Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ «Английский язык» (7 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с ОВЗ
по учебному курсу
«Английский язык» (7 класс)
/адаптированная на основе примерной программы «Английский
язык»; УМК под ред. М.З. Биболетовой/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.
Данная программа разработана с учётом федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Рабочая программа индивидуального обучения разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой «Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English” для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Титул, 2014).
Рабочая программа индивидуального обучения рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
• обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
• формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
• приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
• подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Задачи обучения:
Совершенствовать орфографические навыки:
• продолжать формировать интеллектуальные и речевые способности;
• расширять потенциальный словарный запас учащихся и развивать механизм языковой догадки за счет знания правил словообразования;
• продолжать совершенствовать умение выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты при аудировании;
• воспитывать у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, воспитывать потребность и готовность включиться в диалог культур.
Готовность к обучению иностранным языкам у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальными и невербальными сферами, слабостью развития познавательных процессов.
Речь на родном языке ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, при изучении иностранного языка у детей происходит замедленное усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи затруднено восприятием грамматических категорий и их применение на практике, характерное возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, во вне ситуативном усвоении форм диалогической речи.
Основная цель изучения английского языка - развивающая.
Для развития памяти, речи, восприятия, мышления и кругозора специфика обучения иностранному языку в школе-интернате VI вида предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор (наглядности), необходимых для усвоения лексики, грамматики, синтаксических структур, а также при аудировании.
При работе с такими детьми необходимо опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип-динамичность восприятия.
Реализация на уроке этого принципа:
Задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному). Важно чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ребенка.
Включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов: слуховой анализатор, зрительный анализатор, кинестетический анализатор – это развитие мелкой моторики
Использование раздаточного материала (касса букв, касса цифр, мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы и цифры для индивидуальной или парной работы у доски, лото и т.д.)
Изготовление приглашений, поздравлений с краткими надписями на иностранном языке.
2. Принцип продуктивной обработки информации.
Реализация этого принципа на уроке:
- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и
языковую догадку.
- При работе с текстом: что уже поняли? Какие слова новые? Затем идет работа с новыми словами.
- Дозированная поэтапная помощь:
На каждом этапе работы разным детям нужна разная помощь:
- Перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание (учимся работать по аналогии, по образцу: рассказал про друга, расскажи о папе).
3. Развитие и коррекция высших психических функций
Реализация на уроке: Включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.
Принцип мотивации к учению.
Включение в урок материалов сегодняшней жизни.
Задания — с условиями, приближенными к действительности.
Использование межпредметной связи (уроки труда, географии, русского
языка, литературы)
Рекомендации для проведения уроков английского языка:
1. Создание благоприятного психологического климата на уроке
2. Предупреждение утомляемости
3. Частая повторяемость материала
4. Обязательное использование наглядности (опорные таблицы и схемы-
перед глазами)
5. Обучение через игру
6. Введение материала небольшими порциями
7. Четкие задания с условиями приближенными к действительности
8. Возможность пользоваться подсказкой
9. Задания по степени нарастающей сложности
10. При работе со словами или с текстом разбор каждого слова,
вызывающего трудность
11. Свой вариант ответа на вопрос образец для повтора, модель для
составления собственного предложения
12. Использование раздаточного материала
13. Задания на языковую догадку
14. Дозированная поэтапная помощь
15. Перенос показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание
16. Включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения
17. Систематическое использование упражнений для развития познавательных умений и навыков коррекционного обучения:
-слушание и выполнение распоряжений преподавателя
-повторение фразы или предложения
-устная подстановка
-устная подстановка наряду с какими-либо изменениями
-преобразование без подстановки
-преобразование предложений с подстановкой одного или нескольких элементов
-постепенное расширение предложения
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, фронтальная
Форма промежуточного и итогового контроля: лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, устный опрос.
ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа (из расчёта 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5 классе.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
Новизна данной программы определяется тем, что в рабочую программу включены этапы формирования учебных универсальных действий в соответствии с ФГОС. Ключевую роль в их формировании играет содержание учебного предмета и способы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В 7 классе с детьми с ОВЗ подробно изучаются следующие темы:
1. Мир конкурсов подростков.
2. Чтение числительных и дат.
3. Знаменитые люди.
4.Как мы можем общаться друг с другом. (телефон, компьютер, Интернет)
5.На каких языках вы можете говорить.
6.Пассивный залог.
7.Кругосветное путешествие.
8.Проблемы подростков.
9. Школьное образование, школьная жизнь, типы школ. Школьные друзья.
10.Спорт — это здорово. Здоровый образ жизни. Олимпийские игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
Личностные результаты:
• формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
В результате изучения иностранного языка в неполной средней (основной) школе учащиеся должны:
знать / понимать:
– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
– особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;
– признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
– основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в стране изучаемого языка;
– роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры англоговорящих стран (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и англоговорящих стран;
уметь:
в области говорения:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
– делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
– использовать перефраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
– понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
– понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ);
уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
– использовать переспрос, просьбу повторить;
в области чтения:
– ориентироваться в тексте на английском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
– читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
– читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
– читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письма:
– заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс
1. Международное соревнование подростков. (18 часов)
1.Мои летние каникулы. 2. Описание людей 3. Описание самого себя 4. Что бы ты хотел изменить в себе. 5. Будущее время. 6. Планы на будущее 7. Числа и даты. 8. Учимся заполнять анкету. 9. Интересные факты о городах. 10. Известные люди 11. Герундий. 12. Суеверия. 13. Страшные истории 14. Средства связи 15. Разговор по телефону. 16.Разговор по телефону. 17. Компьютер в нашей жизни 18. Проверочная работа.
2. Приветствуем победителей международного соревнования. (12 часов)
1. Учимся знакомиться 2. Страны и континенты. 3. Языки и национальности. 4. Английский язык в мире. 5. Англоговорящие страны. 6. Мотивация изучения английского языка 7. Изучение русского языка. 8. Учимся описывать картину. 9. Пассивный залог. 10. Пассивный залог 11. Виды транспорта 12. Проверочная работа.
3. Проблемы подростков. (22 часа)
1. Проблемы подростков 2. По дороге в школу 3. Школа в нашей жизни. 4. Модальные глаголы 5. Школьные годы. 6. Идеальная школа. 7. Школа моей мечты. 8. Притяжательные местоимения. 9. Школьная жизнь в англоговорящих странах. 10. Школьная форма 11. Пассивный залог. 12. Пассивный залог 13. Жизнь подростков. 14. Виды наказания 15. Правила поведения. 16 Условные придаточные предложения. 17. Настоящий друг. 18. День друзей. 19. Сложное дополнение. 20. Сложное дополнение. 21. Проблемы подростков. 22. Проверочная работа.
4. Спорт – это здорово. (16 часов)
1.Спорт. 2. Виды спорта. 3. Мой любимый вид спорта. 3. Здоровый образ жизни. 4. Здоровый образ жизни. 5. Занятия спортом. 6. Витамины в жизни людей. 7. Здоровье. 8. В аптеке. 9. Визит к врачу. 10. Рассказы о спорте. 11. Олимпийские игры. 12. Олимпийские чемпионы. 13. Степени сравнения наречий. 14. Наречия. 15. Степени сравнения наречий. 16. Проверочная работа.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Программа. Английский с удовольствием» для 2-11классов общеобразовательных учреждений Биболетова М.З. Трубанева Н.Н. Обнинск: Титул, 2010. 56 с.
2. Учебник. Английский язык с удовольствием для 7 класса общеобразовательных учреждений Биболетова М.З., Добрынина Н.В. Трубанева.Н.Н. Обнинск:Титул, 2012.
3. Рабочая тетрадь. Английский язык с удовольствием для 7 класса общеобразовательных учреждений Биболетова М.З., Добрынина Н.В. Трубанева.Н.Н. Обнинск:Титул, 2012.
4. Учебные и справочные пособия: англо-русские, русско-английские словари