АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 ч. в год)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по технологии для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.), на основе примерной программы по технологии (Примерные программы по учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010г.), авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы: Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Адаптированная рабочая программа по технологии для 7 класса разработана для обучения детей с задержкой психического развития.
Компонент используемого УМК:Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Технология. 7 класс под редакцией Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2017
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа разработана и предназначена для работы в неделимых классах, с учётом интересов, как мальчиков, так и девочек.
Исходя из условий образовательного учреждения: материально – технических возможностей школы, отсутствия возможностей выполнять практические работы, разделы: Кулинария, Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации, Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации целесообразно преподавать по теоретическим основам, практические задания перенести в домашние условия с дальнейшим отчетом о проделанной работе в классе.
В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.
Основные цели изучения технологии в 7 классе:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания должны быть решены следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства.
Место предмета в учебном плане
Учебным планом на изучение предмета «Технология » в 7 классе отводится 2 часа в неделю или 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование способности придавать экологической направленности любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения школьники овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого раздела, получат возможность
ознакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемо для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы :
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках:
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получению продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-лично
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов
по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры груда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
планирование процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; .
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательнотрудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере :
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решении различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
- использование нетрадиционных форм работы на уроках для профилактики переутомления;
- щадящий режим (опрос в начале урока);
- использование тактильных, наглядных, слуховых, двигательных приемов при переходе с одного вида деятельности к другому.
II.Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
7 класс |
В том числе |
|
Лабораторно-практические работы |
Проектная деятельность |
|||
1 |
Творческая проектная деятельность Вводное занятие. Инструктаж по ТБ |
2 |
||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ |
1 |
|||
Проектная деятельность в 7 классе. Этапы выполнения проекта. |
1 |
|||
2 |
Технология домашнего хозяйства. Электротехника |
4 |
||
Освещение жилого дома. Предметы искусства и коллекции в интерьере |
2 |
Выполнение презентации «Освещение жилого дома». |
||
Гигиена жилища. Бытовые электроприборы |
2 |
Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. |
||
3 |
Кулинария |
8 |
||
Блюда из молока и молочных продуктов. Сладкие блюда |
2 |
|||
Мучные блюда |
2 |
|||
Сервировка сладкого стола |
2 |
|||
Творческий проект |
2 |
«Сервировка сладкого стола» |
||
5 |
Создание изделий из текстильных материалов |
28 |
||
Натуральные волокна животного происхождения |
2 |
Определение вида тканей. Изучение свойств текстильных материалов и химических волокон |
||
Поясная одежда. Конструирование юбки |
2 |
Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки. |
||
Моделирование юбок |
2 |
|||
Приспособления к швейной машине |
2 |
|||
Раскрой поясной одежды |
2 |
|||
Изготовление изделия |
2 |
Изготовление образцов ручных швов Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы. |
||
Технология обработки изделия после примерки |
2 |
|||
ООИ и ВТО изделия |
2 |
|||
Художественные ремёсла. Отделка швейного изделия вышивкой крестом и лентами |
2 |
Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки атласными лентами. |
||
Подготовка изделия к вышиванию крестом |
2 |
|||
Вышивание изделия крестом |
2 |
|||
Подготовка изделия к вышиванию атласными лентами |
2 |
|||
Вышивание изделия атласными лентами |
2 |
|||
Творческий проект |
2 |
Творческий мини-проект «Маленькие шедевры» |
||
6 |
Технологии обработки конструкционных материалов |
18 |
||
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов |
2 |
|||
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов |
2 |
|||
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов |
2 |
|||
Технологии художественно-прикладной обработки материалов |
2 |
|||
Технология тиснения на фольге |
2 |
|||
Тиснение на фольге |
2 |
|||
Создание декоративно-прикладного изделия из металла |
2 |
|||
ДОИ и ООИ из металла |
2 |
|||
Творческий проект |
2 |
Творческий мини-проект «Подарок своими руками» |
||
7 |
Технологии творческой и опытнической деятельности |
8 |
||
Аналитический этап выполнения проекта |
2 |
|||
Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта |
2 |
|||
Оформление проекта. |
2 |
|||
Защита проектов |
2 |
|||
Итого: |
68 |
6 |
6 |
III.Содержание тем
7 класс
Раздел Творческая проектная деятельность(2ч)
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Проектная деятельность в 7 классе.
Этапы выполнения проекта
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»(4ч)
Тема «Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере»
Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки.
Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели. Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное. Профессия электрик.
Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере.
Практические работы. Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома».
Тема «Гигиена жилища»
Теоретические сведения. Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка в жилом помещении. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.
Тема «Бытовые электроприборы»
Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Понятие о микроклимате. Современные технологии и технические средства создания микроклимата.
Практическая работа. Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи.
Раздел «Кулинария»(8ч)
Тема «Блюда из молока и молочных продуктов
Теоретические сведения. Значение молока в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Условия и сроки хранения молока, кисломолочных продуктов. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству готовых блюд.
Тема «Мучные изделия»
Теоретические сведения. Понятие «мучные изделия». Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления пресного, бисквитного, слоёного, песочного теста и выпечки мучных изделий.
Тема «Сладкие блюда»
Теоретические сведения: Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача
к столу.
Тема « Сервировка сладкого стола»
Теоретические сведения. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»(28ч)
Тема «Свойства текстильных материалов»
Теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.
Тема «Конструирование швейных изделий»
Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Лабораторно-практические и практические работы Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки.
Тема «Моделирование одежды»
Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделироиание юбки со складками. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, из журнала мод, с СД-диска или из Интернета.
Тема «Швейная машина»
Теоретические сведения. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмётывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застёжки-молнии и окантовывания среза бейкой.
Тема «Технология изготовление швейных изделий»
Теоретические сведения. Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой корсажем.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление образцов ручных работ.
Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы.
Тема «Художественные ремёсла»
Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки. Приемы подготовки ткани и ниток к вышивке. Приёмы закрепления нитки на ткани. Технология выполнения прямых, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками.
Выполнение образца вышивки атласными лентами.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (18ч)
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
Теоретические сведения. Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств. Конструкторская и технологическая документация, технологический процесс и точность изготовления изделий.
Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов»
Теоретические сведения. Классификация и термическая обработка сталей. Правила безопасной работы при термообработке сталей. Профессии, связанные с термической обработкой материалов.
Тема «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов»
Теоретические сведения. Токарно-винторезные станки и их назначение. Принцип работы станка. Инструменты и приспособления
.
Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»
Теоретические сведения. Виды и приёмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины. Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно
прикладных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой изделий из древесины.
Тиснение на фольге. Инструменты для тиснения на фольге. Чеканка. Чеканы. Профессии, связанные с художественной обработкой металлов.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»(8ч)
Тема «Исследовательская и созидательная деятельность»
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников.
IV.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования |
Оценка «5» ставится, если учащийся: |
Оценка «4» ставится, если учащийся: |
Оценка «3» ставится, если учащийся: |
Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта |
Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами |
Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. |
Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта |
Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. |
Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. |
Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям. |
Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность |
Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. |
Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. |
Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. |
Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения |
Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании |
Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения |
Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению |
Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия |
Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия |
Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается |
Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению |
Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
При выполнении тестов
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 50 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 50 % работы
Календарно-тематический план
условные обозначения, используемые в таблице:
КУ – комбинированный урок ФНУ- урок формирования новых умений КК – урок контроля и коррекции ЗУ
ИНЗ – урок изучения новых знаний ПП– урок практического применения ЗУ ПР – практическая работа
ОСИ – урок обобщения и систематизации изученного ЗСТ – здоровьесберегающая технология ЛР – лабораторная работа
к/п– компьютерная слайдовая презентация
Регулятивные УУД: принятие учебной цели; выбор способов деятельности; планирование организации контроля труда; организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда. |
Познавательные УУД: сравнение; анализ; систематизация; мыслительный эксперимент; практическая работа; усвоение информации с помощью компьютера; работа со справочной литературой; работа с дополнительной литературой |
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение |
Личностные УУД: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности |
||||||||||||||
№ п/п |
раздел, учебная тема |
кол- во часов |
дата |
освоение предметных знаний (базовые понятия) |
вид деятельности обучающихся |
Оборудование урока |
педагогическая технология |
||||||||||
план |
факт |
||||||||||||||||
1. Творческая проектная деятельность (вводная часть) – 2часа |
|||||||||||||||||
1-2 |
Проектная деятельность в 7 классе. Этапы выполнения проекта. |
2 |
Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Вводный инструктаж по охране труда. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Ознакомление с содержанием проектной деятельности в 7-м классе |
к/п «Творческий проект» |
ЗСТ; Проектного обучения ИКТ |
|||||||||||
2. Технологии домашнего хозяйства – 4 часа |
|||||||||||||||||
3-4 |
Освещение жилого дома. Предметы искусства и коллекции в интерьере |
2 |
Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные. Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное. Профессия электрик. Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома» - Работа с тестовым материалом |
к/п «Светильники в интерьере жилого дома» |
ИКТ технология тестового контроля |
|||||||||||
5-6 |
Гигиена жилища. Бытовые электроприборы |
2 |
Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка в жилом помещении. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Понятие о микроклимате. Современные технологии и технические средства создания микроклимата. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. - Подбор моющих средств для уборки помещения. - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Бытовые электроприборы» |
ИКТ ЗСТ развивающего обучен |
|||||||||||
3. Кулинария – 8 часов |
|||||||||||||||||
7-8 |
Блюда из молока и молочных продуктов. Сладкие блюда |
2 |
Значение молока в питании чело века. Натуральное (цельное) молоко. Условия и сроки хранения молока, кисломолочных продуктов. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству готовых блюд. Сахар и его роль в кулинарии и питании. Свежие, сушеные, замороженные и консервированные ягоды и фрукты. Желируемые и нежелируемые сладкие блюда. Виды десертов. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; |
к/п «Блюда из молока и молочных продуктов «Сладкие блюда» |
ИКТ ЗСТ развивающего обучения |
|||||||||||
9- 10 |
Мучные блюда |
2 |
Понятие «мучные изделия». Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления пресного, бисквитного, слоёного, песочного теста и выпечки мучных изделий. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; |
Т-33; ИК 7-2; ИК 7-3 КК 7-2; к/п «Изделия из бисквитного и песочного теста» |
ИКТ ЗСТ развивающего обучения |
|||||||||||
11- 12 |
Сервировка сладкого стола |
2 |
Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Сервировка сладкого стола. - Составление букета из конфет - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Сервировка сладкого стола» «Букеты из конфет» |
ИКТ развивающего обучения |
|||||||||||
13- 14 |
Творческий мини-проект «Сервировка сладкого стола» |
2 |
Проблемная ситуация. Цель и задачи проекта. Исследование. Самооценка. Умение работать с тестовым проверочным материалом |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Планирование творческой деятельности - Работа с тестовым материалом |
технология проектного обучения технология тестового контроля |
||||||||||||
4. Создание изделий из текстильных материалов- 28 часов |
|||||||||||||||||
15- 16 |
Натуральные волокна животного происхождения |
2 |
Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств. |
к/п «Натуральные волокна животного происхождения» |
ИКТ развивающего обучения |
|||||||||||
17- 18 |
Поясная одежда. Конструирование юбки |
2 |
Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину. - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Конструирование юбки» |
ИКТ развивающего обучения |
|||||||||||
19- 20 |
Моделирование юбок |
2 |
Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, из журнала мод |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Моделирование юбки. - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Моделирование юбки» |
ИКТ развивающего обучения |
|||||||||||
21- 22 |
Приспособления к швейной машине |
2 |
Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмётывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застёжки-молнии и окантовывания среза бейкой. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - обмётывание петли, пришивание пуговицы - Соблюдение правил ТБ |
ЗСТ развивающего обучения |
||||||||||||
23- 24 |
Раскрой поясной одежды |
2 |
Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой корсажем. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Соблюдение правил ТБ |
ЗСТ развивающего обучения |
||||||||||||
25- 26 |
Подготовка изделия к примерке |
2 |
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками (подшивание). Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытыми срезами и с открытым срезом. Притачивание застёжки-молнии. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Изготовление образцов ручных работ. |
ЗСТ развивающего обучения |
||||||||||||
27- 28 |
Технология обработки изделия после примерки |
2 |
Устранение дефектов после примерки. Технология обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Выполнение прорезной петли, пришивание пуговицы - Соблюдение правил ТБ |
развивающего обучения |
||||||||||||
29- 30 |
ООИ и ВТО юбки |
2 |
Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия. Умение работать с тестовым проверочным материалом |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Работа с тестовым материалом |
технология тестового контроля |
||||||||||||
31- 32 |
Художественные ремёсла. Отделка швейного изделия вышивкой крестом и лентами |
2 |
Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивания крестом и атласными лентами |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Вышивка крестом» «Вышивка лентами» |
ИКТ развивающего обучения |
|||||||||||
33- 34 |
Подготовка изделия к вышиванию крестом |
2 |
Приёмы подготовки ткани и ниток к вышивке. Приёмы закрепления нитки на ткани. Технология выполнения прямых, петельных, крестообразных и косых ручных стежков |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Приёмы закрепления нитки на ткани. – выполнение ручных стежков - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Вышивка крестом» |
ИКТ ЗСТ |
|||||||||||
35- 36 |
Вышивание изделия крестом |
2 |
Технология выполнение шва «крест» по диагонали, сверху-вниз |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных приемов работы по теме; - выполнение вышивки крестом - Соблюдение правил ТБ |
ЗСТ |
||||||||||||
37- 38 |
Подготовка изделия к вышиванию атласными лентами |
2 |
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Приёмы закрепления ленты в игле - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Вышивка лентами» |
ИКТ ЗСТ |
|||||||||||
39- 40 |
Вышивание изделия атласными лентами |
2 |
Оформление готовой работы. Профессия вышивальщица. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных приемов работы по теме; - выполнение вышивки атласными лентами - оформление готовой работы - Соблюдение правил ТБ |
ЗСТ |
||||||||||||
41- 42 |
Творческий мини-проект «Маленькие шедевры» |
2 |
Проблемная ситуация. Цель и задачи проекта. Исследование. Самооценка. Умение работать с тестовым проверочным материалом |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Планирование творческой деятель ности - Работа с тестовым материалом |
технология проектного обучения технология тестового контроля |
||||||||||||
5. Технологии обработки конструкционных материалов – 18 часов |
|||||||||||||||||
43- 44 |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов |
2 |
Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств. Конструкторская и технологическая документация, технологический процесс и точность изготовления изделий. Правила безопасной работы ручными столярными инструментами. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Ручная обработка древесины и древесных материалов» |
ИКТ ЗСТ |
|||||||||||
45- 46 |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов |
2 |
Классификация и термическая обработка сталей. Правила безопасной работы при термообработке сталей. Профессии, связанные с термической обработкой материалов. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Ручная обработка металлов и искусственных материалов» |
ИКТ ЗСТ |
|||||||||||
47- 48 |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов |
2 |
Токарно-винторезные станки и их назначение. Принцип работы станка. Правила безопасной работы на токарном станке. Виды и приёмы работ. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Машинная обработка металлов» |
ИКТ ЗСТ |
|||||||||||
49- 50 |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов |
2 |
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно прикладных работ. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой изделий из древесины. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Художественная обработка искусственных материалов» |
ИКТ ЗСТ |
|||||||||||
51- 52 |
Технология тиснения на фольге |
2 |
Тиснение на фольге. Инструменты для тиснения на фольге. Чеканка. Чеканы. Профессии, связанные с художественной обработкой металлов. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Соблюдение правил ТБ |
к/п «Тиснение на фольге» |
ИКТ ЗСТ |
|||||||||||
53- 54 |
Тиснение на фольге |
2 |
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных приемов работы по теме; - Соблюдение правил ТБ |
ЗСТ |
||||||||||||
55- 56 |
Создание декоративно-прикладного изделия из металла. |
2 |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных приемов работы по теме; - Соблюдение правил ТБ |
ЗСТ |
|||||||||||||
57- 58 |
ДОИ и ООИ из металла |
2 |
ДОИ и ООИ при выполнении художественно-прикладных работ. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных приемов работы по теме; - Соблюдение правил ТБ |
ЗСТ |
||||||||||||
59- 60 |
Творческий мини-проект «Подарок своими руками» |
2 |
Проблемная ситуация. Цель и задачи проекта. Исследование. Самооценка. Умение работать с тестовым проверочным материалом |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных определений и понятий по теме; - Планирование творческой деятельности - Работа с тестовым материалом |
технология проектного обучения технология тестового контроля |
||||||||||||
61- 62 |
Аналитический этап выполнения проекта |
2 |
Анализ проектного материала. Самооценка |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных приемов работы по теме |
технология проектного обучения |
||||||||||||
63- 64 |
Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта |
2 |
Расчет стоимости изделия. Экологическое обоснование. Реклама. Выполнение творческого проекта. |
- Участие в беседе по теме; - Усвоение основных приемов работы по теме; |
технология проектного обучения |
||||||||||||
65- 66 |
Оформление проекта. |
2 |
Умение работать с тестовым проверочным материалом |
- Работа с тестовым материалом |
технология проектного обучения технология тестового контроля |
||||||||||||
67- 68 |
Защита проектов |
2 |
Презентация проектной деятельности. Способы презентации творческих проектов. Защита творческого проекта. |
- Оценивание выполненной работы |
технология проектного обучения |
||||||||||||
всего: |
68 |