12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Авдиенко Дарья Сергеевна315 Я учитель начальных классов с 2014г, стаж 4 года Россия, Красноярский край, Идринский район, село Никольское Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Адаптированная рабочая программа по литературе для детей с ОВЗ, 3 класс
«СОГЛАСОВАНО» На заседании ПМПк Протокол №____ от ____________201__г Согласовано с родителями: _______ /Н.Е. Баева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Никольская СОШ __________/Л.А.Ощепкова/ Приказ №________________________ от_______________201__г |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
по литературному чтению
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составлена
учителем _Авдиенко Д.С._
2018г.
с. Никольское
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» |
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | 1. Конституция РФ; ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273. 2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в СОШ» 4. Базисного учебного плана составленного на основе Письма Министерства образования Красноярского края №76-9151 от 04.09.2015 "Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих адаптированные программы". |
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской) | Адаптированная рабочая программа по литературному чтению разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, 2011г. М.: «Просвещение». |
Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс) | Ученица 3 класса Никольской СОШ Обучение и развитие по программе школы для детей с легкой степенью умственной отсталости |
Сроки освоения программы | 1 год |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) | 170 часов |
Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели) | 5 часов в неделю |
Форма обучения (инклюзия / индивидуальное обучение (на дому)) | инклюзия |
Информация об используемом учебнике. | Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, в двух частях (3 класс) |
Пояснительная записка
Приоритетные направления образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ | Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучения по программе для детей с легкой степенью умственной отсталости. Данная программа способствует более успешному овладению учебного материала. | |||||||
Характеристика ребенка | Девочка знает названия букв алфавита, темп чтения низкий, часто путает согласные и гласные звуки. Прочитанное пересказать не может, прочитанное понимает частично. На вопросы по прочитанному тексту отвечает односложно, часто с ошибками. При составлении текста по картинке использует односложные слова и нераспространенные предложения. Прочитанное понимает фрагментарно, полную картину описать не может. Пересказом не владеет. Испытывает трудности при выразительном чтении стихотворений и при прочтении наизусть. | |||||||
Цель и задачи обучения по предмету | Цель | Задачи | ||||||
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. | Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу. 3. Учить самостоятельно работать с книгой | |||||||
Типы урока | Урок изучения нового материала, урок повторения, урок контроля и оценки знаний | |||||||
Методы и приемы обучения | Словесный (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественных слов, рассказ, беседа), наглядный (показ действий педагогом, использование технологических карт, пример, помощь), практический (творческая работа), методы проблемного обучения (анализ, поиск, синтез) | |||||||
Формы работы | Индивидуальная | |||||||
Формы контроля достижений учащихся | Текущий (тестирование), тематический (самостоятельная работа), итоговый (проект) | |||||||
Уровень подготовки выпускников на конец учебного года | Метапредметные
| |||||||
Предметные - овладение техникой чтения; - формирование потребности в систематическом чтении; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности произведений; - умение создавать собственный текст | ||||||||
Личностные 1. Осознавать роль языка и речи в жизни людей 2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции 3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать 4. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи) |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Промежуточная аттестация | |
Дата | ||||
| Самое великое чудо на свете | 5 | См. календарно-тематическое планирование | |
| Устное народное творчество | 17 | ||
| Поэтическая тетрадь № 1 | 12 | ||
| Великие русские писатели | 30 | ||
| Поэтическая тетрадь №2 | 6 | ||
| Литературные сказки | 10 | ||
| Были-небылицы | 9 | ||
| ЧАСТЬ 2 Поэтическая тетрадь №1 | 6 | ||
| Люби живое | 20 | ||
| Поэтическая тетрадь № 2 | 9 | ||
| Собирай по ягодке - наберешь кузовок | 17 | ||
| По страницам детских журналов | 10 | ||
| Зарубежная литература | 17 | ||
Итого | 170 ч |
Содержание программы
Содержание | Цель | Требования к результатам обучения и освоению содержания курса |
Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Устное народное творчество Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»). Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Страницы русской классики Поэтические тетради. 1. Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); А. А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...»; «Я пришел к тебе с приветом...»; «Зреет рожь...»); А. К. Толстой («Звонче жаворонка пенье...»; «Где гнутся над омутом лозы...»; «Вот уж снег последний в поле тает...»); А. Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»). 2. И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); А. Н. Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»); С. Д. Дрожжин («Песня Микулы Селяниновича»; «В крестьянской семье»; «Деревня»). 3. Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер бушует над бором...»; «Дедушка Мазай и зайцы»); С. М. Соловьев («Смерть птички»); К. Д. Бальмонт («Осень»; «От птицы к птице...»; «Золотое слово»); И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги...»). 4. Саша Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон»); А. А. Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»; «Воробышки»). 5. С. Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С. В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»). A. С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной, красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»); И. А. Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М. Ю. Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство» (отрывок); А. И. Куприн («Слон»). Литературные сказки B. Ф. Одоевский («Мороз Иванович»); В. М. Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»). Любимые детские писатели Были-небылицы. М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В. В. Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С. Я. Маршак («Двенадцать месяцев»). Люби живое. М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»). Собирай по ягодке — наберешь кузовок. Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»). По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»). Зарубежная литература Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»). | - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. | Учащиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; - трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; - отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать свое отношение к поступку героя, событию; -пересказывать содержание прочитанного; -устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Учащиеся должны знать: наизусть 5—8 стихотворений.
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
Самое великое чудо на свете (5 ч) | |||
Устное народное творчество (17 ч) | |||
Поэтическая тетрадь № 1 (12ч) | |||
Великие русские писатели (30ч) | |||
Поэтическая тетрадь №2 (6 ч) | |||
Литературные сказки (10ч) | |||
| В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | ||
| В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 11.01 | |
| В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 12.01 | |
| В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 15.01 | |
| Тест по теме «Литературные сказки». | 16.01 | |
Были-небылицы (9ч) | |||
| Знакомство с названием раздела «Были-небылицы» М. Горький «Случай с Евсейкой» | 17.01 | |
| Знакомство с названием раздела «Были-небылицы» М. Горький «Случай с Евсейкой» | 18.01 | |
| К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 19.01 | |
| К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 22.01 | |
| Герои произведения. Характеристика героев. | 23.01 | |
| А. Куприн «Слон» | 24.01 | |
| А. Куприн «Слон» | 25.01 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения | 26.01 | |
| Обобщающий урок по разделу «Были- небылицы». Проверка техники чтения. | 29.01 | |
Поэтическая тетрадь №1 (6ч) | |||
| С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». | 30.01 | |
| А.А. Блок «Ветхая избушка». | 31.01 | |
| А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 01.02 | |
| С.А. Есенин «Черёмуха». | 02.02 | |
| Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 05.02 | |
Люби живое (20 ч) | |||
| М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | 06.02 | |
| И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 07.02 | |
| И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 08.02 | |
| И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 09.02 | |
| И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 12.02 | |
| В.И. Белов «Малька провинилась». | 13.02 | |
| В.И. Белов «Еще про Мальку». | 14.02 | |
| В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 15.02 | |
| В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 16.02 | |
| Б.С. Житков «Про обезьянку». | 19.02 | |
| Б.С. Житков «Про обезьянку». | 20.02 | |
| Б.С. Житков «Про обезьянку». | 21.02 | |
| В.Л. Дуров «Жучка». | 22.02 | |
| В.П. Астафьев «Капалуха». | 26.02 | |
| В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь | 27.02 | |
| В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь | 28.02 | |
| В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь | 01.03 | |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Развитие речи: пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь | 02.03 | ||
| Урок конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое» | 05.03 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. | 06.03 | |
Поэтическая тетрадь № 2 (9 ч) | |||
| С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | 07.03 | |
| С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | 09.03 | |
| А. Барто «Разлука». | 12.03 | |
| А. Барто «В театре». | 13.03 | |
| С. Михалков «Если». «Рисунок». | 14.03 | |
| Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 15.03 | |
| Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 16.03 | |
| Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 19.03 | |
| Оценка достижений | 20.03 | |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (17ч) | |||
| Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | 21.03 | |
| А.П. Платонов «Цветок на земле». | 22.03 | |
| А.П. Платонов «Цветок на земле». | 23.03 | |
| А.П. Платонов «Цветок на земле». | 02.04 | |
| А.П. Платонов «Ещё мама». | 03.04 | |
| А.П. Платонов «Ещё мама». | 04.04 | |
| А.П. Платонов «Ещё мама». | 05.04 | |
| М.М. Зощенко «Золотые слова». | 06.04 | |
| М.М. Зощенко «Золотые слова». | 09.04 | |
| М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 10.04 | |
| Н.Н. Носов «Федина задача». | 11.04 | |
| Н.Н. Носов «Федина задача». | 12.04 | |
| Н.Н. Носов «Телефон». | 13.04 | |
| Н.Н. Носов «Телефон». | 16.04 | |
| Н.Н. Носов «Телефон». | 17.04 | |
| В.Ю. Драгунский «Друг детства». | 18.04 | |
| В.Ю. Драгунский «Друг детства». | 19.04 | |
По страницам детских журналов (10 ч) | |||
| Знакомство с названиями раздела «По страницам детских журналов » | 20.04 | |
| Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 23.04 | |
| Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 24.04 | |
| Ю.Ермолаев «Проговорился» | 25.04 | |
| Ю.Ермолаев «Проговорился» | 26.04 | |
| Ю.Ермолаев «Воспитатели» | 27.04 | |
| Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». | 30.04 | |
| Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». | 02.05 | |
| Р. Сеф «Весёлые стихи». | 03.05 | |
| Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов» | 04.05 | |
Зарубежная литература (17 ч) | |||
| Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 07.05 | |
| Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 08.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 10.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 11.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 14.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 15.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 16.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 17.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 18.05 | |
| Мифы Древней Греции. | 21.05 | |
| Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 22.05 | |
| Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 23.05 | |
| Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 24.05 | |
| Викторина «Зарубежная литература» | 25.05 | |
| Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». | 28.05 | |
| Обобщающий урок за курс 3 класса. Итоговый тест. | 29.05 | |
| Внеклассное чтение. | 30.05 | |
| Проверка техники чтения | 31.05 |
Критерии и нормы оценивания ЗУН уч-ся с ОВЗ
Форма работы | Оценка | Критерии и нормы |
Оценка устных ответов: | Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» | - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся. - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся. |
Оценка практических работ | Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» | -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником. - допущено 1-2 ошибки. -допущено 3-5 ошибок. - допущено 6-8 ошибок. |
Учебно – методические средства обучения
Основная и дополнительная учебная литература | Наглядный материал | Оборудование и приборы |
Учебники: Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, в двух частях (3 класс) | Плакаты, наглядные пособия по литературному чтению | Ноутбук, проектор, интерактивная доска |