Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2
0
Материал опубликован 17 December 2021

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(индивидуальное обучение, 7 класс)


                                                     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


       ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И           АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) основного общего образования (далее – АООП ООО В.9.2).

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана и утверждена ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на основе документов:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- АООП ООО (В.9.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»;

- учебного плана образовательного учреждения;

с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.




СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

          "Речь и альтернативная коммуникация"


Структура рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения предмета;



Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.

Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование по предмету.



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия


Задачи:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.


Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).


 Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.


Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.


У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.


Используемые технологии:

Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:

Информационно-коммуникативные технологии.

Технология концентрированного обучения.

Технологии игровые, разноуровнего обучения, организация ситуаций взаимодействия.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:


1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).


Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:


Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.


Средства общения с обучающимися:

вербальные;

невербальные

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития ребёнка.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».


Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.


 

Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не только речью учителя, но и разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к взаимодействию. Учитель стимулирует и организовывает активность каждого ребенка на уроке.



Тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация» (Для А. 7 класс)

2 часа в неделю

Тема урока

День проведения



1

1 сентября. Снова в школе.






ПОВТОРЕНИЕ




2

Моё имя. Буква, с которой начинается имя. Буква А.




3

Понимание некоторых речевых сигналов: Здравствуй, до свидания, как дела?, как здоровье?. Жестовое приветствие




4

Упражнение в узнавании графического изображения знакомой буквы в слове. Буквы А, У, О.Работа по картинкам.




5

Упражнение в узнавании графического изображения буквы в слове. М, П, А, О, У. Работа по картинкам.




6

Узнавание графического изображения знакомой буквы в слоге (слове)




7

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)




8

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)




9

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание знакомых букв (слов). ДОМ, ДЫМ, МАМА, ПАПА.




10

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание знакомых букв (слов). ДОМ, ДЫМ, МАМА, ПАПА Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)




11

Слушание сказок: Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок (Показать на картинке поросят, волка и т.д.)




12

Слушание сказок: Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок.




13

Буква И. Упражнение в узнавании графического изображения буквы И в слове. Работа по картинкам.




14

Буква И. Упражнение в узнавании графического изображения буквы И в слове. Работа по картинкам.




15

Буква И. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)




16

Буква И. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Подготовка руки к письму. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)




17

Знакомство со слогами МИ, ИМ, ИУ, УИ. Попытаться написать (рука в руке)




18

Повторение слогов МИ, ИМ, ИУ, УИ. Попытаться написать (рука в руке)




19

Повторение изученных слов и слогов: МАМА, АУ, УА, МА, АМ, МИ, ИМ, ИУ, УИ. Написание.




20

Повторение изученных слов и слогов: МАМА, АУ, УА, МА, АМ, МИ, ИМ, ИУ, УИ. Написание.




21

Повторение буквы П, О. ПА, ПАПА, ПО, ОП, МО, МУ, ОМ. Написание (рука в руке).




22

Повторение сказок: Три поросенка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба. Узнавание героев сказок по картинкам.




23

Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок (Показать на картинке поросят, волка и т.д.)






24

Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Три поросенка, Курочка Ряба. Обсуждение героев сказок (Показать на картинке поросят, волка и т.д.)



25

Выражение согласия или несогласия. Да, нет. Можно, нельзя. Графическое изображение этих слов. Узнавание слов.



26

Выражение согласия или несогласия. Да, нет. Можно, нельзя. Графическое изображение этих слов. Узнавание слов.



27

Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)



28

Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)



29

Герои изученных сказок – Три поросенка, Курочка Ряба, Лисичка со скалочкой. Рисуем или раскрашиваем картинки с изображениями героев сказок. (Рука в руке)



30

Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Времена года: осень, зима – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир.



31

Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Занятия людей осенью – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир.



32

Понимание существительных-имён членов семьи с опорой на картинки. (Папа, мама, бабушка, дедушка – по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева)



32

Изучаем новые буквы: Ю, Э. Повторяем уже изученные: А,О,М,У,П, И, Ы, Д.



33

Изучаем новые буквы: Ю, Э. Повторяем уже изученные: А,О,М,У,П, И, Ы, Д.



34

Новые слоги: ДИ, ДЭ, ДУ. Написание новых слогов.



35

Новые слоги: ДИ, ДЭ, ДУ. Написание новых слогов.



36

Новые слоги: МИ, МЭ, МУ, ЮМ, УМ. Написание новых слогов.



37

Слова: Сложение из букв на карточках, написание на доске и на бумаге. Написание (рука в руке). Различение слов: МИР, МЭР, ЭРА.



38

Слова: Сложение из букв на карточках, написание на доске и на бумаге. Написание (рука в руке). Различение слов: МИР, МЭР, ЭРА.



39

Слова: Сложение из букв на карточках, написание на доске и на бумаге. Написание (рука в руке). Различение слов: МИР, МЭР, ЭРА.



40

Повторение всех изученных букв, слогов, слов.



41

Новые слова СУК, СУП, ТУК. Сложение из карточек с буквами, написание на доске, на бумаге (рука в руке), различение этих слов.



42

Новые слова СУК, СУП, ТУК. Сложение из карточек с буквами, написание на доске, на бумаге (РУКА В РУКЕ), различение этих слов.



43

Слова: СУК, ТУК, различение слов, слова: СУК и СОК. Сложение из карточек с буквами, написание на доске, на бумаге (рука в руке), различение этих слов.



44

Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. Рисуем, раскрашиваем. (По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.)



45

Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Волк и Коза, рассматривание картинок. Показ на картинках героев сказок: волка, лису и т.д.



46

Слушание сказок: Лисичка со скалочкой, Волк и Коза, рассматривание картинок. Показ на картинках героев сказок: волка, лису и т.д.



47

Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Животные осенью и зимой: – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир. И по презентации, сделанной учителем.



48

Импрессивная речь. Понимание простых слов с опорой на цветные сюжетные картинки. Животные осенью и зимой: – по картинкам учебника 1-2 классов Живой мир. И по презентации, сделанной учителем.



49

Узнавание имен детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева)



50

Узнавание имен детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева)



51

Узнавание действий детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева) (Покажи мальчика, который играет с самолетиком)



52

Узнавание действий детей по сюжетной картинке - (по картинкам альбома по развитию речи С.В.Батяева) (Покажи мальчика, который играет с самолетиком)



53

Отработка графомоторных навыков. Графомоторные навыки –определенное движение и положение пишущей руки, умение держать ручку, карандаш, умение нажимать на карандаш. Рисуем, раскрашиваем.



54

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). По тетради с заданиями для развития детей Бурдиной С.В.



55

Сюжетная картинка «Дети в лесу» (по альбому для развития речи С.В.Батяевой). Вопросы по картинке: «Покажи Аню, найди зайца» и т.д.



56

Сюжетная картинка «Дети в лесу» (по альбому для развития речи С.В.Батяевой). Вопросы по картинке: «Покажи Аню, найди зайца» и т.д.



57

Повторение слов СОК, ТОК, СУК, новые слова КОК и КОМ. Различение этих двух слов, сложение из букв. Графическое изображение



58

Повторение слов СОК, ТОК, СУК, новые слова КОК и КОМ. Различение этих двух слов, сложение из букв. Графическое изображение



59

Новые слова: МУХА, МУКА. (Повторение букв, повторение слогов МУ, ХА, КА.) Узнавание по написанию слов, различение этих слов, показ по картинкам.



60

Новые слова: МУХА, МУКА. (Повторение букв, повторение слогов МУ, ХА, КА.) Узнавание по написанию слов, различение этих слов, показ по картинкам.



61

Новые слова: МУХА, МУКА. (Повторение букв, повторение слогов МУ, ХА, КА.) Узнавание по написанию слов, различение этих слов, показ по картинкам. Попытаться написать эти слова (рука в руке).



62

Повторение слов МАМА, ПАПА, ДОМ, ДЫМ, СОК, СУК, КОМ, ТОМ, СОМ. Узнавание по картинкам и графическим изображениям.



63

Повторение слов МАМА, ПАПА, ДОМ, ДЫМ, СОК, СУК, КОМ, ТОМ, СОМ. Узнавание по картинкам и графическим изображениям. Попытка написания всех этих слов. (Рука в руке).



64

Повторением слов МУКА, МУХА. Различение по картинкам и написанию. Попытка написания этих слов (рука в руке). Повторение остальных слов.



65

Повторением слов МУКА, МУХА. Различение по картинкам и написанию. Попытка написания этих слов (рука в руке). Повторение остальных слов.



66

Различение слов ТОМ, КОМ. Написать (рука в руке). Повторить ДАМА, ДУМА, СУК, СОК, ДОМ, ДЫМ.



67

Повторение




68

Повторение








​​​​​​​





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации