Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(индивидуальное обучение, 7 класс)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) основного общего образования (далее – АООП ООО В.9.2).
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана и утверждена ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- АООП ООО (В.9.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»;
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
"Речь и альтернативная коммуникация"
Структура рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения предмета;
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование по предмету.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия
Задачи:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
Информационно-коммуникативные технологии.
Технология концентрированного обучения.
Технологии игровые, разноуровнего обучения, организация ситуаций взаимодействия.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
Средства общения с обучающимися:
вербальные;
невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития ребёнка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
-от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не только речью учителя, но и разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к взаимодействию. Учитель стимулирует и организовывает активность каждого ребенка на уроке.
Тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» (Для А. 7 класс)
2 часа в неделю
№ | Тема урока | День проведения | | | ||||
1 | 1 сентября. Снова в школе. | | | | ||||
| ПОВТОРЕНИЕ | | | | ||||
2 | Моё имя. Буква, с которой начинается имя. Буква А. | | | | ||||
3 | Понимание некоторых речевых сигналов: Здравствуй, до свидания, как дела?, как здоровье?. Жестовое приветствие | | | | ||||
4 | Упражнение в узнавании графического изображения знакомой буквы в слове. Буквы А, У, О.Работа по картинкам. | | | | ||||
5 | Упражнение в узнавании графического изображения буквы в слове. М, П, А, О, У. Работа по картинкам. | | | | ||||
6 | Узнавание графического изображения знакомой буквы в слоге (слове) | | | | ||||
7 | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | | ||||
8 | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | | ||||
9 | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание знакомых букв (слов). ДОМ, ДЫМ, МАМА, ПАПА. | | | | ||||
10 | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание знакомых букв (слов). ДОМ, ДЫМ, МАМА, ПАПА Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | | ||||
11 | Слушание сказок: Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок (Показать на картинке поросят, волка и т.д.) | | | | ||||
12 | Слушание сказок: Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок. | | | | ||||
13 | Буква И. Упражнение в узнавании графического изображения буквы И в слове. Работа по картинкам. | | | | ||||
14 | Буква И. Упражнение в узнавании графического изображения буквы И в слове. Работа по картинкам. | | | | ||||
15 | Буква И. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | | ||||
16 | Буква И. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | | ||||
17 | Знакомство со слогами МИ, ИМ, ИУ, УИ. Попытаться написать (рука в руке) | | | | ||||
18 | Повторение слогов МИ, ИМ, ИУ, УИ. Попытаться написать (рука в руке) | | | | ||||
19 | Повторение изученных слов и слогов: МАМА, АУ, УА, МА, АМ, МИ, ИМ, ИУ, УИ. Написание. | | | | ||||
20 | Повторение изученных слов и слогов: МАМА, АУ, УА, МА, АМ, МИ, ИМ, ИУ, УИ. Написание. | | | | ||||
21 | Повторение буквы П, О. ПА, ПАПА, ПО, ОП, МО, МУ, ОМ. Написание (рука в руке). | | | | ||||
22 | Повторение сказок: Три поросенка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба. Узнавание героев сказок по картинкам. | | | | ||||
23 | Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок (Показать на картинке поросят, волка и т.д.) | | | | ||||
| | |||||||
24 | Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок (Показать на картинке поросят, волка и т.д.) | | | |||||
25 | Выражение согласия или несогласия. Да, нет. Можно, нельзя. Графическое изображение этих слов. Узнавание слов. | | | |||||
26 | Выражение согласия или несогласия. Да, нет. Можно, нельзя. Графическое изображение этих слов. Узнавание слов. | | | |||||
27 | Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | |||||
28 | Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | |||||
29 | Герои изученных сказок – Три поросенка, Курочка Ряба, Лисичка со скалочкой. Рисуем или раскрашиваем картинки с изображениями героев сказок. (Рука в руке) | | | |||||
30 | Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Времена года: осень, зима – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир. | | | |||||
31 | Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Занятия людей осенью – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир. | | | |||||
32 | Понимание существительных-имён членов семьи с опорой на картинки. (Папа, мама, бабушка, дедушка – по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева) | | | |||||
32 | Изучаем новые буквы: Ю, Э. Повторяем уже изученные: А,О,М,У,П, И, Ы, Д. | | | |||||
33 | Изучаем новые буквы: Ю, Э. Повторяем уже изученные: А,О,М,У,П, И, Ы, Д. | | | |||||
34 | Новые слоги: ДИ, ДЭ, ДУ. Написание новых слогов. | | | |||||
35 | Новые слоги: ДИ, ДЭ, ДУ. Написание новых слогов. | | | |||||
36 | Новые слоги: МИ, МЭ, МУ, ЮМ, УМ. Написание новых слогов. | | | |||||
37 | Слова: Сложение из букв на карточках, написание на доске и на бумаге. Написание (рука в руке). Различение слов: МИР, МЭР, ЭРА. | | | |||||
38 | Слова: Сложение из букв на карточках, написание на доске и на бумаге. Написание (рука в руке). Различение слов: МИР, МЭР, ЭРА. | | | |||||
39 | Слова: Сложение из букв на карточках, написание на доске и на бумаге. Написание (рука в руке). Различение слов: МИР, МЭР, ЭРА. | | | |||||
40 | Повторение всех изученных букв, слогов, слов. | | | |||||
41 | Новые слова СУК, СУП, ТУК. Сложение из карточек с буквами, написание на доске, на бумаге (рука в руке), различение этих слов. | | | |||||
42 | Новые слова СУК, СУП, ТУК. Сложение из карточек с буквами, написание на доске, на бумаге (РУКА В РУКЕ), различение этих слов. | | | |||||
43 | Слова: СУК, ТУК, различение слов, слова: СУК и СОК. Сложение из карточек с буквами, написание на доске, на бумаге (рука в руке), различение этих слов. | | | |||||
44 | Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. Рисуем, раскрашиваем. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.) | | | |||||
45 | Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Волк и Коза, рассматривание картинок. Показ на картинках героев сказок: волка, лису и т.д. | | | |||||
46 | Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Волк и Коза, рассматривание картинок. Показ на картинках героев сказок: волка, лису и т.д. | | | |||||
47 | Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Животные осенью и зимой: – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир. И по презентации, сделанной учителем. | | | |||||
48 | Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Животные осенью и зимой: – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир. И по презентации, сделанной учителем. | | | |||||
49 | Узнавание имен детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева) | | | |||||
50 | Узнавание имен детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева) | | | |||||
51 | Узнавание действий детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева) (Покажи мальчика, который играет с самолетиком) | | | |||||
52 | Узнавание действий детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева) (Покажи мальчика, который играет с самолетиком) | | | |||||
53 | Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. Рисуем, раскрашиваем. | | | |||||
54 | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В. | | | |||||
55 | Сюжетная картинка «Дети в лесу» (по альбому для развития речи С.В.Батяевой). Вопросы по картинке: «Покажи Аню, найди зайца» и т.д. | | | |||||
56 | Сюжетная картинка «Дети в лесу» (по альбому для развития речи С.В.Батяевой). Вопросы по картинке: «Покажи Аню, найди зайца» и т.д. | | | |||||
57 | Повторение слов СОК, ТОК, СУК, новые слова КОК и КОМ. Различение этих двух слов, сложение из букв. Графическое изображение | | | |||||
58 | Повторение слов СОК, ТОК, СУК, новые слова КОК и КОМ. Различение этих двух слов, сложение из букв. Графическое изображение | | | |||||
59 | Новые слова: МУХА, МУКА. (Повторение букв, повторение слогов МУ, ХА, КА.) Узнавание по написанию слов, различение этих слов, показ по картинкам. | | | |||||
60 | Новые слова: МУХА, МУКА. (Повторение букв, повторение слогов МУ, ХА, КА.) Узнавание по написанию слов, различение этих слов, показ по картинкам. | | | |||||
61 | Новые слова: МУХА, МУКА. (Повторение букв, повторение слогов МУ, ХА, КА.) Узнавание по написанию слов, различение этих слов, показ по картинкам. Попытаться написать эти слова (рука в руке). | | | |||||
62 | Повторение слов МАМА, ПАПА, ДОМ, ДЫМ, СОК, СУК, КОМ, ТОМ, СОМ. Узнавание по картинкам и графическим изображениям. | | | |||||
63 | Повторение слов МАМА, ПАПА, ДОМ, ДЫМ, СОК, СУК, КОМ, ТОМ, СОМ. Узнавание по картинкам и графическим изображениям. Попытка написания всех этих слов. (Рука в руке). | | | |||||
64 | Повторением слов МУКА, МУХА. Различение по картинкам и написанию. Попытка написания этих слов (рука в руке). Повторение остальных слов. | | | |||||
65 | Повторением слов МУКА, МУХА. Различение по картинкам и написанию. Попытка написания этих слов (рука в руке). Повторение остальных слов. | | | |||||
66 | Различение слов ТОМ, КОМ. Написать (рука в руке). Повторить ДАМА, ДУМА, СУК, СОК, ДОМ, ДЫМ. | | | |||||
67 | Повторение | | | |||||
68 | Повторение | | |