Адаптированная рабочая программа для обучающихся 11 класса школы VIII вида «Деловое и творческое письмо»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа Деловому и творческому письму для обучающихся 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2.Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766);
5.Постановление от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.36.48-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.01.2021г.)
6. Устав МКОУ «Школа-интернат»;
7.Адаптированная образовательная программа МКОУ «Школа-интернат»;
8.Учебный план МКОУ «Школа-интернат» на 2022/2023 учебный год;
9.Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год
Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Кроме этого, основной задачей, стоящей перед коррекционной школой VIII вида является подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни. На уроках русского языка эта задача решается, в том числе, через приобретение учащимися умений составлять деловые бумаги, свободно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, что является необходимостью существования в обществе.
Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний, как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико-орфографических тем.
Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность между курсом «Деловое и творческое письмо» в 10 классах и курсе русского языка в 5-9 классах.
Изучение курса «Деловое и творческое письмо» для учащихся 10 класса направлено на развитие коммуникативных навыков учащихся на основе совершенствования их речевой практики.
Таким образом, актуальность программы «Деловое и творческое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности и удовлетворению социальных потребностей личности.
В коррекционной школе VIII вида особенностью программы по русскому языку является её концентричность. Учитывая это и то, что с оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся на протяжении 5-9 классов, учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала должен использовать имеющийся у учащихся опыт как базу для расширения их знаний, для совершенствования и формирования умений и навыков.
Обучение деловому и творческому письму в 11 классе осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, изучение образцов деловых бумаг и упражнения в оформлении бланков, квитанций и т.п.; и, во-вторых, формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Данная программа является вариативной для 11 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо» [
Прохождение программного материала по деловому письму тесно связано с другими учебными предметами специальной (коррекционной) школы VIII вида.
СБО. Разделы «Сбережения», «Квартплата», «Трудоустройство» и др. Морально-этические нормы поведения. Навыки делового общения.
Литературное чтение. Биографии писателей. Отзыв о прочитанной книге.
История. Историческое время (век, части века). Основные исторические события.
В основу построения программы легли методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку (по А.К.Аксёновой):
Принцип коммуникативной направленности;
Принцип единства развития речи и мышления;
Принцип повышения языковой и речевой мотивации;
Принцип формирования чувства языка и опоры на него;
Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.
Работа по развитию деловой письменной речи учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на уроках делового письма знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, когда класс является ответственным за проведение общешкольного мероприятия, полученные знания по написанию объявления воспитатель с учащимися повторяет, организует их деятельность, следит за правильным оформлением объявления.
Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить знания и умения на практике и проверить их уровень. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и умений учащихся в оформлении деловых документов, успешному применению их в жизни.
По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения (при составлении текстов телеграмм, писем родственникам, друзьям).
Место предмета в Учебном плане
На изучение курса отводится 3 часа в неделю, в год-102ч.
Цели и задачи программы
Основная цель курса – совершенствование умений продуцировать связное письменное высказывание в виде текста делового документа.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Образовательные:
формирование умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
формирование умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
формирование умения подражать образцу;
формирование умения составлять документы самостоятельно.
Коррекционные:
развитие связной устной и письменной речи;
развитие произвольного внимания, самоконтроля;
развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.
Воспитательные:
воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности.
Формы занятий, используемые при обучении
Общеклассные формы: урок, собеседование.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
виды деловых бумаг (Заявление, объявление, автобиография и др.);
в каких случаях данная деловая бумага применяется;
обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа.
Учащиеся должны уметь:
составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера);
выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание);
находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);
пользоваться словарём.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе освоения программы учащиеся должны усвоить теоретические знания из разных областей лингвистики:
- культура речи (основные формы речи; виды речевой деятельности по цели высказывания; «вежливые слова»: обращение, вводные слова);
- лексика (значение слова; синонимы; антонимы);
- морфемика (состав слова, словообразование);
- орфография (правописание звонких - глухих согласных в корне и в конце слова; правописание приставок; правописание ударных и безударных гласных в корне);
- морфология (части речи);
- стилистика (стили русского литературного языка; реквизиты делового письма);
- синтаксис (синтаксические нормы языка).
Основным показателем усвоения полученных знаний является способность применять их на практике. Учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- пользоваться основными формами речи;
- составлять предложения разные по цели высказывания;
- использовать в речи вежливые слова;
- использовать в речи синонимы, антонимы;
- уметь образовывать новые слова;
- уметь правильно писать слова со звонкими и глухими согласными в корне и в конце слова;
- уметь правильно использовать в речи предлоги;
- уметь правильно писать безударные гласные в корне слова;
- уметь правильно использовать различные части речи;
- уметь правильно использовать стили речи родного языка;
- уметь заполнять реквизиты делового письма;
- правильно использовать грамматические нормы языка.
Содержание программы
Содержание программы «Деловое и творческое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).
Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.
Календарно – тематическое планирование
I четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | | | Коррекция плана |
Дата план | Дата факт | ||||
1 | Введение. Язык и человек | 1 | | | |
2 | Повторение. Простое предложение. Сложное предложение с союзами а, но, и, который, когда, что, чтобы, потому что | 1 | | | |
3 | Предложения по цели высказывания. Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | | | |
4 | Правописание слов с ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. | 1 | | | |
5 | Правописание слов с безударными гласными | 1 | | | |
6 | Разделительный мягкий и твердый знаки. | 1 | | | |
7 | Разбор слов по составу. Части слова | 1 | | | |
8 | Творческий диктант по теме «Речь». | 1 | | | |
9 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
10 | Диалог. | 1 | | | |
11 | Телефонные диалоги. Диалоги при посещении различного рода учреждений | 1 | | | |
12 | Составление и запись диалога. | 1 | | | |
13 | Контрольный диктант по теме «Диалог». | 1 | | | |
14 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
15 | Монолог. | 1 | | | |
16 | Основная мысль в монологическом высказывании. | 1 | | | |
17 | Составление и запись монолога. | 1 | | | |
18 | Сложносокращенные слова (аббревиатура). Значение этих слов, цель сокращений и аббревиатур. | 1 | | | |
19 | Правила правописания имен собственных | 1 | | | |
20 | Особенности композиционной структуры текстов. | 1 | | | |
21 | Разговорный, деловой стили речи. | 1 | | | |
22 | Контрольный диктант за четверть | 1 | | | |
23 | Работа над ошибками | 1 | | | |
24 | | 1 | | | |
25 | | 1 | | | |
26 | | 1 | | | |
Календарно – тематическое планирование
II четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | | | Коррекция плана |
Дата план | Дата факт | ||||
1 | Орфографический словарь. Его назначение. Умение пользоваться орфографическим словарем. | 1 | | | |
2 | Расписка. | 1 | | | |
3 | Расписка. | 1 | | | |
4 | Роль личных местоимений в речи. | 1 | | | |
5 | Доверенность. | 1 | | | |
6 | Доверенность. | 1 | | | |
7 | Согласование имен прилагательных с именем существительным | 1 | | | |
8 | Объяснительная записка. | 1 | | | |
9 | Объяснительная записка. | 1 | | | |
10 | Глагол. Роль глагола в речи. | 1 | | | |
11 | Заявление. | 1 | | | |
12 | Заявление. | 1 | | | |
13 | Объявление. | 1 | | | |
14 | Объявление. | 1 | | | |
15 | Диалоги при найме на работу | 1 | | | |
16 | Автобиография. Великие люди о себе. | 1 | | | |
17 | Автобиография. | 1 | | | |
18 | Автобиография. | 1 | | | |
19 | Контрольный диктант за четверть. | 1 | | | |
20 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
21 | Повторение пройденного. | 1 | | | |
22 | Повторение пройденного. | 1 | | | |
23 | Повторение пройденного. | 1 | | | |
Календарно – тематическое планирование
III четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | | | Коррекция плана |
Дата план | Дата факт | ||||
1 | Устные высказывания благодарности, фразы при прощании, приветствии и т. д. | 1 | 10.01 | | |
2 | Правописание глаголов на тся и ться. | 1 | 11.01 | | |
3 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 14.01 | | |
4 | Резюме. | 1 | 17.01 | | |
5 | Анкета. | 1 | 18.01 | | |
6 | Числа в деловых бумагах. | 1 | 21.01 | | |
7 | Правописание предлогов и предложных сочетаний | 1 | 24.01 | | |
8 | Чтение различного вида деловых писем. | 1 | 25.01 | | |
9 | Контрольный диктант «Правописание числительных». | 1 | 28.01 | | |
10 | Работа над ошибками. | 1 | 31.01 | | |
11 | Составление в соответствии с заданной жизненной ситуацией письма-запроса | 1 | 1.02 | | |
12 | Имена существительные собственные и нарицательные. Почтовый адрес. | 1 | 4.02 | | |
13 | Имена существительные собственные и нарицательные. Почтовый адрес | 1 | 7.02 | | |
14 | Наречие как часть речи | 1 | 8.02 | | |
15 | Наречия, обозначающие время, место, способ действия. | 1 | 11.02 | | |
16 | Поздравительная открытка. | 1 | 14.02 | | |
17 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | 15.02 | | |
18 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | 18.02 | | |
19 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | 21.02 | | |
20 | Контрольный диктант «Деловое письмо». | 1 | 22.02 | | |
21 | Работа над ошибками. | 1 | 25.02 | | |
22 | Виды писем. | 1 | 28.02 | | |
23 | Виды писем. | 1 | 1.03 | | |
24 | Виды писем. | 1 | 4.03 | | |
25 | Виды писем. | 1 | 7.03 | | 5.03 |
26 | Самостоятельное написание заметки «Кем я хочу быть». | 1 | 11.03 | | |
27 | Самостоятельное написание заметки «Кем я хочу быть». | 1 | 14.03 | | |
28 | Контрольный диктант за III четверть | 1 | 15.03 | | |
29 | Работа над ошибками. | 1 | 18.03 | | |
Календарно – тематическое планирование
IV четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | | | Коррекция плана |
Дата план | Дата факт | ||||
1 | Коллективное составление письма. | 1 | 28.03 | | |
2 | Коллективное составление письма. | 1 | 29.03 | | |
3 | Письмо родным или друзьям | 1 | 1.04 | | |
4 | Письмо родным или друзьям | 1 | 4.04 | | |
5 | Контрольная работа. Письмо родным. | 1 | 5.04 | | |
6 | Работа над ошибками. | 1 | 8.04 | | |
7 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы. | 1 | 11.04 | | |
8 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы. | 1 | 12.04 | | |
9 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы. | 1 | 15.04 | | |
10 | Коллективное составление заметки. | 1 | 18.04 | | |
11 | Коллективное составление заметки. | 1 | 19.04 | | |
12 | Самостоятельная работа по составлению заметки на тему «Моя мечта» | 1 | 22.04 | | |
13 | Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» | 1 | 25.04 | | |
14 | Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» | 1 | 26.04 | | |
15 | Р/р Изложение текста художественного повествования | 1 | 29.04 | | |
16 | Р/р Изложение текста художественного повествования | 1 | 6.05 | | |
17 | Работа над ошибками. | 1 | 13.05 | | |
18 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | 16.05 | | |
19 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | 17.05 | | |
20 | Контрольная работа за год. | 1 | 20.05 | | |
21 | Работа над ошибками. | 1 | 23.05 | | |
22 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | 24.05 | | |
23 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | 27.05 | | |
24 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | 30.05 | | |
25 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | 31.05 | | |