Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью «Домоводство» (3 класс)
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» 3 года обучения для учащихся, воспитанников с умственной отсталостью в глубокой, умеренной и тяжелой степени, составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;
Авторской программы В.В.Воронковой; программ специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013год.
Учебным планом класса «Особый ребенок» (3 года обучения).
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические ( практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Учебный предмет«Домоводство» является инвариантной частью учебного плана, которой входит в образовательную область «Окружающий мир» согласно которому на его изучение в классе «Особый ребенок 3 года обучения отводится 3 часа в неделю, 100 часов в год.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Класс |
Учащиеся должны знать:
|
Учащиеся должны уметь:
|
3 класс |
состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, домашний адрес; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; правила ухода за одеждой, обувью, бельем; правила сушки одежды и обуви; правила гигиены при приготовлении пищи; отделы магазина, места хранения продуктов; правила пользованием газовой плитой, холодильником; ТБ при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря;
|
производить сухую и влажную уборку помещений; убирать бытовой мусор, подметать территорию. ухаживать за полом; подбирать одежду и обувь по сезону; выбирать продукты для покупок; пользоваться утюгом, феном; убирать мусор на школьном участке; пользоваться лопатой, веником; соблюдать правила поведения в общественных местах.
|
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели ипроизвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотноситьсвои действияи их результатыс заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов |
Количество часов, |
Содержание тем учебного предмета |
Практическая часть с указанием формы |
Реализация РК |
3 класс |
||||
Обращение с кухонным инвентарем |
24ч |
Кухня.Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.Моющие средства для кухни.Кухонные приборы. Ложки и вилки.Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели.Стол и стулья.Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО.Электробытовые приборы на кухне.Газовая и электрическая плита.Техника безопасности при работе с плитой.Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника.Правила ухода за холодильником.Викторина «Моя кухня» |
Практическая работа - 2 |
Магазин
Мебельный центр. |
Покупки |
16ч |
Я иду в магазин.Виды магазинов.Продуктовый магазин.Отделы магазина.Выбор продуктов. Срок годности продуктов.Молочные продукты.Хлебобулочные изделия.Взвешивание товаров.Оплата покупки.Места хранения покупок.Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» |
Практическая работа - 2
|
Магазины
Магазин |
Уход за вещами |
17ч |
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой.Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине» Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Глажение кухонной салфетки. |
Практическая работа - 2
|
Химчистка
|
Приготовление пищи |
18ч |
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата. Обработка овощей.Резание овощей ножом. Экскурсия в школьную столовую.Сервировка стола. Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Сервировка стола для чая. Виды чая.Способы заваривания чая. Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».Холодные напитки. Морс. Виды морсов. Способы приготовления морсов. Правила хранения холодных напитков. |
Практическая работа - 3 |
«Чайная лавка»
Кулинария
|
Уборка помещений и территории |
27ч |
Уход за комнатными растениями.Протирка пыли с цветов.Пересадка цветов.Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека. Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории. Подметание территории.Сгребание травы и листьев. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.Уход за уборочным инвентарем.Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега.Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала.Дежурство по столовой. Уборка класса. Последовательность уборки.Инвентарь для уборки класса. Уборка класса. |
Практическая работа - 4.
|
Магазин
Химчистка |
Итого: |
102ч |
|
|
|
Учебно - методическое обеспечение.
1. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование по «Домоводству».
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
|
1 четверть |
|
27 ч |
|
|
|
|
1-3 |
Что изучает домоводство. |
03.09 04.09 05.09 |
3 |
Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знать представления о доме и расположенных в ней объектах. |
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. |
Работа с плакатами. |
Беседа. |
4-6 |
Моя квартира, дом. |
10.09 11.09 12.09
|
3 |
Экскурсия по школе. |
Игра. |
||
7-9 |
Один дома. Правила безопасности. |
17.09 18.09 19.09
|
3 |
Работа с наглядным материалом. |
Сюжетно-ролевая игра «Один дома» |
||
10-12 |
Расположение и назначение комнат. |
24.09 25.09 26.09 |
3 |
Экскурсия по школе. |
Самостоятельный поход в умывальник. |
||
13-15 |
Кухня. Правила безопасности на кухне. |
01.10 02.10 03.10 |
3 |
Повтори за мной. |
Беседа. |
||
16-18 |
Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. |
08.10 09.10 10.10 |
3 |
Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека. |
Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Наглядные-практические игры. Работа с картинками. |
Тактильная игра. |
19-21 |
Кухонные приборы. Ложки и вилки. |
15.10 16.10 17.10 |
3 |
Дидактическая игра. |
|||
22
23-24 |
Кухонные приборы. Ложки, вилки и ножи. Правила мытья кухонных приборов. |
22.10
23.10 24.10 |
1
2 |
«Найди свою парту» |
|||
25-27 |
Кухонная мебель. Стол и стулья. |
29.10 30.10 31.10 |
3 |
|
|||
|
II четверть
|
|
21 ч |
|
|
|
|
1 2-3 |
Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. |
12.11 13.11 14.11 |
1 2 |
Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы». |
|
4-6 |
Я иду в магазин. Виды магазинов. |
19.11 20.11 21.11 |
3 |
Сюжетно-ролевая игра на улице. |
|||
7-9 |
Продуктовый магазин. Выбор продуктов. |
26.11 27.11 28.11 |
3 |
||||
10-12 |
Молочные продукты . |
03.12 04.12 05.12 |
3 |
||||
13-15 |
Хлебобулочные изделия. |
10.12 11.12 12.12 |
3 |
Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях. Правильное пользование посудой, сервировка стола. |
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. |
Работа с наглядным материалом. |
Игра «Третий лишний» |
16-18 |
Игра «Мы идем в магазин» Игра «Соверши покупки» |
17.12 18.12 19.12 |
1 2 |
||||
19 20-21 |
Места хранения покупок. Сюжетно-ролевая игра «Разложи по полкам» |
24.12 25.12 26.12 |
1 2 |
Сюжетно-ролевая игра. |
ТБ игры с водой. |
||
|
III четверть |
|
30 ч |
|
|
|
|
1 2-3 |
Уход за вещами. Ручная стирка. Практическая работа. |
14.01 15.01 16.01 |
1 2 |
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
|
|
4 5-6 |
Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.
|
21.01 22.01 23.01 |
1 2 |
Работа с наглядным материалом. |
Работа с разрезными картинками. |
||
7-9 |
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю» |
28.01 29.01 30.01 |
3 |
|
|
||
10 11-12 |
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. |
04.02 05.02 06.02 |
1 2 |
Уметь узнавать утюг на наглядном материале; |
Способность к осмыслению социального окружения. |
Работа по трафарету. |
Работа с разрезными картинками. |
13-15 |
Соблюдение последовательности действий при глажении. |
11.02 12.02 13.02 |
3 |
Работа с наглядным материалом. |
|||
16-18 |
Глажение. Практическая работа. |
18.02 19.02 20.02 |
3 |
Уметь правильно пользоваться электроприборами. |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Работа с сюжетными картинками. |
Беседа. |
19-21 |
Уборка помещения. Влажная уборка мебели. |
25.02 26.02 27.02 |
3 |
||||
22-24 |
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Практическая работа. |
03.03 04.03 05.03 |
3 |
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Работа с раздаточным материалом. |
Тактильная игра. |
25-27 |
Влажная уборка пола. Практическая работа. |
10.03 11.03 12.03 |
3 |
||||
28-30 |
Повторение пройденного за четверть. |
17.03 18.03 19.03 |
3 |
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах. |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Дидактическая и жестовая игра. Работа с сюжетными картинками. |
Индивидуальная и фронтальная беседы. |
|
IVчетверть |
|
26 ч |
|
|
|
|
1-2 |
Обработка овощей. Резание овощей ножом. |
01.04 02.04 |
2 |
Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Определение сходства и различия. |
Определение на вкус. |
3-5 |
Подготовка к приготовлению блюда. Овощной салат. |
07.04 08.04 09.04 |
3 |
||||
6-8 |
Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. |
14.04 15.04 16.04 |
3 |
Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Работа с клеем и цветной бумагой. |
Практическая работа. |
9-11 |
Сервировка стола для чаепития. Выбор чая. |
21.04 22.04 23.04 |
3 |
||||
12-14 |
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»
|
28.04 29.04 30.04 |
3 |
Слушать собеседника, активно включаться в игровую деятельность. |
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына и т.д.) |
Отгадывание загадок, работа с трафаретами, работа с сюжетными картинками. |
Беседа. |
15-17 |
Значение комнатных цветов для человека. |
05.05 06.05 07.05 |
3 |
|
|||
18-20 |
Уборка территории. Подметание территории. Практическая работа. |
12.05 13.05 14.05 |
3 |
Знать и соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами. |
Воспитание положительных качеств личности, коррекция эмоционально-волевой сферы. |
|
|
21-23 |
Уборка класса. Последовательность уборки. |
19.05 20.05 21.05 |
3 |
|
|
||
24-26 |
Беседы по правилам безопасности на летних каникулах. |
26.05 27.05 28.05 |
3 |
Воспитание положительных качеств личности, коррекция эмоционально-волевой сферы. |
Знать правила безопасности на летних каникулах. |
Знать правила безопасности на летних каникулах. Работа с картинками |
Беседы |
Ефимова Алла Ивановна