12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Роскаряка Алена Мавлютовна126 Закончила Сургутский Государственный Университет (СурГУ), кафедра ТМПО, "Педагогическое образование. Графика и дизайн" 2015 год. Россия, Ханты-Мансийский АО Материал размещён в группе «Школа: вчера, сегодня, завтра» |
Рабочая программа для индивидуального обучения по предмету «Гигиена, самообслуживание»
Пояснительная записка
Формирование навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд
Нормативная база
Данная учебная программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании» и внесении в Закон РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012, №273-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2821-10, №189).
Положение о разработке учебных программ
Формирование навыков социально-адаптивного поведения у умственно отсталых детей начинается с элементарных навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, основ коммуникативного поведения и знаний о простейших правилах этикета.
Данные задачи успешно могут быть реализованы во время проведения уроков. Основным направлением в работе является практическая деятельность, в ходе которой успешно используется склонность детей к стереотипии. Многократность повторений стандартных действий в различных ситуациях (в игре, в быту, на уроках, в практической работе на уроке) способствуют достижению высокой эффективности в работе.
Уроки предоставляют важную возможность быть успешными всем детям, способствуют самовыражению. На уроках формируются представления об основах здорового образа жизни, воспитывается чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.
Цель данной программы:
Формирование навыков социально-адаптивного поведения у детей с умеренной умственной отсталостью.
Задачи:
расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований;
учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды;
расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания;
формировать основы здоровье сберегающего поведения;
работать над коррекцией мотивационной и эмоционально-волевой сферы; корректировать аналитико-синтетические способности, умения делать выводы и обобщения;
воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.
Учебно-методический комплект:
Вакса О. Все, что должны знать девчонки.-М.:Астрель, 2006.
Пакштене Е.Н., Ветрова Л.С. Хозяйке. Практическое руководство по ведению домашнего хозяйства. – Иркутск: «Лина», 1991.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: «Вако», 2005.
Энциклопедия для девочек. – СПб.: «Респекс», 1999.
Энциклопедия этикета для детй. – М.: «ОЛМА –ПРЕСС», 1999.
Организация учебного процесса:
Система обучения: коррекционная
Количество часов по программе: 70 ч
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 ч
Количество часов в год: 70 ч
Практические работы 35 ч
Форма обучения: классно-урочная (фронтальная, с учетом дифференцирования по уровню усвоения знаний, индивидуальная).
Основные методы:
Словесные (рассказ, беседа, изложение учебного материала, рассуждение)
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение, использование технических средств обучения)
Практические (упражнения, практические работы)
Основные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, интерактивные технологии, технологии опережающего обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ раздела | Раздел | Общее кол-во чосов | Практические работы |
1 | Гигиена тела | 16 | 8 |
2 | Гигиена одежды и обуви | 14 | 7 |
3 | Гигиена пищи | 29 | 15 |
4 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | 11 | 6 |
Всего в год | Всего в год | ||
67 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Дата | |||
Календ. | Фактич | Коррек ти- ровка | ||||||
Гигиена тела | ||||||||
1 | Гигиена тела | Половинка правая, половинка левая (схема тела). | 1 | Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
| |||
2 | Гигиена тела | Моя кожа (уход за кожей лица и тела). | 1 | Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
3 | Гигиена тела | Моя кожа (уход за кожей лица и тела). | 1 | Беседа, показ, практическая работа, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
4 | Гигиена тела | Мои зубки (уход за полостью рта). | 1 | Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
5 | Гигиена тела | Мои зубки (уход за полостью рта). | 1 | Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа | ||||
6 | Гигиена тела | Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | 1 | Объяснение, показ, динамические минутки, устное изложение | ||||
7 | Гигиена тела | Физкультура и спорт – лучшие друзья здоровья. | 1 | Тестирование, беседа. Изучение тематической наглядности | ||||
8 | Гигиена тела | Кто такие «гриппошки»? | 1 | Беседа, работа с инд. Инструкционными картами, пересказ, взаимопроверка, словарная работа | ||||
9 | Гигиена тела | Все здоровы – вы, мы, ты, если руки вымыты. | 1 | Беседа, показ, чтение, драматизация | ||||
10 | Гигиена тела | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | Беседа, работа с инд. Инструкционными картами, пересказ, взаимопроверка, словарная работа | ||||
11 | Гигиена тела | Об умении сидеть. | 1 | Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
12 | Гигиена тела | Вода на страже здоровья. | 1 | Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
13 | Гигиена тела | Как человек растет | 1 | Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
14 | Гигиена тела | Не навреди! (вредные привычки – переедание, курение и алкоголь). | 1 | Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану, тестирование | ||||
15 | Гигиена тела | Болезни 21 века | 1 | Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
16 | Гигиена тела | Болезни 21 века | 1 | Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану | ||||
Гигиена одежды и обуви | ||||||||
17 | Гигиена одежды и обуви | Для чего человеку шуба (функциональное назначение одежды). | 1 | Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану, работа с инструкционными картами | ||||
18 | Гигиена одежды и обуви | Красивая одежда – какая она? (уход за личными вещами). | 1 | Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану, работа с инструкционными картами | ||||
19 | Гигиена одежды и обуви | Большая стирка | 1 | Изучение и пересказ инструкций, измерения с помощью мерных стаканов, практическое применение инструкций, отчет о проделанной работе по плану | ||||
20 | Гигиена одежды и обуви | Каждой вещи – свое место. | 1 | Беседа, показ, практическая работа | ||||
21 | Гигиена одежды и обуви | Мелкий ремонт одежды | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану | ||||
22 | Гигиена одежды и обуви | Откуда берется чистая обувь. | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану | ||||
23 | Гигиена одежды и обуви | А теперь давайте гладить. | 1 | Беседа, показ, изучение инструкционных карт, составление плана работы | ||||
24 | Гигиена одежды и обуви | А теперь давайте гладить. | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану | ||||
25 | Гигиена одежды и обуви | А сумеешь ли ты вывести пятно. | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану | ||||
26 | Гигиена одежды и обуви | Откуда пришел носовой платок. | 1 | Рассказ путешествие, пересказ, словесное рисование | ||||
27 | Гигиена одежды и обуви | История чулка. | 1 | Рассказ путешествие, пересказ, словесное рисование | ||||
28 | Гигиена одежды и обуви | Что тебе к лицу? (выбор одежды в соответствии с особенностями внешности). | 1 | Беседа, тестирование, работа с инструкционными картами | ||||
29 | Гигиена одежды и обуви | Вещей мало, а нарядов много. | 1 | Беседа, тестирование, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
30 | Гигиена одежды и обуви | Итоговое занятие «Встречают по одежке» | 1 | «Снимите это немедленно» (практические упражнения – выбор одежду в соответствии с особенностями внешности и ее функциональным назначением) | ||||
Гигиена пищи | ||||||||
31 | Гигиена пищи | Для чего человек ест? (повторение имеющихся знаний). | 1 | Беседа, тестирование, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
32 | Гигиена пищи | Хлеб – всему голова. | 1 | Беседа. Рассказ, работа в парах (пересказ в парах) | ||||
33 | Гигиена пищи | Вкусен и приятен овощной салатик. | 1 | Беседа, показ, практическая работа | ||||
34 | Гигиена пищи | Красный фрукт, желтый фрукт. | 1 | Беседа, показ, практическая работа | ||||
35 | Гигиена пищи | Ай да каша, пища наша! | 1 | Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, работа с измерительными приборами и пищевыми продуктами, пересказ по плану | ||||
36 | Гигиена пищи | Ты накрываешь на стол к чаю. | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме | ||||
37 | Гигиена пищи | Заварите вкусный чай | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме | ||||
38 | Гигиена пищи | Волшебные напитки (лечебные настои из трав) | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме | ||||
39 | Гигиена пищи | А что у нас к чаю? | 1 | Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану | ||||
40 | Гигиена пищи | Изделия из черствого хлеба. | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование | ||||
41 | Гигиена пищи | Пейте, дети, молоко, будете здоровы | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование | ||||
42 | Гигиена пищи | Чашка за ложкой, вилка за кружкой… (посуда чайная и столовая) | 1 | Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме | ||||
43 | Гигиена пищи | Что купить к завтраку | 1 | Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану | ||||
44 | Гигиена пищи | Экскурсия в хлебный магазин. | 1 | Экскурсия, беседа, составление устного изложения | ||||
45 | Гигиена пищи | Что значит «правильно питаться»? | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование | ||||
46 | Гигиена пищи | Белки, жиры и углеводы | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
47 | Гигиена пищи | Белок – строительный материал для мышц. | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
48 | Гигиена пищи | Углеводы – источник энергии | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
49 | Гигиена пищи | Жиры вредные и полезные | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
50 | Гигиена пищи | Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?(полезные и вредные пищевые привычки) | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование | ||||
51 | Гигиена пищи | Витамины. | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
52 | Гигиена пищи | Каждому овощу и фрукту свое время, или как выбрать здоровую и полезную пищу | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование | ||||
53 | Гигиена пищи | Правила хранения продуктов в холодильнике. | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
54 | Гигиена пищи | Что такое «срок годности продуктов» и когда он заканчивается | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
55 | Гигиена пищи | Что такое «срок годности продуктов» и когда он заканчивается | 1 | Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом, тестирование | ||||
56 | Гигиена пищи | Экскурсия в магазин | 1 | Экскурсия, беседа, составление устного изложения | ||||
57 | Гигиена пищи | Что готовят на обед? | 1 | Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану | ||||
58 | Гигиена пищи | Составляем меню для обеда | 1 | Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану | ||||
59 | Гигиена пищи | Законы полезной пищи (итоговое занятие) | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование | ||||
Гигиена жилища и навыки самообслуживания | ||||||||
60 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Как в дому, так и самому | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом | ||||
61 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Как подмести пол? | 1 | |||||
62 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Влажная уборка пола. Избавляемся от пыли. | 1 | |||||
63 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Как устроен пылесос? | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучении инструкций | ||||
64 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Как убрать комнату (ежедневная уборка) | 1 | Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану | ||||
65 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Уход за пластиковой, деревянной и полированной мебелью | 1 | Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа | ||||
66 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Уход за резиновыми и мягкими игрушками | 1 | Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа | ||||
67 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Уход за книжной полкой. Уход за зеркалами и стеклами | 1 | Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа | ||||
68 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Что такое дезинфекция? Уход за уборочным инвентарем | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучении инструкций | ||||
69 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Виды моющих средств. С чего начать генеральную уборку | 1 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучение инструкций | ||||
70 | Гигиена жилища и навыки самообслуживания | Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят (итоговое занятие) | 1 | Игра-путешествие в мир чистоты и уюта (беседа, тестирование, практическая работа) |
Список литературы
1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.
2. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе». Пособие для учителей и студентов. Москва. Школа-пресс, 1994
3. Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.
4. Девяткова Г.А., Кочетова Л.Л. и другие «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Пособие для учителя. Москва, Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2003 год.
5. Кульневич, С. В. Современный урок: науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учеб. заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч. 2: Не совсем обычные и совсем необычные уроки– Ростов н/Д: Учитель, 2005.
6. Свицкая Г.В. Авторская педагогическая разработка «Дорога в большой мир» (обучение детей с умеренной умственной отсталостью в 3-5 классах), 2010.
7. Хохрина В.Т. Социально-бытовая ориентация учащихся специальных школ. Иркутск, 2000.
8. Хохрина В.Т. Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе. Иркутск, 2000.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Уровень | Критерии и нормы | Оценка |
высокий | -успешно овладевающие программой данного предмета, им доступен уровень обобщения учебного материала. - при небольшом изменении задачи они не испытывают больших затруднений. - усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия, объяснить способ выполнения. -им достаточно фронтального объяснения нового материала, задание на закрепление выполняют самостоятельно. -при выполнении сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь. | «5» |
выше-среднего | - успешно усваивают программу седьмого класса, однако имеют небольшие трудности. - понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. В то же время, после полноценной работы по подведению их к выводу, они сохраняют использованный материал в памяти. -им доступен перенос знаний в новые условия, но при этом ученики снижают темп в работе. -могут объяснить свои действия, хотя их объяснения не достаточно точны и менее развернуты, нуждаются в стимулирующей и организующей помощи. | «4» |
средний | - с трудом усваивают программный материал - мало готовы к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничить главное и второстепенное в учебном материале, устанавливать логическую связь. - не теряют приобретенные знания и умения, могут их применить при выполнении аналогичного задания, отличает низкая самостоятельность | «3» |
низкий | - плохо усваивают программный материал. - не могут делать выводы и обобщения в материале. -каждое следующее учебное задание воспринимается ими как новое (т.е. перенос не доступен). -при фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал, -на этапе закрепления способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянного контроля. -знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. -основной вид помощи - содержательная. При этом не всегда помогает даже помощь учителя в виде прямой подсказки. | «2» |