12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Красноперова Анна Валерьевна53
Россия, Удмуртская респ., Сарапул

Согласовано: Утверждено:

На заседании педагогического совета Приказом № ___ -ОД от___________

Протокол № от ___________________ Заведующий МБДОУ д/с №____

___________Ф.И.О.



Согласовано с

__________/Ф.И.О. родителя



АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

_____________________________________________________________

(дата рождения)









Ф.И.О. разработчиков:























_______________________ учебный год





СТРУКТУРА

АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Цель и задачи адаптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО)



Общие сведения



Основные особенности развития ребенка



Создание специальных условий для ребенка



Направления психолого-педагогической коррекционной работы



Содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей



Результативность



Взаимодействие с родителями





ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ АОП ДО



Цель реализации АОП ДО:ранняя коррекция психофизического развития ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в условияхгруппы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.



Задачи:

1.Создать условия для всестороннего развития ребенка с задержкой психического развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка.

Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

Формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.

Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения.

Взаимодействовать с родителями (законными представителями) воспитанника для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с ЗПР.




2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. ребенка


Возраст


Возрастная группа


Ф.И.О. родителей


Ф.И.О. воспитателей


Ф.И.О. специалистов сопровождения:


Заключение и рекомендации

Территориальной психолого-педагогической комиссии

_____________ от ----------------------- г.


Логопедическое заключение


Основная программа группы


Вид группы


Срок реализации программы


Наличие инвалидности




3. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

«Речевое развитие»

строение артикуляционного аппарата без видимой патологии

выполняет простейшие артикуляционные движения по подражанию

имеет скудный активный словарь (бытовой, природоведческий, обществоведческий)

пассивный словарь ниже возрастной нормы,

Не в полном объеме знает назначение одежды, обуви и головных уборов

Не в полном объеме знает назначение и название посуды, видов транспорта, мебели

Не знает существенные детали и части предметов

Путается в определении особенности предметов (пушистый, гладкий, шершавый и т.д.)

Не знает материалы и их свойства

Не умеет определять местоположение

Путается в определении частей суток

Затрудняется в назывании домашних, диких животных, овощей и фруктов

Не имеет представления о качествах предметов

Не внятно произносит в словах гласные (а, у, о, и, э)

Не внятно произносит в словах согласные (п-б-т-д-к-г; ф-в т-с з-ц)

Слуховое восприятие развито в пределах возрастной нормы

Существительные во множественном числе употребляет редко

Диалогическая форма речи развита на низком уровне

Употребляет в речи вежливые слова (спасибо, до свидания, здравствуйте)

Речевое дыхание развито на низком уровне

Интонационная выразительность не сформирована

Не согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже

Не употребляет существительные с предлогами

Заключение: системное нарушение всех компонентов речи, низкий уровень развития речи

«Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Не всегда выделяет общий признак предметов группы

Не составляет группы из однородных предметов и не выделяет из них отдельные предметы

Не умеет сравнивать группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов

Не устанавливает равенство между неравными по количеству группами путем добавления и убавления предмета

Не сравнивает предметы контрастных и одинаковых размеров

При сравнении предметов не соизмеряет один предмет с другими по заданному признаку (длине, ширине, высоте)

Не знает круг, квадрат, треугольник

Плохо ориентируется в расположении частей своего тела

Не различает пространственные направления от себя

Не ориентируется в контрастных частях суток

Раздел «Познавательно - исследовательская деятельность»

Не выполняет действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма

Затрудняется в выделении цвета, формы, величины, не группирует однородные предметы

Затрудняется собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец

Не собирает разрезную картинку из 4-6 частей

Раздел «Ознакомление с окружающим»

Не устанавливает связь между строением предмета и его функцией

Плохо понимает, что отсутствие частей нарушает предмет

Не имеет представления о свойствах предмета

Не владеет способами обследования предмета, включая простейшие опыты

Плохо группирует и классифицирует знакомые предметы

Раздел «Ознакомление с социальным миром и миром природы»

Знает домашние животные, затрудняется назвать диких животных, птиц, насекомых

Знает овощи, некоторые фрукты, затрудняется назвать ягоды, растения, деревья

Не имеет первичных представлений о малой Родине

Заключение: уровень представлений по образовательной области «Познавательное развитие» ниже возрастной нормы

«Социально-коммуникативное развитие»

Сформировано представление о том, что хорошо и что плохо

Общается спокойно, без крика

Здоровается при встрече, прощается, благодарит

Знает и называет членов семьи, чем занимаются

Свободно ориентируется в помещениях и на участке детского сада

Уважительно относится к сотрудникам детского сада

Следит за своим внешним видом, аккуратно моет руки, пользуется расческой, платком

Правильно пользуется столовой и чайной посудой, вилкой, салфеткой

Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности

С помощью взрослого поливает растения, выполняет трудовые поручения

Знает правила поведения в природе

Имеет первичные представления о безопасном поведении на дороге

Знает источники опасности дома

Соблюдает правила в играх с песком, водой

Заключение: уровень представлений по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в пределах возрастной нормы

«Художественно-эстетическое развитие»

В рисовании, лепке, аппликации умения изображать простые предметы и явления, передавая образную выразительность не развиты

Не различает, не называет , не использует основные строительные детали, но сооружает простейшие постройки

Не изменяет постройки, но надстраивает их в длину и высоту

Не понимает характер музыки и не определяет количество частей музыки

Не способна различать звуки по высоте в пределах октавы

Певческие навыки не развиты

Умения обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету развиты недостаточно

Знания музыкальных жанров не сформированы

Не узнает знакомые песни, не чувствует характер музыки, эмоционально реагирует на нее

В соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания двигается в силу своей физических возможностей

Танцевальные движения под плясовые мелодии выполняет в силу своих физических возможностей

Подыгрывает на детских музыкальных инструментах

Заключение: уровень представлений по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ниже возрастной нормы

«Физическое развитие»

Имеет неполные представления о значении разных органов для жизнедеятельности человека

Имеет неполные представления о полезной и вредной пище, о ценности здоровья и ЗОЖ

Навык в соблюдении гигиены и опрятности сформирован не в полной мере

Самостоятельно ходит в меру своих физических способностей

Самостоятельно не бегает

Не строится в колонну по одному, шеренгу, круг, находит свое место при построениях

Прыжки в длину и в высоту не выполняет в виду своих физических особенностей

Отталкивать и бросать мяч не может

Правила в подвижных играх не соблюдает, плохо ориентируется в пространстве

На лыжах не ходит, на велосипеде не катается в виде своих физических особенностей

Заключение:уровень представлений по образовательной области «Физическое развитие» ниже возрастной нормы.


4. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕБЕНКА

ВРЕМЕННОЙ РЕЖИМ

Смена деятельности, смена статики и динамики (при явном переутомлении)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Выделение зоны уединения

Индивидуальная маркировка мебели

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Ограничители листа

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Рядом ребенок-«помощник»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


не требуются

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

дидактические материалы и средства наглядности, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР

СПЕЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА


не требуется

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА В ЗДАНИЕ МБДОУ

Условия для беспрепятственного доступа в образовательную организацию и адаптация среды с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

условия для выполнения назначений врача-специалиста



5.НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Педагоги

Направление коррекционной работы

Форма занятия

Продолжительность и частота

Воспитатель

коррекционная работа воспитателя в ходе образовательного процесса с использованием педагогических методов и приемов, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся с задержкой психического развития

индивидуально

ежедневно

по 20 минут

Педагог-психолог

развитие познавательных процессов, расширение зоны ближайшего развития

индивидуально


один раз в неделю

20 минут

подгрупповые

занятия

один раз в неделю

20 минут

Учитель-логопед

Коррекция речевых нарушений

индивидуально

1 раз в неделю

20 минут

Учитель-дефектолог

Развитие личности, развитие психических познавательных процессов

индивидуально


один раз в неделю

20 минут

Музыкальный руководитель

развитие музыкально-ритмических движений и формирование певческих навыков

групповые

занятия

2 раза в неделю

20 минут

индивидуально

1 раз в неделю

20 минут

Инструктор по физкультуре

гармоничное развитие всех групп мышц, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем

групповое

занятие

1 раз в неделю

20 минут

индивидуально

1 раз в неделю

20 минут



6.СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи

Задачи:

1.Развивать активный словарь (бытовой, природоведческий, обществоведческий)

Развивать пассивный словарь

Формировать умение называть назначение одежды, обуви и головных уборов

Совершенствовать умение называть назначение посуды, видов транспорта, мебели

Учить выделять и называть существенные детали и части предметов

Развивать умение определять и называть особенности предметов (пушистый, гладкий, шершавый и т.д.)

Развивать умение называть материалы и их свойства

Учить определять и называть местоположение

Формировать умение определять и называть части суток

Совершенствовать умение определять и называть домашних, диких животных, овощи и фрукты

Развивать представления о качествах предметов

Учить внятно произносить в словах гласные (а, у, о, и, э)

Учить внятно произносить в словах согласные (п-б-т-д-к-г; ф-в т-с з-ц)

Развивать умение употреблять существительные во множественном числе

Развивать диалогическую форму речи

Развивать речевое дыхание

Формировать интонационную выразительность речи

Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже

Учить употреблять существительные с предлогами

Содержание работы:

Игра «Овощи-фрукты» Цель: развивать умение выделять и называть фрукты, овощи

Артикуляционные игры:

Сказка «Гости»Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял тарелку (лопатка) и стал замешивать тесто (пропускать язык между зубами назад – вперед). Когда тесто было готово язычок, стал лепить пирожки (пирожок). Внутрь каждого пирожка он положил малиновое варенье (вкусное варенье). Вдруг кто-то постучался в дверь (произнести «т-т-т»). Это пришли гости к язычку: мишутка (надуть щеки, зайка - попрыгайка (пощелкать языком, волчок - серый бочок (оскал). Усадил язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем (чашечка) с пирожками (пирожок).

Сказка «Огород»Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял (лопату) и пошел на полянку. Копает зайчик землю, да песни распевает, а мимо белка скачет, где – то (грибок) засушенный нашла. Удивилась белка, похвалила зайца и совет дала: только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. Только белка ушла – медведь идет, банку с (вареньем) несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает.

- Смотри рассаду не съешь. А я после прейду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый. Заяц дальше копает, песенки поет (а-о-э-у-и). А перед самым вечером волк идет (чашку) несет.

- Ой, заяц, какой ты молодец! До чего додумался. Только полить свою капусту не забудь, вот тебе (чашка). Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи капался заяц, а на утро еще и мостик сделал (горка). Чтобы удобнее было воду для поливки носить. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал. А когда осень наступила, все увидели, что капуста на славу уродилась. Срезал заяц капусту, сложил её, получилась целая (горка). Пришлось (лошадку) приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут.

Гости

Толстые внуки приехали в гости, (раздуть щеки)

С ними худые – лишь кожа, да кости, (втянуть щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (улыбнуться, показав плотно прижатые зубы)

Поцеловать они всех потянулись. (вытянуть губы в трубочку)

Быстро за стол они нас пригласили (вытащить язык, удерживая его в горизонтальном положении)

Блюдца поставим - положат блины нам. (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)

Дунем на блинчик – не в щёки, не мимо. (дуем на ладошку)

Блинчики мы пожуём и прикусим, (имитируем движения)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (улыбнуться, открыть рот, широким

языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу)

Всех накормили, никто не обижен,

Вкусный был завтрак - мы губки оближем. (облизываем губки)


Игры, помогающие расширить объем активного словаря.

Демонстрация действий предмета с их называнием.

Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый показывает действия, которые может совершать предмет (или можно совершать с этим предметом), и называет эти действия. К примеру, взрослый задает вопрос: «Как ты думаешь, что может делать мяч? Давай посмотрим». Затем производится демонстрация действий с мячом и называние этих действий: «Мяч лежит. Если его толкнуть, он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит. Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз, ко мне в руки, я его поймаю. Можно перебрасывать мяч друг другу». Повторно, как бы подытоживая сказанное, взрослый демонстрирует действие и называет лишь соответствующий глагол: «Давай повторим, что делает мяч. Мяч лежит, катится, падает, шумит, грохочет, прыгает, ударяется, отскакивает, летит. Мяч можно толкать, катить, подкидывать (кидать, бросать), перебрасывать, ударять, ловить».

Действия ребенка с предметом с называнием этих действий.

Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым.

Обследование взрослым предмета с называнием его качеств.

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки.

Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматной, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным.

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Два предмета (по изучаемой лексической теме) с противоположными признаками или отличающиеся строением, деталями: яблоко – лимон, помидор – картофель, стул – кресло, чашка – стакан, носки – гольфы.

Содержание. Взрослый с помощью инструкций и вопросов направляет обследование ребенком двух предметов с противоположными признаками или отличающихся строением, деталями. К примеру, в ходе ознакомления ребенка с овощами (помидором, картофелем) взрослый предлагает следующие инструкции и вопросы: «Погладь помидор. Какой он на ощупь (гладкий)? Погладь картофель. Какой он на ощупь (шершавый, шероховатый)?»

Аналогично: «Яблоко сладкое – лимон кислый», «Стул твердый – кресло мягкое», «У чашки есть ручка – стакан без ручки», «Носки короткие – гольфы длинные».

Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.

Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование. Предметы (или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.

Содержание. Взрослый обращает внимание на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?».

Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета.

Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах.

Оборудование. Контурные изображения предметов по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.

Содержание. Взрослый предлагает раскрасить контурные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно. Например, по окончании раскрашивания цветка ребенком взрослый задает вопросы: «Какого цвета стебель цветка? Листья? Лепестки? Шипы?». Какая часть цветка зеленого цвета (стебель, листья, шипы)? Какая часть цветка розового цвета (лепестки)?» В первой части задания ребенок пассивно воспринимает наименования деталей предмета. Во второй части – называет части предмета самостоятельно (стебель, листья, шипы, лепестки).

Взрослый может также раскрасить части предмета в заданные цвета. Например, при раскрашивании грузовика взрослый дает следующие инструкции: «Кабину грузовика раскрась синим цветом, кузов – зеленым, колеса – коричневым, руль – черным, фары – желтым». После выполнения работы задаются вопросы: «Какого цвета кабина грузовика? Кузов? Колеса? Руль? Фары?»

Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние.

Цели. Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.

Оборудование. Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.

Игра «Чудесный мешочек»

Цели. Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Игра «Тематическое лото»

Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.

Оборудование. «Тематическое лото» (большие карты с изображениями предметов домашних или диких животных, мебели, транспорта, посуды, растений, птиц и т.д.), маленькие карточки с этими же изображениями).

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель:формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени), о малой Родине, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов, развитие любознательности и познавательной мотивации.

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Задачи:

Совершенствовать навык выделять общий признак предметов группы

Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы

Развивать умение сравнивать группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов

Развивать умение устанавливать равенство между неравными по количеству группами путем добавления и убавления предмета

Формировать навык сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров

Учить при сравнении предметов соизмерять один предмет с другими по заданному признаку (длине, ширине, высоте)

Знакомить с геометрическими фигурами- круг, квадрат, треугольник

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела

Совершенствовать умение различать пространственные направления от себя

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток

Содержание работы:

Игровое упражнение «Спрячь игрушку» Цель: учить соотносить форму предметов (круг, квадрат, треугольник) с помощью проб

Игровое упражнение «Чей домик» Цель: учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Игровое упражнение «Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена)Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Игровое упражнение «Угадай, что я нарисовала» Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную фигуру с плоскостной, знать названия элементов геометрических фигур

Игровое упражнение «Части суток» Цель: Формировать элементарные представления о контрастных частях суток

Игровое упражнение «Части тела» Цель: Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела

Игра «Сходства и отличия». Цели. Уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления, формирование умения выделять общий признак, сравнивать предметы

Разделы «Ознакомление с окружающим»,

«Познавательно - исследовательская деятельность»,

«Ознакомление с социальным миром и миром природы»

Задачи:

1.Развивать умение выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма

Совершенствовать умение выделять цвет, форму, величину, группировать однородные предметы

Совершенствовать умение собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец

Учить собирать разрезную картинку из 4-6 частей

Совершенствовать умение устанавливать связь между строением предмета и его функцией, понимать, что отсутствие частей нарушает предмет

Развивать представления о свойствах предмета

Учить способам обследования предмета, включая простейшие опыты

Совершенствовать умение группировать и классифицировать знакомые предметы

Совершенствовать представления о диких животных, птицах, насекомых

Совершенствовать представления о ягодах, растениях, деревьях

Формировать первичные представления о малой Родине

Содержание работы:

Игровое упражнение «Столкни шарик» Цель: вызвать ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации, побуждать к поиску причины нарушения, создавать интерес к устранению причины.

Игровое упражнение «Открой коробочку» Цель: вызвать ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации, побуждать к поиску причины нарушения, создавать интерес к устранению причины.

Игровое упражнение «Собери пирамидку» Цель: Совершенствовать умение собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец

Игровое упражнение «Собери картинку» Цель: Учить собирать разрезную картинку из 4-6 частей

Игра «Чудесный мешочек»Цели. Расширять объем словаря, развивать тактильное восприятие, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Игра «Тематическое лото»Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.

Оборудование. «Тематическое лото» (большие карты с изображениями предметов домашних или диких животных, ягоды, растений, птиц и т.д.), маленькие карточки с этими же изображениями).

Беседы «Ижевск-столица Удмуртии», «Удмуртия-родниковый край» Цель: Формировать первичные представления о малой Родине

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Задачи:

1.Совершенствовать умения изображать простые предметы и явления, передавая образную выразительность- в рисовании, лепке, аппликации

2. Совершенствовать умения различать, называть и использовать основные строительные детали при конструировании простейших построек

3. Развивать умение изменять постройки, надстраивая их в длину и высоту

4. Формировать умение понимать характер музыки и определять количество частей музыки

5. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы, певческие навыки

6. Совершенствовать умения обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету

7. Учить определять музыкальные жанры

8. Учить узнавать знакомые песни, чувствовать характер музыки, эмоционально реагировать на нее

9. Совершенствовать способность двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки

10. Совершенствовать способность выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии

11. Совершенствовать умение подыгрывать на детских музыкальных инструментах

Содержание работы:

Игровое упражнение «Нарисуй натюрморт» Цель: Совершенствовать рисование с натуры передовая величину, строение, пропорции, композицию

Игровое упражнение «Слепи медведя, зайчика и т.д.» Цель: Совершенствовать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, соблюдая пропорции предметов, выразительность поз

Игровое упражнение «Сделай аппликацию» Цель: Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетныеизображения, красиво располагая фигуры на листе бумаги, составляет узоры

Игровое упражнение «Создай постройку»

Цель: Совершенствовать умения различать, называть и использовать основные строительные детали при конструировании простейших построек. Развивать умение изменять постройки, надстраивая их в длину и высоту

Игровое упражнение «Юный музыкант» Цель: Продолжать знакомить с различными жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня, опера, симфонический концерт)

Игровое упражнение «Придумай танец» Цель: Продолжать развивать навыки танцевальных движений в соответствии с характером музыки

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных видов движений, становление ценностей здорового образа жизни.

Задачи:

Совершенствовать представления о значении разных органов для жизнедеятельности человека

Закрепить представления о полезной и вредной пище, о ценности здоровья и ЗОЖ

Формировать устойчивые навыки в потребности соблюдать гигиену и опрятность

Учить самостоятельно ходить и бегать, удерживая равновесие

Учить строится в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях

Развивать умение отталкивать и бросать мяч

Развивать способность соблюдать правила в подвижных играх, ориентироваться в пространстве

Содержание работы:

Игровое упражнение «Вредные и полезные продукты» Цель: Расширять представлений о рациональном питании, полезной и вредной пище, о питьевом режиме

Игровое упражнение «Сделай, как я» Цель: Продолжать расширять и формировать представления о значении двигательной активности и ее потребности

Беседа «Что ты знаешь о ЗОЖ» Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни (роль солнечного света, воздуха, и воды)


СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Игровое упражнение «Шеренга, колонна», «По порядку» Цель: развивать умение строиться в шеренгу, колонну.

Игровое упражнение «Поймай мяч» Цель: развивать умение бросать и ловить двумя руками мяч

Игровое упражнение «Кто вперед» Цель: Развивать умение бегать на перегонки с преодолением препятствий

Игровое упражнение «На шведской стенке» Цель: Формировать умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп

Игровое упражнение «Попрыгунчики» Цель: Развивать умение правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться при прыжках в длину, высоту с места и разбега

Игровое упражнение «Прокати мяч» Цель: Развивать умение отталкивать и бросать мяч

5. ОРУ с мячами разных размеров, с кубиками, гантелями, веревочками, платочками Цель: развитие всех групп мышц, в том числе мышц пальцев рук

6. П/и «Мы веселые ребята», П/и «Найди свое место», П/и «Лягушки», П/и «Цветные автомобили» Цель: развитие двигательной активности



СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА»)


Музыкальная дидактическая игра «Веселые ладошки», «Тихо-громко», «Тихие и громкие звоночки» Цель: развивать чувство ритма и способность музицировать

Музыкальная дидактическая игра «Узнай, какой инструмент звучит» Цель: развивать музыкальную память

Игровое упражнение «Пальчики-ручки» Цель: развивать умение реагировать на динамические изменения в музыке, смену ее частей, закрепить понятие «Громко-тихо»

Слушание музыки (Колыбельная, плясовая, марш, лошадка и т.д.)

Цель: обогащать музыкальными впечатлениями

Пальчиковая гимнастика «Прилетели гуси», «Бабушка очки надела», Мы платочки постираем», «Наша бабушка идет и корзиночку несет»

Цель: Укреплять мышцы пальцев и ладоней, развивать память, речь


СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Месяц

Содержание коррекционной работы

сентябрь

Тема: «Осень»

Игры: «Исправлялки», «Составь парочки»

Игровые ситуации: «Путешествие в осенний лес», «Гости из леса»

октябрь

Тема: «Овощи, фрукты»

Игры: «Овощная фамилия», «Путаница»

Игровые ситуации: «Три поресенка», «Угостим зайчиков морковкой»

ноябрь

Тема: «Одежда, обувь»

Игры: «Пара», «Модное королевство»

Игровые ситуации: «В гостях у Буратино», «Мальвина учит считать Буратино»

декабрь

Тема: «Домашние, дикие животные»

Игры: «Расскажи о звере», «Послушай, запомни и повтори»

Игровые ситуации: «Чудесный мешочек», «Разложи картинки», «Сон мишки»

январь

Тема: «Зима. Зимующие и перелетные птицы»

Игры: «Внимательные ушки», «Доскажи словечко»

Игровые ситуации: «Когда это бывает», «Далеко-близко»

февраль

Тема: «Мебель, посуда»

Игры: «Доскажи словечко», «Где живут продукты»

Игровые ситуации: «Письмо из Простоквашино», «Найди свой домик»

март

Тема: «Весна. Деревья»

Игры: «Доскажи весенние слова», «Игрушка-раскладушка»

Игровые ситуации: «Правильно пойдешь – секрет найдешь», «Посадим елочки в ряд»

апрель

Тема: «Космос. Профессии»

Игры: «Опиши инопланетянина», «У кого какой инструмент»

Игровые ситуации: «Строим игровую площадку», «Весна пришла»

май

Тема: «Лето. Насекомые»

Игры: «Сочини историю», «Узнавание по картинкам и называние различных насекомых»

Игровые ситуации: «Петрушкины гости», «Найди ошибку»



СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Этапы работы

Направления работы

Коррекционно-речевые задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный

Ц: включение ребенка в целенаправленный коррекционный процесс.

Развитие мелкой моторики.

Активизация

межполушарного

воздействия.


Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.

Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам.

Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр.

Активизировать межполушарное воздействие с помощью кинезиологических упражнений.

Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам).

Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

Использование пальчиковой гимнастики по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми звуками. «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка», «Вышел дождик на прогулку», «Хозяйка однажды с базара пришла», «В магазине», «Если бы», «У Матрешиной сестрицы...», «Машина каша».

Использование массажных упражнений:

- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки

- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий

- Растирание ладоней движениями вверх-вниз

- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев

- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек

- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой - Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание

Кинезиологические пальчиковые упражнения : «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо – нос»,«Лезгинка», «Заяц – коза – вилка», «Гусь – курица – петух» и др.

7. Координация речи с движением: Упражнение «Помощники», «Капуста», «Гномики-прачки» и др.


Развитие общих речевых навыков

Развитие просодической стороны речи.

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Развивать зрительное внимание, память; слуховое внимание, память.

Развитие длительного плавного выдоха

Упражнение «Осенние листочки», Игра «Эхо», «Параходы», «Вьюга».

Преодоление твердой атаки гласных

Упражнение «Укачаем куклу», «Поезд», «Лесенка», Игра «Кто кого?»

Работа над четкостью речи и интонационной выразительностью

Игра «Узнай по интонации», «Лесной переполох», Проговаривание потешек.

Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

«Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Составление целого предмета из частей», «Найди фигурку по подобию», «Кто больше запомнит или увидит».

Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

«Угадай, чей голос», «Улиточка», «Улови шепот», «Жмурки с голосом», «Где позвонили?», «Скажи, что звучит», «Лягушка».

Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

Опосредованная артикуляционная гимнастика

Самостоятельные упражнения

Отработка артикуляционных движений под счёт

Выработка кинестетических ощущений для данного звука

Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

Артикуляционная гимнастика

Подготовка к постановке звука Л, Ль:

«Лягушка - хоботок», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Накажем непослушный язычок», «Поймаем мышку за хвостик».

Имитационные игры:

«Самолет летит», «Пароход гудит».

Подготовка к постановке звуков Р, Рь:

«Маляр», Грибок», «Гармошка», «Лошадка» , «Качели», «Индюки болтают», «Барабанщик», «Дятел стучит».

Имитационные игры:

«Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.


Основной этап. Формирование произносительных умений и навыков.

Цели: 1.  Устранение дефектов произношения

2. Формирование практически умений и навыков пользования исправленной речью


Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной

речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию нарушенных звуков.

Сформировать правильные уклады шипящих, звука Ль, Л, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.


Знакомство с артикуляцией звука:

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация положения языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков )

Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза (губных, губно- зубных, заднеязычных, переднеязычных )


Специальные упражнения для звука [ш], [ж]:

П е р в ы й с п о с о б: - от «Чашечки».

В т о р о й с п о с о б: постановка звука [ш] от [р]

Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с]

Специальные упражнения для звука [Л]:

П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:

- «Улыбка»

- Прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий)

- Так же с последующей артикуляцией гласных без участия голоса

В т о р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:

- «Качели» (для губного [Л])

- «Качели» с одновременным произнесением «А - А - ААА» или «ы – ы – ыыы»

Т р е т и й с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука:

- Прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам

Автоматизация поставленных звуков:

Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:

- [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных ;

- [Ц], [Ч], [Щ], [Л] – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

- [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности:

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация звуков в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Дифференциация звуков:

[Ч]-[С'], [Ч]-[Т], [Ч]-[Щ];

[Щ]-[С'], [Щ]-[Т'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];

[Р]-[Л], [Р]-[Р'], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л']-[Л].

Автоматизация звуков в спонтанной речи:

- В диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.


Работа над слоговой структурой и

звуконаполняемостью слов

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Работа над словами (по методике «Преодоления нарушения слоговой структуры слова у детей» Большаковой С.Е.)

I этап:

- Упражнения на различение длинных и коротких слов

II этап:

- Упражнения на объяснение значений малознакомых слов

- Упражнения на отраженное скандированное повторение слов

изучаемого типа

- Упражнения на повторение с выделением ударного слога

- Упражнения с перестановкой слогов

- Упражнение на оценку нормативности

- Упражнения на переход к слитному произнесению

- Упражнения на образование словосочетаний

- Упражнения на составление коротких предложений с изученными

словами

- Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре


Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового

и слогового анализа и синтеза

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.

Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с . начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.

Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Научить делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма,ва-та, ру-ка) и составлять слов из двух данных открытых слогов.

Узнавание звука на фоне слога, слова:

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4. Игра «Услышь своё имя»

5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)

6. Отхлопать ритмическую структуру слова

Формирование фонематического анализа:

1. Определить первый звук в слоге, слове

2. Определить последний звук

3. Назвать все входящие в слово звуки

4. Определить количество звуков, слогов, слов

5. Назвать звуки по порядку

6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него

Развитие фонематических представлений:

1. Подобрать слово на заданный звук, слог

2. Придумать слово по количеству звуков, слогов

3. Подобрать картинки на звук

4. Преобразовать слова:

- добавить начальный или конечный звук

- изменить гласный или согласный

- назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке

- работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)

- разгадать ребусы, шарады


Игры: «Где звенит?», «Чудесный мешочек», «Эхо», «Разноцветные флажки», «Телеграф», «Обезьянка», «Живые

звуки», «Сосчитай-ка», «Волшебные часы», «Разноцветные корзинки».


Совершенствование словарного запаса

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

На материале игр по закреплению правильного звукопроизношения, в соответствии с календарем тематических недель.

Игры: «Давайте отгадаем», «В огороде у козы Лизы», «Один и два», «Посмотри и назови», «Будь внимательным», «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?», «Подскажи словечко» «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?»


Совершенствование грамматического строя речи

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

Игра «Чего не стало?» , «Что привез грузовик?» , «Веселый мотылек», «Поможем клоуну». (Нищева Н. В. Играйка 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.) , «Назови ласково»., Игра с мячом «Поможем ежику», Упражнение «У кого сколько?», «Соберем семейку».; Игра «Какой, какая, какое?» ; Игра с мячом «Скажи наоборот».; Игра «Что лишнее?» , «Чего не хватает?» Игра с мячом «Семейка слов»; Упражнение «Помоги Пете» (Нищева Н. В. Будем говорить правильно.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.); Игра «Отгадай-ка», «Чей, чья, чьё, чьи?»; «Найди детенышей» и др.


Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков


Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Упражнение «Четвертый лишний»; Игра «Разноцветные круги»; Игра «В огороде у козы Лизы» (НищеваН. В. Играйка 1-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003.); Игра «Угадай-ка»; «В ателье»; «Загадки из мешочка»;

Рекомендуемые картины для рассматривания и обучения рассказыванию: «Ранняя осень», «Ранняя весна», «Мы строим дом», «В уголке природы», «В песочнице», «Мы играем», «Птичий двор», «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Птицы прилетели», «Аквариум», «Перекресток».

Рекомендуемые серии картинок: «Находка», «Клубок», «Подарок».

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Месяц

Темя занятия

Задания

часы

Сентябрь

1

Диагностика.

«Запоминай-ка» (память); «Рукавичка» (внимание);

1



1


1


1

2

Диагностика.

«Прятки» (внимание); «Бусы на елку» (мышление)

3

Диагностика.

«Запоминай-ка» (память); «Что лишнее?» (мышление);

«Елочка-красавица» (внимание)

4

Знакомство.


«Прятки»(внимание); «Лабиринт» (память, внимание)

Октябрь

1

Давайте дружить.

«Прятки» (внимание); «Лабиринт» (память, внимание)

1




1



1


1

1

2


Правила поведения на занятиях.

Сказка «Сбежавшие игрушки».

«Что хорошо, что плохо» (коммуникативная сфера, внимание); «Загадки» (внимание); «Найди все мячики» (внимание); «Кто во что играет?» (мышление, внима­ние)

3

Я и моя группа

«Художники» (мышление, внимание); «Найди отличия» (внимание)

4

Прогулка по городу

«Зрители» (внимание, эмоциональная сфера); «В магазине» (мышление, внимание)

5

Праздник Осени.

«Праздник Осени» (воображение)

Ноябрь

1

Сказка «Теремок».

Обобщение: животные

«Кто живет в лесу?» (мышление, внима­ние);

«Угадай, чья тень» (внимание)

1



1


1


1

2

Мои помощники глазки, ушки

«Путаница» (внимание); «Коврики» (мышление)

«Деревенька» (внимание); «Внимательные ушки» (восприятие, мышле­ние)

3

Мои помощник ротик

«Лабиринт» (внимание); «Угощения» (внимание, мышление)

4

Мои помощники ручки, ножки

«Найди пару рукавичке» (внимание); «Внимательные ручки» (восприятие, внимание, мышление) «Найди пару сапожку» (внимание); «Наведем порядок» (мышление)

Декабрь

1

Восприятие сенсорных эталонов предметов (цвет, форма, величина)

«Загадки» (восприятие, мышление, память);

«Найди лишнее» (мышление)

1



1



1


1

2

Восприятие формы «Пригласительный билет»

«Лабиринт» (внимание); «Удивительные рыбки» (восприятие)

3

Восприятие величины (большой – маленький)

«Лабиринт» (внимание); «Наведи порядок» (восприятие, внимание)

4

Здравствуй зима.

«Санки» (мышление); «Мешок с подарками» (мышление, вни­мание)

Январь

3

Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша».

Обобщение: одежда, обувь

«Найди и раскрась одежду» (мышление, внимание);

«Обувь и время года» (восприятие, вни­мание);

«Найди лишний» (мышление)

1




1


1

4

К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда

«Найди лишний предмет» (мышление);

«Найди и раскрась (мышление, внимание)

5

Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель

«Дорога к домику» (внимание);

«В лесу» (восприятие, внимание)

Февраль

1

Восприятие величины (широкий-узкий)

«Лабиринт» (восприятие, внимание, мел­кая моторика);

«Найди хвост» (восприятие, внимание)

1




1


1



1

2

Восприятие величины (длинный-короткий)

« Запоминай-ка» (восприятие, память);

«Лабиринт» (восприятие, внимание, мел­кая моторика)

3

Восприятие свойств предметов (тяжелый – лёгкий)

«Легкий — тяжелый» (восприятие);

«Раскрась лишний предмет» (мышление)

4

Из чего же сделаны наши мальчишки?

«Найди лишнее» (мышление);

«Настоящий мастер» (мышление, внимание)

Март

1

Из чего же сделаны наши де­вчонки?

«Куклы» (внимание); «Бусы» (восприятие, внимание)

1



1

1


1

2

Здравствуй Весна!

«Кораблик» (мышление); «Раскрась мальчика» (восприятие, внимание)

3

Страна Вообразилия

«Лабиринт» (внимание); «Волны» (воображение)

4

Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь

«Помощники» (мышление); «Дружная рыбалка» (мышление)

Апрель

1

Словарик эмоций День смеха

«Найди маски героям» (эмоциональная сфера, внимание);

«Слушай внимательно» (эмоциональная сфера, внимание)

1





1




1



1



1

2

Радость

«Радостная страничка» (эмоциональная сфера); «Веселый мишка» (эмоциональная сфера, внимание)

3

Грусть.

«Грустная страница» (эмоциональная сфера);

«Грустный утенок» (эмоциональная сфера, внимание);

«Найди утят» (внимание)

4

Гнев.

«Сердитая страница» (эмоциональная сфера);

«Найди сердитого зверя» (эмоциональная сфера, внимание);

«Проведи дорожку» (внимание)

5

Волшебные слова

«Помоги белочке» (внимание, мелкая моторика);

«Найди лишнее» (мышление)

Май

1

В гостях у сказки

«Сказочные герои» (эмоциональная сфера, вни­мание);

«Прятки» (внимание)

1



1



1



1

2

Итоговая диагностика

«Запоминай-ка» (память); «Узор» (внимание);

«Оживи фигуры» (воображение)

3

Итоговая диагностика

«Цветок» (внимание); «Запоминай-ка» (память);
«Бусы» (мышление)

4

Итоговая диагностика

«Прятки» (внимание); «Наведи порядок» (мышление);

«Заплатка» (мышление)


7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мониторинг уровня развития проводится три раза в год (в сентябре, январе, мае). Уровень развития оценивается по 4-х балльной системе:

1 балл – ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели или отказывается выполнять его.

2 балла – ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, но задание выполняет не правильно.

3 балла – ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но выполняет правильно задание частично или с помощью взрослого.

4 балла - ставится в том случае, если ребенок сотрудничает со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.


​​​​​​​ 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Направление работы

Формы взаимодействия

Частота/

срок

Планируемые результаты

Участие в составлении и реализации АОП ДО

Беседа «Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования. АОПДО»

1 раз

сентябрь

Родители познакомятся с содержанием АОП

Повышение родительской компетентности

Консультация «Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

1 раз

октябрь

Повышена компетентность родителей по проблеме обучения детей с ЗПР

Консультация «Развитие речи-на кончиках пальцев»

1 раз

декабрь

Повышена компетентность родителей по проблеме развития мелкой моторики

Обсуждение образовательного маршрута

Беседа «Чему мы научились»

2 раза

январь

май

Родители познакомятся с успехами (и проблемами в развитии) ребенка

Информирование

Информационный стенд

«Развиваем речь ребенка дома»

ноябрь

Родители знают в какие речевые игры можно поиграть с ребенком дома

Информационный стенд «Развивающие игры на внимание и память»

март

Родители знают в какие развивающие игры можно поиграть с ребенком дома



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.