, издательство «Миада», 1992 г.

Бореев Ю.Б. «Эстетика»: Учебник-М.: Высш. шк., 200 г.

Брун В. «История костюма от древности до наших дней» М. «ЭКСМО»1996г.

Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001.

Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. К психологии и педагогике детской дефективности/ - М.: Просвещение, 1995. - с. 253.

Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии// Принципы воспитания физически дефективных детей - М.: Просвещение, 1995. - С. 203.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования детей; – М., ВЛАДОС, 2003.

Ерзенкова Н. В. Искусство красиво одеваться. Рига 1993 г.

Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. Минск «Полымя» 1994 г.

Екшурская Т. Н. Юдина Е. Н. Модное Платье. С – Петербург

Зимина Н. И. Одежда новая и обновленная. Петрозаводск 1993г.

Материалы к. п. н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышение квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Г. Урая ХМАО-Югра, 2006.

Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Пособие. Ярославль. «Академия развития» 1998 г.

Разумный В.А. «Художественная педагогика», М.: Ин-т переподготовки

работников искусства, культуры и туризма, 1999 г.

Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО/ В.А. Горский,  А.Я.  Журкина,  Л.Ю.  Ляшко,  В.В.  Усанов //  Дополнительное  образование.  1999.  №  3-4.  С.  6-14.  2000.  №  1.  С.  6-11.

Соловьев В. «Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра», Сыктывкар, АО «Коми республиканская типография», 1994 г.

Труханова А.Т. «Технология лёгкой одежды», М.: Высшая школа, 2000 г.







20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации