Адаптированная рабочая программа по предмету «Хозяйственно бытовой труд, привитие навыков самообслуживания » для глубоко умственно отсталых учащихся четвертого года обучения МКОУ VIII вида
Рекомендована на заседании МО учителей - предметников МКОУ VIII вида пос.Яр Протокол №_____
от____________
Принята на педагогическом совете МКОУ «Ярская школа – интернат» Протокол №_______ от ___________ Утверждаю приказом №____ от __________ И.о.директор МКОУ «Ярская школа-интернат» _________________ Н.Г.Поздеева |
Составлена на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей научно – исследовательским институтом дефектологии АПН СССР Москва – 1983 |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «хозяйственно бытовой труд, привитие навыков самообслуживания »
для глубоко умственно отсталых учащихся
четвертого года обучения
МКОУ VIII вида
Составила: учитель
начальных классов
Васильева Т.В.
стаж: 20 лет,
I категория
п. Яр, 2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "хозяйственно бытовой труд, привитие навыков самообслуживания" составлена на основе:
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983г.). Авторы программы: научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР
- Годового календарного учебного графика на 2016 - 2016 уч.г.
В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы - 68 часов, по 2 часа в неделю, при проведении 40-минутного урока. Часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательной области "Технология".
Цель: накопление ребенком социально-бытового практического опыта.
В задачу занятий по самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков. Учащиеся приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене. Проводятся уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Однако успех овладения этими навыками детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь. Основная воспитательная задача по данному разделу работы — прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. При организации этой работы следует учитывать индивидуальные возможности детей.
Уроки по обучению самообслуживанию детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности не только подготавливают учащихся к самостоятельной жизни, социализируя их, но и являются также средством активного познания окружающей действительности. На этих уроках учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определенных действий. Это важно также для формирования речи глубоко умственно отсталых, у которых словарный запас настолько беден, что они не знают названий окружающих их предметов. Этот труд требует участия всех анализаторов: зрительного, осязательного, вкусового, обонятельного.
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, методы и формы проведения.
На уроке основными методами обучения хозяйственно бытовому труду и навыкам самообслуживания являются: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа.
Типы уроков
- Урок ознакомления с новым материалом
- Урок закрепления изученного
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и коррекции знаний и умений
- Комбинированный урок
Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные ее формы.
общие или фронтальные (работа со всем классом);
индивидуальные (с конкретным учащимся);
групповые (звено, бригада, пара и т. д.).
Согласно положению по школе обучение проводится по безоценочной системе. Уровень знаний и умений определяется по диагностическим картам. Диагностика проводится по окончании каждой четверти и в конце года.
Учебный план
Раздел |
КИМы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Комб-ый |
Экскурсия |
Гигиена тела |
1 |
14 |
1 |
6 |
7 |
|
Уход за одеждой и обувью. |
1 |
18 |
2 |
12 |
4 |
|
Уход за жилищем. |
1 |
20 |
13 |
7 |
1 |
|
Приготовление пищи. |
1 |
16 |
2 |
8 |
6 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- последовательно е выполнение утреннего и вечернего туалета;
-правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;
-правила уборки помещений;
-правила сервировки стола;
Учащиеся должны уметь:
-совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;
-сушить и чистить одежду и обувь;
-сервировать стол к обеду;
- протирать пыль с мебели, подметать пол.
Материально-техническое обеспечение
- плакаты, предметные и сюжетные картинки по темам «Гигиена», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Правила поведения за столом»;
- ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска);
-обучающее видео.
Описание учебно-методического комплекса
1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. 2. Светлова И. Логика. - М.: Эксмо, 2008. 3. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка. – Эксмо, 2006. 4. Мазнин И.А. 500 загадок для детей. – М.: Сфера, 2006. 5. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. – М.: Эксмо, 2005. 6. Добрые стихи малышам. – Проф – Пресс, 2009.
7.Тихомирова Л.Ф. Логика. – Ярославль: Академия, 2000.
8. Русские народные сказки.
9. Загадки.
10. Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения»
11. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома»
12. А. Кузнецова Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7. – М.: РИПОЛ классик, 2009.
13. «Программы для глубоко умственно отсталых детей» под редакцией НИИДАПН РСФСР 1983г.
14. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. А.Р.Маллер, Г.В.Цикото.
Тематическое планирование
№ |
Раздел, тема |
Дата |
Основные предметные знания (базовые понятия) |
Деятельность учащихся на уроке |
Коррекционная работа |
1 четверть - 18 часов |
|||||
1 |
Вводный урок. |
Хозяйственно -бытовой труд |
Участие в беседе. |
-развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур -развитие навыков самоконтроля - развитие способности оперировать образами и понятиями -развитие зрительного восприятия и узнавание -развитие пространственных представлении и ориентировки. -расширение представлений об окружающем и обогащение словаря -развитие наглядно-образного мышления тренировать внимание, речь, память -развитие навыков группировки и классификации -развитие анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. -развитие коммуникативной функции речи |
|
2 |
Гигиена тела. Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека |
Названия предметов и средств личной гигиены |
Участие в беседе по теме урока. Отгадывание загадок, решение кроссворда. |
||
3 |
Предметы и средства личной гигиены. |
Мыло, щетка, паста, губка |
Отгадывание загадок. Работа на карточках " Предметы и средства личной гигиены " |
||
4 |
Правила и последовательность выполнения утреннего туалета. |
Гигиена, утренний туалет |
Практическое выполнение утреннего туалета: чистка зубов, мытье рук, шеи, ушей, обтирание до пояса влажным полотенцем. |
||
5 |
Правила и последовательность выполнения вечернего туалета. |
Вечерний туалет |
Практическое выполнение вечернего туалета: чистка зубов, умывание, гигиенические процедуры. |
||
6 |
Красивые зубы – здоровью любы. Уход за полостью рта |
Правила, зубная щетка, паста, стоматолог |
Чистка зубов зубной щеткой. Размещение на хранение щетки. |
||
7 |
Уход за руками. |
Крем, ножницы |
Мытье рук, подстригание ногтей на руках, нанесение детского крема |
||
8 |
Уход за ногами |
Крем, ножницы |
Мытье ног, стрижка ногтей, нанесение детского крема. |
||
9 |
Уход за ушами. |
ватная палочка |
Мытье ушей, чистка ватными палочками. |
||
10 |
Правила охраны зрения. Гимнастика для глаз. |
Гимнастика для глаз, зрение, освещение |
Участие в беседе по охране зрения при письме, чтении, просмотре телевизора. Разучивание упражнений для глаз. |
||
11 |
Здоровье и красота волос. Уход за волосами. |
Шампунь, расчёска |
Выбор средств для ухода за волосами. Правила мытья головы. |
||
12 |
Осанка. Ее значение. |
Осанка, искривление |
Разучивание комплекса упражнений для осанки. Повторение правил правильной осанки. |
||
13 |
Содержание в чистоте и порядке личных вещей и предметов личной гигиены. |
Личные вещи |
Складывание личных вещей в портфеле, тумбочке, шкафу, протирание пыли в ящике с предметами личной гигиены. |
||
14 |
Обобщающий урок: «Личная гигиена». |
Повторение правил личной гигиены, решение кроссворда, отгадывание загадок. |
|||
15 |
Уход за одеждой и обувью. Виды одежды и ее назначение. Значение для сохранения здоровья человека. |
Одежда, уличная, домашняя, школьная, по сезонам, по полу |
Узнавание, называние одежды. Обсуждение значения одежды для человека, ее значимость для сохранения здоровья. |
-развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой -активизировать словарный запас, и зрительное внимание |
|
16 |
Размещение одежды в шкафу на вешалках и на полках. |
Шкаф, плечики, вешалки, полки |
Практические упражнения в складывании одежды, рациональном размещении . |
||
17 |
Чистка одежды щеткой, влажной тканью. |
Чистка, щетка, ткань |
Практические упражнения в чистке одежды |
||
18 |
Проверочная работа за 1 четверть. |
Практическая работа по выполнению утреннего и вечернего туалета. |
|||
2 четверть - 14 часов |
|||||
1 |
Мелкий ремонт одежды. |
Ремонт, одежда, заплатка, шов, пуговица |
Рассматривание одежды нуждающейся в мелком ремонте. Определение вида повреждения. Выбор материала для ремонта. |
-развитие зрительного восприятия и узнавание -развитие пространственных представлении и ориентировки. -расширение представлений об окружающем и обогащение словаря -развитие наглядно-образного мышления тренировать внимание, речь, память -развитие навыков группировки и классификации -развитие навыков самоконтроля -развитие анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения |
|
2 |
Пришивание пуговица с двумя отверстиями. |
Пуговица, иголка, нитка |
Повторение правил работы с ножницами и иглой. Пришивание крупных пуговиц. |
||
3 |
Подготовка вещей к стирке руками. Выбор моющих средств. |
Моющие средства, порошок, мыло |
Сортировка одежды, выбор моющих средств, оборудования для ручной стирки. |
||
4 |
Стирка мелких вещей (носовой платок, носки, трусики). |
Таз, мыло, стирка, полоскание, просушивание |
Практические упражнения в стирке мелкой одежды. |
||
5 |
Утюжка одежды (прямая юбка, брюки). |
Утюг, марля, гладильная доска |
Знакомство с правилами использования утюга. Практические упражнения в раскладывании одежды, утюжке. |
||
6 |
Виды обуви и ее назначение. Значение для сохранения здоровья человека. |
Обувь, стелька, голенище |
Различение, узнавание, называние обуви. Обсуждение значения для сохранения здоровья. |
||
7 |
Средства ухода за обувью. |
Щетка, губка, крем, аэрозоль |
Выбор и рассматривание применения средств по уходу за обувью. |
||
8 |
Уход за резиновой обувью. Размещение на длительное хранение. |
Резиновая обувь, сапоги |
Мытье обуви, размещение на просушку, стирка стелек или носка, протирание тканью, смоченной в раст. масле. |
||
9 |
Уход за школьной обувью: удаление пыли, нанесение крема. |
Пыль, грязь, крем |
Протирание пыли влажной тканью, нанесение крема соответствующего цвета с помощью губки или щетки. |
||
10 |
Уход за кожаной обувью. |
Практические упражнения по чистке, размещении на просушку, нанесении крема. |
|||
11 |
Уход за замшевой и войлочной обувью: |
Практические упражнения по уходу за обувью: чистка, размещение на просушку.. |
|||
12 |
Подготовка обуви к длительному хранению. |
чистка, крем, щетка |
Практическая работа по чистке обуви щеткой, нанесение крема. |
||
13 |
Шнурование обуви. |
Шнурок, шнурование |
Практические упражнения в шнуровании ботинок, кроссовок. |
||
14 |
Проверочная работа за 2 четверть. |
Практическая работа по уходу за обувью в зависимости от её вида. |
|||
3 четверть - 20 часов |
|||||
1 |
Уход за жилищем. Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. |
Помещения, жилье |
Рассматривание на иллюстрации видов помещений. Обсуждение их назначения. |
- активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся - обучение навыкам самоконтроля. - Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря развитие навыков самоконтроля - развитие способности оперировать образами и понятиями -развитие зрительного восприятия и узнавание -развитие пространственных представлении и ориентировки. -расширение представлений об окружающем и обогащение словаря -развитие наглядно-образного мышления тренировать внимание, речь, память -развитие навыков группировки и классификации
|
|
2 |
Виды помещений в школе. |
Игровая, спальни, классы, логопедия |
Экскурсия по школе. Рассматривание помещений пригодных для влажной уборки. |
||
3 |
Гигиенические требования к жилому помещению. |
Чистота, проветривание |
Обсуждение гигиенических требований. |
||
4 |
Инвентарь и приспособления для уборки пыли. |
Ведра, тазы, метлы, тряпки, |
Рассматривание, узнавание инвентаря. Наблюдения за использованием. |
||
5 |
Что такое «уборка»? |
уборка |
Рассматривание презентации. |
||
6 |
Правила проведения уборки в классе. |
Уборка |
Обсуждение правил выполнения уборки: уборка крупного мусора, протирание пыли, мытье доски, мытье пола, вынос мусора. |
||
7 |
Подметание пола и уборка мусора. |
Подметать, метла, мусор. |
Практическая работа по подметанию пола, уборке крупного мусора. |
||
8 |
Удаление пыли со столов и стульев. |
Пыль, стол, стулья, ткань |
Практические упражнения в протирании пыли с мебели. |
||
9 |
Удаление пыли с шкафов. |
Пыль, шкаф, полки |
Практические упражнения в протирании пыли с мебели. |
||
10 |
Удаление пыли с подоконников и радиаторов. |
Подоконник, радиаторы |
Практические упражнения в протирании пыли. |
||
11 |
Опрыскивание комнатных растений. |
пульверизатор |
Обсуждение значения комнатных растений. Правила опрыскивания, практическая работа. |
||
12 |
Удаление пыли и листьев с комнатных растений. |
Протирание, ткань |
Практическая работа по подготовке оборудования и протирании листьев, удалении сухих листьев. |
||
13 |
Наведение порядка на книжных полках. |
Книжные полки |
Убирание книг, протирание пыли, складывание книг обратно на полки. |
||
14 |
Наведение порядка в шкафах с игрушками. |
Шкаф, полки |
Протирание пыли, Складывание игрушек, размещение на места, маркировка коробок. |
||
15 |
Наведение порядка в тумбочках. |
Тумбочка, ящик |
Протирание пыли в ящиках тумбочки, маркировка ящиков, складывание вещей на места. |
||
16 |
Инвентарь и оборудование для мытья пола. |
Ведро, тряпка, лентяйка, швабра |
Знакомство с инвентарем и способами применения. |
||
17 |
Мытье пола в классе |
Мытье, протирание |
Отодвигание мебели, мытье руками и тряпкой. |
||
18 |
Мытье пола в спальне. |
Мытье, протирание |
Отодвигание мебели, мытье руками и тряпкой. |
||
19 |
Последовательность уборки игровой комнаты. |
Игровая комната |
Применение знаний и навыков по уборке |
||
20 |
Проверочная работа за 3 четверть. |
Практическая работа по влажной уборке помещения. |
|||
4 четверть - 16 часов |
|||||
1 |
Приготовление пищи. Разнообразие продуктов питания, их происхождение. |
Продукты питания, витамины |
Экскурсия в магазин. Рассматривание отделов в магазине и размещение продуктов. |
- активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук -развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами -способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания -развивать навыки культурного поведения развитие навыков самоконтроля - развитие способности оперировать образами и понятиями -развитие зрительного восприятия и узнавание -развитие пространственных представлении и ориентировки. |
|
2 |
Значение продуктов питания для здоровья человека. |
Продукты питания, польза, вред |
Обсуждение значения разнообразных продуктов питания. |
||
3 |
Мясные продукты. |
Котлеты, зразы, фарш |
Экскурсия в магазин. Рассматривание и определение названий продуктов. |
||
4 |
Рыбные продукты. |
Уха, жареная, соленая |
Экскурсия в магазин. Рассматривание и определение названий продуктов. |
||
5 |
Молочные продукты. |
Молоко, сыр, масло |
Экскурсия в магазин. Рассматривание и определение названий продуктов. |
||
6 |
Хлебобулочные изделия. |
Хлеб, булка, батон |
Экскурсия в магазин. Рассматривание и определение названий продуктов. |
||
7 |
Кондитерские изделия. |
Конфеты, печенье |
Экскурсия в магазин. Рассматривание и определение названий продуктов. |
||
8 |
Овощи и фрукты. |
Названия овощей и фруктов. |
Экскурсия в магазин. Рассматривание и определение названий продуктов. |
||
9-10 |
Сервировка стола в школьной столовой к обеду. |
Сервировка, посуда |
Накрывание на стол в столовой. Уборка со стола после еды. |
||
11 |
Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение. |
Посуда |
Рассматривание , называние, узнавание. |
||
12 |
Правила мытья и чистки посуды. |
Чистящие и моющие средства |
Практическая работа по мытью игрушечной посуды. |
||
13 |
Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку. |
Чайный сервиз |
Игровая деятельность по сервировке стола |
||
14 |
Правила заваривания чая. |
Чайник, чашки, чай |
Чтение рецепта, выбор посуды. |
||
15 |
Поведение за столом. |
правила |
Обсуждение правил поведения за столом, проблемных ситуаций. |
||
16 |
Итоговая проверочная работа "Сервировка стола". |
Сервировка стола с учетом меню. Мытье посуды. |
Характеристика класса
Фио ученика |
Фио ученика |
||||
I. |
Показывает и называет правую и левую руку, правую и левую ногу. |
||||
Показывает и называет части тела: лоб, подбородок, затылок, щеки, губы, пальцы |
|||||
Умеет мыть ноги. |
|||||
Умеет пользоваться носовым платком. |
|||||
Умеет причесываться и следить за аккуратностью волос. |
|||||
II. |
Умеет следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в штаны, застегивать рубашку и штаны на все пуговицы, натягивать чулки, расправлять складки воротничка. |
||||
Различает обувь для правой и левой ноги. |
|||||
Застегивает и расстегивает пуговицы, молнии кнопки. |
|||||
Знает, в каком порядке надевать одежду. |
|||||
Отличает лицевую сторону от изнанки. |
|||||
Умеет шнуровать ботинки и развязывать завязанные шнурки. |
|||||
III. |
Помогает старшим в сервировке стола, его уборка после еды. |
||||
Выполняет обязанности дежурного по классу. |
|||||
IV. |
Умеет заправлять постель под присмотром воспитателя, вечером приготовить ее на ночь. |
||||
Вытирает и моет обувь, входя в помещение со двора, стряхивать снег с одежды и обуви. |
|||||
V. |
Умеет содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи. |
||||
Умеет содержать в чистоте и определенном порядке рабочее место (парту). |
|||||
Умеет содержать в чистоте и определенном порядке школьные принадлежности. |