12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна8667
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»
13

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями по предмету "Домоводство", 3 год обучения

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» 3 года обучения для учащихся, воспитанников с умственной отсталостью в глубокой, умеренной и тяжелой степени, составлена на основе:

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;

Авторской программы В.В.Воронковой; программ специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013год.

Учебным планом класса «Особый ребенок» (3 года обучения).

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Цель обученияповышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи:

формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.

      Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.

      Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.

Методы обучения:

-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)

-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)

-практические ( практические занятия, экскурсии)

-игровые (ролевые, деловые игры)

При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Учебный предмет«Домоводство» является инвариантной частью учебного плана, которой входит в образовательную область «Окружающий мир» согласно которому на его изучение в классе «Особый ребенок 3 года обучения отводится 3 часа в неделю, 100 часов в год.

Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Класс

Учащиеся должны знать:

 

Учащиеся должны уметь:

 

3 класс

состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, домашний адрес;

правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
правила пользования утюгом, феном;    

правила ухода за одеждой, обувью, бельем;

правила сушки одежды и обуви;

правила гигиены при приготовлении пищи;

отделы магазина, места хранения продуктов;

правила пользованием газовой плитой, холодильником;

ТБ при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря;

 

производить сухую и влажную уборку помещений;

убирать бытовой мусор, подметать территорию.

ухаживать за полом;

подбирать одежду и обувь по сезону;
соблюдать последовательность действий при ручной стирке;

выбирать продукты для покупок;

пользоваться утюгом, феном;

убирать мусор на школьном участке;

пользоваться лопатой, веником;

соблюдать правила поведения в общественных местах.

 

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели ипроизвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотноситьсвои действияи их результатыс заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\

Коммуникативные УД:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Нормативная база:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.

 

 


 

Содержание учебного предмета

Наименование разделов

Количество часов,

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Реализация РК

3 класс

Обращение с кухонным инвентарем

24ч

Кухня.Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.Моющие средства для кухни.Кухонные приборы. Ложки и вилки.Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель.

Назначение кухонной мебели.Стол и стулья.Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО.Электробытовые приборы на кухне.Газовая и электрическая плита.Техника безопасности при работе с плитой.Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника.Правила ухода за холодильником.Викторина «Моя кухня»

Практическая

работа - 2

Магазин

 

Мебельный центр.

Покупки

16ч

Я иду в магазин.Виды магазинов.Продуктовый магазин.Отделы магазина.Выбор продуктов. Срок годности продуктов.Молочные продукты.Хлебобулочные изделия.Взвешивание товаров.Оплата покупки.Места хранения покупок.Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов»

Практическая

работа - 2

 

Магазины

 

 

Магазин

Уход за вещами

17ч

Ручная стирка. Наполнение емкости водой.

Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи»

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины.

Сортировка белья перед стиркой.Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима.

Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине»

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.

Соблюдение последовательности действий при глажении белья.

Глажение кухонной салфетки.

Практическая

работа - 2

 

 

 

 

Химчистка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приготовление пищи

18ч

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата.

Обработка овощей.Резание овощей ножом.

Экскурсия в школьную столовую.Сервировка стола.

Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Сервировка стола для чая. Виды чая.Способы заваривания чая.

Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».Холодные напитки. Морс.

Виды морсов. Способы приготовления морсов.

Правила хранения холодных напитков.

Практическая работа - 3

 

«Чайная лавка»

 

Кулинария

 

Уборка помещений и территории

27ч

Уход за комнатными растениями.Протирка пыли с цветов.Пересадка цветов.Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека.

Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории.

Подметание территории.Сгребание травы и листьев.

Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.Уход за уборочным инвентарем.Уборка мебели.

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

Вытирание поверхности мебели. Уборка пола.

Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега.Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала.Дежурство по столовой.

Уборка класса. Последовательность уборки.Инвентарь для уборки класса.

Уборка класса.

Практическая работа - 4.

 

 

 

 

Магазин

 

Химчистка

Итого:

102ч

 

 

 

Учебно - методическое обеспечение.

1. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.

4. Ноутбук.

5. Наглядное пособия.

 

Календарно-тематическое планирование по «Домоводству».

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

27 ч

 

 

 

 

1-3

Что изучает домоводство.

03.09

04.09

05.09

3

Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Знать представления о доме и расположенных в ней объектах.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Работа с плакатами.

Беседа.

4-6

Моя квартира, дом.

10.09

11.09

12.09

 

3

Экскурсия по школе.

Игра.

7-9

Один дома. Правила безопасности.

17.09

18.09

19.09

 

3

Работа с наглядным материалом.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома»

10-12

Расположение и назначение комнат.

24.09

25.09

26.09

3

Экскурсия по школе.

Самостоятельный поход в умывальник.

13-15

Кухня.

Правила безопасности на кухне.

01.10

02.10

03.10

3

Повтори за мной.

Беседа.

16-18

Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.

08.10

09.10

10.10

3

Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека.

Овладение начальными навыками адаптации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Наглядные-практические игры.

Работа с картинками.

Тактильная игра.

19-21

Кухонные приборы. Ложки и вилки.

15.10

16.10

17.10

3

Дидактическая игра.

22

 

23-24

Кухонные приборы. Ложки, вилки и ножи.

Правила мытья кухонных приборов.

22.10

 

23.10

24.10

1

 

2

«Найди свою парту»

25-27

Кухонная мебель.

Стол и стулья.

29.10

30.10

31.10

3

 

 

II четверть

 

 

21 ч

 

 

 

 

1

2-3

Экскурсия в кабинет СБО.

Электробытовые приборы на кухне.

12.11

13.11

14.11

1

2

Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.

Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы».

 

4-6

Я иду в магазин.

Виды магазинов.

19.11

20.11

21.11

3

Сюжетно-ролевая игра на улице.

7-9

Продуктовый магазин.

Выбор продуктов.

26.11

27.11

28.11

3

10-12

Молочные продукты .

03.12

04.12

05.12

3

13-15

Хлебобулочные изделия.

10.12

11.12

12.12

3

Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях.

Правильное пользование посудой, сервировка стола.

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Работа с наглядным материалом.

Игра «Третий лишний»

16-18

Игра «Мы идем в магазин»

Игра «Соверши покупки»

17.12

18.12

19.12

1

2

19

20-21

Места хранения покупок.

Сюжетно-ролевая игра «Разложи по полкам»

24.12

25.12

26.12

1

2

Сюжетно-ролевая игра.

ТБ игры с водой.

 

III четверть

 

30 ч

 

 

 

 

1

2-3

Уход за вещами.

Ручная стирка. Практическая работа.

14.01

15.01

16.01

1

2

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

 

 

4

5-6

Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.

 

21.01

22.01

23.01

1

2

Работа с наглядным материалом.

Работа с разрезными картинками.

7-9

Сюжетно-ролевая игра «Я стираю»

28.01

29.01

30.01

3

 

 

10

11-12

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.

04.02

05.02

06.02

1

2

Уметь узнавать утюг на наглядном материале;

Способность к осмыслению социального окружения.

Работа по трафарету.

Работа с разрезными картинками.

13-15

Соблюдение последовательности действий при глажении.

11.02

12.02

13.02

3

Работа с наглядным материалом.

16-18

Глажение. Практическая работа.

18.02

19.02

20.02

3

Уметь правильно пользоваться электроприборами.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Работа с сюжетными картинками.

Беседа.

19-21

Уборка помещения.

Влажная уборка мебели.

25.02

26.02

27.02

3

22-24

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

Практическая работа.

03.03

04.03

05.03

3

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом.

Тактильная игра.

25-27

Влажная уборка пола.

Практическая работа.

10.03

11.03

12.03

3

28-30

Повторение пройденного за четверть.

17.03

18.03

19.03

3

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Дидактическая и жестовая игра.

Работа с сюжетными картинками.

Индивидуальная и фронтальная беседы.

 

IVчетверть

 

26 ч

 

 

 

 

1-2

Обработка овощей.

Резание овощей ножом.

01.04

02.04

2

Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Определение сходства и различия.

Определение на вкус.

3-5

Подготовка к приготовлению блюда. Овощной салат.

07.04

08.04

09.04

3

6-8

Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.

14.04

15.04

16.04

3

Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Работа с клеем и цветной бумагой.

Практическая работа.

9-11

Сервировка стола для чаепития.

Выбор чая.

21.04

22.04

23.04

3

12-14

Сюжетно-ролевая игра

«Ждем гостей»

 

28.04

29.04

30.04

3

Слушать собеседника, активно включаться в игровую деятельность.

Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына и т.д.)

Отгадывание загадок, работа с трафаретами, работа с сюжетными картинками.

Беседа.

15-17

Значение комнатных цветов для человека.

05.05

06.05

07.05

3

 

18-20

Уборка территории.

Подметание территории.

Практическая работа.

12.05

13.05

14.05

3

Знать и соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами.

Воспитание положительных качеств личности, коррекция эмоционально-волевой сферы.

 

 

21-23

Уборка класса. Последовательность уборки.

19.05

20.05

21.05

3

 

 

24-26

Беседы по правилам безопасности на летних каникулах.

26.05

27.05

28.05

3

Воспитание положительных качеств личности, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Знать правила безопасности на летних каникулах.

Знать правила безопасности на летних каникулах. Работа с картинками

Беседы

 

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (1)

Ефимова Алла Ивановна, 13.11.19 в 21:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.