Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Департамент образования Министерства образования Тульской области
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Новомосковский областной центр образования»
П Р И Н Я Т О Педагогическим советом государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Новомосковский областной центр образования» Протокол № 1 от «____» августа 2020 г. | У Т В Е Р Ж Д Е Н О д и р е к т о р о м государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Новомосковский областной центр образования» Приложение № 1 к приказу № _____ от «___» августа 2020 г. |
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
по родному (русскому) языку
8 – 9 КЛАССЫ
на основе
Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(Протокол от 31 января 2018 года № 2/18)
составитель:
учитель Молоствова О.С.
г. Новомосковск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897) на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобреннной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, (Протокол от 31 января 2018 года № 2/18); адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 5-9 классы, разработанной и утверждённой ГОУ ТО «Новомосковский центр» (Пр.№ 87-Д от 01.09.2015 г.).
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана для ГОУ ТО «Новмосковский центр», реализующего наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Цели программы:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; в основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, способной решать задачи построения российского гражданского общества;
- ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;
- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значение видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» предназначена для обучения детей 8-9 классов с задержкой психического развития и предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка на этапе основного общего образования в следующем объёме: в 8 классе — 16 ч., в 9 классе — 16 ч. (исходя из календарного учебного графика ГОУ ТО «Новомосковский центр» обучение осуществляется по триместрам, что составляет 32 учебные недели 8 классе, 31 учебная неделя в 9 классе).
Программа адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ЗПР. Представленная программа предусматривает коррекционную направленность обучения. Коррекционные возможности состоят в формировании обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Процесс обучения имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.
Изучение наиболее трудных тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего учебного курса.
Ввиду психологических особенностей обучающихся с задержкой психического развития, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционная работа на уроках построена таким образом, что учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Особое внимание уделяется способности учащихся с ЗПР организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Методы и приёмы обучения:
В преподавании данного курса будут использованы такие методы обучения, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, исследовательский, метод работы под руководством учителя, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся, метод контроля и самоконтроля.
Развитие связной речи у детей с ЗПР является процессом, требующим использования как традиционных методов обучения:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение и частично-поисковый (эвристический), так и специфических:
1. Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории;
2. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы нужно учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения;
3. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Формы и виды работы по формированию связной речи.
Работа по созданию текстов-описаний делится на три этапа: вводный, основной и итоговый.
Вводный этап посвящен знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по предупреждению речевых ошибок.
На основном этапе ведется работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений описательного характера.
Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у них умений и навыков редактирования письменных текстов.
С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию творческих работ используются тексты-образцы и различные упражнения для активизации смысловой и языковой сторон связного текстового сообщения.
Упражнения на отбор и расположение материала текстового сообщения.
Упражнения эвристического характера.
Ассоциативные словесные упражнения.
Развитию правильной речи помогают упражнения в составлении предложений по предложенной схеме и следующие формы работы:
- обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения, взаимопроверка, самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
Планируемые результаты обучения достигаются при использовании современных образовательных технологий: ИКТ, технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, ориентации на компетентностный подход в обучении, технологии критического мышления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка и литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка и литературы в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке и литературе; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий словесности: стиль языка художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение родному (русскому) языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного (русского) языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Так как курс предмета «Родной (русский) язык» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Родной язык и литература», сопровождает и поддерживает его, то основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка и литературы в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
8 класс
Язык и культура. 5ч (р.р – 2 ч.)
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Р.р. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Культура речи. 5ч. (р.р. – 2ч.)
Р.р. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.
Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим
Р.р. Активные процессы в речевом этикете. Синонимия речевых формул.
Речь. Речевая деятельность. Текст. 6 ч. (р.р. – 2ч.)
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
Р.р. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности
Р.р. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу
9 класс
Язык и культура
Язык как общественное явление. Речь. Речевая деятельность. Из истории русской письменности. Из истории русского алфавита.
Графика и орфография как принадлежность письменной речи
Принципы русской орфографии как основа ее усвоения. Усвоение орфографии методом ассоциативных полей и микроязыков.
Текст как основная единица письменной речи
Текст и его признаки. Как создается текст. Сложное синтаксическое целое в составе текста. Способы развертывания темы и основной мысли текста.
Работа над текстом как основа овладения письменной речью
Понимание текста. Анализ текста. Чтение текста. Воспроизводство текста.
Стили и жанры письменной речи
Стиль литературного языка. Жанры речевого произведения (текста). Официально - деловой стиль. Научный стиль. Речевые жанры научного стиля. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля. Язык художественной литературы. Жанры художественной речи.
8 класс
№ п/п | Раздел. | Кол-во часов | Из них на р.р. |
1. | Язык и культура. | 5 | 1 |
2. | Культура речи. | 5 | 2 |
3. | Речь. Речевая деятельность. Текст. | 6 | 2 |
Всего: | 16 | 5 |
9 класс
№ п/п | Раздел. | Кол-во часов | Из них р.р |
1 | Культура речи | 5 | 2 |
2. | Речь. Речевая деятельность. Текст | 11 | 3 |
Всего: | 16 | 5 |
Тематическое планирование учебного предмета 8 класс
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Примечания |
Язык и культура 5ч. (р.р. – 1ч.) | ||||
1 | Исконно русская лексика | 1 | Работа с текстами, определение связи исторического развития языка с историей общества. Установление факторов, влияющих на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. | |
2 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | 1 | Работа с текстами, определение стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | |
3 | Р.р. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | 1 | Наблюдение и анализ иноязычной лексики в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | |
4 | Речевой этикет. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. | 1 | Работа с текстами, изучение речевого этикета, наблюдение за спецификой приветствий, бесед русского народа и других народов. | |
5 | Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 | Наблюдение и анализ иноязычной лексики в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | |
Культура речи. 5ч. (р.р. – 2ч.) | ||||
6 | Р.р. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. | 1 | Работа с текстами. Определение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка, наблюдение за нормами ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. | |
7 | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. | 1 | Изучение основных лексических норм современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Определение смысловых различий, характера лексической сочетаемости, функционально-стилевой окраски и употребление паронимов в речи. Разбор типичных речевых ошибок‚ связанных с употреблением паронимов в речи. | |
8 | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | 1 | Определение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка, работа с орфоэпическим словарём. | |
9 | Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим | 1 | Определение основных грамматических норм современного русского литературного языка, работа и деформированным текстом. | |
10 | Р.р. Активные процессы в речевом этикете. Синонимия речевых формул. | 1 | Изучение основных лексических норм современного русского литературного языка. Анализ новых вариантов приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Изучение этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации. | |
Речь. Речевая деятельность. Текст. 6 ч. (р.р. – 2ч.) | ||||
11 | Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. | 1 | Изучение основных типов текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. | |
12 | Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. | 1 | Работа с текстами, подбор заголовков, деление заголовков на типы, конспектирование. | |
13 | Р.р. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 | Разбор текстов разных аргументативных типов. Составление текстов аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | |
14 | Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации | 1 | Работа с текстами, наблюдение за спецификой оформления текста публицистического стиля. | |
15 | Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности | 1 | Работа с текстами, наблюдение за спецификой оформления текста научного стиля. | |
16 | Р.р. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу | 1 | Составление текста письма другу. | |
Тематическое планирование учебного предмета 9 класс
№ | Раздел программы/ тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Примечания |
Культура речи 5ч. (р.р. – 2ч.) | ||||
1 | Р.р. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. | 1 | Работа с текстами. Определение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка, наблюдение за нормами ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. | |
2 | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. | 1 | Изучение основных лексических норм современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Определение смысловых различий, характера лексической сочетаемости, функционально-стилевой окраски и употребление паронимов в речи. Разбор типичных речевых ошибок‚ связанных с употреблением паронимов в речи. | |
3 | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | 1 | Определение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка, работа с орфоэпическим словарём. | |
4 | Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим | 1 | Определение основных грамматических норм современного русского литературного языка, работа и деформированным текстом. | |
5 | Р.р. Активные процессы в речевом этикете. Синонимия речевых формул. | 1 | Изучение основных лексических норм современного русского литературного языка. Анализ новых вариантов приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Изучение этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации. | |
Речь. Речевая деятельность. Текст. 11ч. (р.р. – 3ч.) | ||||
6 | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум. | |
7 | Р.р. Структура аргументации: тезис, аргумент. | 1 | Анализ высказываний, формулирование основной мысли и запись их в виде тезисов, подбор аргументов к тезису. | |
8 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 1 | Знакомство с особенностями текстов официально-делового стиля, Работа с текстами писем, составление текста телеграммы | |
9 | Р.р. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | 1 | Работа с текстами разговорнго стиля, | |
10 | Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. | 1 | Анализ схемы «Научный стиль речи», разбор текстов научного стиля | |
11 | Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. | 1 | Работа с репродукцией картины И.И. Левитана «Берёзовая роща», подготовка проекта на тему «Образ берёзы как ключевой образ русской литературы» | |
12 | Публицистический стиль. | 1 | Работа с текстом, поиск языковых средств, характерных для публицистического стиля, составление тезисов. | |
12 | Язык художественной литературы. | 1 | Работа с текстом, анализ художественного произведения с указанием изобразительно-выразительных средств. | |
13 | Анализ лирических произведений. | 1 | Работа с лирическими текстами, анализ лирического произведения с указанием изобразительно-выразительных средств. | |
14 | Виды преобразования текста | 1 | Работа с текстом, беседа о языковых средствах, особенностях построения, представление информации текста в виде схемы, рисунка, знакомств с понятием инфографики. | |
15 | | 1 | | |
16 | Обобщение знаний по разделу «Речь. Текст». Итоговое занятие. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум, работа с высказываниями писателей и учёных о культуре. | |
Материально-технического обеспечение
Методический комплект (основной)
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 кл.-М.: Просвещение, 2015.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 кл.-М.: Просвещение, 2015.
Методический комплект (дополнительный)
1. Русский родной язык. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. М., «Просвещение», 2018. (Электронная версия учебного пособия для учителя).
2. Русский родной язык. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. М., «Просвещение», 2018. (Электронная версия учебного пособия для учителя)
3. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М.: Айрис-Пресс, 2016.
4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М.: Феникс, 2010.
Образовательные электронные ресурсы для учителя и учеников
- - www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
- - www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
- - www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубpикон».
- - www.slovari.ru Электронные словари.
- - www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
- - www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
- - www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://litera.edu.ru Российский общеобразовательный портал
- http://window.edu.ru/library Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- http://feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и