Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса (в соответствии со специальной программой VIII вида)
Отдел образования администрации Невельского городского округа
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО
на методическом объединении Директором МБОУ
учителей русского языка и литературы «СОШ с.Горнозаводска»
Протокол № 1 от 28.08.2014 г. ________________Ким Кен Сен
Приказ № 305а от 29.08.2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи VIII вида
________________________________________________
(наименование учебного предмета/курса)
Основное общее образование
___________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
1 год
___________________________________________________________
(срок реализации программы)
С о с т а в л е н а н а о с н о в е п р и м е р н о й п р о г р а м м ы
Специальных (коррекционных) ОУ VIII вида
По письму и развитию речи VIII вида В.В.Воронкова
_________________________________________________ ____________________________
(наименование программы) (автор программы)
Седых О.В.
___________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Горнозаводск
2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения.
В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
- повысить уровень общего развития учащихся.
- научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Срок реализации программы: 2014 -2015 г.
Основные разделы курса русского (родного) языка.
Грамматика и правописание.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается
устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические
и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный
курс грамматики направлен на коррекцию высших психологических функций
учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого
развития.
Звуки и буквы. В 5 - 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизация словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные
навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонетического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Учащиеся 5-9 классов должны овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма.
Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Процесс обучения русскому языку должен проходить по коррекционно-развивающим принципам. Это динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция психических функций, а также мотивации к учению.
При планировании урока надо включать различные методы и приёмы. Задания должны быть по степени нарастающей трудности, предлагающей самостоятельную обработку информации, специальные упражнения коррекции высших психических функций.
Обучение русскому языку должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
МЕТОДЫ УРОКА
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются
разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
Вводный |
Уровень знаний школьников, общая эрудиция. |
Беседа, наблюдение, диктант. |
Текущий |
Освоение учебного материала по теме, разделу программы. |
Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки, списывание, тест. Различные виды обучающих диктантов, изложений. Творческие работы (сочинение). |
Коррекция |
Ликвидация пробелов. |
Тест, наблюдение, консультация. |
Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач. |
Диктант за курс учебного года. |
Коррекционные технологии, используемые в 5- 9 классах:
- Задания по степени нарастающей трудности.
- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.
- Включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор.
- Перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
- Включение в урок специальных коррекционных упражнений для коррекции высших психических функций.
- Задания с опорой на несколько анализаторов.
- Правильный и исчерпывающий инструктаж.
- Включение в урок материалов сегодняшней жизни.
- Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки.
- Проблемные задания, познавательные вопросы.
Программный материал рассчитан:
5 класс -170 часов (5 часов в неделю);
6 класс - 136 часов (4 часа в неделю);
7 класс - 136 часов (4 часа в неделю);
8 класс -136 часов (4 часа в неделю);
9 класс -136 часов (4 часа в неделю).
Обоснование выбора учебно–методического комплекта
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2010г.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении письму в специальных (коррекционных) школах VIII вида; в школе имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннеее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
Учебно-тематическое планирование 8 класс
( 136 ч )
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
Рабочая программа |
||
|
Предложение. Повторение изученного в 5-7 классах. |
8 |
|
Состав слова |
15 |
Части речи ( 1ч + 79ч ) |
||
|
Имя существительное |
13 |
|
Имя прилагательное |
15 |
|
Местоимение |
12 |
|
Глагол |
39 |
|
Предложение |
22 |
|
Повторение изученного за год |
11 |
Итого: |
136 |
Количество часов в году в 8 классе – 136
Количество часов в неделю – 4
Количество плановых контрольных уроков – 10
Уроков по развитию речи – 9
Содержание основного программного материала 8 класс
Повторение темы «Предложение» (8 часов)
Повторение изученного по теме «Предложение» в 5-7 классах. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.
Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).
Состав слова (15 часов)
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.
Части речи (1 час)
Повторение изученного об основных частях речи в 5-7 классах – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей речи.
Имя существительное (13 часов)
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять склонения, род, число, падежи имен существительных.
Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.
Имя прилагательное (15 часов)
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на – ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать автобиографию; наисание изложения по коллективно составленному плану с творческим заданием (оценкой описываемых событий).
Местоимение (12 часов)
Знать личные местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол (39 часов)
Значение глагола в речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с –ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.
Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание) по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения текста по данным вопросам, написание изложения по коллективно составленному плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать заявление и заполнить анкету.
Предложение (22 часа)
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).
Повторение пройденного за год (11 часов)
Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.
Развитие речи: обучение написанию сочинения-рассуждения (на школьный конкурс на определенную тему).
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 8 класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечания |
||
план |
факт |
||||
Повторение (8 часов) |
|||||
1 |
Предложение. Понятие о предложении. |
2.09 |
|||
2 |
Предложение простое и сложное. |
4.09 |
|||
3 |
Сложное предложение с союзами и, а, но и без них. |
5.09 |
|||
4 |
Однородные члены предложения. |
6.09 |
|||
5 |
Однородные члены предложения. |
8.09 |
|||
6 |
Диктант по теме «Предложение». |
9.09 |
|||
7 |
Диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками. |
11.09 |
|||
8 |
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Объяснительная записка. |
12.09 |
|||
Состав слова (15 часов) |
|||||
9 |
Состав слова. Однокоренные слова. |
15.09 |
|||
10 |
Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. |
16.09 |
|||
11 |
Правописание ударных и безударных гласных. |
18.09 |
|||
12 |
Правописание звонких и глухих согласных. |
19.09 |
|||
13 |
Правописание непроизносимых согласных. |
22.09 |
|||
14 |
Гласные и согласные в приставках. |
23.09 |
|||
15 |
Приставка и предлог. |
25.09 |
|||
16 |
Приставка и предлог. |
26.09 |
|||
17 |
Сложные слова. Образование сложных слов. |
29.09 |
|||
18 |
Образование и правописание сложных слов с соединительной гласной. |
30.09 |
|||
19 |
Сложные слова с соединительными гласными О и Е. |
2.10 |
|||
20 |
Упражнения на закрепление по теме: "Состав слова". |
3.10 |
|||
21 |
Развитие речи. Автобиография. |
6.10 |
|||
22 |
Сочинение по картине И. Шевандроновой "В сельской библиотеке". Подготовка. |
7.10 |
|||
23 |
Сочинение по картине И. Шевандроновой "В сельской библиотеке". Работа над ошибками. |
9.10 |
|||
Части речи (80 часов) |
|||||
24 |
Понятие о частях речи. Их разнообразие. |
10.10 |
|||
Имя существительное (13ч) |
|||||
25 |
Имя существительное как часть речи. |
13.10 |
|||
26 |
Имя существительное собственное и нарицательное. |
14.10 |
|||
27 |
Существительные единственного числа с шипящей на конце. |
16.10 |
|||
28 |
Склонение имен существительных в единственном числе. |
17.10 |
|||
29 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. |
20.10 |
|||
30 |
Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. |
21.10 |
|||
31 |
Правописание существительных с шипящей на конце. |
23.10 |
|||
32 |
Правописание существительных с шипящей на конце. |
24.10 |
|||
33 |
Несклоняемые имена существительные. |
27.10 |
|||
34 |
Несклоняемые имена существительные. |
28.10 |
|||
35 |
Упражнения на закрепление по теме: «Имя существительное». |
30.10 |
|||
36 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
31.10 |
|||
37 |
Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. |
10.11 |
|||
Имя прилагательное (15ч) |
|||||
38 |
Имя прилагательное как часть речи. |
11.11 |
|||
39 |
Согласование прилагательных с существительными. |
13.11 |
|||
40 |
Родовые окончания прилагательных. |
14.11 |
|||
41 |
Правописание безударных окончаний прилагательных ж.р. в единственном и множественном числе. |
17.11 |
|||
42 |
Правописание безударных окончаний прилагательных м.р. в единственном и множественном числе. |
18.11 |
|||
43 |
Правописание безударных окончаний прилагательных ср. р. в единственном и множественном числе. |
20.11 |
|||
44 |
Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ьи. |
21.11 |
|||
45 |
Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода на –ий, -ья, -ье. |
24.11 |
|||
46 |
Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода на –ий, -ья, -ье. |
25.11 |
|||
47 |
Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи. |
27.11 |
|||
48 |
Развитие речи. Восстановленный диктант. «Кабанья баня». |
28.11 |
|||
49 |
Упражнения на закрепление по теме: «Склонение прилагательных в единственном и множественном числе». |
1.12 |
|||
50 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». |
2.12 |
|||
51 |
Диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи». |
4.12 |
|||
52 |
Диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи». Работа над ошибками. |
5.12 |
|||
Местоимение (12ч) |
|||||
53 |
Личные местоимения как часть речи. |
8.12 |
|||
54 |
Лицо и число местоимений. |
9.12 |
|||
55 |
Местоимения 3 лица единственного числа. |
11.12 |
|||
56 |
Склонение местоимений 1 лица. |
12.12 |
|||
57 |
Склонение местоимений 2 лица. |
15.12 |
|||
58 |
Склонение местоимений 3 лица. |
16.12 |
|||
59 |
Правописание местоимений с предлогами. |
18.12 |
|||
60 |
Особенность в правописании личных местоимений 3 лица с предлогами. |
19.12 |
|||
61 |
Упражнения на закрепление по теме: «Личные местоимения». |
22.12 |
|||
62 |
Контрольный диктант по теме «Личные местоимения». |
23.12 |
|||
63 |
Контрольный диктант по теме «Личные местоимения». Работа над ошибками. |
23.12 |
|||
64 |
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Заявление. |
26.12 |
|||
Глагол (39ч) |
|||||
65 |
Глагол как часть речи. Понятие. Значение в речи. |
12.01 |
|||
66 |
Глагол как часть речи. Понятие. Значение в речи. |
13.01 |
|||
67 |
Неопределенная форма глагола. |
15.01 |
|||
68 |
Правописание шипящих на конце слова. |
16.01 |
|||
69 |
Изменение глаголов по временам. |
19.01 |
|||
70 |
Изменение глаголов по временам. |
20.01 |
|||
71 |
Прошедшее время глагола. Род и число. |
22.01 |
|||
72 |
Прошедшее время глагола. Род и число. |
23.01 |
|||
73 |
Не с глаголами. |
26.01 |
|||
74 |
Не с глаголами. |
27.01 |
|||
75 |
Изменение глаголов по лицам и числам. |
29.01 |
|||
76 |
Правописание глаголов 2 лица ед. числа. |
30.01 |
|||
77 |
Правописание глаголов 2 лица ед. числа. |
2.02 |
|||
78 |
Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться. |
3.02 |
|||
79 |
Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться. |
5.02 |
|||
80 |
Развитие речи. Изложение «Рыба-прилипала». |
6.02 |
|||
81 |
Развитие речи. Изложение «Рыба-прилипала». Работа над ошибками. |
9.02 |
|||
82 |
Упражнения на закрепление по теме: «Правописание глаголов 2 и 3 лица». |
10.02 |
|||
83 |
Диктант по теме «Изменение глаголов по лицам и числам». |
12.02 |
|||
84 |
Диктант по теме «Изменение глаголов по лицам и числам». Работа над ошибками. |
13.02 |
|||
85 |
Спряжение глаголов. Понятие. |
16.02 |
|||
86 |
Личные окончания глаголов I и II спряжения. |
24.02 |
|||
87 |
Личные окончания глаголов I и II спряжения. |
26.02 |
|||
88 |
Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов. |
27.02 |
|||
89 |
Определение спряжения глагола по окончанию. |
2.03 |
|||
90 |
Развитие речи. Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке». (устная работа) |
3.03 |
|||
91 |
Развитие речи. Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке». (письменная работа) |
5.03 |
|||
92 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения. |
6.03 |
|||
93 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения. |
10.03 |
|||
94 |
Распознавание спряжений глагола по неопределенной форме. |
12.03 |
|||
95 |
Распознавание спряжений глагола по неопределенной форме. |
13.03 |
|||
96 |
Упражнения на закрепление по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения». |
16.03 |
|||
97 |
Упражнения на закрепление по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения». |
17.03 |
|||
98 |
Упражнения на закрепление по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения». |
19.03 |
|||
99 |
Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. |
20.03 |
|||
100 |
Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. |
23.03 |
|||
101 |
Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола». |
24.03 |
|||
102 |
Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола». Работа над ошибками. |
26.03 |
|||
103 |
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Анкета. |
2.04 |
|||
Предложение (22 часа) |
|||||
104 |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. |
3.04 |
|||
105 |
Простое предложение нераспространенное и распространенное. |
6.04 |
|||
106 |
Простое предложение нераспространенное и распространенное. |
7.04 |
|||
107 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
9.04 |
|||
108 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
10.04 |
|||
109 |
Однородные члены предложения с союзами и без них. |
13.04 |
|||
110 |
Однородные члены предложения нераспространенные и распространенные. |
14.04 |
|||
111 |
Диктант по теме «Предложение с однородными членами». |
16.04 |
|||
112 |
Диктант по теме «Предложение с однородными членами». Работа над ошибками. |
17.04 |
|||
113 |
Обращение. Понятие. Знаки препинания при обращении. |
20.04 |
|||
114 |
Обращение. Знаки препинания при обращении. |
21.04 |
|||
115 |
Виды предложений по интонации. Знаки препинания. |
23.04 |
|||
116 |
Виды предложений по интонации. Знаки препинания. |
24.04 |
|||
117 |
Сложное предложение. Понятие. |
27.04 |
|||
118 |
Сложное предложение с союзами и, а, но. |
28.04 |
|||
119 |
Различие сложного предложения с союзом И и однородных членов предложения, связанных союзом И. |
30.04 |
|||
120 |
Сложное предложение с союзными словами. Знаки препинания. |
4.05 |
|||
121 |
Сложное предложение с союзными словами. Знаки препинания. |
5.05 |
|||
122 |
Развитие речи. Восстановление текста по картине В. Маковского "Свидание". |
7.05 |
|||
123 |
Упражнения на закрепление по теме: «Предложение». |
8.05 |
|||
124 |
Упражнения на закрепление по теме: «Предложение». Повторительно-обобщающий урок. |
11.05 |
|||
125 |
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Объявление. |
12.05 |
|||
Повторение (11 часов) |
|||||
126 |
Правописание гласных и согласных в приставках. |
14.05 |
|||
127 |
Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова. |
15.05 |
|||
Правописание безударных окончаний разных частей речи. |
18.05 |
||||
129 |
Глагол. Спряжение глаголов . |
19.05 |
|||
130 |
Местоимение. |
21.05 |
|||
131 |
Предложение. Виды предложений. |
22.05 |
|||
132 |
Простые и сложные предложения. |
25.05 |
|||
133 |
Итоговый контрольный диктант. |
26.05 |
|||
134 |
Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками. |
27.05 |
|||
135 |
Практические упражнения на закрепление изученного. |
28.05 |
|||
136 |
Урок занимательной грамматики. |
29.05 |
Перечень контрольных работ по письму и развитию речи в 8 классе:
1. Диктант по теме «Предложение».
2. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
3. Диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи».
4. Контрольный диктант по теме «Личные местоимения».
5. Диктант по теме «Изменение глаголов по лицам и числам».
6. Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола».
7. Диктант по теме «Предложение с однородными членами».
8. Итоговый контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка VIII класса
В конце учебного курса по русскому языку 8 класса
Учащиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
-части речи;
-наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Связно высказываться устно и письменно.
Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.
Оформлять деловые бумаги.
Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VШ вида
Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.
Применение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся 1-1Х(Х) классов по русскому языку должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить, за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведении я текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся > определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а течение недели - не более двух.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в первом классе не проводятся. Начиная со II полугодия, с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы.
Наряду с вновь изучаемым материалом в итоговые работы включаются и по ранее изученным разделам программы. В специальной (коррекционной) школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Ученикам с низким уровнем интеллектуального предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания , контрольного диктаща, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ - списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ V классе - 45-50 слов, VI - VII - 65-70 слов, VIII - X - 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, & у детей с тяжелыми нарушениями речи - искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах - 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; дорускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки - за грамотность и изложение содержания.
Используемый учебно-методический комплект
-
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». - М.: «Просвещение», 2009 г.
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2006. – 223 стр.
Дополнительная литература
1. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». - Москва.: «Просвещение», 2007 г.
2. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М.: «Просвещение», 2008г.
3. Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе (5 – 8 классы)».- М.: «Просвещение»,2006г.
4. Н.М. Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5 – 9 классах вспомогательной школы». - М.: «Просвещение», 2003г.
5. Е.Я. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида, 5 – 7 классы».- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009г.
6. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград.: «Учитель», 2007г.
7. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.
8. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
9. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.
10. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
Электронные ресурсы:
http://zavuch.info/forums.html
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Приложение
Словарь
8 класс
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор (46 слов).
Примеры текстов контрольных работ (диктантов)
8-й класс
По теме «Имя существительное»
Золотая осень.
Золотая осень царствует в роще у реки. На березе еще на прошлой неделе висели сочные зеленые листья. Сегодня она стоит вся в золотой одежде. У осинки на земле вырос нарядный ковер. Клен стоит в пурпурной окраске. Его листья далеко выделяются красными пятнами среди золотых деревьев. В природе в это время все изменяется. Только дуб пока стоит в летней зеленой шубе. Как красиво! О такой красоте будешь вспоминать всю зиму. (69 слов)
По теме «Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе»
Осень.
В луже появился первый ледок. Это осень повесила на лете замок. Осталось только повернуть ключ. Спешит осень. Надо птиц отправить в дальний путь. Нужно зажечь в листьях рябины костра, чтобы освещали птицам дорогу. День и ночь пылает пламя рябиновых пожарищ.
Идут дни. Летит ветер. Он срывает с березок и кленов яркие лисья.
Кончился листопад. На смену ему пришел листодёр. Прошелся он по роще, побуянил в парке. Сделал свое дело – и замолк. (71 слово)
По теме «Имя прилагательное»
Снег.
Великолепен был вид зимней природы. Мороз взял влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.
Стояли короткие зимние дни. Но вот мороз стал сдавать. Померкла ясность синего неба. Пухлая белая туча закрыла горизонт. Медленно, большими клочьями начал падать снег. Небо сыпало снежный пух. Воздух наполнился движением. Наступали зимние длинные сумерки. (60 слов)