Рабочая программа по предмету «Ручной труд» для учащихся 5–9 классов коррекционной школы VIII вида
Департамент образования и науки Курганской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Курганская школа № 8»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей___________________ Протокол №_________________ от «___»__________ 20___года руководитель МО ___________(_______________)
|
«СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР ________Н. В. Денщикова «___»___________ 20___г |
«УТВЕРЖДАЮ» приказ директора школы _________В. А. Мальцевой № _____________________ от «____»_________ 20___г |
Рабочая программа по предмету
«Ручной труд»
для 5-9 классов
Составитель:
учитель Гладкова Наталья Владимировна
Курган, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Курганская школа № 8»
Основная цель предмета по ручному труду разработана на основе программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости. Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду.
Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Большое внимание следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия.
По мере усложнения условий для творческих задач и перехода от более простого образного решения к более сложному развиваются и такие основные новообразования личности, как произвольность, внутренний план действий и рефлексия.
В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Материал программы обеспечивает реализацию поставленных целей, учитывает особенности интеллектуального развития учащихся, доступен для понимания и практического воплощения учащимися.
На начальном этапе обучения много времени отводится работе с бумагой и картоном. С этими материалами мы имеем дело постоянно в быту, в повседневной жизни, в школе. Эти материалы легки, довольно прочны на разрыв, обработка их вполне доступна детям. Так, как в классах особый ребенок нет предмета «Трудовое обучение», эта программа дает возможность освоить детям некоторые трудовые навыки, познакомиться с новыми технологиями. На последующих этапах происходит знакомство на уроках детей с тканью, иглами, нитками.
Курс «Ручной труд» в классах для детей с умеренной умственной отсталостью направлен на образование учащихся с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития личности, формирование общей культуры, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, а, в конечном счёте, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР с объектами труда и дает возможность постепенно раскрывать связь между объектами труда и жизнью человека. Специфичность целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия данного контингента аномальных детей. Основные задачи курса: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий. Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, учеников 5-9 классов и направлена на минимально доступный им уровень социально-трудовой адаптации. Программа предусматривает усвоение и формирование не только общетрудовых умений, но и развитие творческих способностей учащихся. В программе представлен примерный перечень рекомендуемых к изготовлению предметов. Каждый учитель может выбрать другие объекты работы. Возможность такого выбора предусмотрена самой программой, так как кроме конкретных объектов, в ряде случаев указаны группы изделий «аппликации», «работа с тканью, нитками, тесьмой, шнуром», «ремонт одежды» и т. д. Таким образом, тематика изделий в окончательном виде определяется самим учителем.
На уроках по ручному труду осуществляется тесная связь с такими предметами как: ИЗО, швейное дело, история, естествознание, картонажно-переплетное дело.
В программе предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку. Так при изучении каждой темы, для достижения общей цели дети выполняют отдельные операции по мере своих психофизических возможностей.
На каждом уроке предусматривается выполнение упражнений для развития мелкой моторики пальцев. Это занятие с небольшими тренажерами, коробочками, мешочками с крупами, шариками различных размеров, с маленькими массажными (с шипами) мячиками.
При отборе содержания курса «Ручной труд» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения школьников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР.
Программа реализует развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Сенсорное воспитание.
Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.
Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к собственным поделкам;
Формирование навыков и умений работы с бумагой, картоном, природными материалами;
Выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения личностных качеств.
Основное внимание при похождении курса «Ручной труд» уделено коррекционной работе, целью которой, в конечном счёте, является социальная адаптация учащихся и дальнейшее приспособление к жизни.
Структура курса представлена следующими разделами: «Оборудование швейного кабинета, инструменты, приспособления для работы», «Работа с природным материалом», «Работа с пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью, тесьмой, шнуром», «Ручные стежки», «Ремонт одежды».
Общая характеристика учебного предмета, курса «Ручной труд» в Т классе. На трудовых занятиях предусмотрено развитие внимания, подражания, сенсорных процессов, формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных действий. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой, с использованием бумаги, с предметами, различных по цвету, форме, величине, отношениям в пространстве.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.
Программа предусматривает строгую последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения количества предметов, с которыми действует ребёнок. Предполагается сочетание индивидуальной работы с подгруппой или группой детей.
Основные формы обучения. Основная форма обучения – урок.
-Комбинированные уроки.
-Уроки сообщения новых знаний.
-Уроки закрепления и применения знаний.
Используемые методы:
1.Расказ учителя.
2.Беседа по теме.
3.Повторение рассказа.
4.Игры с правилами.
5.Инструктаж по технике безопасности перед началом всех видов деятельности.
6.Выставка работ учащихся.
7.Анализ и самоанализ работ учащихся
Вся работа с умерено умственно отсталыми детьми (УУО) базируется на программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (программа дошкольных ОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта), а также программах специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 классов.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Ручной труд» отводится:
класс |
количество часов в год |
5-Т |
102 |
6-Т |
102 |
7-Т |
102 |
8-Т |
102 |
9-Т |
102 |
5-Т класс
Личностные результаты
Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.
Укрепление доверия.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
основные геометрические фигуры;
основные цвета и формы;
рабочие инструменты и приспособления;
технику безопасности при работе в мастерской;
правила дежурства и поведения в мастерской.
Учащиеся должны уметь:
различать предметы;
составлять несложные поделки из бумаги, картона, ткани по показу образцу, словесной инструкции;
пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;
выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей; коллективные работы из природного и бросового материала;
6-Т класс
Личностные результаты
Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.
Укрепление доверия.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
свойства материалов, с которыми они работают;
основные геометрические фигуры;
основные цвета и формы;
рабочие инструменты и приспособления;
технику безопасности при работе в мастерской;
правила дежурства и поведения в мастерской.
Учащиеся должны уметь:
проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам;
различать предметы;
сравнивать собственную поделку с образцом, отмечая признаки сходства и различия;
пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;
выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей; коллективные работы из природного и бросового материала;
доводить начатую работу до конца.
7-Т класс
Личностные результаты
Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.
Укрепление доверия.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
свойства материалов, с которыми они работают;
основные геометрические фигуры;
основные цвета и формы;
рабочие инструменты и приспособления;
технику безопасности при работе в мастерской;
правила дежурства и поведения в мастерской.
Учащиеся должны уметь:
проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам;
различать предметы;
составлять несложные поделки из бумаги, картона, ткани по показу образцу, словесной инструкции;
сравнивать собственную поделку с образцом, отмечая признаки сходства и различия;
пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;
доводить начатую работу до конца;
давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно.
8-Т класс
Личностные результаты
Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.
Укрепление доверия.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
свойства материалов, с которыми они работают;
основные геометрические фигуры;
основные цвета и формы;
рабочие инструменты и приспособления;
технику безопасности при работе в мастерской;
правила дежурства и поведения в мастерской.
Учащиеся должны уметь:
проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам;
различать предметы;
составлять несложные поделки из бумаги, картона, ткани по показу образцу, словесной инструкции;
сравнивать собственную поделку с образцом, отмечая признаки сходства и различия;
пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;
выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей; коллективные работы из природного и бросового материала;
доводить начатую работу до конца;
давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно.
9-Т класс
Личностные результаты
Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.
Укрепление доверия.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
свойства материалов, с которыми они работают;
основные геометрические фигуры;
основные цвета и формы;
рабочие инструменты и приспособления;
технику безопасности при работе в мастерской;
правила дежурства и поведения в мастерской.
Учащиеся должны уметь:
проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам;
различать предметы;
составлять несложные поделки из бумаги, картона, ткани по показу образцу, словесной инструкции;
сравнивать собственную поделку с образцом, отмечая признаки сходства и различия;
пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;
выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей; коллективные работы из природного и бросового материала;
доводить начатую работу до конца;
давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие
Беседа об уроке ручного труда. Техника безопасности при работе. Дежурство в кабинете трудового обучения. Распределение рабочих мест учащихся.
«Оборудование кабинета трудового обучения, инструменты, приспособления для работы»
Знакомство с кабинетом трудового обучения, с инструментами и приспособлениями; ТБ при работе. Черчение прямых, овальных линий по линейке, лекалу на бумаге, ткани. Разрезание по линиям. Приёмы правильного удержания инструментов.
«Работа с природным материалом»
Знакомство с природным материалом. Назначение, виды природного материала: шишки, самолётики клёна, скорлупа орехов и яиц, семечки, крупа, деревянные палочки, кора дерева. Разновидности поделок из природного материала. Способы и приёмы работы с природным материалом.
«Работа с пластилином»
Знакомство со свойствами пластилина: мягкость, пластичность, гибкость. Сравнение свойств пластилина со свойствами других материалов. Основные базовые формы: шарики, колбаски, лепёшки. Поделки из пластилина на плоскости, в объёме.
«Бумага»
Знакомство со свойствами бумаги: мягкость, жёсткость, плотность, толщина, цвет, рисунок. Лабораторная работа: сравнение свойств бумаги со свойствами ткани. Работа с образцами бумаги, альбомом. Изготовление пособия «Виды бумаги».
«Ткань»
Знакомство со свойствами ткани: мягкость, жёсткость, плотность, толщина, цвет, рисунок. Лабораторная работа: сравнение свойств ткани со свойствами бумаги. Работа с образцами ткани, тетрадью, альбомом. Изготовление пособия «Виды ткани».
«Ручные стежки»
Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Зарисовка в тетрадь ручных стежков, выполнение их на образце. Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край» по намеченным точкам. Вышивка салфетки. Обработка края прихватки косым стежком.
«Ремонт одежды»
Назначение и виды ремонта одежды. Пришивание пуговиц, вешалки, ремонт изделия по распоровшемуся шву, выполнение заплаты. Закрепление нитки на ткани. Завязывание узелка.
Самостоятельная работа
Закрепление ЗУН. Выполнение отдельных операций по изученным темам.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5-Т класс - 102 часа
№ урока |
Раздел |
Основные виды учебной деятельности |
|
1 |
Вводное занятия, повторение 4 ч. |
Знать назначение уроков ручного труда. Повторить пройденный материал , правила безопасности при работе в мастерской., правила дежурства в кабинете. |
|
2 |
«Работа с пластилином» 26 ч. |
Знать ТБ при работе с пластилином. Уметь выполнять базовые формы из пластилина; выполнять поделки по образцу. |
|
3 |
«Работа с бумагой» 21 ч. |
Знать ТБ при работе с бумагой, ножницами, клеем. Называть и различать различные виды бумаги. Уметь разрезать бумагу по намеченным прямым и овальным линиям, сминать, разрывать. |
|
4 |
«Работа с тканью, тесьмой, шнуром» 28 ч. |
Знать ТБ при работе с тканью, тесьмой, шнуром. Различать свойства ткани: мягкость, жёсткость, сминаемость. Уметь составлять целое из частей, выкладывать шнур и тесьму по контуру. |
|
5 |
«Работа с тканью, нитками» 23 ч. |
Знать ТБ при работе с тканью, нитками. Различать свойства ткани: мягкость, жёсткость, сминаемость. Уметь составлять целое из частей, выкладывать шнур и тесьму по контуру. |
|
102 ч. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
6-Т класс - 102 часа
№ урока |
Раздел |
Основные виды учебной деятельности |
|
1 |
Вводное занятия, повторение 4 ч. |
Знать назначение уроков ручного труда. Повторить пройденный материал , правила безопасности при работе в мастерской., правила дежурства в кабинете. |
|
2 |
«Оборудование кабинета труда, инструменты, приспособления для работы» 2 ч. |
Знать ТБ при работе в кабинете трудового обучения. Различать виды приспособлений, инструментов; прямые и овальные линии. Уметь правильно удерживать и использовать рабочие инструменты и приспособления. |
|
3 |
«Ручные стежки» 13 ч. |
Сравнивать и различать ручные стежки. Называть правила ТБ при работе с иглой, нитками и ножницами. |
|
4 |
«Закладка для книг» 6 ч. |
Называть виды инструментов, приспособлений, необходимых для работы. Анализировать образец изделия. Выполнять ручной стежок по намеченным линиям. |
|
5 |
«Ткань, её свойства» 5 ч. |
Сравнивать и анализировать свойства ткани и бумаги. |
|
6 |
«Новогодние поделки из ткани и картона» 13 ч. |
Знать назначение новогодних поделок; знать правила ТБ при ручных работах. Уметь использовать по назначению инструменты, приспособления; |
|
7 |
«Подушечка для игл» 26 ч. |
Различать ручные стежки; правила ТБ; Знать понятия «сгиб», «срез». Уметь выполнять стежок «через край». |
|
8 |
«Бумага, её свойства» 2 ч. |
Сравнивать и анализировать свойства бумаги и ткани. |
|
9 |
«Аппликация из бумаги» 6 ч. |
Знать и показывать контур и центр фигуры. Уметь выполнять целое из частей. |
|
10 |
«Аппликация из ниток» 6 ч. |
Знать и показывать контур и центр фигуры. Уметь выполнять целое из частей. |
|
11 |
«Ремонт одежды» 8 ч. |
Знать и различать виды ремонта одежды, назначение ремонта одежды; правила ТБ; Закреплять навыки по выполнению ручных стежков, по работе с ручными инструментами и приспособлениями. |
|
12 |
Самостоятельные работы 11 ч. |
Знать правила ТБ; назначение изготавливаемых изделий, инструменты и приспособления для работы. Уметь выполнять изделие с опорой на образец, по намеченным линиям, точкам. Анализировать готовое изделие, сличая с образцом. |
|
102 ч. |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
7-Т класс - 102 часа
№ урока |
Раздел |
Основные виды учебной деятельности |
|
1 |
Вводное занятия, повторение 8 ч. |
Знать назначение уроков ручного труда. Повторить пройденный материал , правила безопасности при работе в мастерской., правила дежурства в кабинете. |
|
2 |
«Аппликация» 23 ч. |
Знать и показывать контур и центр фигуры. Уметь выполнять целое из частей. |
|
3 |
«Ёлочные игрушки» 17 ч. |
Знать назначение новогодних игрушек, знать правила ТБ при ручных работах. Уметь использовать по назначению инструменты, приспособления. |
|
4 |
«Работа с тканью, ручные стежки, швы; поделки из фетра, драпа, ткани» 23 ч. |
Сравнивать и анализировать свойства ткани и бумаги. Различать ручные стежки. Знать понятия «сгиб», «срез»; правила ТБ; Уметь выполнять стежок «через край», «вперёд иголку». |
|
5 |
«Пришивание пуговиц; поделки с пуговицами» 20 ч. |
Знать правила ТБ; Сравнивать и анализировать внешний вид пуговиц. Уметь пришивать пуговицы, делать закрепку на ткани. |
|
6 |
Самостоятельные работы 11 ч. |
Знать правила ТБ; назначение изготавливаемых изделий, инструменты и приспособления для работы. Уметь выполнять изделие с опорой на образец, по намеченным линиям, точкам. Анализировать готовое изделие, сличая с образцом. |
|
102 ч. |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8-Т класс - 102 часа
№ урока |
Раздел |
Основные виды учебной деятельности |
|
1 |
Вводное занятия, повторение 4 ч. |
Знать назначение уроков ручного труда. Повторить пройденный материал , правила безопасности при работе в мастерской., правила дежурства в кабинете. |
|
2 |
«Работа с тесьмой, нитками» 24 ч. |
Сравнивать и анализировать свойства ткани, тесьмы, ниток со свойствами бумаги. Знать понятия «сгиб», «срез», «линия»; правила ТБ; Уметь выполнять стежок «через край», «вперёд иголку»; видеть целое из частей. |
|
3 |
«Объёмная аппликация» 19 ч. |
Знать понятие «аппликация», показывать контур и центр фигуры. Уметь выполнять целое из частей. Различать понятия «плоскость» и объём» |
|
4 |
«Элементы оригами» 25 ч. |
Знать основные геометрические фигуры; понятие «угол», «сгиб», «срез». Уметь представлять фигуру в пространстве и объёме. |
|
5 |
«Работа с тканью» 19 ч. |
Знать правила ТБ; Различать виды ткани. Сравнивать и анализировать свойства ткани и бумаги. Уметь выполнять аппликацию из ткани, составляя целое из частей. |
|
6 |
Самостоятельные работы 11 ч. |
Знать правила ТБ; назначение изготавливаемых изделий, инструменты и приспособления для работы. Уметь выполнять изделие с опорой на образец, по намеченным линиям, точкам. Анализировать готовое изделие, сличая с образцом. |
|
102 ч. |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
9-Т класс - 102 часа
№ урока |
Раздел |
Основные виды учебной деятельности |
|
1 |
Вводное занятия, повторение 4 ч. |
Знать назначение уроков ручного труда. Повторить пройденный материал , правила безопасности при работе в мастерской., правила дежурства в кабинете. |
|
2 |
«Ручная швейная машина» 8 ч. |
Знать название некоторых механизмов швейной машины; правила ТБ; Уметь заправлять ручную швейную машину; выполнять прямые строчки. |
|
3 |
«Работа с тканью. Свойства ткани» 3 ч. |
Сравнивать и анализировать свойства ткани, тесьмы, ниток со свойствами бумаги. Знать понятия «сгиб», «срез», «линия». |
|
4 |
«Прихватка с аппликацией» 13 ч. |
Знать понятие и назначение прихватки; правила ТБ; Уметь выполнять стежок «через край», «вперёд иголку»; составлять целое из частей. |
|
5 |
«Мешочек для новогодних подарков» 8 ч. |
Знать понятие и назначение мешочка для подарков; назначение отделки новогоднего изделия; правила ТБ; Уметь выполнять стежок «через край», «вперёд иголку»; составлять целое из частей; выполнять отделку мешочка, опираясь на образец. |
|
6 |
«Новогодний сапожок» 12 ч. |
Знать понятие и назначение новогоднего сапожка; назначение отделки новогоднего изделия; правила ТБ; Уметь выполнять стежок «через край», «вперёд иголку»; составлять целое из частей; выполнять отделку сапожка, опираясь на образец. Сравнивать и анализировать новогодние поделки, сличая с образцом. |
|
7 |
«Наволочка» 27 ч. |
Знать назначение наволочки; понятие «сгиб», «срез», «клапан»; правила ТБ; Различать машинные швы, применяемые при пошиве наволочки. |
|
8 |
«Ремонт одежды» 8 ч. |
Знать и различать виды ремонта одежды, назначение ремонта одежды; правила ТБ; Закреплять навыки по выполнению ручных стежков, по работе с ручными инструментами и приспособлениями. |
|
9 |
«Мягкая игрушка» 12 ч. |
Знать применение мягких игрушек; материалы и приспособления для изготовления мягких игрушек; правила ТБ; Закреплять навыки по выполнению ручных стежков, по работе с ручными инструментами и приспособлениями. |
|
10 |
Самостоятельные работы 7 ч. |
Знать правила ТБ; назначение изготавливаемых изделий, инструменты и приспособления для работы. Уметь выполнять изделие с опорой на образец, по намеченным линиям, точкам. Анализировать готовое изделие, сличая с образцом. |
|
102 ч. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Нормативно-правовые документы
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
«Ручной труд» 5-Т класс- 102 часа
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт. |
|||
1. |
I четверть. Правила поведения в кабинете трудового обучения. ТБ, обязанности дежурного, распределение учащихся по рабочим местам. План работы на год, четверть. |
1 |
||
2. |
Работа с пластилином: - правила работы с пластилином; базовые формы: шарики, колбаски, лепёшки. |
26 8 |
||
Декоративная тарелка с применением круп, зёрен. |
6 |
|||
Поделки из природного материала: «Черепаха», «Ромашки». |
6 |
|||
Геометрическая аппликация на картоне с применением макарон. |
6 |
|||
3. |
II четверть. Повторение пройденного. Правила поведения в кабинете трудового обучения. ТБ, обязанности дежурного. План работы на четверть. |
1 |
||
4. |
Работа с бумагой: - свойства бумаги, правила складывания, понятия среза и сгиба. |
21 2 |
||
- упражнения: сгибание, разрывание по линии и кусочками, сминание, разрезание бумаги. |
3 |
|||
Аппликация «Рыбки»: - вырезание квадратов, треугольников. |
3 |
|||
- составление композиции: приклеивание деталей с учётом линий. Понятие контура. |
3 |
|||
Аппликация «Дед Мороз» в технике «обрывание» и «комкование»: - заготовка деталей: разрывание красной бумаги, сминание комочков белой салфетки; |
6 |
|||
- составление композиции: приклеивание деталей с учётом линий. Понятие контура. |
4 |
|||
5. |
III четверть. Повторение пройденного . Правила поведения в кабинете трудового обучения. ТБ, обязанности дежурного. План работы на четверть. |
1 1 |
||
6. |
Изучение свойств ткани: - свойства ткани, переплетение нитей в ткани, понятия среза и сгиба; |
28 5 |
||
-упражнения: сгибание, распускание по нитям, сминание, разрезание ножницами, смачивание в воде. |
3 |
|||
Аппликация из ткани: «Яблоко»: -составление композиции с учётом центра и контуров, приклеивание деталей по намеченным линиям. |
9 |
|||
Работа с тесьмой, шнуром: -изучение свойств шнура, тесьмы: гибкость, мягкость; продёргивание шнура, тесьмы. |
6 |
|||
Аппликация «Змейка: приклеивание шнура по намеченным линиям. |
3 |
|||
Закладка для книг: украшение тесьмой среза закладки. |
3 |
|||
7. |
IV четверть. Повторение пройденного . Правила поведения в кабинете трудового обучения. ТБ, обязанности дежурного. План работы на четверть. |
1 1 |
||
8. |
Работа с тканью, нитками. -повторение свойств ткани. |
23 5 |
||
- швейные приспособления: игла, нить, напёрсток; заправка нити в иглу, завязывание узелка. |
9 |
|||
- стежок «вперёд иголку, закрепление стежка на бумаге (ткани). |
9 |
Календарно-тематическое планирование
«Ручной труд» 6-Т класс- 102 часа
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт. |
|||
1. |
I четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
2. |
Оборудование кабинета швейного дела: инструменты, приспособления. |
2 |
||
3. |
Закладка для книг из цветного картона (открытки) с применением ручного косого стежка. |
6 |
||
Вырезание по прямым линиям. Склеивание. |
3 |
|||
Обработка срезов косым стежком. |
3 |
|||
4. |
Ручные швейные работы на ткани: ручные стежки: косой, вперёд иголку, стебельчатый, крестообразный. |
13 |
||
Выполнение на образце ручных стежков, зарисовка в тетрадь. |
5 |
|||
Вышивка салфетки. |
8 |
|||
5. |
Самостоятельная работа: обработка края прихватки ручным косым стежком. |
3 |
||
6. |
II четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
7. |
Свойства ткани. |
5 |
||
Лабораторная работа: сравнение свойств ткани со свойствами бумаги. |
2 |
|||
Работа с тетрадью, альбомом, образцами ткани. |
3 |
|||
8. |
Новогодние поделки с применением картона и ткани. |
13 |
||
Обводка по шаблону, вырезание. |
3 |
|||
Выполнение аппликации из бумаги, ткани. |
4 |
|||
Сборка деталей. |
4 |
|||
Окончательная отделка изделия. |
2 |
|||
9. |
Самостоятельная работа: новогодняя открытка. |
3 |
||
10. |
III четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
11. |
Подушечка для игл. |
26 |
||
Зарисовка рисунка в тетради. |
2 |
|||
Раскрой подушечки. |
1 |
|||
Вышивка украшающих стежков. |
11 |
|||
Обработка косым стежком срезов. |
9 |
|||
Пришивание петельки. |
1 |
|||
Окончательная отделка изделия. Анализ работы. |
2 |
|||
12. |
Самостоятельная работа: выполнение ручных стежков. |
3 |
||
13. |
IV четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
14. |
Свойства бумаги. |
2 |
||
Лабораторная работа: сравнение свойств бумаги со свойствами ткани. |
2 |
|||
15. |
Аппликация из бумаги: обрывная аппликация. |
6 |
||
Обводка фигуры по шаблону. |
3 |
|||
Заполнение фигуры кусочками бумаги. |
3 |
|||
16. |
Аппликация из ниток. |
6 |
||
Обводка фигуры по шаблону. |
2 |
|||
Заполнение фигуры нитками . |
4 |
|||
17. |
Ремонт одежды. |
8 |
||
Пришивание пуговиц. |
2 |
|||
Пришивание вешалки. |
2 |
|||
Ремонт изделия по распоровшемуся шву. |
2 |
|||
Выполнение заплаты. |
2 |
|||
18. |
Итоговый урок, самостоятельная работа: выполнение отдельных операций по изученным темам. |
2 |
Календарно-тематическое планирование
«Ручной труд» 7-Т класс- 102 часа
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт. |
|||
1. |
I четверть. Вводное занятие (повторение). |
2 |
||
2. |
Аппликация из бумаги. Понятие аппликации. Необходимые инструменты, способы выполнения. |
1 |
||
3. |
Аппликация «Осенний венок». Анализ внешнего вида поделки, формы, цвета; выбор способ выполнения и материалов. |
8 2 |
||
Обводка по шаблону листьев. Вырезание. |
3 |
|||
Заготовка основы венка. |
1 |
|||
Приклеивание листьев. Анализ работы. |
2 |
|||
4. |
Объёмная аппликация «Тыква». Анализ внешнего вида поделки, формы, цвета; выбор способа выполнения и материалов. |
10 1 |
||
Заготовка мелких деталей (вырезание полос, листьев, хвостика). |
3 |
|||
Формирование шара из бумажных полос, подклейка. |
3 |
|||
Приклеивание хвостика, листьев. Анализ работы, выявление ошибок. |
3 |
|||
5. |
Обрывная аппликация «Осенний букет». Анализ внешнего вида поделки, формы, цвета; выбор способа выполнения и материалов |
4 1 |
||
Заготовка мелких деталей. |
1 |
|||
Выкладывание мелких деталей по контуру. Анализ работы, выявление ошибок. |
2 |
|||
6. |
Самостоятельная работа: аппликация «Ветка рябины». |
2 |
||
7. |
II четверть. Вводное занятие (повторение). |
2 |
||
8. |
Ёлочные игрушки. Требования к новогодним игрушкам и материалам для новогодних игрушек. |
1 |
||
9. |
Новогодний шар из открыток. Анализ внешнего вида, формы, цвета; выбор способ выполнения и материалов. |
5 1 |
||
Заготовка круглых модулей из открыток. |
2 |
|||
Соединение модулей в шар. Анализ работы, выявление ошибок. |
2 |
|||
10. |
Новогодняя ёлка. Анализ внешнего вида, формы, цвета; выбор способ выполнения и материалов. |
4 1 |
||
Заготовка основы-конуса. |
1 |
|||
Заготовка полос из ткани зелёного цвета. |
1 |
|||
Приклеивание полос к основе-конусу. Анализ работы, выявление ошибок. |
1 |
|||
11. |
Аппликация «Новогодний букет». Анализ внешнего вида, формы, цвета; выбор способ выполнения и материалов. |
7 1 |
||
Заготовка мелких деталей. |
1 |
|||
Оформление рамки композиции. |
3 |
|||
Выкладывание деталей по центру, составление композиции, приклеивание. |
1 |
|||
Анализ работы, выявление ошибок. |
1 |
|||
12. |
Самостоятельная работа: новогодний фонарик. |
2 |
||
13. |
III четверть. Вводное занятие (повторение). |
2 |
||
14. |
Работа с тканью. Повторение свойств ткани, сравнение её свойств со свойствами бумаги. |
1 |
||
15. |
Ручные стежки и швы. Практическая работа: выполнение косого, петельного швов, вперёд иголку. |
3 |
||
16. |
Поделки из фетра, драпа. Анализ внешнего вида, свойств фетра. Инструменты, приспособления для работы с фетром. |
9 1 |
||
Заготовка мелких деталей. |
2 |
|||
Обработка косым, петельным стежком срезов. |
3 |
|||
Соединение деталей. |
3 |
|||
17. |
Декор подушек. Изготовление декоративных подушек 30х30 см. Анализ внешнего вида, материалов, способов изготовления. |
10 2 |
||
Раскрой. Украшение лицевой стороны тесьмой, лентами, аппликацией, пуговицами. |
2 |
|||
Соединение срезов подушки. |
3 |
|||
Набивка синтепоном. Обработка косым стежком отверстия подушки. Анализ работы, выявление ошибок. |
3 |
|||
18. |
Самостоятельная работа: вышивка ручными стежками салфетки. |
2 |
||
19. |
IV четверть. Вводное занятие (повторение). |
2 |
||
20. |
Пришивание пуговиц: способы пришивания, виды пуговиц. |
1 |
||
21. |
Поделка из фетра и пуговиц «Бабочка». Анализ внешнего вида, материалов, способов изготовления. |
9 1 |
||
Раскрой бабочки. Обработка петельным, косым стежками срезов. |
3 |
|||
Пришивание пуговиц к бабочке. |
3 |
|||
Анализ внешнего вида изделия, выявление ошибок. |
2 |
|||
22. |
Пуговичное дерево. Анализ внешнего вида, материалов, способов изготовления. |
10 1 |
||
Оформление рамочки композиции из бумаги, гофрированного картона. |
2 |
|||
Выкладывание по контуру дерева пуговиц, составление композиции. |
1 |
|||
Пришивание пуговиц. |
5 |
|||
Анализ работы, выявление ошибок. |
1 |
|||
23. |
Самостоятельная работа: аппликация с пришиванием пуговиц. |
5 |
Календарно-тематическое планирование
«Ручной труд» 8-Т класс- 102 часа
№ п/п |
Раздел |
Коли-чество часов |
Дата |
|
План |
Факт. |
|||
1. |
I четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
2.
|
Работа с тесьмой, нитками. |
24 |
||
Закладка для книг. Анализ внешнего вида закладки, подбор способов выполнения, материалов. |
12 2 |
|||
Украшение закладки аппликацией: -заготовка мелких деталей из бумаги; |
4 |
|||
- приклеивание деталей; |
3 |
|||
- продёргивание тесьмы различными способами. |
3 |
|||
Аппликация из ниток «Сорока». - нарезание белых и чёрных ниток; |
12 3 |
|||
- заполнение контура фигуры сороки нитками; |
6 |
|||
- приклеивание лап, зёрнышек, анализ работы. |
3 |
|||
3. |
Самостоятельная работа: аппликация «Улитка» с помощью цветного шнура. |
2 |
||
4. |
II четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
5. |
Объёмная аппликация. |
19 |
||
Объёмная аппликация «Дед мороз»: - обводка по шаблону контура основной детали, вырезание; |
9 3 |
|||
- отделка бороды, усов в технике «Комкование», приклеивание; |
3 |
|||
- анализ изделия, выявление ошибок; |
3 |
|||
Объёмная аппликация «Ёлочка» в технике «квиллинг»: |
10 |
|||
- заготовка бумажных полос; |
3 |
|||
- заполнение бумажными полосами контура ёлочки; |
4 |
|||
-приклеивание бусин, пуговиц. Анализ работы, выявление ошибок. |
3 |
|||
6. |
Самостоятельная работа: выполнение аппликации в технике «комкование». |
3 |
||
7. |
III четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
8. |
Элементы оригами. |
25 |
||
Виды складывания бумаги: «трубочка», «гармошка», различные геометрические формы. Понятие «срез», «сгиб». |
1 |
|||
Аппликация «Бабочки»: - заготовка бабочек, цветка путём складывания бумаги гармошкой; |
12 3 |
|||
- заготовка фона аппликации; |
3 |
|||
- заготовка рамки аппликации; |
3 |
|||
- приклеивание деталей бабочки, цветка. Анализ работы, выявление ошибок. |
3 |
|||
Аппликация «Пальма»: - заготовка листьев, ствола пальмы путём складывания бумаги гармошкой; |
12 3 |
|||
- заготовка фона аппликации; |
3 |
|||
- заготовка рамки аппликации; |
3 |
|||
- приклеивание деталей, анализ работы, выявление ошибок. |
3 |
|||
9. |
Самостоятельная работа: сложение различных фигур из бумаги. |
3 |
||
10. |
IV четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
11. |
Работа с тканью. |
19 |
||
Прихватка. Назначение, геометрические формы. Виды обработки прихваток: ручные и машинные швы, отделка. Анализ внешнего вида изделия, особенности ткани. |
10 1 |
|||
Подбор ткани, способов обработки, инструментов. Раскрой. |
3 |
|||
Обработка края прихватки ручным петельным стежком. |
3 |
|||
Выполнение отделки прихватки, пришивание петельки, пуговицы. Анализ работы, выявление ошибок. |
3 |
|||
Аппликация из ткани «Деревце»: - подбор х/б ткани различных цветов для листьев, ствола; |
9 3 |
|||
-обводка по шаблону листьев, ствола, раскрой; |
3 |
|||
- приклеивание ствола, листьев к намеченным линиям; анализ работы, выявление ошибок. |
3 |
|||
12. |
Самостоятельная работа: подбор ткани для прихватки, выполнение петельного шва по размеченным линиям. |
3 |
Календарно-тематическое планирование
«Ручной труд» 9-Т класс- 102 часа
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт. |
|||
1. |
I четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
2. |
Ручная швейная машина. |
8 |
||
3. |
Работа с тканью. Свойства ткани. |
3 |
||
4. |
Прихватки с аппликацией. Назначение прихваток, способы изготовления. Необходимые материалы, инструменты, принадлежности. |
13 2 |
||
Обводка прихватки по шаблону, раскрой. |
2 |
|||
Выполнение аппликации. |
4 |
|||
Обработка срезов прихватки. |
5 |
|||
5. |
Самостоятельная работа. |
2 |
||
6. |
II четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
7. |
Мешочек для новогодних подарков. Анализ внешнего вида, назначение. Выбор материала и способов изготовления. |
8 1 |
||
Раскрой мешочка. |
1 |
|||
Выполнение отделки. |
2 |
|||
Обработка срезов мешочка. |
2 |
|||
Обработка верхнего среза, продёргивание шнура. |
2 |
|||
8. |
Новогодний сапожок. Анализ внешнего вида, назначение. Выбор материала и способов изготовления. Необходимость украшения новогодних сувениров. |
12 1 |
||
Раскрой сапожка. |
2 |
|||
Выполнение отделки. |
3 |
|||
Обработка срезов сапожка. |
5 |
|||
Пришивание петельки. |
1 |
|||
9. |
Самостоятельная работа. |
2 |
||
10. |
III четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
11. |
Наволочка размером 40Х 40 см. Анализ формы, тканей, назначение. Способы выполнения. |
27 2 |
||
Практическая работа: выполнение швов, применяемых при пошиве наволочки. |
8 |
|||
Практическая работа: обработка клапана, поперечных срезов. |
9 |
|||
Практическая работа: обработка долевых срезов двойным швом. |
6 |
|||
Влажно-тепловая обработка наволочки. |
2 |
|||
12. |
Самостоятельная работа. |
2 |
||
13. |
IV четверть. Вводное занятие (повторение). |
1 |
||
14. |
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды, способы выполнения ремонта. |
8 2 |
||
Пришивание пуговиц. |
2 |
|||
Зашивание по распоровшемуся шву. |
2 |
|||
Пришивание вешалки. |
2 |
|||
15. |
Мягкая игрушка. Виды мягких игрушек, назначение. |
12 1 |
||
Раскрой игольниц по шаблону. |
2 |
|||
Обработка срезов игольниц. |
6 |
|||
Набивка синтепоном. |
1 |
|||
Отделка игольниц. |
2 |
|||
16. |
Самостоятельная работа. |
1 |
Приложение 2.
Критерии оценки письменных (устных) работ
Классы с ТУО детьми в школе VIII вида являются экспериментальными, поэтому в этих классах имеет место безоценочная система. Оценка успехов учащихся носит поощрительный характер. Цель оценки - повысить мотивацию, поддерживать уверенность учащихся в собственных силах.
Акатова Ирина Анатольевна
Тарасова Ирина Викторовна