12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Авдиенко Дарья Сергеевна315 Я учитель начальных классов с 2014г, стаж 4 года Россия, Красноярский край, Идринский район, село Никольское Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ, 3 класс
«СОГЛАСОВАНО» На заседании ПМПк Протокол №____ от ____________201__г Согласовано с родителями: _______ /Н.Е. Баева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Никольская СОШ __________/Л.А.Ощепкова/ Приказ №________________________ от_______________201__г |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
по русскому языку
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составлена
учителем _Авдиенко Д.С._
2018г.
с. Никольское
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Адаптированная рабочая программа учебного курса «Русский язык» |
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | 1. Конституция РФ; ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273. 2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в СОШ» 4. Базисного учебного плана составленного на основе Письма Министерства образования Красноярского края №76-9151 от 04.09.2015 "Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих адаптированные программы". |
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской) | Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку и на основе авторской программы А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс |
Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс) | Ученица 3 класса Никольской СОШ Обучение и развитие по программе школы для детей с легкой степенью умственной отсталости |
Сроки освоения программы | 1 год |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) | 170 часов |
Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели) | 5 часов в неделю |
Форма обучения (инклюзия / индивидуальное обучение (на дому)) | инклюзия |
Информация об используемом учебнике. | Учебник «Русский язык» А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, 3 класс |
Пояснительная записка
Приоритетные направления образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ | Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучения по программе для детей с легкой степенью умственной отсталости. Данная программа способствует более успешному овладению учебного материала. | |||||||
Характеристика ребенка | У девочки имеются трудности при овладении материалом по программе «Русский язык». Она испытывает трудности при звуко-буквенном анализе, не различает гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, не умеет ставить ударение. При письме допускает большое количество ошибок: неверное написание заглавных букв в начале предложения, в именах собственных, неверное выделение границ предложение, неправильная постановка знаков препинания в середине и конце предложения. При самостоятельном выполнении заданий допускает много ошибок, так как не понимает прочитанное задание к упражнению. | |||||||
Цель и задачи обучения по предмету | Цель | Задачи | ||||||
- подготовка учащихся к овладению доступными трудовыми навыками | - обучение навыкам грамотного письма и чтения; - заложить основы для овладения устной и письменной речи; -формировать основные орфографические и пунктуационные навыки | |||||||
Типы урока | Урок изучения нового материала, урок первичного закрепления полученных знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок повторения, урок контроля и оценки знаний | |||||||
Методы и приемы обучения | Словесный (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественных слов, рассказ, беседа), наглядный (показ действий педагогом, использование технологических карт, пример), помощь, практический (упражнение, творческая работа) | |||||||
Формы работы | Индивидуальная | |||||||
Формы контроля достижений учащихся | Входной контроль (входная контрольная работа), текущий (тестирование), тематический (самостоятельная работа), итоговый (самостоятельная к/р) | |||||||
Уровень подготовки выпускников на конец учебного года | Метапредметные
| |||||||
Предметные 1. Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. 2. Анализировать слова по звуковому составу 3. Различать гласные и согласные, ударные и безударные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки 4. Переносить слова при письме 5. Списывать текст целыми словами 6. Писать под диктовку текст (25-20 слов), включающий изученные орфограммы | ||||||||
Личностные 1. Осознавать роль языка и речи в жизни людей 2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции 3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать 4. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи) |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Промежуточная аттестация | |
| Устная речь | 25ч |
| |
| Письмо и чистописание | 34ч | ||
| Связная письменная речь | 19ч | ||
| Повторение | 5ч | ||
| Звуки и буквы | 15ч | Диктант по теме «Гласные и согласные буквы» 07.02 | |
| Слово | 30ч | Диктант по теме «Слова, обозначающие названия предметов» 27.02 Диктант по теме «Слова, обозначающие признаки предметов» 13.03 Диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов» 22.03 | |
| Предложение | 27ч | Контрольная работа по теме «Предложение» 08.05 | |
| Повторение | 15ч | Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных» 21.05 | |
| Всего: | 170ч |
Содержание программы
Содержание | Цель | Требования к результатам обучения и освоению содержания курса |
ПОВТОРЕНИЕ Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. ЗВУКИ И БУКВЫ Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, Щу Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). СЛОВО Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный, камень твердый, & вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя), Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. УСТНАЯ РЕЧЬ Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год. | - подготовка учащихся к овладению доступными трудовыми навыками | Учащиеся должны уметь: - составлять предложения; - выделять предложения из речи и текста; - восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; - анализировать слова по звуковому составу; - различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; - определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; - списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы. Учащиеся должны знать: алфавит. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
Устная речь – 25ч | ||
Письмо и чистописание – 34ч | ||
Связная письменная речь – 19ч | ||
Повторение – 5ч | ||
| Употребление простого предложения | 11.01 |
| Большая буква в начале предложения, точка в конце | 12.01 |
| Упражнения в написании предложений | 15.01 |
| Составление предложений по вопросам | 16.01 |
| Составление предложений из данных слов | 17.01 |
Звуки и буквы – 15ч | ||
| Гласные буквы | 18.01 |
| Согласные буквы | 19.01 |
| Звуко-буквенный состав слова | 22.01 |
| Звуко-буквенный состав слова | 23.01 |
| Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных | 24.01 |
| Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных | 25.01 |
| Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных | 26.01 |
| Деление слов на слоги | 29.01 |
| Деление слов на слоги | 30.01 |
| Ударение в слове | 31.01 |
| Гласные ударные и безударные | 01.02 |
| Гласные ударные и безударные | 02.02 |
| Различие твердых и мягких согласных | 05.02 |
| Различие твердых и мягких согласных | 06.02 |
| Контрольная работа по теме «Гласные и согласные буквы» | 07.02 |
Слово – 30 ч | ||
| Гласные после шипящих. Сочетания жи-ши | 08.02 |
| Гласные после шипящих. Сочетания чу-щу | 09.02 |
| Гласные после шипящих. Сочетания ча-ща | 12.02 |
| Парные звонкие и глухие согласные | 13.02 |
| Парные звонкие и глухие согласные | 14.02 |
| Составление рассказа о своем друге (по вопросам) | 15.02 |
| Повторение пройденного материала | 16.02 |
| Запись ответов на вопросы по картине «Зима» | 19.02 |
| Слова, которые обозначают названия предметов (кто? что?) | 20.02 |
| Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов в различных формах, в зависимости от вопроса | 21.02 |
| Составление ответов на вопросы по тексту | 22.02 |
| Закрепление изученного материала | 26.02 |
| Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие названия предметов» | 27.02 |
| Большая буква в именах собственных | 28.02 |
| Большая буква в именах собственных | 01.03 |
| Слова, которые обозначают действия предметов | 02.03 |
| Название действий предметов по вопросам | 05.03 |
| Дополнение предложений действиями предметов по поставленным вопросам | 06.03 |
| Постановка вопросов к словам, обозначающим действия предметов | 07.03 |
| Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий | 09.03 |
| Составление рассказа «Наши подарки» | 12.03 |
| Контрольный диктант по теме: «Слова, которые обозначают действия предметов» | 13.03 |
| Работа над ошибками | 14.03 |
| Слова, которые обозначают признаки предметов | 15.03 |
| Нахождение слов, обозначающих признаки предметов в тексте | 16.03 |
| Сравнение двух предметов по признакам | 19.03 |
| Постановка вопросов к признакам предметов | 20.03 |
| Составление рассказа-описания о лисе, зайце | 21.03 |
| Контрольная работа по теме: «Слова, которые обозначают признаки предметов» | 22.03 |
| Работа над ошибками | 23.03 |
Предложение – 27 ч | ||
| Предлог, выделение его в тексте | 02.04 |
| Раздельное написание предлогов | 03.04 |
| Раздельное написание предлогов | 04.04 |
| Составление предложений из данных в разбивку слов | 05.04 |
| Подбор предлогов в соответствии со смыслом предложения | 06.04 |
| Подбор предлогов в соответствии со смыслом предложения | 09.04 |
| Закрепление изученного материала | 10.04 |
| Закрепление изученного материала | 11.04 |
| Закрепление изученного материала | 12.04 |
| Распространение простых предложений | 13.04 |
| Повторение изученного материала | 16.04 |
| Распространение простых предложений | 17.04 |
| Определение о ком или о чем говорится в тексте | 18.04 |
| Членение сплошного текста на предложения. Точка, большая буква | 19.04 |
| Составление предложений с использованием винительного падежа (кого? Что?) | 20.04 |
| Составление предложений с использованием родительного падежа (кого? Чего?) | 23.04 |
| Составление предложений с использованием дательного падежа (кому? Чему?) | 24.04 |
| Составление предложений с использованием творительного падежа (кем? чем?) | 25.04 |
| Составление предложений с употреблением вопроса где? И предлогами на, в, под | 26.04 |
| Составление предложения из слов, данных в начальной форме | 27.04 |
| Закрепление изученного материала | 30.04 |
| Составление рассказа из данных предложений | 02.05 |
| Составление предложений с использованием вопросов | 03.05 |
| Предложения с вопросительной и повествовательной интонацией | 04.05 |
| Последовательное расположение предложений по смыслу | 07.05 |
| Контрольная работа по теме: «Предложение» | 08.05 |
| Работа над ошибками. Закрепление изученного материала | 10.05 |
Повторение – 15 ч | ||
| Построение предложений | 11.05 |
| Разделительный мягкий знак | 14.05 |
| Правописание гласных после шипящих | 15.05 |
| Большая буква в именах собственных | 16.05 |
| Слова с непроверяемой безударной гласной | 17.05 |
| Звонкие и глухие согласные | 18.05 |
| Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных» | 21.05 |
| Работа над ошибками | 22.05 |
| Название предметов, действий, признаков | 23.05 |
| Название предметов, действий, признаков | 24.05 |
| Название предметов, действий, признаков | 25.05 |
| Повторение изученного материала | 28.05 |
| Повторение изученного материала | 29.05 |
| Повторение изученного материала | 30.05 |
| Повторение изученного материала | 31.05 |
Критерии и нормы оценивания ЗУН уч-ся с ОВЗ
Форма работы | Оценка | Критерии и нормы |
Оценка устных ответов: | Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» | - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ. - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя. - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся. - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся. |
Оценка практических работ | Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» | -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником. - допущено 1-2 ошибки. -допущено 3-5 ошибок. - допущено 6-8 ошибок. |
Учебно – методические средства обучения
Основная и дополнительная учебная литература | Наглядный материал | Оборудование и приборы |
Учебники: Учебник «Русский язык» А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, 3 класс | Плакаты, наглядные пособия по русскому языку | Ноутбук, проектор, интерактивная доска |