12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кобзарева Елена Александровна8667 Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года. Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе» |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями по предмету "Домоводство", 3 год обучения
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» 3 года обучения для учащихся, воспитанников с умственной отсталостью в глубокой, умеренной и тяжелой степени, составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;
Авторской программы В.В.Воронковой; программ специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013год.
Учебным планом класса «Особый ребенок» (3 года обучения).
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические ( практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Учебный предмет«Домоводство» является инвариантной частью учебного плана, которой входит в образовательную область «Окружающий мир» согласно которому на его изучение в классе «Особый ребенок 3 года обучения отводится 3 часа в неделю, 100 часов в год.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Класс | Учащиеся должны знать:
| Учащиеся должны уметь:
|
3 класс | состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, домашний адрес; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; правила ухода за одеждой, обувью, бельем; правила сушки одежды и обуви; правила гигиены при приготовлении пищи; отделы магазина, места хранения продуктов; правила пользованием газовой плитой, холодильником; ТБ при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря;
| производить сухую и влажную уборку помещений; убирать бытовой мусор, подметать территорию. ухаживать за полом; подбирать одежду и обувь по сезону; выбирать продукты для покупок; пользоваться утюгом, феном; убирать мусор на школьном участке; пользоваться лопатой, веником; соблюдать правила поведения в общественных местах.
|
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели ипроизвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотноситьсвои действияи их результатыс заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов | Количество часов, | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть с указанием формы | Реализация РК |
3 класс | ||||
Обращение с кухонным инвентарем | 24ч | Кухня.Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.Моющие средства для кухни.Кухонные приборы. Ложки и вилки.Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели.Стол и стулья.Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО.Электробытовые приборы на кухне.Газовая и электрическая плита.Техника безопасности при работе с плитой.Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника.Правила ухода за холодильником.Викторина «Моя кухня» | Практическая работа - 2 | Магазин
Мебельный центр. |
Покупки | 16ч | Я иду в магазин.Виды магазинов.Продуктовый магазин.Отделы магазина.Выбор продуктов. Срок годности продуктов.Молочные продукты.Хлебобулочные изделия.Взвешивание товаров.Оплата покупки.Места хранения покупок.Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» | Практическая работа - 2
| Магазины
Магазин |
Уход за вещами | 17ч | Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой.Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине» Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Глажение кухонной салфетки. | Практическая работа - 2
|
Химчистка
|
Приготовление пищи | 18ч | Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата. Обработка овощей.Резание овощей ножом. Экскурсия в школьную столовую.Сервировка стола. Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Сервировка стола для чая. Виды чая.Способы заваривания чая. Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».Холодные напитки. Морс. Виды морсов. Способы приготовления морсов. Правила хранения холодных напитков. | Практическая работа - 3 |
«Чайная лавка»
Кулинария
|
Уборка помещений и территории | 27ч | Уход за комнатными растениями.Протирка пыли с цветов.Пересадка цветов.Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека. Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории. Подметание территории.Сгребание травы и листьев. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.Уход за уборочным инвентарем.Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега.Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала.Дежурство по столовой. Уборка класса. Последовательность уборки.Инвентарь для уборки класса. Уборка класса. | Практическая работа - 4.
| Магазин
Химчистка |
Итого: | 102ч |
|
|
|
Учебно - методическое обеспечение.
1. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование по «Домоводству».
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг |
Предметные | Личностные | ||||||
| 1 четверть |
| 27 ч |
|
|
|
|
1-3 | Что изучает домоводство. | 03.09 04.09 05.09 | 3 | Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знать представления о доме и расположенных в ней объектах. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | Работа с плакатами. | Беседа. |
4-6 | Моя квартира, дом. | 10.09 11.09 12.09
| 3 | Экскурсия по школе. | Игра. | ||
7-9 | Один дома. Правила безопасности. | 17.09 18.09 19.09
| 3 | Работа с наглядным материалом. | Сюжетно-ролевая игра «Один дома» | ||
10-12 | Расположение и назначение комнат. | 24.09 25.09 26.09 | 3 | Экскурсия по школе. | Самостоятельный поход в умывальник. | ||
13-15 | Кухня. Правила безопасности на кухне. | 01.10 02.10 03.10 | 3 | Повтори за мной. | Беседа. | ||
16-18 | Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. | 08.10 09.10 10.10 | 3 | Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека. | Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Наглядные-практические игры. Работа с картинками. | Тактильная игра. |
19-21 | Кухонные приборы. Ложки и вилки. | 15.10 16.10 17.10 | 3 | Дидактическая игра. | |||
22
23-24 | Кухонные приборы. Ложки, вилки и ножи. Правила мытья кухонных приборов. | 22.10
23.10 24.10 | 1
2 | «Найди свою парту» | |||
25-27 | Кухонная мебель. Стол и стулья. | 29.10 30.10 31.10 | 3 |
| |||
| II четверть
|
| 21 ч |
|
|
|
|
1 2-3 | Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. | 12.11 13.11 14.11 | 1 2 | Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы». |
|
4-6 | Я иду в магазин. Виды магазинов. | 19.11 20.11 21.11 | 3 | Сюжетно-ролевая игра на улице. | |||
7-9 | Продуктовый магазин. Выбор продуктов. | 26.11 27.11 28.11 | 3 | ||||
10-12 | Молочные продукты . | 03.12 04.12 05.12 | 3 | ||||
13-15 | Хлебобулочные изделия. | 10.12 11.12 12.12 | 3 | Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях. Правильное пользование посудой, сервировка стола. | Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | Работа с наглядным материалом. | Игра «Третий лишний» |
16-18 | Игра «Мы идем в магазин» Игра «Соверши покупки» | 17.12 18.12 19.12 | 1 2 | ||||
19 20-21 | Места хранения покупок. Сюжетно-ролевая игра «Разложи по полкам» | 24.12 25.12 26.12 | 1 2 | Сюжетно-ролевая игра. | ТБ игры с водой. | ||
| III четверть |
| 30 ч |
|
|
|
|
1 2-3 | Уход за вещами. Ручная стирка. Практическая работа. | 14.01 15.01 16.01 | 1 2 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
|
|
4 5-6 | Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.
| 21.01 22.01 23.01 | 1 2 | Работа с наглядным материалом. | Работа с разрезными картинками. | ||
7-9 | Сюжетно-ролевая игра «Я стираю» | 28.01 29.01 30.01 | 3 |
|
| ||
10 11-12 | Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. | 04.02 05.02 06.02 | 1 2 | Уметь узнавать утюг на наглядном материале; | Способность к осмыслению социального окружения. | Работа по трафарету. | Работа с разрезными картинками. |
13-15 | Соблюдение последовательности действий при глажении. | 11.02 12.02 13.02 | 3 | Работа с наглядным материалом. | |||
16-18 | Глажение. Практическая работа. | 18.02 19.02 20.02 | 3 | Уметь правильно пользоваться электроприборами. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Работа с сюжетными картинками. | Беседа. |
19-21 | Уборка помещения. Влажная уборка мебели. | 25.02 26.02 27.02 | 3 | ||||
22-24 | Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Практическая работа. | 03.03 04.03 05.03 | 3 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Работа с раздаточным материалом. | Тактильная игра. |
25-27 | Влажная уборка пола. Практическая работа. | 10.03 11.03 12.03 | 3 | ||||
28-30 | Повторение пройденного за четверть. | 17.03 18.03 19.03 | 3 | Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Дидактическая и жестовая игра. Работа с сюжетными картинками. | Индивидуальная и фронтальная беседы. |
| IVчетверть |
| 26 ч |
|
|
|
|
1-2 | Обработка овощей. Резание овощей ножом. | 01.04 02.04 | 2 | Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале. | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | Определение сходства и различия. | Определение на вкус. |
3-5 | Подготовка к приготовлению блюда. Овощной салат. | 07.04 08.04 09.04 | 3 | ||||
6-8 | Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. | 14.04 15.04 16.04 | 3 | Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Работа с клеем и цветной бумагой. | Практическая работа. |
9-11 | Сервировка стола для чаепития. Выбор чая. | 21.04 22.04 23.04 | 3 | ||||
12-14 | Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»
| 28.04 29.04 30.04 | 3 | Слушать собеседника, активно включаться в игровую деятельность. | Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына и т.д.) | Отгадывание загадок, работа с трафаретами, работа с сюжетными картинками. | Беседа. |
15-17 | Значение комнатных цветов для человека. | 05.05 06.05 07.05 | 3 |
| |||
18-20 | Уборка территории. Подметание территории. Практическая работа. | 12.05 13.05 14.05 | 3 | Знать и соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами. | Воспитание положительных качеств личности, коррекция эмоционально-волевой сферы. |
|
|
21-23 | Уборка класса. Последовательность уборки. | 19.05 20.05 21.05 | 3 |
|
| ||
24-26 | Беседы по правилам безопасности на летних каникулах. | 26.05 27.05 28.05 | 3 | Воспитание положительных качеств личности, коррекция эмоционально-волевой сферы. | Знать правила безопасности на летних каникулах. | Знать правила безопасности на летних каникулах. Работа с картинками | Беседы |