Адаптированная рабочая программа по литературе для детей с ОВЗ в 3 классе
«СОГЛАСОВАНО» На заседании ПМПк Протокол №____ от ____________201__г Согласовано с родителями: _______ /Н.Е. Баева/ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Никольская СОШ __________/Л.А.Ощепкова/ Приказ №________________________ от_______________201__г |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
по литературному чтению
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составлена
учителем _Авдиенко Д.С._
2018г.
с. Никольское
Паспорт рабочей программы
Тип программы |
Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы |
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» |
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа |
1. Конституция РФ; ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273. 2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в СОШ» 4. Базисного учебного плана составленного на основе Письма Министерства образования Красноярского края №76-9151 от 04.09.2015 "Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих адаптированные программы". |
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской) |
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, 2011г. М.: «Просвещение». |
Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс) |
Ученица 3 класса Никольской СОШ Обучение и развитие по программе школы для детей с легкой степенью умственной отсталости |
Сроки освоения программы |
1 год |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) |
170 часов |
Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели) |
5 часов в неделю |
Форма обучения (инклюзия / индивидуальное обучение (на дому)) |
инклюзия |
Информация об используемом учебнике. |
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, в двух частях (3 класс) |
Пояснительная записка
Приоритетные направления образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ |
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучения по программе для детей с легкой степенью умственной отсталости. Данная программа способствует более успешному овладению учебного материала. |
|||||||
Характеристика ребенка |
Девочка знает названия букв алфавита, темп чтения низкий, часто путает согласные и гласные звуки. Прочитанное пересказать не может, прочитанное понимает частично. На вопросы по прочитанному тексту отвечает односложно, часто с ошибками. При составлении текста по картинке использует односложные слова и нераспространенные предложения. Прочитанное понимает фрагментарно, полную картину описать не может. Пересказом не владеет. Испытывает трудности при выразительном чтении стихотворений и при прочтении наизусть. |
|||||||
Цель и задачи обучения по предмету |
Цель |
Задачи |
||||||
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. |
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу. 3. Учить самостоятельно работать с книгой |
|||||||
Типы урока |
Урок изучения нового материала, урок повторения, урок контроля и оценки знаний |
|||||||
Методы и приемы обучения |
Словесный (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественных слов, рассказ, беседа), наглядный (показ действий педагогом, использование технологических карт, пример, помощь), практический (творческая работа), методы проблемного обучения (анализ, поиск, синтез) |
|||||||
Формы работы |
Индивидуальная |
|||||||
Формы контроля достижений учащихся |
Текущий (тестирование), тематический (самостоятельная работа), итоговый (проект) |
|||||||
Уровень подготовки выпускников на конец учебного года |
Метапредметные
|
|||||||
Предметные - овладение техникой чтения; - формирование потребности в систематическом чтении; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности произведений; - умение создавать собственный текст |
||||||||
Личностные 1. Осознавать роль языка и речи в жизни людей 2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции 3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать 4. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи) |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Промежуточная аттестация |
|
Дата |
||||
|
Самое великое чудо на свете |
5 |
См. календарно-тематическое планирование |
|
|
Устное народное творчество |
17 |
||
|
Поэтическая тетрадь № 1 |
12 |
||
|
Великие русские писатели |
30 |
||
|
Поэтическая тетрадь №2 |
6 |
||
|
Литературные сказки |
10 |
||
|
Были-небылицы |
9 |
||
|
ЧАСТЬ 2 Поэтическая тетрадь №1 |
6 |
||
|
Люби живое |
20 |
||
|
Поэтическая тетрадь № 2 |
9 |
||
|
Собирай по ягодке - наберешь кузовок |
17 |
||
|
По страницам детских журналов |
10 |
||
|
Зарубежная литература |
17 |
||
Итого |
170 ч |
Содержание программы
Содержание |
Цель |
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса |
Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Устное народное творчество Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»). Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Страницы русской классики Поэтические тетради. 1. Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); А. А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...»; «Я пришел к тебе с приветом...»; «Зреет рожь...»); А. К. Толстой («Звонче жаворонка пенье...»; «Где гнутся над омутом лозы...»; «Вот уж снег последний в поле тает...»); А. Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»). 2. И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); А. Н. Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»); С. Д. Дрожжин («Песня Микулы Селяниновича»; «В крестьянской семье»; «Деревня»). 3. Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер бушует над бором...»; «Дедушка Мазай и зайцы»); С. М. Соловьев («Смерть птички»); К. Д. Бальмонт («Осень»; «От птицы к птице...»; «Золотое слово»); И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги...»). 4. Саша Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон»); А. А. Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»; «Воробышки»). 5. С. Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С. В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»). A. С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной, красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»); И. А. Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М. Ю. Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство» (отрывок); А. И. Куприн («Слон»). Литературные сказки B. Ф. Одоевский («Мороз Иванович»); В. М. Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»). Любимые детские писатели Были-небылицы. М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В. В. Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С. Я. Маршак («Двенадцать месяцев»). Люби живое. М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»). Собирай по ягодке — наберешь кузовок. Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»). По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»). Зарубежная литература Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»). |
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. |
Учащиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; - трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; - отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать свое отношение к поступку героя, событию; -пересказывать содержание прочитанного; -устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Учащиеся должны знать: наизусть 5—8 стихотворений.
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
Самое великое чудо на свете (5 ч) |
|||
Устное народное творчество (17 ч) |
|||
Поэтическая тетрадь № 1 (12ч) |
|||
Великие русские писатели (30ч) |
|||
Поэтическая тетрадь №2 (6 ч) |
|||
Литературные сказки (10ч) |
|||
|
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» |
||
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» |
11.01 |
|
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» |
12.01 |
|
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» |
15.01 |
|
|
Тест по теме «Литературные сказки». |
16.01 |
|
Были-небылицы (9ч) |
|||
|
Знакомство с названием раздела «Были-небылицы» М. Горький «Случай с Евсейкой» |
17.01 |
|
|
Знакомство с названием раздела «Были-небылицы» М. Горький «Случай с Евсейкой» |
18.01 |
|
|
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
19.01 |
|
|
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
22.01 |
|
|
Герои произведения. Характеристика героев. |
23.01 |
|
|
А. Куприн «Слон» |
24.01 |
|
|
А. Куприн «Слон» |
25.01 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения |
26.01 |
|
|
Обобщающий урок по разделу «Были- небылицы». Проверка техники чтения. |
29.01 |
|
Поэтическая тетрадь №1 (6ч) |
|||
|
С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». |
30.01 |
|
|
А.А. Блок «Ветхая избушка». |
31.01 |
|
|
А.А. Блок «Сны», «Ворона». |
01.02 |
|
|
С.А. Есенин «Черёмуха». |
02.02 |
|
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» |
05.02 |
|
Люби живое (20 ч) |
|||
|
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). |
06.02 |
|
|
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». |
07.02 |
|
|
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». |
08.02 |
|
|
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». |
09.02 |
|
|
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». |
12.02 |
|
|
В.И. Белов «Малька провинилась». |
13.02 |
|
|
В.И. Белов «Еще про Мальку». |
14.02 |
|
|
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
15.02 |
|
|
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
16.02 |
|
|
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
19.02 |
|
|
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
20.02 |
|
|
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
21.02 |
|
|
В.Л. Дуров «Жучка». |
22.02 |
|
|
В.П. Астафьев «Капалуха». |
26.02 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь |
27.02 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь |
28.02 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь |
01.03 |
|
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь |
02.03 |
||
|
Урок конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое» |
05.03 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. |
06.03 |
|
Поэтическая тетрадь № 2 (9 ч) |
|||
|
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». |
07.03 |
|
|
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». |
09.03 |
|
|
А. Барто «Разлука». |
12.03 |
|
|
А. Барто «В театре». |
13.03 |
|
|
С. Михалков «Если». «Рисунок». |
14.03 |
|
|
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
15.03 |
|
|
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
16.03 |
|
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». |
19.03 |
|
|
Оценка достижений |
20.03 |
|
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (17ч) |
|||
|
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». |
21.03 |
|
|
А.П. Платонов «Цветок на земле». |
22.03 |
|
|
А.П. Платонов «Цветок на земле». |
23.03 |
|
|
А.П. Платонов «Цветок на земле». |
02.04 |
|
|
А.П. Платонов «Ещё мама». |
03.04 |
|
|
А.П. Платонов «Ещё мама». |
04.04 |
|
|
А.П. Платонов «Ещё мама». |
05.04 |
|
|
М.М. Зощенко «Золотые слова». |
06.04 |
|
|
М.М. Зощенко «Золотые слова». |
09.04 |
|
|
М.М. Зощенко «Великие путешественники». |
10.04 |
|
|
Н.Н. Носов «Федина задача». |
11.04 |
|
|
Н.Н. Носов «Федина задача». |
12.04 |
|
|
Н.Н. Носов «Телефон». |
13.04 |
|
|
Н.Н. Носов «Телефон». |
16.04 |
|
|
Н.Н. Носов «Телефон». |
17.04 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Друг детства». |
18.04 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Друг детства». |
19.04 |
|
По страницам детских журналов (10 ч) |
|||
|
Знакомство с названиями раздела «По страницам детских журналов » |
20.04 |
|
|
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
23.04 |
|
|
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
24.04 |
|
|
Ю.Ермолаев «Проговорился» |
25.04 |
|
|
Ю.Ермолаев «Проговорился» |
26.04 |
|
|
Ю.Ермолаев «Воспитатели» |
27.04 |
|
|
Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». |
30.04 |
|
|
Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». |
02.05 |
|
|
Р. Сеф «Весёлые стихи». |
03.05 |
|
|
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов» |
04.05 |
|
Зарубежная литература (17 ч) |
|||
|
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
07.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
08.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
10.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
11.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
14.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
15.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
16.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
17.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
18.05 |
|
|
Мифы Древней Греции. |
21.05 |
|
|
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
22.05 |
|
|
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
23.05 |
|
|
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
24.05 |
|
|
Викторина «Зарубежная литература» |
25.05 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». |
28.05 |
|
|
Обобщающий урок за курс 3 класса. Итоговый тест. |
29.05 |
|
|
Внеклассное чтение. |
30.05 |
|
|
Проверка техники чтения |
31.05 |
Критерии и нормы оценивания ЗУН уч-ся с ОВЗ
Форма работы |
Оценка |
Критерии и нормы |
Оценка устных ответов: |
Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» |
- понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся. - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся. |
Оценка практических работ |
Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» |
-работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником. - допущено 1-2 ошибки. -допущено 3-5 ошибок. - допущено 6-8 ошибок. |
Учебно – методические средства обучения
Основная и дополнительная учебная литература |
Наглядный материал |
Оборудование и приборы |
Учебники: Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, в двух частях (3 класс) |
Плакаты, наглядные пособия по литературному чтению |
Ноутбук, проектор, интерактивная доска |