Адаптированная программа подготовки к ОГЭ по русскому языку для обучающихся 9 класса с ЗПР с элементами логопедического сопровождения и возможностью адаптации для детей мигрантов

0
0
Материал опубликован 4 July

Адаптированная программа подготовки к ГВЭ по русскому языку для 9 класса с адаптацией для детей мигрантов.


АННОТАЦИЯ

Адаптированная программа подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку предназначена для обучающихся 9 класса с задержкой психического развития. Программа учитывает особенности речевого и когнитивного развития данной категории школьников и направлена на формирование функциональной грамотности, развитие коммуникативных и языковых компетенций, необходимых для успешной сдачи ОГЭ. В структуру программы включены элементы логопедического сопровождения, что способствует коррекции фонетико-фонематических, лексико-грамматических и других речевых нарушений. Дополнительно предусмотрена возможность адаптации программы для обучающихся из числа детей-мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка как неродного.


ВВЕДЕНИЕ

Изучение русского языка в 9 классе для обучающихся с ЗПР представляет собой не только освоение школьного курса, но и комплексную коррекционно-развивающую задачу. В силу особенностей речевого и психического развития такие обучающиеся часто сталкиваются с трудностями восприятия, переработки и воспроизведения информации, снижением уровня внимания, памяти, темпа учебной деятельности, а также с речевыми нарушениями различного уровня. Всё это требует специального подхода к организации подготовки к ОГЭ.

Предлагаемая программа направлена на системную проработку всех компонентов экзаменационной модели, включая развитие навыков восприятия устной и письменной речи, формирование орфографической и пунктуационной грамотности, овладение структурой и содержанием заданий ОГЭ. Особое внимание уделяется работе над изложением и сочинением, а также аудированием как важным коммуникативным умением.

Программа может использоваться учителями-словесниками, логопедами, педагогами дополнительного образования и тьюторами, работающими с обучающимися с ЗПР. Также она может быть адаптирована под нужды детей-мигрантов, владеющих русским языком на ограниченном уровне. В основе реализации программы лежат принципы доступности, наглядности, поэтапности, коррекционной направленности и мотивационного подкрепления учебной деятельности.


Актуальность программы

В условиях инклюзивного образования и реализации ФГОС ОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с задержкой психического развития) особую значимость приобретает необходимость системной, поэтапной подготовки к итоговой государственной аттестации. Учащиеся с ЗПР испытывают трудности в усвоении учебного материала из-за снижения темпа познавательной деятельности, нестабильности внимания, ограниченного словарного запаса, трудностей смыслового восприятия текста, недостаточной сформированности грамматического строя речи.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку для данной категории обучающихся требует не только предметного, но и логопедического, коррекционно-развивающего сопровождения. Не менее актуальна адаптация содержания и методов обучения для детей-мигрантов, для которых русский язык может быть не родным. Такая программа должна сочетать лингвистический и коррекционно-педагогический подходы, направленные на формирование функциональной грамотности, речевых и коммуникативных навыков.

Разработка программы, учитывающей все виды экзаменационных работ (аудирование, изложение, сочинение, тестовые задания) и специфические трудности обучающихся с ЗПР и детей-мигрантов, отвечает актуальным задачам современной коррекционной педагогики, логопедии и школьной практики.


Методологические основы программы

Разработка и реализация программы базируются на следующих методологических принципах и подходах:

Личностно-ориентированный подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР и детей-мигрантов, а также создание комфортной образовательной среды;

Коррекционно-развивающий подход, направленный на формирование и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения образовательной программы и прохождения итоговой аттестации;

Коммуникативный подход, обеспечивающий развитие устной и письменной речи, языковой интуиции, навыков выражения собственных мыслей;

Деятельностный подход, ориентирующий обучение на активное включение учащихся в учебный процесс через практические задания, работу с текстами, упражнения, тренинги, анализ;

Интеграция логопедического и предметного компонентов, позволяющая одновременно формировать речевые и учебные навыки, способствуя успешной подготовке к ОГЭ;

Принцип доступности и наглядности, реализуемый через использование визуальных, графических, аудио- и видео-материалов, опорных схем, памяток.

В основу программы положены научные труды по дефектологии, логопедии, педагогике и методике преподавания русского языка (В.В. Воронкова, Т.Б. Филичева, Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, Г.А. Цукерман и др.).

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Коррекция речевых нарушений и развитие коммуникативных навыков;

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

Развитие навыков аудирования и понимания речи;

Освоение навыков написания изложения и сочинения;

Подготовка к выполнению всех типов заданий ОГЭ с учётом особенностей учащихся.



ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Формирование устойчивых навыков восприятия и понимания устной речи;

Развитие умений анализировать, структурировать и воспроизводить информацию (устно и письменно);


Коррекция фонетико-фонематических, лексико-грамматических и других речевых нарушений;

Повышение учебной мотивации и уверенности в условиях экзаменационной ситуации;

Формирование навыков самоконтроля и самопроверки в письменной речи;

Адаптация лексико-грамматического материала под индивидуальные особенности учащихся.



АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Программа адресована обучающимся 9-х классов с задержкой психического развития, испытывающим трудности в освоении предметных и метапредметных результатов по русскому языку, а также детям-мигрантам, владеющим русским языком как неродным. Программа может быть реализована в рамках урочной, внеурочной и коррекционно-развивающей деятельности.



СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)

Модуль/тема

часы

Краткое содержание

1

Вводное занятие

2

Диагностика, знакомство, постановка целей, инструктаж

2

Орфография

5

Основные правила и упражнения

3

Пунктуация

4

Правила постановки знаков препинания, практика

4.

Лексика и словообразование

2

Лексические единицы, образование слов

5.

Синтаксис и типы предложений

3

Построение предложений,типы,простые конструкции

6.

Аудирование

4

Восприятие устной речи, упражнения для тренировки

7.

Работа с текстом

4

Чтение,анализ,понимание

8.

Изложение

3

Приёмы структурирования текста, отработка навыков

9.

Сочинение

5

Планирование, создание текста, корректировка

10.

Итоговое повторение.

2

Повторение,тесты.тренировка




Методические рекомендации по реализации программы

Реализация программы требует соблюдения дифференцированного и индивидуализированного подхода, учитывающего особенности речевого и психического развития учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Основными принципами организации учебного процесса являются:

Наглядность и визуализация материала — активное использование таблиц, схем, опорных конспектов, карточек и иллюстративного материала.

Опора на речевой опыт учащихся — вовлечение в деятельность, близкую к жизненному опыту учащихся, с использованием актуальных тем и ситуаций.

Чёткая структура занятий — логически выстроенное построение урока: мотивационный этап, этап восприятия и осмысления, этап закрепления, рефлексия.

Использование логопедических упражнений — включение заданий на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и грамматического строя речи.

Работа в медленном темпе с множественными повторами — предоставление времени на осмысление и повторение материала.

Разнообразие форм деятельности — чередование индивидуальной, парной, групповой работы, элементы игровых, интерактивных и деятельностных методик.

Регулярная диагностика — мониторинг результатов учащихся на каждом этапе: входной, промежуточный, итоговый контроль (в том числе по моделям ОГЭ).

Особое внимание уделяется обучению изложению и сочинению как видам письменной связной речи. Эти умения формируются поэтапно, начиная с простейших навыков пересказа с опорой на план, наглядность, ключевые слова, и заканчивая развернутыми работами на экзаменационные темы.

Также важной составляющей является развитие навыков аудирования — учащиеся учатся слушать текст, понимать основное содержание, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, пересказывать.



Рекомендации по адаптации программы для обучающихся из числа детей-мигрантов

Для детей-мигрантов, испытывающих трудности в усвоении русского языка как неродного, программа требует следующих адаптационных шагов:

1. Языковая адаптация материала:

Упрощение языкового уровня объяснений, использование коротких, простых конструкций.

Использование глоссариев, словарей, пояснительных карточек с переводом (при необходимости).

Введение частых повторов и языковых клише (формул вежливости, вводных конструкций, стандартных выражений).

2. Расширение этапа работы с лексикой:

Предварительное ознакомление с ключевыми словами и выражениями перед каждым занятием.

Включение в каждую тему специальных упражнений на усвоение лексики и грамматических структур.

3. Развитие фонематического слуха и артикуляции:

Логопедическая работа по постановке и автоматизации звуков, формированию грамматического строя речи.

4. Опора на визуализацию и межъязыковую интерференцию:

Широкое использование визуальных подсказок, пиктограмм, схем, переводных карточек.

Сравнение грамматических структур родного языка учащихся и русского (при возможности).

5. Моделирование ситуаций общения:

Введение коммуникативных задач, близких к повседневной жизни (письмо другу, рассказ о себе, описание предмета и др.).

Ролевые игры, устные диалоги, интерактивные задания.

6. Индивидуализация заданий:

Снижение объема и уровня сложности отдельных заданий при необходимости.

Работа по индивидуальной траектории: «шаг за шагом» от понимания — к воспроизведению — к созданию текста.

7. Тьюторское сопровождение и культурологическая поддержка:

Объяснение культурных реалий, норм поведения и риторических шаблонов, принятых в русском языке.

Адаптация должна строиться на уважении к родному языку и культуре ребёнка, сочетаясь с методами речевой и учебной поддержки на русском языке


Оборудование

Для реализации программы рекомендуется использовать:

Доска (классическая или интерактивная) — для демонстрации схем, упражнений, написания образцов;

Персональные тетради учащихся — для выполнения заданий, написания изложений и сочинений;

Компьютер или ноутбук с проектором — для показа видео- и аудиоматериалов;

Аудиоаппаратура — для тренировки навыков аудирования (прослушивание текстов, диктантов, заданий);

Раздаточные материалы — карточки, схемы, памятки, таблицы по орфографии и пунктуации;

Словари (толковый, орфографический, фразеологический) — как в печатном, так и в электронном виде;

Материалы логопеда — логопедические тренажёры, таблицы для артикуляционной гимнастики, упражнения для коррекции звукопроизношения;

Наглядные материалы — плакаты, постеры, лексико-грамматические таблицы.


Литература

Основная литература

1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-9: типовые тестовые задания / под ред. Н.А. Сениной. — М.: Экзамен, ежегодное издание.

2. Русский язык. Практика, теория, тесты. 9 класс / Л.М. Рыбченкова, Т.А. Ладыженская и др. — М.: Просвещение.

3. Практикум по русскому языку для 9 класса / М.М. Разумовская, С.И. Львова. — М.: Дрофа.

Адаптированная и коррекционная литература

4. Программа коррекционной работы для обучающихся с ЗПР / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Просвещение.

5. Галкина Т.А. «Русский язык для детей с задержкой психического развития». – М.: Владос.

6. Колесникова Е.А. Русский язык: дидактические материалы для учащихся с ЗПР. – СПб.: Детство-пресс.

7. Логопедическая работа с подростками. Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной — М.: ГНОМ и Д, 2017.

8. Занятия по развитию речи и подготовке к ОГЭ: материалы для коррекционной школы / О.Е. Леонова. — Волгоград: Учитель.

Дополнительная литература

9. Литературные диктанты и тексты для изложений 9 класс / О.В. Узоровая. — М.: АСТ.

10. Сборники изложений и сочинений для 9 класса — различные авторские издания, ориентированные на ОГЭ.

11. Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ для детей с ОВЗ / РЦПМПК, материалы ФИПИ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации