Адаптированная рабочая программа для учащихся 7.1

1
0
Материал опубликован 9 November 2020

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения обучающимися с задержкой психического развития качественного начального общего образования; государственных гарантий уровня и качества начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированных образовательных программ и результатам их освоения; вариативности содержания образовательных программ для обучающихся с задержкой психического развития, возможности формирования образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

Программа составлена на основе Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО) МКОУ ООШ № 8 города Коркино Челябинской области; Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с изменениями), с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и образовательных потребностей участников образовательных отношений.

Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития. Специальные условия получения начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития включают использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися.

В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы. В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.

1.2.Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей

Цель программы:

Создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ЗПР, формирование у обучающихся школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности.

Задачи работы:

Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;

Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;

Формирование и развитие мыслительных операций;

Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

Формирование и развитие пространственной ориентировки;

Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

Воспитание самостоятельности в работе;

Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

Формирование сенсомоторных координаций.

В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал.

Программа является частью «Коррекционной программы». Направлена на выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и создание адекватных условий для их реализации; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);оказание индивидуальной помощи в освоении обучающимися с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях ребенка.



1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой психического развития

Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумарова и др.) отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуальноорганической недостаточностью центральной нервной системы.

Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

В 2020-2021 учебном году по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1) в школе обучается _____человек.

1 класс- ______ обучающихся;

2 класс- ______обучающихся;

3 класс- ______обучающихся;

4 класс- ______обучающихся.

1.4 Отслеживание результатов усвоения программы.

Динамика отслеживается следующим образом:

первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);

промежуточная диагностика специалистами(в середине учебного года - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;

итоговая диагностика специалистами - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости, КРЗ пролонгируются на следующий год.

На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.



2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации работы учителя-дефектолога

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Рабочая программа составлена на основании рекомендаций АООП для детей с задержкой психического развития, «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.-М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.





2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

планирование материала от простого к сложному,

дозирование помощи взрослого,

постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии.

Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается подгрупповая форма занятий (по 4-8 человек), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20- минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. 10 часов в неделю, 340 часов за год.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ПМПК. При поступлении ребёнка учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики.

2.3. Критерии оценки результативности работы по программе.

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психологопедагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.





2.4. Условия для реализации программы.

Кадровые условия:

-наличие в штате учителя-дефектолога

Программно-методические условия:

диагностический материал с методическими рекомендациями;

демонстрационный материал по предметам;

игровые коррекционно-развивающие пособия;

дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;

учебные пособия по развитию устной и письменной речи,

математических представлений;

детская литература;

цифровые образовательные ресурсы;

методическое сопровождение к материалу.

Материально-технические условия:

Оргтехника.

Помещение для проведения занятий.

Оборудование кабинета учителя-дефектолога .







2.5 Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Личностные результаты:

эмоциональность – умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово, внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;

ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

положительная адекватная самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

установка в поведении на принятые моральные нормы;

чувства гордости за достижения отечественной математической науки;

способность реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о математике;

проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;

прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

проявлять познавательную инициативу;

действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность.



Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения; расширенный поиск информации в дополнительных источниках;

фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

ИКТ;

строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

расширять свои представления о математике и точных науках;

произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);

осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий;

осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства;

сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;

строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии;

устанавливать причинно-следственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и явлениями;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;

адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;

аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;

понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения;

корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее;

проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Планируемые результаты коррекционной работы:

все учащиеся должны овладеть базовым уровнем усвоения материала;

соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме;

повышение учебной мотивации;

снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;

организованность поведения ребенка;

позитивные тенденции личностного развития.

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.







2.7 Содержание коррекционного курса

Развитие высших психических функций является важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как, письмо, чтение и счет.

Программа включает разделы, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии обще учебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций.

На этом этапе осуществляется обследование развития высших психических функций с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.

Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики.

Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через корректирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.

3. Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Различение однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слов: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в слове корня, основы, окончания, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Осознание значения суффиксов и приставок.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных одушевленных и неодушевленных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного.

Изменение существительных по падежам. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению.

Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3- го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление наречий в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография, пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.

Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь); соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход); е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек - замочка); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на –мя, - ий, -ья, ье, -ия, -ов, - ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа –ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими, восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях; запятая при обращении в предложениях.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связанные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.

В процессе работы с программным материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития каждого учащегося.

4. Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике.

Числа и величины

Счёт предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Масса. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Время. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов и результатов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовое выражение. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трѐхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Текстовые задачи

Задача. Структура задачи. Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчѐта стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара. Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение задач разными способами. Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше— ниже, слева — справа, за — перед, между, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырѐхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников. Геометрические тела.

Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, параллелепипед, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, прямоугольника, квадрата. Площадь. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.

5. Мониторинг развития высших психических функций.

Проводится повторное психолого-педагогическое обследование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и узнавания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие временных понятий;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

3. Развитие основных мыслительных операций:

формирование навыков относительно анализа;

развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

формирование умения планировать свою деятельность;

развитие комбинаторных способностей

4. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия строятся на сочетании различных форм организации образовательного процесса: групповой и индивидуальной, а также на современных технологиях:

технологии развития умственной деятельности:

проблемно-поисковые

технологии моделирующего обучения (учебные игры);

коммуникативно-диалоговые.

технологии группового обучения (работа в парах, в малых группах). группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения.



Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционо-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов.

Критерии оценки результативности работы по программе.

Помимо первичного обследования, в конце учебного года проводится итоговое психолого-педагогическое обследование развития детей, используя те же методы, что и при первичном обследовании, но на другом наглядном и практическом материале. На каждое обследование отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка.

Критерии оценки результативности работы по программе.

В течение учебного года педагог следит за успехами и неудачами детей в усвоении ими учебного материала, а результаты фиксирует в специальном листе наблюдения. Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные обследования фиксируются в заключение специалиста.





ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Программно - методическое обеспечение программы

АООП для детей с задержкой психического развития.

Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. –М.: АРКТИ, 2002.

Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54

Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с. 9

Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. –96с. — С. 65–73.

Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003. - № 1.– С. 54 – 56.

Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. — 2003. — №1. — С. 54–56.

Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.

Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т.Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.

Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты» (М.: ВЛАДОС, 2001).

Дурова Н.В. Читаем сами. – М.: Школьная пресса, 2011. – 32 с.

15.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственновременных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

Жукова Н.С. Букварь : учебное пособие / Н.С. Жукова ; ил. В.Трубицына и Ю. Трубицыной. – М.: Эксмо, 2013. – 96 с.: ил.

Игнатьева Т.В. Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник/ Т.В.

Игнатьева, Л.Е.Тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 190, [2] с. Серия («Справочник»)

Игры и упражнения на развитие внимания (папка).

Игры и упражнения на развитие мышления, восприятия, моторики (папка).

Игры и упражнения на развитие памяти (папка).

Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.

Методическое пособие «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика, М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2008.

Павлушкова Н.Н., Харитонова Р.И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в классе выравнивания /Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. – Издательство «ГНОМ и Д», 2006 – 152 с. Пишем Буквы. Серия «Вперед, малыш!». – М.: Издательство «Эксмо».

Пишем Цифры. Серия «Вперед, малыш!». – М.: Издательство «Эксмо».

Подготовка к школе детей ЗПР. Книга 1/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

Подготовка к школе детей ЗПР. Книга 2/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 1999.

Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционноразвивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: Коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: Школьная

Пресса, 2005. – 96с.



Перечень литературных источников и интернет- ресурсов.



Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.

Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54

Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с. 9. 8.Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с. — С. 65–73.

Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003. - № 1. – С. 54 – 56.

Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. — 2003. — № 1.— С. 54–56.

Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.

Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты» (М.: ВЛАДОС, 2001).

Дробинская А.О. "Школьные трудности "нестандартных" детей" (М., изд-во "Школьная пресса").

Екжанова Е. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.

Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. – 2003. - № 1. – С. 51– 53.

Кротова. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998

Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.

Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционноразвивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А.Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционноразвивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников— М.: Школьная Пресса, 2005.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002

Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003

Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999.

Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с.

Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2005



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.