Рабочая программа для индивидуального обучения по предмету «Гигиена, самообслуживание» (7 класс)
Пояснительная записка
Формирование навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд
Нормативная база
Данная учебная программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании» и внесении в Закон РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012, №273-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2821-10, №189).
Положение о разработке учебных программ
Формирование навыков социально-адаптивного поведения у умственно отсталых детей начинается с элементарных навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, основ коммуникативного поведения и знаний о простейших правилах этикета.
Данные задачи успешно могут быть реализованы во время проведения уроков. Основным направлением в работе является практическая деятельность, в ходе которой успешно используется склонность детей к стереотипии. Многократность повторений стандартных действий в различных ситуациях (в игре, в быту, на уроках, в практической работе на уроке) способствуют достижению высокой эффективности в работе.
Уроки предоставляют важную возможность быть успешными всем детям, способствуют самовыражению. На уроках формируются представления об основах здорового образа жизни, воспитывается чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.
Цель данной программы:
Формирование навыков социально-адаптивного поведения у детей с умеренной умственной отсталостью.
Задачи:
расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований;
учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды;
расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания;
формировать основы здоровье сберегающего поведения;
работать над коррекцией мотивационной и эмоционально-волевой сферы; корректировать аналитико-синтетические способности, умения делать выводы и обобщения;
воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.
Учебно-методический комплект:
Вакса О. Все, что должны знать девчонки.-М.:Астрель, 2006.
Пакштене Е.Н., Ветрова Л.С. Хозяйке. Практическое руководство по ведению домашнего хозяйства. – Иркутск: «Лина», 1991.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: «Вако», 2005.
Энциклопедия для девочек. – СПб.: «Респекс», 1999.
Энциклопедия этикета для детй. – М.: «ОЛМА –ПРЕСС», 1999.
Организация учебного процесса:
Система обучения: коррекционная
Количество часов по программе: 70 ч
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 ч
Количество часов в год: 70 ч
Практические работы 35 ч
Форма обучения: классно-урочная (фронтальная, с учетом дифференцирования по уровню усвоения знаний, индивидуальная).
Основные методы:
Словесные (рассказ, беседа, изложение учебного материала, рассуждение)
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение, использование технических средств обучения)
Практические (упражнения, практические работы)
Основные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, интерактивные технологии, технологии опережающего обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ раздела |
Раздел |
Общее кол-во чосов |
Практические работы |
1 |
Гигиена тела |
16 |
8 |
2 |
Гигиена одежды и обуви |
14 |
7 |
3 |
Гигиена пищи |
29 |
15 |
4 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
11 |
6 |
Всего в год |
Всего в год |
||
67 |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания урока |
Дата |
|||
Календ. |
Фактич |
Коррек ти- ровка |
||||||
Гигиена тела |
||||||||
1 |
Гигиена тела |
Половинка правая, половинка левая (схема тела). |
1 |
Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
|
|||
2 |
Гигиена тела |
Моя кожа (уход за кожей лица и тела). |
1 |
Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
3 |
Гигиена тела |
Моя кожа (уход за кожей лица и тела). |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
4 |
Гигиена тела |
Мои зубки (уход за полостью рта). |
1 |
Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
5 |
Гигиена тела |
Мои зубки (уход за полостью рта). |
1 |
Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа |
||||
6 |
Гигиена тела |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. |
1 |
Объяснение, показ, динамические минутки, устное изложение |
||||
7 |
Гигиена тела |
Физкультура и спорт – лучшие друзья здоровья. |
1 |
Тестирование, беседа. Изучение тематической наглядности |
||||
8 |
Гигиена тела |
Кто такие «гриппошки»? |
1 |
Беседа, работа с инд. Инструкционными картами, пересказ, взаимопроверка, словарная работа |
||||
9 |
Гигиена тела |
Все здоровы – вы, мы, ты, если руки вымыты. |
1 |
Беседа, показ, чтение, драматизация |
||||
10 |
Гигиена тела |
Если хочешь быть здоров – закаляйся! |
1 |
Беседа, работа с инд. Инструкционными картами, пересказ, взаимопроверка, словарная работа |
||||
11 |
Гигиена тела |
Об умении сидеть. |
1 |
Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
12 |
Гигиена тела |
Вода на страже здоровья. |
1 |
Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
13 |
Гигиена тела |
Как человек растет |
1 |
Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
14 |
Гигиена тела |
Не навреди! (вредные привычки – переедание, курение и алкоголь). |
1 |
Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану, тестирование |
||||
15 |
Гигиена тела |
Болезни 21 века |
1 |
Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
16 |
Гигиена тела |
Болезни 21 века |
1 |
Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану |
||||
Гигиена одежды и обуви |
||||||||
17 |
Гигиена одежды и обуви |
Для чего человеку шуба (функциональное назначение одежды). |
1 |
Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану, работа с инструкционными картами |
||||
18 |
Гигиена одежды и обуви |
Красивая одежда – какая она? (уход за личными вещами). |
1 |
Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану, работа с инструкционными картами |
||||
19 |
Гигиена одежды и обуви |
Большая стирка |
1 |
Изучение и пересказ инструкций, измерения с помощью мерных стаканов, практическое применение инструкций, отчет о проделанной работе по плану |
||||
20 |
Гигиена одежды и обуви |
Каждой вещи – свое место. |
1 |
Беседа, показ, практическая работа |
||||
21 |
Гигиена одежды и обуви |
Мелкий ремонт одежды |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану |
||||
22 |
Гигиена одежды и обуви |
Откуда берется чистая обувь. |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану |
||||
23 |
Гигиена одежды и обуви |
А теперь давайте гладить. |
1 |
Беседа, показ, изучение инструкционных карт, составление плана работы |
||||
24 |
Гигиена одежды и обуви |
А теперь давайте гладить. |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану |
||||
25 |
Гигиена одежды и обуви |
А сумеешь ли ты вывести пятно. |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану |
||||
26 |
Гигиена одежды и обуви |
Откуда пришел носовой платок. |
1 |
Рассказ путешествие, пересказ, словесное рисование |
||||
27 |
Гигиена одежды и обуви |
История чулка. |
1 |
Рассказ путешествие, пересказ, словесное рисование |
||||
28 |
Гигиена одежды и обуви |
Что тебе к лицу? (выбор одежды в соответствии с особенностями внешности). |
1 |
Беседа, тестирование, работа с инструкционными картами |
||||
29 |
Гигиена одежды и обуви |
Вещей мало, а нарядов много. |
1 |
Беседа, тестирование, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
30 |
Гигиена одежды и обуви |
Итоговое занятие «Встречают по одежке» |
1 |
«Снимите это немедленно» (практические упражнения – выбор одежду в соответствии с особенностями внешности и ее функциональным назначением) |
||||
Гигиена пищи |
||||||||
31 |
Гигиена пищи |
Для чего человек ест? (повторение имеющихся знаний). |
1 |
Беседа, тестирование, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
32 |
Гигиена пищи |
Хлеб – всему голова. |
1 |
Беседа. Рассказ, работа в парах (пересказ в парах) |
||||
33 |
Гигиена пищи |
Вкусен и приятен овощной салатик. |
1 |
Беседа, показ, практическая работа |
||||
34 |
Гигиена пищи |
Красный фрукт, желтый фрукт. |
1 |
Беседа, показ, практическая работа |
||||
35 |
Гигиена пищи |
Ай да каша, пища наша! |
1 |
Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, работа с измерительными приборами и пищевыми продуктами, пересказ по плану |
||||
36 |
Гигиена пищи |
Ты накрываешь на стол к чаю. |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме |
||||
37 |
Гигиена пищи |
Заварите вкусный чай |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме |
||||
38 |
Гигиена пищи |
Волшебные напитки (лечебные настои из трав) |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме |
||||
39 |
Гигиена пищи |
А что у нас к чаю? |
1 |
Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану |
||||
40 |
Гигиена пищи |
Изделия из черствого хлеба. |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование |
||||
41 |
Гигиена пищи |
Пейте, дети, молоко, будете здоровы |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование |
||||
42 |
Гигиена пищи |
Чашка за ложкой, вилка за кружкой… (посуда чайная и столовая) |
1 |
Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме |
||||
43 |
Гигиена пищи |
Что купить к завтраку |
1 |
Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану |
||||
44 |
Гигиена пищи |
Экскурсия в хлебный магазин. |
1 |
Экскурсия, беседа, составление устного изложения |
||||
45 |
Гигиена пищи |
Что значит «правильно питаться»? |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование |
||||
46 |
Гигиена пищи |
Белки, жиры и углеводы |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
47 |
Гигиена пищи |
Белок – строительный материал для мышц. |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
48 |
Гигиена пищи |
Углеводы – источник энергии |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
49 |
Гигиена пищи |
Жиры вредные и полезные |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
50 |
Гигиена пищи |
Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?(полезные и вредные пищевые привычки) |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование |
||||
51 |
Гигиена пищи |
Витамины. |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
52 |
Гигиена пищи |
Каждому овощу и фрукту свое время, или как выбрать здоровую и полезную пищу |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование |
||||
53 |
Гигиена пищи |
Правила хранения продуктов в холодильнике. |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
54 |
Гигиена пищи |
Что такое «срок годности продуктов» и когда он заканчивается |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
55 |
Гигиена пищи |
Что такое «срок годности продуктов» и когда он заканчивается |
1 |
Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом, тестирование |
||||
56 |
Гигиена пищи |
Экскурсия в магазин |
1 |
Экскурсия, беседа, составление устного изложения |
||||
57 |
Гигиена пищи |
Что готовят на обед? |
1 |
Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану |
||||
58 |
Гигиена пищи |
Составляем меню для обеда |
1 |
Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану |
||||
59 |
Гигиена пищи |
Законы полезной пищи (итоговое занятие) |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование |
||||
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
||||||||
60 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Как в дому, так и самому |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом |
||||
61 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Как подмести пол? |
1 |
|||||
62 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Влажная уборка пола. Избавляемся от пыли. |
1 |
|||||
63 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Как устроен пылесос? |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучении инструкций |
||||
64 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Как убрать комнату (ежедневная уборка) |
1 |
Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану |
||||
65 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Уход за пластиковой, деревянной и полированной мебелью |
1 |
Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа |
||||
66 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Уход за резиновыми и мягкими игрушками |
1 |
Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа |
||||
67 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Уход за книжной полкой. Уход за зеркалами и стеклами |
1 |
Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа |
||||
68 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Что такое дезинфекция? Уход за уборочным инвентарем |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучении инструкций |
||||
69 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Виды моющих средств. С чего начать генеральную уборку |
1 |
Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучение инструкций |
||||
70 |
Гигиена жилища и навыки самообслуживания |
Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят (итоговое занятие) |
1 |
Игра-путешествие в мир чистоты и уюта (беседа, тестирование, практическая работа) |
Список литературы
1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.
2. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе». Пособие для учителей и студентов. Москва. Школа-пресс, 1994
3. Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.
4. Девяткова Г.А., Кочетова Л.Л. и другие «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Пособие для учителя. Москва, Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2003 год.
5. Кульневич, С. В. Современный урок: науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учеб. заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч. 2: Не совсем обычные и совсем необычные уроки– Ростов н/Д: Учитель, 2005.
6. Свицкая Г.В. Авторская педагогическая разработка «Дорога в большой мир» (обучение детей с умеренной умственной отсталостью в 3-5 классах), 2010.
7. Хохрина В.Т. Социально-бытовая ориентация учащихся специальных школ. Иркутск, 2000.
8. Хохрина В.Т. Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе. Иркутск, 2000.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Уровень |
Критерии и нормы |
Оценка |
высокий |
-успешно овладевающие программой данного предмета, им доступен уровень обобщения учебного материала. - при небольшом изменении задачи они не испытывают больших затруднений. - усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия, объяснить способ выполнения. -им достаточно фронтального объяснения нового материала, задание на закрепление выполняют самостоятельно. -при выполнении сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь. |
«5» |
выше-среднего |
- успешно усваивают программу седьмого класса, однако имеют небольшие трудности. - понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. В то же время, после полноценной работы по подведению их к выводу, они сохраняют использованный материал в памяти. -им доступен перенос знаний в новые условия, но при этом ученики снижают темп в работе. -могут объяснить свои действия, хотя их объяснения не достаточно точны и менее развернуты, нуждаются в стимулирующей и организующей помощи. |
«4» |
средний |
- с трудом усваивают программный материал - мало готовы к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничить главное и второстепенное в учебном материале, устанавливать логическую связь. - не теряют приобретенные знания и умения, могут их применить при выполнении аналогичного задания, отличает низкая самостоятельность |
«3» |
низкий |
- плохо усваивают программный материал. - не могут делать выводы и обобщения в материале. -каждое следующее учебное задание воспринимается ими как новое (т.е. перенос не доступен). -при фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал, -на этапе закрепления способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянного контроля. -знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. -основной вид помощи - содержательная. При этом не всегда помогает даже помощь учителя в виде прямой подсказки. |
«2» |