Адаптированная программа подготовки к ОГЭ по русскому языку для обучающихся 9 класса с ЗПР с элементами логопедического сопровождения и возможностью адаптации для детей мигрантов
Адаптированная программа подготовки к ГВЭ по русскому языку для 9 класса с адаптацией для детей мигрантов.
АННОТАЦИЯ
Адаптированная программа подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку предназначена для обучающихся 9 класса с задержкой психического развития. Программа учитывает особенности речевого и когнитивного развития данной категории школьников и направлена на формирование функциональной грамотности, развитие коммуникативных и языковых компетенций, необходимых для успешной сдачи ОГЭ. В структуру программы включены элементы логопедического сопровождения, что способствует коррекции фонетико-фонематических, лексико-грамматических и других речевых нарушений. Дополнительно предусмотрена возможность адаптации программы для обучающихся из числа детей-мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка как неродного.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение русского языка в 9 классе для обучающихся с ЗПР представляет собой не только освоение школьного курса, но и комплексную коррекционно-развивающую задачу. В силу особенностей речевого и психического развития такие обучающиеся часто сталкиваются с трудностями восприятия, переработки и воспроизведения информации, снижением уровня внимания, памяти, темпа учебной деятельности, а также с речевыми нарушениями различного уровня. Всё это требует специального подхода к организации подготовки к ОГЭ.
Предлагаемая программа направлена на системную проработку всех компонентов экзаменационной модели, включая развитие навыков восприятия устной и письменной речи, формирование орфографической и пунктуационной грамотности, овладение структурой и содержанием заданий ОГЭ. Особое внимание уделяется работе над изложением и сочинением, а также аудированием как важным коммуникативным умением.
Программа может использоваться учителями-словесниками, логопедами, педагогами дополнительного образования и тьюторами, работающими с обучающимися с ЗПР. Также она может быть адаптирована под нужды детей-мигрантов, владеющих русским языком на ограниченном уровне. В основе реализации программы лежат принципы доступности, наглядности, поэтапности, коррекционной направленности и мотивационного подкрепления учебной деятельности.
Актуальность программы
В условиях инклюзивного образования и реализации ФГОС ОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с задержкой психического развития) особую значимость приобретает необходимость системной, поэтапной подготовки к итоговой государственной аттестации. Учащиеся с ЗПР испытывают трудности в усвоении учебного материала из-за снижения темпа познавательной деятельности, нестабильности внимания, ограниченного словарного запаса, трудностей смыслового восприятия текста, недостаточной сформированности грамматического строя речи.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку для данной категории обучающихся требует не только предметного, но и логопедического, коррекционно-развивающего сопровождения. Не менее актуальна адаптация содержания и методов обучения для детей-мигрантов, для которых русский язык может быть не родным. Такая программа должна сочетать лингвистический и коррекционно-педагогический подходы, направленные на формирование функциональной грамотности, речевых и коммуникативных навыков.
Разработка программы, учитывающей все виды экзаменационных работ (аудирование, изложение, сочинение, тестовые задания) и специфические трудности обучающихся с ЗПР и детей-мигрантов, отвечает актуальным задачам современной коррекционной педагогики, логопедии и школьной практики.
Методологические основы программы
Разработка и реализация программы базируются на следующих методологических принципах и подходах:
Личностно-ориентированный подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР и детей-мигрантов, а также создание комфортной образовательной среды;
Коррекционно-развивающий подход, направленный на формирование и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения образовательной программы и прохождения итоговой аттестации;
Коммуникативный подход, обеспечивающий развитие устной и письменной речи, языковой интуиции, навыков выражения собственных мыслей;
Деятельностный подход, ориентирующий обучение на активное включение учащихся в учебный процесс через практические задания, работу с текстами, упражнения, тренинги, анализ;
Интеграция логопедического и предметного компонентов, позволяющая одновременно формировать речевые и учебные навыки, способствуя успешной подготовке к ОГЭ;
Принцип доступности и наглядности, реализуемый через использование визуальных, графических, аудио- и видео-материалов, опорных схем, памяток.
В основу программы положены научные труды по дефектологии, логопедии, педагогике и методике преподавания русского языка (В.В. Воронкова, Т.Б. Филичева, Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, Г.А. Цукерман и др.).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Коррекция речевых нарушений и развитие коммуникативных навыков;
Формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
Развитие навыков аудирования и понимания речи;
Освоение навыков написания изложения и сочинения;
Подготовка к выполнению всех типов заданий ОГЭ с учётом особенностей учащихся.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Формирование устойчивых навыков восприятия и понимания устной речи;
Развитие умений анализировать, структурировать и воспроизводить информацию (устно и письменно);
Коррекция фонетико-фонематических, лексико-грамматических и других речевых нарушений;
Повышение учебной мотивации и уверенности в условиях экзаменационной ситуации;
Формирование навыков самоконтроля и самопроверки в письменной речи;
Адаптация лексико-грамматического материала под индивидуальные особенности учащихся.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Программа адресована обучающимся 9-х классов с задержкой психического развития, испытывающим трудности в освоении предметных и метапредметных результатов по русскому языку, а также детям-мигрантам, владеющим русским языком как неродным. Программа может быть реализована в рамках урочной, внеурочной и коррекционно-развивающей деятельности.
СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
№ | Модуль/тема | часы | Краткое содержание |
1 | Вводное занятие | 2 | Диагностика, знакомство, постановка целей, инструктаж |
2 | Орфография | 5 | Основные правила и упражнения |
3 | Пунктуация | 4 | Правила постановки знаков препинания, практика |
4. | Лексика и словообразование | 2 | Лексические единицы, образование слов |
5. | Синтаксис и типы предложений | 3 | Построение предложений,типы,простые конструкции |
6. | Аудирование | 4 | Восприятие устной речи, упражнения для тренировки |
7. | Работа с текстом | 4 | Чтение,анализ,понимание |
8. | Изложение | 3 | Приёмы структурирования текста, отработка навыков |
9. | Сочинение | 5 | Планирование, создание текста, корректировка |
10. | Итоговое повторение. | 2 | Повторение,тесты.тренировка |
Методические рекомендации по реализации программы
Реализация программы требует соблюдения дифференцированного и индивидуализированного подхода, учитывающего особенности речевого и психического развития учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Основными принципами организации учебного процесса являются:
Наглядность и визуализация материала — активное использование таблиц, схем, опорных конспектов, карточек и иллюстративного материала.
Опора на речевой опыт учащихся — вовлечение в деятельность, близкую к жизненному опыту учащихся, с использованием актуальных тем и ситуаций.
Чёткая структура занятий — логически выстроенное построение урока: мотивационный этап, этап восприятия и осмысления, этап закрепления, рефлексия.
Использование логопедических упражнений — включение заданий на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и грамматического строя речи.
Работа в медленном темпе с множественными повторами — предоставление времени на осмысление и повторение материала.
Разнообразие форм деятельности — чередование индивидуальной, парной, групповой работы, элементы игровых, интерактивных и деятельностных методик.
Регулярная диагностика — мониторинг результатов учащихся на каждом этапе: входной, промежуточный, итоговый контроль (в том числе по моделям ОГЭ).
Особое внимание уделяется обучению изложению и сочинению как видам письменной связной речи. Эти умения формируются поэтапно, начиная с простейших навыков пересказа с опорой на план, наглядность, ключевые слова, и заканчивая развернутыми работами на экзаменационные темы.
Также важной составляющей является развитие навыков аудирования — учащиеся учатся слушать текст, понимать основное содержание, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, пересказывать.
Рекомендации по адаптации программы для обучающихся из числа детей-мигрантов
Для детей-мигрантов, испытывающих трудности в усвоении русского языка как неродного, программа требует следующих адаптационных шагов:
1. Языковая адаптация материала:
Упрощение языкового уровня объяснений, использование коротких, простых конструкций.
Использование глоссариев, словарей, пояснительных карточек с переводом (при необходимости).
Введение частых повторов и языковых клише (формул вежливости, вводных конструкций, стандартных выражений).
2. Расширение этапа работы с лексикой:
Предварительное ознакомление с ключевыми словами и выражениями перед каждым занятием.
Включение в каждую тему специальных упражнений на усвоение лексики и грамматических структур.
3. Развитие фонематического слуха и артикуляции:
Логопедическая работа по постановке и автоматизации звуков, формированию грамматического строя речи.
4. Опора на визуализацию и межъязыковую интерференцию:
Широкое использование визуальных подсказок, пиктограмм, схем, переводных карточек.
Сравнение грамматических структур родного языка учащихся и русского (при возможности).
5. Моделирование ситуаций общения:
Введение коммуникативных задач, близких к повседневной жизни (письмо другу, рассказ о себе, описание предмета и др.).
Ролевые игры, устные диалоги, интерактивные задания.
6. Индивидуализация заданий:
Снижение объема и уровня сложности отдельных заданий при необходимости.
Работа по индивидуальной траектории: «шаг за шагом» от понимания — к воспроизведению — к созданию текста.
7. Тьюторское сопровождение и культурологическая поддержка:
Объяснение культурных реалий, норм поведения и риторических шаблонов, принятых в русском языке.
Адаптация должна строиться на уважении к родному языку и культуре ребёнка, сочетаясь с методами речевой и учебной поддержки на русском языке
Оборудование
Для реализации программы рекомендуется использовать:
Доска (классическая или интерактивная) — для демонстрации схем, упражнений, написания образцов;
Персональные тетради учащихся — для выполнения заданий, написания изложений и сочинений;
Компьютер или ноутбук с проектором — для показа видео- и аудиоматериалов;
Аудиоаппаратура — для тренировки навыков аудирования (прослушивание текстов, диктантов, заданий);
Раздаточные материалы — карточки, схемы, памятки, таблицы по орфографии и пунктуации;
Словари (толковый, орфографический, фразеологический) — как в печатном, так и в электронном виде;
Материалы логопеда — логопедические тренажёры, таблицы для артикуляционной гимнастики, упражнения для коррекции звукопроизношения;
Наглядные материалы — плакаты, постеры, лексико-грамматические таблицы.
Литература
Основная литература
1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-9: типовые тестовые задания / под ред. Н.А. Сениной. — М.: Экзамен, ежегодное издание.
2. Русский язык. Практика, теория, тесты. 9 класс / Л.М. Рыбченкова, Т.А. Ладыженская и др. — М.: Просвещение.
3. Практикум по русскому языку для 9 класса / М.М. Разумовская, С.И. Львова. — М.: Дрофа.
Адаптированная и коррекционная литература
4. Программа коррекционной работы для обучающихся с ЗПР / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Просвещение.
5. Галкина Т.А. «Русский язык для детей с задержкой психического развития». – М.: Владос.
6. Колесникова Е.А. Русский язык: дидактические материалы для учащихся с ЗПР. – СПб.: Детство-пресс.
7. Логопедическая работа с подростками. Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной — М.: ГНОМ и Д, 2017.
8. Занятия по развитию речи и подготовке к ОГЭ: материалы для коррекционной школы / О.Е. Леонова. — Волгоград: Учитель.
Дополнительная литература
9. Литературные диктанты и тексты для изложений 9 класс / О.В. Узоровая. — М.: АСТ.
10. Сборники изложений и сочинений для 9 класса — различные авторские издания, ориентированные на ОГЭ.
11. Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ для детей с ОВЗ / РЦПМПК, материалы ФИПИ.