Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (3 класс)
«СОГЛАСОВАНО» На заседании ПМПк Протокол №____ от ____________201__г Согласовано с родителями: _______ /Н.Е. Баева/ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Никольская СОШ __________/Л.А.Ощепкова/ Приказ №________________________ от_______________201__г |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
по русскому языку
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составлена
учителем _Авдиенко Д.С._
2018г.
с. Никольское
Паспорт рабочей программы
Тип программы |
Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы |
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Русский язык» |
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа |
1. Конституция РФ; ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273. 2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в СОШ» 4. Базисного учебного плана составленного на основе Письма Министерства образования Красноярского края №76-9151 от 04.09.2015 "Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих адаптированные программы". |
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской) |
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку и на основе авторской программы А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс |
Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс) |
Ученица 3 класса Никольской СОШ Обучение и развитие по программе школы для детей с легкой степенью умственной отсталости |
Сроки освоения программы |
1 год |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) |
170 часов |
Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели) |
5 часов в неделю |
Форма обучения (инклюзия / индивидуальное обучение (на дому)) |
инклюзия |
Информация об используемом учебнике. |
Учебник «Русский язык» А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, 3 класс |
Пояснительная записка
Приоритетные направления образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ |
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучения по программе для детей с легкой степенью умственной отсталости. Данная программа способствует более успешному овладению учебного материала. |
|||||||
Характеристика ребенка |
У девочки имеются трудности при овладении материалом по программе «Русский язык». Она испытывает трудности при звуко-буквенном анализе, не различает гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, не умеет ставить ударение. При письме допускает большое количество ошибок: неверное написание заглавных букв в начале предложения, в именах собственных, неверное выделение границ предложение, неправильная постановка знаков препинания в середине и конце предложения. При самостоятельном выполнении заданий допускает много ошибок, так как не понимает прочитанное задание к упражнению. |
|||||||
Цель и задачи обучения по предмету |
Цель |
Задачи |
||||||
- подготовка учащихся к овладению доступными трудовыми навыками |
- обучение навыкам грамотного письма и чтения; - заложить основы для овладения устной и письменной речи; -формировать основные орфографические и пунктуационные навыки |
|||||||
Типы урока |
Урок изучения нового материала, урок первичного закрепления полученных знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок повторения, урок контроля и оценки знаний |
|||||||
Методы и приемы обучения |
Словесный (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественных слов, рассказ, беседа), наглядный (показ действий педагогом, использование технологических карт, пример), помощь, практический (упражнение, творческая работа) |
|||||||
Формы работы |
Индивидуальная |
|||||||
Формы контроля достижений учащихся |
Входной контроль (входная контрольная работа), текущий (тестирование), тематический (самостоятельная работа), итоговый (самостоятельная к/р) |
|||||||
Уровень подготовки выпускников на конец учебного года |
Метапредметные
|
|||||||
Предметные 1. Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. 2. Анализировать слова по звуковому составу 3. Различать гласные и согласные, ударные и безударные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки 4. Переносить слова при письме 5. Списывать текст целыми словами 6. Писать под диктовку текст (25-20 слов), включающий изученные орфограммы |
||||||||
Личностные 1. Осознавать роль языка и речи в жизни людей 2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции 3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать 4. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи) |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Промежуточная аттестация |
|
|
Устная речь |
25ч |
|
|
|
Письмо и чистописание |
34ч |
||
|
Связная письменная речь |
19ч |
||
|
Повторение |
5ч |
||
|
Звуки и буквы |
15ч |
Диктант по теме «Гласные и согласные буквы» 07.02 |
|
|
Слово |
30ч |
Диктант по теме «Слова, обозначающие названия предметов» 27.02 Диктант по теме «Слова, обозначающие признаки предметов» 13.03 Диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов» 22.03 |
|
|
Предложение |
27ч |
Контрольная работа по теме «Предложение» 08.05 |
|
|
Повторение |
15ч |
Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных» 21.05 |
|
|
Всего: |
170ч |
Содержание программы
Содержание |
Цель |
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса |
ПОВТОРЕНИЕ Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. ЗВУКИ И БУКВЫ Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, Щу Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). СЛОВО Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный, камень твердый, & вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя), Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. УСТНАЯ РЕЧЬ Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год. |
- подготовка учащихся к овладению доступными трудовыми навыками |
Учащиеся должны уметь: - составлять предложения; - выделять предложения из речи и текста; - восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; - анализировать слова по звуковому составу; - различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; - определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; - списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы. Учащиеся должны знать: алфавит. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Устная речь – 25ч |
||
Письмо и чистописание – 34ч |
||
Связная письменная речь – 19ч |
||
Повторение – 5ч |
||
|
Употребление простого предложения |
11.01 |
|
Большая буква в начале предложения, точка в конце |
12.01 |
|
Упражнения в написании предложений |
15.01 |
|
Составление предложений по вопросам |
16.01 |
|
Составление предложений из данных слов |
17.01 |
Звуки и буквы – 15ч |
||
|
Гласные буквы |
18.01 |
|
Согласные буквы |
19.01 |
|
Звуко-буквенный состав слова |
22.01 |
|
Звуко-буквенный состав слова |
23.01 |
|
Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных |
24.01 |
|
Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных |
25.01 |
|
Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных |
26.01 |
|
Деление слов на слоги |
29.01 |
|
Деление слов на слоги |
30.01 |
|
Ударение в слове |
31.01 |
|
Гласные ударные и безударные |
01.02 |
|
Гласные ударные и безударные |
02.02 |
|
Различие твердых и мягких согласных |
05.02 |
|
Различие твердых и мягких согласных |
06.02 |
|
Контрольная работа по теме «Гласные и согласные буквы» |
07.02 |
Слово – 30 ч |
||
|
Гласные после шипящих. Сочетания жи-ши |
08.02 |
|
Гласные после шипящих. Сочетания чу-щу |
09.02 |
|
Гласные после шипящих. Сочетания ча-ща |
12.02 |
|
Парные звонкие и глухие согласные |
13.02 |
|
Парные звонкие и глухие согласные |
14.02 |
|
Составление рассказа о своем друге (по вопросам) |
15.02 |
|
Повторение пройденного материала |
16.02 |
|
Запись ответов на вопросы по картине «Зима» |
19.02 |
|
Слова, которые обозначают названия предметов (кто? что?) |
20.02 |
|
Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов в различных формах, в зависимости от вопроса |
21.02 |
|
Составление ответов на вопросы по тексту |
22.02 |
|
Закрепление изученного материала |
26.02 |
|
Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие названия предметов» |
27.02 |
|
Большая буква в именах собственных |
28.02 |
|
Большая буква в именах собственных |
01.03 |
|
Слова, которые обозначают действия предметов |
02.03 |
|
Название действий предметов по вопросам |
05.03 |
|
Дополнение предложений действиями предметов по поставленным вопросам |
06.03 |
|
Постановка вопросов к словам, обозначающим действия предметов |
07.03 |
|
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий |
09.03 |
|
Составление рассказа «Наши подарки» |
12.03 |
|
Контрольный диктант по теме: «Слова, которые обозначают действия предметов» |
13.03 |
|
Работа над ошибками |
14.03 |
|
Слова, которые обозначают признаки предметов |
15.03 |
|
Нахождение слов, обозначающих признаки предметов в тексте |
16.03 |
|
Сравнение двух предметов по признакам |
19.03 |
|
Постановка вопросов к признакам предметов |
20.03 |
|
Составление рассказа-описания о лисе, зайце |
21.03 |
|
Контрольная работа по теме: «Слова, которые обозначают признаки предметов» |
22.03 |
|
Работа над ошибками |
23.03 |
Предложение – 27 ч |
||
|
Предлог, выделение его в тексте |
02.04 |
|
Раздельное написание предлогов |
03.04 |
|
Раздельное написание предлогов |
04.04 |
|
Составление предложений из данных в разбивку слов |
05.04 |
|
Подбор предлогов в соответствии со смыслом предложения |
06.04 |
|
Подбор предлогов в соответствии со смыслом предложения |
09.04 |
|
Закрепление изученного материала |
10.04 |
|
Закрепление изученного материала |
11.04 |
|
Закрепление изученного материала |
12.04 |
|
Распространение простых предложений |
13.04 |
|
Повторение изученного материала |
16.04 |
|
Распространение простых предложений |
17.04 |
|
Определение о ком или о чем говорится в тексте |
18.04 |
|
Членение сплошного текста на предложения. Точка, большая буква |
19.04 |
|
Составление предложений с использованием винительного падежа (кого? Что?) |
20.04 |
|
Составление предложений с использованием родительного падежа (кого? Чего?) |
23.04 |
|
Составление предложений с использованием дательного падежа (кому? Чему?) |
24.04 |
|
Составление предложений с использованием творительного падежа (кем? чем?) |
25.04 |
|
Составление предложений с употреблением вопроса где? И предлогами на, в, под |
26.04 |
|
Составление предложения из слов, данных в начальной форме |
27.04 |
|
Закрепление изученного материала |
30.04 |
|
Составление рассказа из данных предложений |
02.05 |
|
Составление предложений с использованием вопросов |
03.05 |
|
Предложения с вопросительной и повествовательной интонацией |
04.05 |
|
Последовательное расположение предложений по смыслу |
07.05 |
|
Контрольная работа по теме: «Предложение» |
08.05 |
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала |
10.05 |
Повторение – 15 ч |
||
|
Построение предложений |
11.05 |
|
Разделительный мягкий знак |
14.05 |
|
Правописание гласных после шипящих |
15.05 |
|
Большая буква в именах собственных |
16.05 |
|
Слова с непроверяемой безударной гласной |
17.05 |
|
Звонкие и глухие согласные |
18.05 |
|
Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных» |
21.05 |
|
Работа над ошибками |
22.05 |
|
Название предметов, действий, признаков |
23.05 |
|
Название предметов, действий, признаков |
24.05 |
|
Название предметов, действий, признаков |
25.05 |
|
Повторение изученного материала |
28.05 |
|
Повторение изученного материала |
29.05 |
|
Повторение изученного материала |
30.05 |
|
Повторение изученного материала |
31.05 |
Критерии и нормы оценивания ЗУН уч-ся с ОВЗ
Форма работы |
Оценка |
Критерии и нормы |
Оценка устных ответов: |
Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» |
- понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся. - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся. |
Оценка практических работ |
Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» |
-работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником. - допущено 1-2 ошибки. -допущено 3-5 ошибок. - допущено 6-8 ошибок. |
Учебно – методические средства обучения
Основная и дополнительная учебная литература |
Наглядный материал |
Оборудование и приборы |
Учебники: Учебник «Русский язык» А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, 3 класс |
Плакаты, наглядные пособия по русскому языку |
Ноутбук, проектор, интерактивная доска |