Адаптированная рабочая программа для обучающихся 11 класса школы VIII вида «Деловое и творческое письмо»

0
0
Материал опубликован 13 October 2022 в группе

Пояснительная записка



Адаптированная рабочая программа Деловому и творческому письму для обучающихся 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

2.Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766);

5.Постановление от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.36.48-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.01.2021г.)

6. Устав МКОУ «Школа-интернат»;

7.Адаптированная образовательная программа МКОУ «Школа-интернат»;

8.Учебный план МКОУ «Школа-интернат» на 2022/2023 учебный год;

9.Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год


Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Кроме этого, основной задачей, стоящей перед коррекционной школой VIII вида является подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни. На уроках русского языка эта задача решается, в том числе, через приобретение учащимися умений составлять деловые бумаги, свободно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, что является необходимостью существования в обществе.

Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний, как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико-орфографических тем.

Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность между курсом «Деловое и творческое письмо» в 10 классах и курсе русского языка в 5-9 классах.

Изучение курса «Деловое и творческое письмо» для учащихся 10 класса направлено на развитие коммуникативных навыков учащихся на основе совершенствования их речевой практики.

Таким образом, актуальность программы «Деловое и творческое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности и удовлетворению социальных потребностей личности.

В коррекционной школе VIII вида особенностью программы по русскому языку является её концентричность. Учитывая это и то, что с оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся на протяжении 5-9 классов, учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала должен использовать имеющийся у учащихся опыт как базу для расширения их знаний, для совершенствования и формирования умений и навыков.

Обучение деловому и творческому письму в 11 классе осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, изучение образцов деловых бумаг и упражнения в оформлении бланков, квитанций и т.п.; и, во-вторых, формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Данная программа является вариативной для 11 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо» [


Прохождение программного материала по деловому письму тесно связано с другими учебными предметами специальной (коррекционной) школы VIII вида.

СБО. Разделы «Сбережения», «Квартплата», «Трудоустройство» и др. Морально-этические нормы поведения. Навыки делового общения.

Литературное чтение. Биографии писателей. Отзыв о прочитанной книге.

История. Историческое время (век, части века). Основные исторические события.

В основу построения программы легли методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку (по А.К.Аксёновой):

Принцип коммуникативной направленности;

Принцип единства развития речи и мышления;

Принцип повышения языковой и речевой мотивации;

Принцип формирования чувства языка и опоры на него;

Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.

Работа по развитию деловой письменной речи учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на уроках делового письма знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, когда класс является ответственным за проведение общешкольного мероприятия, полученные знания по написанию объявления воспитатель с учащимися повторяет, организует их деятельность, следит за правильным оформлением объявления.

Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить знания и умения на практике и проверить их уровень. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и умений учащихся в оформлении деловых документов, успешному применению их в жизни.

По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения (при составлении текстов телеграмм, писем родственникам, друзьям).


Место предмета в Учебном плане

На изучение курса отводится 3 часа в неделю, в год-102ч.


Цели и задачи программы

Основная цель курса – совершенствование умений продуцировать связное письменное высказывание в виде текста делового документа.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Образовательные:

формирование умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;

формирование умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;

формирование умения подражать образцу;

формирование умения составлять документы самостоятельно.

Коррекционные:

развитие связной устной и письменной речи;

развитие произвольного внимания, самоконтроля;

развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.

Воспитательные:

воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности.


Формы занятий, используемые при обучении


Общеклассные формы: урок, собеседование.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа учащихся по  изучению нового материала,  отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

виды деловых бумаг (Заявление, объявление, автобиография и др.);

в каких случаях данная деловая бумага применяется;

обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа.

Учащиеся должны уметь:

составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера);

выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание);

находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);

пользоваться словарём.



Требования к уровню подготовки обучающихся

В ходе освоения программы учащиеся должны усвоить теоретические знания из разных областей лингвистики:

- культура речи (основные формы речи; виды речевой деятельности по цели высказывания; «вежливые слова»: обращение, вводные слова);

- лексика (значение слова; синонимы; антонимы);

- морфемика (состав слова, словообразование);

- орфография (правописание звонких - глухих согласных в корне и в конце слова; правописание приставок; правописание ударных и безударных гласных в корне);

 - морфология (части речи);

- стилистика (стили русского литературного языка; реквизиты делового письма);

- синтаксис (синтаксические нормы языка).

         Основным показателем усвоения полученных знаний является способность применять их на практике. Учащиеся должны овладеть следующими умениями:

пользоваться основными формами речи;

составлять предложения разные по цели высказывания;

использовать в речи вежливые слова;

использовать в речи синонимы, антонимы;

уметь образовывать новые слова;

уметь правильно писать слова со звонкими и глухими согласными в корне и в конце слова;

уметь правильно использовать в речи предлоги;

уметь правильно писать безударные гласные в корне слова;

- уметь правильно использовать различные части речи;

уметь правильно использовать стили речи родного языка;

уметь заполнять реквизиты делового письма;

правильно использовать грамматические нормы языка.




Содержание программы


Содержание программы «Деловое и творческое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).

Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.



Календарно – тематическое планирование

I четверть


Тема урока


Кол-во часов




Коррекция плана

Дата план

Дата факт

1

Введение. Язык и человек

1




2

Повторение. Простое предложение. Сложное предложение с союзами а, но, и, который, когда, что, чтобы, потому что

1




3

Предложения по цели высказывания. Обращение. Знаки препинания при обращении.

1




4

Правописание слов с ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.

1




5

Правописание слов с безударными гласными

1




6

Разделительный мягкий и твердый знаки.

1




7

Разбор слов по составу. Части слова

1




8

Творческий диктант по теме «Речь».

1




9

Работа над ошибками.

1




10

Диалог.

1




11

Телефонные диалоги. Диалоги при посещении различного рода учреждений

1




12

Составление и запись диалога.

1




13

Контрольный диктант по теме «Диалог».

1




14

Работа над ошибками.

1




15

Монолог.

1




16

Основная мысль в монологическом высказывании.

1




17

Составление и запись монолога.

1




18

Сложносокращенные слова (аббревиатура). Значение этих слов, цель сокращений и аббревиатур.

1




19

Правила правописания имен собственных

1




20

Особенности композиционной структуры текстов.

1




21

Разговорный, деловой стили речи.

1




22

Контрольный диктант за четверть

1




23

Работа над ошибками

1




24


1




25


1




26


1























Календарно – тематическое планирование

II четверть


Тема урока


Кол-во часов







Коррекция плана

Дата план

Дата факт

1

Орфографический словарь. Его назначение. Умение пользоваться орфографическим словарем.

1




2

Расписка.

1




3

Расписка.

1




4

Роль личных местоимений в речи.

1




5

Доверенность.

1




6

Доверенность.

1




7

Согласование имен прилагательных с именем существительным

1




8

Объяснительная записка.

1




9

Объяснительная записка.

1




10

Глагол. Роль глагола в речи.

1




11

Заявление.

1




12

Заявление.

1




13

Объявление.

1




14

Объявление.

1




15

Диалоги при найме на работу

1




16

Автобиография. Великие люди о себе.

1




17

Автобиография.

1




18

Автобиография.

1




19

Контрольный диктант за четверть.


1




20

Работа над ошибками.


1




21

Повторение пройденного.




1




22

Повторение пройденного.


1




23

Повторение пройденного.


1






































Календарно – тематическое планирование

III четверть


Тема урока


Кол-во часов




Коррекция плана

Дата план

Дата факт

1

Устные высказывания благодарности, фразы при прощании, приветствии и т. д.

1

10.01



2

Правописание глаголов на тся и ться.

1

11.01



3

Правописание частицы не с глаголами.

1

14.01



4

Резюме.

1

17.01



5

Анкета.

1

18.01



6

Числа в деловых бумагах.

1

21.01



7

Правописание предлогов и предложных сочетаний

1

24.01



8

Чтение различного вида деловых писем.

1

25.01



9

Контрольный диктант «Правописание числительных».

1

28.01



10

Работа над ошибками.

1

31.01



11

Составление в соответствии с заданной жизненной ситуацией письма-запроса

1

1.02



12

Имена существительные собственные и нарицательные. Почтовый адрес.

1

4.02



13

Имена существительные собственные и нарицательные. Почтовый адрес

1

7.02



14

Наречие как часть речи

1

8.02



15

Наречия, обозначающие время, место, способ действия.


1

11.02



16

Поздравительная открытка.


1

14.02



17

Эпистолярный жанр. Письма великих людей.

1

15.02



18

Эпистолярный жанр. Письма великих людей.

1

18.02



19

Эпистолярный жанр. Письма великих людей.

1

21.02



20

Контрольный диктант «Деловое письмо».

1

22.02



21

Работа над ошибками.

1

25.02



22

Виды писем.

1

28.02



23

Виды писем.

1

1.03



24

Виды писем.


1

4.03



25

Виды писем.

1

7.03


5.03

26

Самостоятельное написание заметки «Кем я хочу быть».

1

11.03



27

Самостоятельное написание заметки «Кем я хочу быть».

1

14.03



28

Контрольный диктант за III четверть

1

15.03



29

Работа над ошибками.

1

18.03









Календарно – тематическое планирование

IV четверть


Тема урока


Кол-во часов




Коррекция плана

Дата план

Дата факт

1

Коллективное составление письма.

1

28.03



2

Коллективное составление письма.

1

29.03



3

Письмо родным или друзьям

1

1.04



4

Письмо родным или друзьям

1

4.04



5

Контрольная работа. Письмо родным.

1

5.04



6

Работа над ошибками.

1

8.04



7

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы.

1

11.04



8

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы.

1

12.04



9

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы.

1

15.04



10

Коллективное составление заметки.

1

18.04



11

Коллективное составление заметки.

1

19.04



12

Самостоятельная работа по составлению заметки на тему «Моя мечта»

1

22.04



13

Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!»

1

25.04



14

Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!»

1

26.04



15

Р/р Изложение текста художественного повествования

1

29.04



16

Р/р Изложение текста художественного повествования

1

6.05



17

Работа над ошибками.

1

13.05



18

Отзыв о прочитанной книге.

1

16.05



19

Отзыв о прочитанной книге.

1

17.05



20

Контрольная работа за год.

1

20.05



21

Работа над ошибками.

1

23.05



22

«Поступаем на работу». Ролевая игра.

1

24.05



23

«Поступаем на работу». Ролевая игра.

1

27.05



24

«Поступаем на работу». Ролевая игра.

1

30.05



25

«Поступаем на работу». Ролевая игра.

1

31.05




































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.