Рабочая программа для индивидуального обучения по предмету «Гигиена, самообслуживание» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 29 November 2017 в группе

Пояснительная записка

Формирование навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд

Нормативная база

Данная учебная программа разработана на основе следующих документов:

Закон РФ «Об образовании» и внесении в Закон РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012, №273-ФЗ.

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2821-10, №189).

Положение о разработке учебных программ

Формирование навыков социально-адаптивного поведения у умственно отсталых детей начинается с элементарных навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, основ коммуникативного поведения и знаний о простейших правилах этикета.

Данные задачи успешно могут быть реализованы во время проведения уроков. Основным направлением в работе является практическая деятельность, в ходе которой успешно используется склонность детей к стереотипии. Многократность повторений стандартных действий в различных ситуациях (в игре, в быту, на уроках, в практической работе на уроке) способствуют достижению высокой эффективности в работе.

Уроки предоставляют важную возможность быть успешными всем детям, способствуют самовыражению. На уроках формируются представления об основах здорового образа жизни, воспитывается чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.

Цель данной программы:

Формирование навыков социально-адаптивного поведения у детей с умеренной умственной отсталостью.

Задачи:

расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований;

учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды;

расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания;

формировать основы здоровье сберегающего поведения;

работать над коррекцией мотивационной и эмоционально-волевой сферы; корректировать аналитико-синтетические способности, умения делать выводы и обобщения;

воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.

Учебно-методический комплект:

Вакса О. Все, что должны знать девчонки.-М.:Астрель, 2006.

Пакштене Е.Н., Ветрова Л.С. Хозяйке. Практическое руководство по ведению домашнего хозяйства. – Иркутск: «Лина», 1991.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: «Вако», 2005.

Энциклопедия для девочек. – СПб.: «Респекс», 1999.

Энциклопедия этикета для детй. – М.: «ОЛМА –ПРЕСС», 1999.

Организация учебного процесса:

Система обучения: коррекционная

Количество часов по программе: 70 ч

Количество часов в неделю по учебному плану: 2 ч

Количество часов в год: 70 ч

Практические работы 35 ч

Форма обучения: классно-урочная (фронтальная, с учетом дифференцирования по уровню усвоения знаний, индивидуальная).

Основные методы:

Словесные (рассказ, беседа, изложение учебного материала, рассуждение)

Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение, использование технических средств обучения)

Практические (упражнения, практические работы)

Основные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, интерактивные технологии, технологии опережающего обучения.

Календарно-тематическое планирование

раздела

Раздел

Общее кол-во чосов

Практические работы

1

Гигиена тела

16

8

2

Гигиена одежды и обуви

14

7

3

Гигиена пищи

29

15

4

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

11

6

   

Всего в год

Всего в год

   

67

35


 

Календарно-тематическое планирование

урока

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Дата

Календ.

Фактич

Коррек

ти-

ровка

Гигиена тела

1

Гигиена тела

Половинка правая, половинка левая (схема тела).

1

Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану

 

   

2

Гигиена тела

Моя кожа (уход за кожей лица и тела).

1

Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

3

Гигиена тела

Моя кожа (уход за кожей лица и тела).

1

Беседа, показ, практическая работа, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

4

Гигиена тела

Мои зубки (уход за полостью рта).

1

Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

5

Гигиена тела

Мои зубки (уход за полостью рта).

1

Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа

     

6

Гигиена тела

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

1

Объяснение, показ, динамические минутки, устное изложение

     

7

Гигиена тела

Физкультура и спорт – лучшие друзья здоровья.

1

Тестирование, беседа. Изучение тематической наглядности

     

8

Гигиена тела

Кто такие «гриппошки»?

1

Беседа, работа с инд. Инструкционными картами, пересказ, взаимопроверка, словарная работа

     

9

Гигиена тела

Все здоровы – вы, мы, ты, если руки вымыты.

1

Беседа, показ, чтение, драматизация

     

10

Гигиена тела

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

Беседа, работа с инд. Инструкционными картами, пересказ, взаимопроверка, словарная работа

     

11

Гигиена тела

Об умении сидеть.

1

Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

12

Гигиена тела

Вода на страже здоровья.

1

Беседа, показ, работа с перфокартами, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

13

Гигиена тела

Как человек растет

1

Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

14

Гигиена тела

Не навреди! (вредные привычки – переедание, курение и алкоголь).

1

Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану, тестирование

     

15

Гигиена тела

Болезни 21 века

1

Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

16

Гигиена тела

Болезни 21 века

1

Беседа, показ, словарная работа, пересказ по вопросному плану

     

Гигиена одежды и обуви

17

Гигиена одежды и обуви

Для чего человеку шуба (функциональное назначение одежды).

1

Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану, работа с инструкционными картами

     

18

Гигиена одежды и обуви

Красивая одежда – какая она? (уход за личными вещами).

1

Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану, работа с инструкционными картами

     

19

Гигиена одежды и обуви

Большая стирка

1

Изучение и пересказ инструкций, измерения с помощью мерных стаканов, практическое применение инструкций, отчет о проделанной работе по плану

     

20

Гигиена одежды и обуви

Каждой вещи – свое место.

1

Беседа, показ, практическая работа

     

21

Гигиена одежды и обуви

Мелкий ремонт одежды

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану

     

22

Гигиена одежды и обуви

Откуда берется чистая обувь.

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану

     

23

Гигиена одежды и обуви

А теперь давайте гладить.

1

Беседа, показ, изучение инструкционных карт, составление плана работы

     

24

Гигиена одежды и обуви

А теперь давайте гладить.

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану

     

25

Гигиена одежды и обуви

А сумеешь ли ты вывести пятно.

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, составление отчета о проделанной работе по плану

     

26

Гигиена одежды и обуви

Откуда пришел носовой платок.

1

Рассказ путешествие, пересказ, словесное рисование

     

27

Гигиена одежды и обуви

История чулка.

1

Рассказ путешествие, пересказ, словесное рисование

     

28

Гигиена одежды и обуви

Что тебе к лицу? (выбор одежды в соответствии с особенностями внешности).

1

Беседа, тестирование, работа с инструкционными картами

     

29

Гигиена одежды и обуви

Вещей мало, а нарядов много.

1

Беседа, тестирование, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

30

Гигиена одежды и обуви

Итоговое занятие «Встречают по одежке»

1

«Снимите это немедленно» (практические упражнения – выбор одежду в соответствии с особенностями внешности и ее функциональным назначением)

     

Гигиена пищи

31

Гигиена пищи

Для чего человек ест? (повторение имеющихся знаний).

1

Беседа, тестирование, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

32

Гигиена пищи

Хлеб – всему голова.

1

Беседа. Рассказ, работа в парах (пересказ в парах)

     

33

Гигиена пищи

Вкусен и приятен овощной салатик.

1

Беседа, показ, практическая работа

     

34

Гигиена пищи

Красный фрукт, желтый фрукт.

1

Беседа, показ, практическая работа

     

35

Гигиена пищи

Ай да каша, пища наша!

1

Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, работа с измерительными приборами и пищевыми продуктами, пересказ по плану

     

36

Гигиена пищи

Ты накрываешь на стол к чаю.

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме

     

37

Гигиена пищи

Заварите вкусный чай

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме

     

38

Гигиена пищи

Волшебные напитки (лечебные настои из трав)

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме

     

39

Гигиена пищи

А что у нас к чаю?

1

Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану

     

40

Гигиена пищи

Изделия из черствого хлеба.

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование

     

41

Гигиена пищи

Пейте, дети, молоко, будете здоровы

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование

     

42

Гигиена пищи

Чашка за ложкой, вилка за кружкой… (посуда чайная и столовая)

1

Беседа, показ, практическая работа, работа с инструкционными картами, пересказ по схеме

     

43

Гигиена пищи

Что купить к завтраку

1

Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану

     

44

Гигиена пищи

Экскурсия в хлебный магазин.

1

Экскурсия, беседа, составление устного изложения

     

45

Гигиена пищи

Что значит «правильно питаться»?

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование

     

46

Гигиена пищи

Белки, жиры и углеводы

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

47

Гигиена пищи

Белок – строительный материал для мышц.

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

48

Гигиена пищи

Углеводы – источник энергии

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

49

Гигиена пищи

Жиры вредные и полезные

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

50

Гигиена пищи

Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?(полезные и вредные пищевые привычки)

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование

     

51

Гигиена пищи

Витамины.

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

52

Гигиена пищи

Каждому овощу и фрукту свое время, или как выбрать здоровую и полезную пищу

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование

     

53

Гигиена пищи

Правила хранения продуктов в холодильнике.

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

54

Гигиена пищи

Что такое «срок годности продуктов» и когда он заканчивается

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

55

Гигиена пищи

Что такое «срок годности продуктов» и когда он заканчивается

1

Рассказ, чтение, работа с индивидуальным раздаточным материалом, тестирование

     

56

Гигиена пищи

Экскурсия в магазин

1

Экскурсия, беседа, составление устного изложения

     

57

Гигиена пищи

Что готовят на обед?

1

Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану

     

58

Гигиена пищи

Составляем меню для обеда

1

Беседа, рассказ, работа с раздаточным материалом, составление меню, пересказ по плану

     

59

Гигиена пищи

Законы полезной пищи (итоговое занятие)

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальными картами, тестирование

     

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

60

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Как в дому, так и самому

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом

     

61

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Как подмести пол?

1

       

62

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Влажная уборка пола. Избавляемся от пыли.

1

       

63

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Как устроен пылесос?

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучении инструкций

     

64

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Как убрать комнату (ежедневная уборка)

1

Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану

     

65

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Уход за пластиковой, деревянной и полированной мебелью

1

Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа

     

66

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Уход за резиновыми и мягкими игрушками

1

Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа

     

67

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Уход за книжной полкой. Уход за зеркалами и стеклами

1

Беседа, показ, составление пересказа по схематическому плану, практическая работа

     

68

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Что такое дезинфекция? Уход за уборочным инвентарем

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучении инструкций

     

69

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Виды моющих средств. С чего начать генеральную уборку

1

Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучение инструкций

     

70

Гигиена жилища и навыки самообслуживания

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят (итоговое занятие)

1

Игра-путешествие в мир чистоты и уюта (беседа, тестирование, практическая работа)

     


 


 

Список литературы

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.

2. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе». Пособие для учителей и студентов. Москва. Школа-пресс, 1994

3. Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.

4. Девяткова Г.А., Кочетова Л.Л. и другие «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Пособие для учителя. Москва, Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2003 год.

5. Кульневич, С. В. Современный урок: науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учеб. заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч. 2: Не совсем обычные и совсем необычные уроки– Ростов н/Д: Учитель, 2005.

6. Свицкая Г.В. Авторская педагогическая разработка «Дорога в большой мир» (обучение детей с умеренной умственной отсталостью в 3-5 классах), 2010.

7. Хохрина В.Т. Социально-бытовая ориентация учащихся специальных школ. Иркутск, 2000.

8. Хохрина В.Т. Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе. Иркутск, 2000.


 


 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

Уровень

Критерии и нормы

Оценка

высокий

-успешно овладевающие программой данного предмета, им доступен уровень обобщения учебного материала.

- при небольшом изменении задачи они не испытывают больших затруднений.

- усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия, объяснить способ выполнения.

-им достаточно фронтального объяснения нового материала, задание на закрепление выполняют самостоятельно.

-при выполнении сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь.

«5»

выше-среднего

- успешно усваивают программу седьмого класса, однако имеют небольшие трудности.

- понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. В то же время, после полноценной работы по подведению их к выводу, они сохраняют использованный материал в памяти.

-им доступен перенос знаний в новые условия, но при этом ученики снижают темп в работе.

-могут объяснить свои действия, хотя их объяснения не достаточно точны и менее развернуты, нуждаются в стимулирующей и организующей помощи.

«4»

средний

- с трудом усваивают программный материал

- мало готовы к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничить главное и второстепенное в учебном материале, устанавливать логическую связь.

- не теряют приобретенные знания и умения, могут их применить при выполнении аналогичного задания, отличает низкая самостоятельность

«3»

низкий

- плохо усваивают программный материал.

- не могут делать выводы и обобщения в материале.

-каждое следующее учебное задание воспринимается ими как новое (т.е. перенос не доступен).

-при фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал,

-на этапе закрепления способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянного контроля.

-знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.

-основной вид помощи - содержательная. При этом не всегда помогает даже помощь учителя в виде прямой подсказки.

«2»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.