Рабочая адаптированная программа для детей с овз по логопедии для учащихся 1-4 классов
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
по ЛОГОПЕДИИ
для учащихся 1-4
учебный год 2017-2018
Количество часов по |
Очное обучение |
|
учебному плану |
(ОО) |
|
Всего за учебный год |
68 |
|
|
|
|
На 1 полугодие |
32 |
|
|
|
|
На 2 полугодие |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка к программе.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Процесс гумманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в С(к)ОУ 8 вида.
Логопедическая работа в школе для учащихся с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального нарушения, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру
и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у большинства детей носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
-нарушение звукопроизношения;
-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
-нарушение сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи;
-нарушение чтения;
-нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий отводится 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь, целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, исходя из индивидуального дефекта каждого учащегося.
Методологические и теоретические основы программы:
Как и любая программа, « Программа логопедических занятий для учащихся 8 вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма - вера в возможности ребёнка, субъективный, позитивный подход;
-принцип системности - рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
-принцип реалистичности - учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
-принцип деятельностного подхода-опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
-принцип индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
-принцип системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р.Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в СКК 8 вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер.
Цель программы:
Коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
закрепления его на особенностей учащихся.
словесном материале исходя из индивидуальных
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Возраст: учащиеся 1-4 классов 8 вида.
Срок реализации: 4 года
Режим занятий:
68 часов, 2 раза в неделю по 1 часу
На занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Продолжительность занятий 30-35 минут.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
-подгрупповая;
-индивидуальная;
-работа в парах.
Методы обучения:
- словесные;
-наглядные;
-практические.
Технологии обучения:
-игровые;
-здоровьесберегающие;
-информационно-коммуникационные;
-проблемно-поисковые;
-личностно-ориентированные;
-технологии разноуровневого и дифференцированного обучения;
-ИКТ.
Количество часов в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы которая изучается в классе.
В структуру занятий может входить:
-упражнения для развития артикуляционной моторики;
-упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
-дыхательная гимнастика;
-коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
-формирование фонематических процессов;
-работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
-работа над предложением, текстом;
-обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Ожидаемый результат на момент реализации программы:
-достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-поставлены и дифференцированы все звуки;
-уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины:
звук, слог, гласные, предложение и т.д.;
-сформировано умение устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-сформировано умение определять основную мысль, тему рассказа
Условия реализации программы. Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Способы определения результативности:
-тестирование в начале и конце учебного года.
Программа состоит из следующих разделов:
-коррекция звукопроизношения;
-коррекция фонематических процессов;
-коррекционная работа на лексическом уровне;
-коррекционная работа не синтаксическом уровне;
-совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороны речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки гласных, переднеязычных, заднеязычных, свистящих, шипящих звуков, соноров .
Задачей коррекционной работы на фонетическом уровне является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных, заднеязычных, а также букв, имеющих
оптическое сходство. В конце курса проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как « Ударение», «безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления».
Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом, контекстной речью.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Учебно-тематический план 1 год обучения.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во |
|
|
|
|
часов |
1 |
Обследование, тестирование |
2 |
|
2 |
Пропедевтический (добукварный) период |
3 |
|
3 |
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв А, У, О, М, С, Х |
12 |
|
4 |
2 |
этап: изучение звуков и букв : Ш, Л, Ы, Н, Р |
10 |
5 |
3 |
этап: изучение звуков и букв : К, Т, П, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, буква Ь |
24 |
6 |
4 |
этап: изучение звуков и букв: Е, Ё, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ |
17 |
|
|
Всего |
68 |
Содержание образовательной программы.
Речь устная и письменная. Учащиеся учатся: участвовать в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчётливо, не торопясь); составлять простые нераспространённые предложения на основе демонстрируемого действия и действия изображённого на картинке; правильно употреблять слова в разговорной речи.
Звуки и буквы речи. Учащиеся знакомятся с гласными и согласными звуками. Учатся правильно т отчётливо произносить изучаемые звуки; различать их в начале и конце слова; образовывать и читать открытые и закрытые слоги, сравнивать их; списывать с классной доски прочитанные и разобранные слова, состоящие из двух слогов; составлять из букв разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв с последующей записью.
Предложение и слово. Учащиеся знакомятся со словом и предложением.
Учебно-тематический план 2 год обучения.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во |
|
|
часов |
1 |
Обследование, тестирование |
2 |
3 |
Дифференциация звонких и глухих согласных |
12 |
4 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных |
6 |
5 |
Дифференциация сонорных согласных |
2 |
6 |
Дифференциация свистящих и шипящих согласных |
6 |
7 |
Дифференциация согласных |
8 |
8 |
Слоговая структура слова |
5 |
9 |
Слова, обозначающие предметы |
3 |
10 |
Слова, обозначающие действия предметов |
4 |
11 |
Работа с предлогами |
12 |
11 |
Предложение |
5 |
12 |
Текст |
3 |
|
Всего |
68 |
Содержание образовательной программы.
Наша речь. Слово. Учащиеся знакомятся со словами обозначающими предметы (название предметов и различение их по вопросам кто? что?). учатся сравнивать два педмета и определять признаки различия и сходства. Учатся составлять простые распространённые предложения по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему; правильно употреблять формы знакомых слов при ответах на вопросы и составлении предложений. Изучают слова, обозначающие действия.
Звуки и буквы речи. Повторение учащимися гласных и согласных звуков, их различение. Продолжают знакомство с ударными и безударными гласными; с постановкой знака ударения. Знакомятся со звонкими и глухими согласными, артикуляторно сходными, свистящими и шипящими, аффрикатами, их различением на слух и в произношении; с обозначением мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Учатся писать слова с этими согласными. Узнают о твёрдых и мягких согласных; о их различии на слух и в произношении.
Предложение. Учащиеся продолжат учиться составлять простые распространённые предложения по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему; практически знакомятся с построением простого предложения; учатся заканчивать начатое предложение; составлять предложения из слов данных в нужной форме в разбивку; выделять предложения из текста.
Предлоги. Учащиеся продолжат знакомство с простыми предлогами, их написанием и значением. Научатся составлять и записывать словосочетания, используя предлоги; дифференцировать предлоги между собой.
Учебно-тематический план 3 год обучения.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во |
|
|
часов |
1 |
Обследование, тестирование |
2 |
2 |
Предложение |
1 |
3 |
Звуки речи |
3 |
4 |
Слоговая структура слова |
3 |
5 |
Ударение |
2 |
6 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными |
6 |
7 |
Мягкий знак в слове |
2 |
8 |
Дифференциация звонких и глухих парных согласных |
11 |
9 |
Дифференциация согласных |
4 |
10 |
Слова, обозначающие предметы |
8 |
11 |
Слова, обозначающие действие предмета |
6 |
12 |
Слова, обозначающие признак предмета |
6 |
13 |
Предложение |
11 |
14 |
Текст |
3 |
|
Всего |
68 |
Содержание образовательной программы.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Систематизация у учащихся знаний о гласных и согласных звуках; умение определять место звука в слове.
Слоговой анализ и синтез слов. Уточнение понятий « слово» и «слог»; закрепление умения выделять первый слог в слове; определять количество слогов в слове; слогообразующая роль гласных букв; составление слов из слогов; деление слов на слоги.
Ударение. Обучение выделению ударного слога в слове; его ударной гласной; соотношение слова с его ритмическим рисунком; место ударения в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме. Закрепление знаний о гласных, обучение сравнению согласных по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога и слова; обучение различению твёрдых и мягких согласных при произношении на слух.
Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Учит дифференцировать Б-БЬ,П-ПЬ,В-ВЬ,Ф-ФЬ,Г-ГЬ,К-КЬ,Д-ДЬ,Т-ТЬ,З-ЗЬ,С-СЬ изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Звонкие и глухие согласные. Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных; учащиеся учатся различать звонкие и глухие согласные на слух и в произношении на материале слогов, слов и предложений.
Предложение. Учащиеся учатся последовательному пересказу по вопросам; с опорой на действие; с опорой на предметные картинки; на серию картинок; на сюжетную картинку; по вопросам.
Предлоги. Учащиеся продолжат знакомство с предлогоми ЗА,ИЗ-ЗА,ПОД,ИЗ-ПОД,МЕЖДУ,ЧЕРЕЗ; упражняются в раздельном написании предлогов со словами.
Учебно-тематический план 4 года обучения.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во |
|
|
Часов |
1 |
Обследование, тестирование |
2 |
2 |
Звуковой анализ |
2 |
3 |
Слоговая структура слова |
2 |
4 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными |
10 |
5 |
Мягкий знак в слове |
3 |
6 |
Дифференциация звонких и глухих парных согласных |
11 |
7 |
Ударение |
3 |
8 |
Слова, обозначающие предметы |
6 |
9 |
Слова, обозначающие действие предмета |
6 |
10 |
Слова, обозначающие признак предмета |
6 |
11 |
Предлоги-приставки |
5 |
12 |
Родственные слова |
2 |
13 |
Предложение |
7 |
14 |
Текст |
3 |
|
Всего |
68 |
Содержание образовательной программы.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Совершенствование навыка определения первого и последнего звука в слове; количества звуков в слове.
Слоговой анализ и синтез слов. Определение порядка слогов в слове; деление двусложных и трёхсложных слов на слоги; закрепление знаний о частях слова, тренировка в морфологическом разборе слов.
Ударение. Закрепление у учащихся знаний об ударении, ударной гласной и ударном слоге; умения ставить ударение в односложных, двусложных, трёхсложных словах.
Обозначение мягкости согласных на письме. Тренировка навыка обозначения твёрдых и мягких согласных на письме посредством гласных букв; твёрдые и мягкие согласные звуки
перед гласными А-Я,У-Ю,Ы-И,е; знакомство с непарными твёрдыми согласными звуками Ж,Ш,Ц и непарными мягкими согласными звуками Ч, Щ,Й.
Разделительный мягкий знак. Мягкий знак в середине слова; смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Развитие навыков словообразования; закрепление навыков слогового анализа; знаний о твёрдых и мягких согласных.
Звонкие и глухие согласные. Учить дифференцировать свистящие и шипящие в слогах, словах, предложениях и тексте; выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков; Дифференциация Б-П,В-Ф,Г-К,Д-Т,Ж-Ш,З-С,Л-Р,Ц-С, Ч-Т,Ш-Щ,С-Ш,Ч-Щ, З-Ж,Ч-Ц в устной и письменной речи.
Предложение. Обучение пересказу по опорным словам; по предметным картинкам; учащиеся закрепляют знания о повествовательном, вопросительном, восклицательном предложениях; закрепляют знания о начале и конце предложения.
Предлоги. Учащиеся упражняются в раздельном написании предлогов со словами; в составлении предложений из заданных слов с предлогами; употреблении предлогов в связной речи.
Коррекция нарушения звукопроизношения
Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушенном произношении-постановка
и автоматизация): гласных А,У, Ы, О, И, Э, губных согласных П,Б, М, переднеязычных согласных Т,Д,Н, губно-зубных согласных В,Ф.
Коррекция произношения заднеязычных звуков:
- постановка и автоматизация звуков К,Г,Х;
-слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.
Коррекция произношения свистящих звуков:
-постановка и автоматизация звуков С, СЬ, З, ЗЬ,Ц;
-слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, З-ЗЬ, С-Ц.
Коррекция произношения шипящих звуков:
- постановка и автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ;
-слухопроизносительная дифференциация звуков Ш-Ж,Ч-Щ,Ш-Щ.
Коррекция произношения соноров:
- постановка и автоматизация звуков Л,ЛЬ,Р,РЬ;
-слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ,Р-РЬ,Л-Р, ЛЬ-РЬ.
Коррекция произношения звука Й:
-постановка и автоматизация звука Й;
-слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ-Й.
Устранение фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Развитие анализа структуры предложения.
Развитие слогового анализа и синтеза:
органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы А,О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговой анализ и синтез слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза:
Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.
Дифференциация М-МЬ,Н-НЬ,Б-БЬ,П-ПЬ,В-ВЬ,Ф-ФЬ,Г-ГЬ,Д-ДЬ,Т-ТЬ,З-ЗЬ,С-СЬ,Х-ХЬ,Л-ЛЬ,Р-РЬ:
Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда. Буквы А-Я,О-Ё,У-Ю,Ы-И.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем):
Развитие анализа структуры предложения. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического анализа и синтеза. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Дифференциация звонких и парных согласных:
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
-предварительный этап работы над каждым из звуков;
-этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков:
Звуки буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.
Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.
Звук и буква С. Звук и буква З. Дифференциация С-З.
Звук и буква К. Звуки буква Г. Дифференциация К-Г.
Звук и буква Ш. Звук и буква Ж.Дифференциация Ш-Ж.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство:
Дифференциация С-Ш,З-Ж,СЬ-Щ,С-Ц,Ч-Т,Ч-Ш,Ц-Ч,Ш-Щ,Ц-Т.
Приёмы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.
2. Повторение, записывание слогов с одинаковыми гласными, с разными гласными.
3. Чтение слов, запись слов под диктовку.
4. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
5. Определить место звуков в словах.
6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
7. Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.
8. Игра в лото.
9. Вставить пропущенные буквы в тексте.
10. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
11. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Коррекция нарушения чтения и письма:
Развитие анализа структуры предложения. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического анализа и синтеза. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных. Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство:
Звуки Л,ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
Звуки буква К. Звуки буква Х. Дифференциация К-Х.
Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х.
Звук и буква О. Звук и буква У. Дифференциация О-У.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Устранение оптической дисграфии и дислексии:
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т,Б-Д, О-А. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно - пространственного анализа и синтеза.
Коррекционная работа на лексическом уровне:
Ударение в слове. Схемы слого - ритмической структуры слов. Безударные гласные. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их применения, образование имён существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значению. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их применения. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ. Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведётся в контексте определённых тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные и т. Д.), и в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуры слов. Восполнение пробелов в области лексических средств, следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Дифференциация предлогов и приставок. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. Словосочетания, образованные по способу управления . Закрепление применения падежных форм.
Совершенствование связной речи:
Расчленение сложных предложений на простые. Составление сложных предложений из простых. Переконструирование простых предложений в сложные. Конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.
Методическое обеспечение программы:
1. Логопедия под ред. Л.С. Волковой-М.: «Просвещение», 1989.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
3. ФГОС детей с ОВЗ (для детей с задержкой психического развития)
4. http://refwin.ru/2919965130.html
5. http://do.gendocs.ru/docs/index-103835.html.
6. http://dmee.ru/docs/100/index-10353.html
Примерное планирование по логопедической коррекции.
1 класс
№ |
Тема занятия |
|
Кол-во |
Дата |
|
|
|
|
|
|
часов |
|
|
|
|
|
|
по |
|
по факту |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
плану |
|
|
|
1 |
Обследование речи учащихся |
|
1 |
|
|
|
|
|
Пропедевтический (добукварный) период |
3 часа |
|
|
|
|
|
2 |
Формирование представления о звуках речи |
|
1 |
|
|
|
|
3 |
Знакомство с понятием «слово» |
|
1 |
|
|
|
|
4 |
Знакомство с понятием «предложение» |
|
1 |
|
|
|
|
|
Букварный период 1 этап : |
12 часов |
|
|
|
|
|
|
изучение звуков и букв А, У, О, М, С, Х |
|
|
|
|
|
|
5 |
Звук А |
|
1 |
|
|
|
|
6 |
Звук и буква А а |
|
1 |
|
|
|
|
7 |
Звук У |
|
1 |
|
|
|
|
8 |
Звук и буква У у |
|
|
|
|
|
|
9 |
Звук М |
|
1 |
|
|
|
|
10 |
Звук и буква М м |
|
1 |
|
|
|
|
11 |
Звук О |
|
1 |
|
|
|
|
12 |
Звук и буква О о |
|
1 |
|
|
|
|
13 |
Звук С |
|
1 |
|
|
|
|
14 |
Звук и буква С с |
|
1 |
|
|
|
|
15 |
Звук Х |
|
1 |
|
|
|
|
16 |
Звук и буква Х х |
|
1 |
|
|
|
|
|
2 этап: изучение звуков и букв Ш, Л, Ы, Н, Р |
10 часов |
|
|
|
|
|
17 |
Звук Ш |
|
1 |
|
|
|
|
18 |
Звук и буква Ш ш |
|
1 |
|
|
|
|
19 |
Звук Л |
|
1 |
|
|
|
|
20 |
Звук и буква Л л |
|
1 |
|
|
|
|
21 |
Звук Ы |
|
1 |
|
|
|
|
22 |
Звук и буква Ы |
|
1 |
|
|
|
|
23 |
Звук Н |
|
1 |
|
|
|
|
24 |
Звук и буква Н н |
|
1 |
|
|
|
|
25 |
Звук Р |
|
1 |
|
|
|
|
26 |
Звук и буква Р р |
|
1 |
|
|
|
|
|
3 этап : изучение звуков и букв |
24 часа |
|
|
|
|
|
|
К, П, Т, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, буква Ь |
|
|
|
|
|
|
27 |
Звук К |
|
1 |
|
|
|
|
28 |
Звук и буква К к |
|
1 |
|
|
|
|
29 |
Звук П |
|
1 |
|
|
|
|
30 |
Звук и буква П п |
|
1 |
|
|
|
|
31 |
Звук Т |
|
1 |
|
|
|
|
32 |
Звук и буква Т т |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Звук И |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Звук и буква И и |
|
1 |
|
|
35 |
Звук З |
|
1 |
|
|
36 |
Звук и буква З з |
|
1 |
|
|
37 |
Звук В |
|
1 |
|
|
38 |
Звук и буква В в |
|
1 |
|
|
39 |
Звук Ж |
|
1 |
|
|
40 |
Звук и буква Ж ж |
|
1 |
|
|
41 |
Звук Б |
|
1 |
|
|
42 |
Звук и буква Б б |
|
1 |
|
|
43 |
Звук Г |
|
1 |
|
|
44 |
Звук и буква Г г |
|
1 |
|
|
45 |
Звук Д |
|
1 |
|
|
46 |
Звук и буква Д д |
|
1 |
|
|
47 |
Звук Й |
|
1 |
|
|
48 |
Звук и буква Й |
|
1 |
|
|
49 |
Буква Ь |
|
1 |
|
|
50 |
Звуко-буквенный анализ слов с Ь |
|
1 |
|
|
|
4 этап: изучение звуков и букв |
17 часов |
|||
|
Е, Ё, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ |
|
|
|
|
51 |
Звук и буква Е |
|
1 |
|
|
52 |
Звук и буква Ё |
|
1 |
|
|
53 |
Звук и буква Я |
|
1 |
|
|
54 |
Звук и буква Ю |
|
1 |
|
|
55 |
Звук Ц ц |
|
1 |
|
|
56 |
Звук и буква Ц |
|
1 |
|
|
57 |
Звук Ч |
|
1 |
|
|
58 |
Звук и буква Ч ч |
|
1 |
|
|
59 |
Звук Щ |
|
1 |
|
|
60 |
Звук и буква Щ щ |
|
1 |
|
|
61 |
Звук Ф |
|
1 |
|
|
62 |
Звук и буква Ф ф |
|
1 |
|
|
63 |
Звук Э |
|
1 |
|
|
64 |
Звук и буква Э э |
|
1 |
|
|
65 |
Буква Ъ |
|
1 |
|
|
66 |
Слова с разделительным Ъ |
|
1 |
|
|
67 |
Закрепление навыков чтения и письма |
|
1 |
|
|
68 |
Обследование речи учащихся |
|
1 |
|
|
2 класс
№ |
|
Тема занятия |
|
Кол-во часов |
Дата |
|
|
|
|
|
|
по плану |
по факту |
|
|
1,2 |
|
Обследование речи учащихся |
|
2 |
04.09, 09.09 |
|
|
|
|
Дифференциация звонких и глухих согласных |
12 часов |
|
|
|
|
3 |
|
Дифференциация Б-П в слогах и словах |
|
1 |
11.09 |
|
|
4 |
|
Дифференциация Б-П в предложениях |
|
1 |
16.09 |
|
|
5 |
|
Дифференциация В-Ф в слогах и словах |
|
1 |
18.09 |
|
|
6 |
|
Дифференциация В-Ф в предложениях |
|
1 |
23.09 |
|
|
7 |
|
Дифференциация Г-К в слогах и словах |
|
1 |
25.09 |
|
|
8 |
|
Дифференциация Г-К в предложениях |
|
1 |
30.09 |
|
|
9 |
|
Дифференциация Д-Т в слогах и словах |
|
1 |
02.10 |
|
|
10 |
|
Дифференциация Д-Т в предложениях |
|
1 |
07.10 |
|
|
11 |
|
Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах |
|
1 |
09.10 |
|
|
12 |
|
Дифференциация Ж-Ш в предложениях |
|
1 |
14.10 |
|
|
13 |
|
Дифференциация З-С в слогах и словах |
|
1 |
16.10 |
|
|
14 |
|
Дифференциация звуков З-С в предложениях |
|
1 |
21.10 |
|
|
|
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных |
6 часов |
|
|
|
|
15 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
1 |
23.10 |
|
|
|
|
|
гласными И-Ы в слогах и словах |
|
|
|
|
|
16 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
1 |
06.11 |
|
|
|
|
|
гласными А-Я в слогах и словах |
|
|
|
|
|
17 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
1 |
11.11 |
|
|
|
|
|
гласными У-Ю в слогах и словах |
|
|
|
|
|
18 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
1 |
13.11 |
|
|
|
|
|
гласными О-Ё в слогах и словах |
|
|
|
|
|
19 |
|
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е в |
1 |
18.11 |
|
|
|
|
|
слогах и словах |
|
|
|
|
|
20 |
|
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь |
1 |
20.11 |
|
|
|
|
|
Дифференциация сонорных согласных |
2 часа |
|
|
|
|
21 |
|
Дифференциация Р-Л в слогах и словах |
|
1 |
25.11 |
|
|
22 |
|
Дифференциация Р-Л в предложениях |
|
1 |
27.11 |
|
|
|
Дифференциация свистящих и шипящих согласных |
6 часов |
|
|
|
||
23 |
|
Дифференциация С-Ш в слогах и словах |
|
1 |
02.12 |
|
|
24 |
|
Дифференциация С-Ш в предложениях |
|
1 |
04.12 |
|
|
25 |
|
Дифференциация З-Ж в слогах и словах |
|
1 |
09.12 |
|
|
26 |
|
Дифференциация З-Ж в предложениях |
|
1 |
11.12 |
|
|
27 |
|
Дифференциация С-Щ в слогах и словах |
|
1 |
16.12 |
|
|
28 |
|
Дифференциация С-Щ в предложениях |
|
1 |
18.12 |
|
|
|
|
Дифференциация согласных |
8 часов |
|
|
|
|
29 |
|
Дифференциация С-Ц в слогах и словах |
|
1 |
23.12 |
|
|
30 |
|
Дифференциация С-Ц в предложениях |
|
1 |
25.12 |
|
|
31 |
|
Дифференциация Ч-Ц в слогах и словах |
|
1 |
13.01 |
|
|
32 |
|
Дифференциация Ч-Ц в предложениях |
|
1 |
15.01 |
|
|
33 |
|
Дифференциация Ч-Щ в слогах и словах |
|
1 |
20.01 |
|
|
34 |
|
Дифференциация Ч-Щ в предложениях |
|
1 |
22.01 |
|
|
35 |
Дифференциация Ш-Щ в слогах и словах |
|
1 |
27.01 |
|
36 |
Дифференциация Ш-Щ в предложениях |
|
1 |
29.01 |
|
|
Слоговая структура слова |
5 часов |
|
||
37 |
Анализ односложных слов |
|
1 |
03.02 |
|
38 |
Анализ двусложных слов |
|
1 |
05.02 |
|
39 |
Анализ трёхсложных слов |
|
1 |
10.02 |
|
40 |
Деление на слоги слов со стечением согласных |
|
1 |
12.02 |
|
41 |
Определение ударного слога в словах |
|
1 |
17.02 |
|
|
Слова, обозначающие предметы |
3 часа |
|
|
|
42 |
Одушевлённые и неодушевлённые предметы |
|
|
19.02 |
|
43 |
Слова, обозначающие один и много предметов |
|
|
24.02 |
|
44 |
Сравнение двух предметов |
|
|
26.02 |
|
|
Слова, обозначающие действия предметов |
4 часа |
|
|
|
45 |
Образование слов, обозначающих действие одного и |
1 |
03.03 |
|
|
|
множества предметов |
|
|
|
|
46 |
Различение профессий людей по их действиям |
1 |
05.03 |
|
|
47 |
Определение действий в режиме дня |
|
1 |
10.03 |
|
48 |
Подбор слов, обозначающих предметы к словам, |
1 |
12.03 |
|
|
|
обозначающим действия |
|
|
|
|
|
Работа с предлогами |
12 часов |
|
||
49 |
Предложения с предлогом НА |
|
1 |
17.03 |
|
50 |
Предложения с предлогом В |
|
1 |
19.03 |
|
51 |
Дифференциация предлогов НА-В |
|
1 |
02.04 |
|
52 |
Предложения с предлогом С |
|
1 |
07.04 |
|
53 |
Предложения с предлогом ИЗ |
|
1 |
09.04 |
|
54 |
Дифференциация предлогов С-ИЗ |
|
1 |
14.04 |
|
55 |
Предложения с предлогом ОТ |
|
1 |
16.04 |
|
|
|
|
|
|
|
56 |
Предложения с предлогом К |
|
1 |
21.04 |
|
57 |
Дифференциация предлогов ОТ-К |
|
1 |
23.04 |
|
58 |
Предложения с предлогом НАД |
|
1 |
28.04 |
|
59 |
Предложения с предлогом ПОД |
|
1 |
30.04 |
|
60 |
Дифференциация предлогов НАД-ПОД |
|
1 |
05.05 |
|
|
Предложение |
5 часов |
|
|
|
61 |
Обозначение границ предложения |
|
1 |
07.05 |
|
62 |
Составление предложений из слов |
|
1 |
12.05 |
|
63 |
Повествовательное предложение |
|
1 |
14.05 |
|
64 |
Вопросительное предложение |
|
1 |
19.05 |
|
65 |
Восклицательное предложение |
|
1 |
21.05 |
|
|
Текст |
3 часа |
|
|
|
66 |
Ознакомление с признаками текста |
|
1 |
26.05 |
|
67 |
Восстановление деформированного текста |
|
1 |
28.05 |
|
68 |
Пересказ текста по вопросам |
|
1 |
30.05 |
|
№ |
|
Тема занятия |
|
|
Кол-во часов |
Дата |
|
|
|
|
По плану |
По факту |
|||
1,2 |
|
Обследование речи учащихся |
|
|
2 |
06.09 09.09 |
|
|
|
Предложение |
1 час |
|
|
|
|
3 |
|
Предложение. Слово |
|
|
1 |
13.09 |
|
|
|
Звуки речи |
3 часа |
|
|
|
|
4 |
|
Звуки и буквы. Алфавит. |
|
|
1 |
16.09 |
|
5 |
|
Гласные звуки и буквы |
|
|
1 |
20.09 |
|
6 |
|
Согласные звуки и буквы |
|
|
1 |
23.09 |
|
|
|
Слоговая структура слова |
3 часа |
|
|
|
|
7 |
|
Анализ односложных слов |
|
|
1 |
27.09 |
|
8 |
|
Анализ двусложных слов |
|
|
1 |
30.09 |
|
9 |
|
Слогообразующая роль гласных |
|
|
1 |
04.10 |
|
|
|
Ударение |
2 часа |
|
|
|
|
10 |
|
Ударение |
|
|
1 |
07.10 |
|
11 |
|
Ударные и безударные гласные |
|
|
1 |
11.10 |
|
|
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных |
6 часов |
|
|
|
|
|
|
перед гласными |
|
|
|
|
|
12 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
|
|
1 |
14.10 |
|
|
|
гласными И-Ы в слогах и словах |
|
|
|
|
|
13 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
|
|
1 |
18.10 |
|
|
|
гласными А-Я в слогах и словах |
|
|
|
|
|
14 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
|
|
1 |
21.10 |
|
|
|
гласными У-Ю в слогах и словах |
|
|
|
|
|
15 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед |
|
|
1 |
25.10 |
|
|
|
гласными О-Ё в слогах и словах |
|
|
|
|
|
16 |
|
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е в |
|
1 |
08.11 |
|
|
|
|
слогах и словах |
|
|
|
|
|
17 |
|
Дифференциация Обозначение мягкости согласных при |
|
1 |
11.11 |
|
|
|
|
помощи буквы Ь в словах |
|
|
|
|
|
|
|
Мягкий знак в слове |
2 часа |
|
|
|
|
18 |
|
Разделительный Ь перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И |
|
|
1 |
15.11 |
|
19 |
|
Дифференциация смягчающего и разделительного Ь |
|
|
1 |
18.11 |
|
|
Дифференциация звонких и глухих парных согласных |
11 часов |
|
|
|||
20 |
|
Дифференциация Б-П в слогах и словах |
|
|
1 |
22.11 |
|
21 |
|
Дифференциация Б-П в предложениях |
|
|
1 |
25.11 |
|
22 |
|
Дифференциация В-Ф в слогах и словах |
|
|
1 |
29.11 |
|
23 |
|
Дифференциация В-Ф в предложениях |
|
|
1 |
02.12 |
|
24 |
|
Дифференциация Г-К в слогах и словах |
|
|
1 |
06.12 |
|
25 |
|
Дифференциация Г-К в предложениях |
|
|
1 |
09.12 |
|
26 |
|
Дифференциация Д-Т в слогах и словах |
|
|
1 |
13.12 |
|
27 |
|
Дифференциация Д-Т в предложениях |
|
|
1 |
16.12 |
|
28 |
|
Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах |
|
|
1 |
20.12 |
|
29 |
|
Дифференциация Ж-Ш в предложениях |
|
|
1 |
23.12 |
|
30 |
|
Дифференциация З-С в слогах и словах |
|
|
1 |
27.12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 класс
|
Дифференциация согласных |
4 часа |
|
|
||
31 |
Дифференциация С-Ц в слогах и словах |
|
|
1 |
13.01 |
|
32 |
Дифференциация С-Ц в предложениях |
|
|
1 |
17.01 |
|
33 |
Дифференциация Ч-Ц в слогах и словах |
|
|
1 |
20.01 |
|
34 |
Дифференциация Ч-Ц в предложениях |
|
|
1 |
24.01 |
|
|
Слова, обозначающие предметы |
8 часов |
|
|
|
|
35 |
Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые |
|
1 |
27.01 |
|
|
|
предметы |
|
|
|
|
|
36 |
Слова, обозначающие один и много предметов |
|
|
1 |
31.01 |
|
37 |
Существительные в Р.п. ед. и мн. числа |
|
|
1 |
03.02 |
|
38 |
Существительные мужского рода |
|
|
1 |
07.02 |
|
39 |
Существительные женского рода |
|
|
1 |
10.02 |
|
40 |
Существительные среднего рода |
|
|
1 |
14.02 |
|
41 |
Слова, обозначающие большой и маленький предмет |
|
|
1 |
17.02 |
|
42 |
Сравнение двух предметов |
|
|
1 |
21.02 |
|
|
Слова, обозначающие действия предметов |
6 часов |
|
|
|
|
43 |
Сопоставление форм одного и того же глагола |
|
|
1 |
24.02 |
|
44 |
Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы) |
|
1 |
28.02 |
|
|
45 |
Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у) |
|
1 |
03.03 |
|
|
46 |
Изменение глаголов по числам |
|
|
1 |
07.03 |
|
47 |
Изменение глаголов по родам |
|
|
1 |
10.03 |
|
48 |
Подбор слов, обозначающих действия к словам, |
|
|
1 |
14.03 |
|
|
обозначающим предметы |
|
|
|
|
|
|
Слова, обозначающие признак предмета |
6 часов |
|
|
|
|
49 |
Образование относительных прилагательных |
|
|
1 |
17.03 |
|
50 |
Образование прилагательных с уменьшительно- |
|
|
1 |
|
|
|
ласкательным значением |
|
|
|
21.03 |
|
51 |
Подбор прилагательных с противоположным значением |
|
1 |
04.04 |
|
|
52 |
Подбор прилагательных близких по значению |
|
|
1 |
07.04 |
|
53 |
Выделение ведущих признаков предметов (качества |
|
|
1 |
11.04 |
|
|
характера) |
|
|
|
|
|
54 |
Выделение ведущих признаков предметов |
|
|
1 |
14.04 |
|
|
( материал) |
|
|
|
|
|
|
Предложение |
|
|
|
|
|
55 |
Обозначение границ предложения |
|
|
1 |
18.04 |
|
56 |
Составление предложений с употреблением различных |
|
1 |
|
|
|
|
падежей (Р.п) |
|
|
|
21.04 |
|
57 |
Составление предложений с употреблением различных |
|
1 |
25.04 |
|
|
|
падежей ( Д.п) |
|
|
|
|
|
58 |
Составление предложений с употреблением различных |
|
1 |
28.04 |
|
|
|
падежей ( В.п) |
|
|
|
|
|
59 |
Составление предложений с употреблением различных |
|
1 |
02.05 |
|
|
|
падежей ( Т.п) |
|
|
|
|
|
60 |
Составление предложений с употреблением различных |
|
1 |
05.05 |
|
|
|
падежей ( П.п) |
|
|
|
|
|
61 |
Дополнение предложений по вопросам |
|
|
1 |
09.05 |
|
62 |
Работа с деформированным предложением |
|
|
1 |
12.05 |
|
63 |
Повествовательное предложение |
|
|
1 |
16.05 |
|
|
|
|
|
|
|
64 |
Вопросительное предложение |
|
1 |
19.05 |
|
65 |
Восклицательное предложение |
|
1 |
23.05 |
|
|
Текст |
3 часа |
|
||
66 |
Восстановление деформированного текста |
|
1 |
26.05 |
|
67 |
Пересказ текста по вопросам |
|
1 |
28.05 |
|
68 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
|
1 |
30.05 |
|
4 класс
№ |
Тема занятия |
|
Кол-во часов |
Дата |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
По плану |
По факту |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
1 |
Обследование речи учащихся |
|
|
1 |
04.09 |
|
|
|
Звуковой анализ |
2 часа |
|
|
|
|
|
2 |
Гласные звуки и буквы |
|
|
1 |
06.09 |
|
|
3 |
Согласные звуки и буквы |
|
|
1 |
11.09 |
|
|
|
Слоговая структура слова |
2 часа |
|
|
|
|
|
4,5 |
Слогообразующая роль гласных |
|
|
2 |
13.09 18.09 |
|
|
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных |
10 часов |
|
|
|
||
|
пред гласными |
|
|
|
|
|
|
6 |
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в |
|
1 |
20.09 |
|
|
|
|
слогах |
|
|
|
|
|
|
7 |
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в |
|
1 |
25.09 |
|
|
|
|
словах |
|
|
|
|
|
|
8 |
Твёрдые и мягкие согласные перед А-Я в слогах |
|
|
1 |
27.09 |
|
|
9 |
Твёрдые и мягкие согласные перед А-Я в словах |
|
|
1 |
02.10 |
|
|
10 |
Твёрдые и мягкие согласные перед У-Ю в слогах |
|
|
1 |
04.10 |
|
|
11 |
Твёрдые и мягкие согласные перед У-Ю в словах |
|
|
1 |
09.10 |
|
|
12 |
Твёрдые и мягкие согласные перед О-Ё в слогах |
|
|
1 |
11.10 |
|
|
13 |
Твёрдые и мягкие согласные перед О-Ё в словах |
|
|
1 |
16.10 |
|
|
14 |
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е |
|
1 |
18.10 |
|
|
|
15 |
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь |
|
1 |
23.10 |
|
|
|
|
Мягкий знак |
3 часа |
|
|
|
|
|
16 |
Разделительный Ь перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И |
|
|
1 |
25.10 |
|
|
17,18 |
Дифференциация смягчающего и разделительного Ь |
|
2 |
06.11 08.11 |
|
|
|
|
Дифференциация звонких и глухих |
11 часов |
|
|
|
|
|
|
парных согласных |
|
|
|
|
|
|
19 |
Звонкие и глухие согласные |
|
|
1 |
13.11 |
|
|
20 |
Дифференциация В-Ф в слогах и словах |
|
|
1 |
15.11 |
|
|
21 |
Дифференциация В-Ф в предложениях |
|
|
1 |
20.11 |
|
|
22 |
Дифференциация Г-К в слогах и словах |
|
|
1 |
22.11 |
|
|
23 |
Дифференциация Г-К в предложениях |
|
|
1 |
27.11 |
|
|
24 |
Дифференциация Д-Т в слогах и словах |
|
|
1 |
29.11 |
|
|
25 |
Дифференциация Д-Т в предложениях |
|
|
1 |
04.12 |
|
|
26 |
Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах |
|
|
1 |
06.12 |
|
|
27 |
Дифференциация Ж-Ш в предложениях |
|
|
1 |
11.12 |
|
|
28 |
Дифференциация З-С в слогах и словах |
|
|
1 |
13.12 |
|
|
29 |
Дифференциация З-С в предложениях |
|
|
1 |
18.12 |
|
|
|
Ударение |
3 часа |
|
|
|
|
|
30 |
Выделение ударных гласных |
|
|
1 |
20.12 |
|
|
31,32 |
Выделение безударной гласной в корне |
|
|
2 |
25.12 27.12 |
|
|
|
Слова, обозначающие предметы |
6 часов |
|
|
|
|
|
33 |
Слова, обозначающие предметы |
|
|
1 |
15.01 |
|
|
34 |
Одушевлённые и неодушевлённые предметы |
|
|
1 |
17.01 |
|
|
35 |
Слова, обозначающие один и много предметов |
|
|
1 |
22.01 |
|
|
36 |
Существительные мужского рода |
|
|
1 |
24.01 |
|
||
37 |
Существительные женского рода |
|
|
1 |
29.01 |
|
||
38 |
Существительные среднего рода |
|
|
1 |
31.01 |
|
||
|
Слова, обозначающие действие предмета |
6 часов |
||||||
39 |
Слова, обозначающие действие предмета |
|
|
1 |
05.02 |
|
||
40 |
Изменение слов, обозначающих действие по родам |
|
1 |
07.02 |
|
|||
41 |
Изменение слов, обозначающих действие по числам |
|
1 |
12.02 |
|
|||
42 |
Употребление глаголов с различными приставками |
|
1 |
14.02 |
|
|||
43 |
Слова-действия, имеющие противоположное значение |
|
1 |
19.02 |
|
|||
44 |
Слова-действия близкие по значению |
|
|
1 |
21.02 |
|
||
|
Слова, обозначающие признак предмета |
6 часов |
|
|
|
|||
45 |
Слова, обозначающие признак предмета |
|
|
1 |
26.02 |
|
||
46 |
Выделение ведущих признаков предмета (цвет, |
|
|
1 |
28.02 |
|
||
|
величина) |
|
|
|
|
|
||
47 |
Выделение ведущих признаков предмета (форма, вкус) |
|
1 |
05.03 |
|
|||
48 |
Образование прилагательных с уменьшительно- |
|
|
1 |
07.03 |
|
||
|
ласкательным значением |
|
|
|
|
|
||
49 |
Образование относительных прилагательных |
|
|
1 |
12.03 |
|
||
50 |
Образование притяжательных прилагательных |
|
|
1 |
14.03 |
|
||
|
Предлоги-приставки |
5 часов |
|
|
|
|||
51 |
Предлог БЕЗ |
|
|
1 |
19.03 |
|
||
52 |
Предлог ПОД |
|
|
1 |
21.03 |
|
||
53 |
Предлог НАД |
|
|
1 |
02.04 |
|
||
54 |
Предлог ОКОЛО |
|
|
1 |
04.04 |
|
||
55 |
Дифференциация понятий предлог-приставка |
|
|
1 |
09.04 |
|
||
|
Родственные слова |
2 часа |
|
|
|
|||
56,57 |
Подбор родственных слов |
|
|
2 |
11.04 16.04 |
|
||
|
Предложение |
7 часов |
|
|
|
|||
58 |
Словосочетание и предложение |
|
|
1 |
18.04 |
|
||
59 |
Выделение предложений в тексте |
|
|
1 |
23.04 |
|
||
60 |
Работа с деформированным предложением |
|
|
1 |
25.04 |
|
||
61 |
Повествовательное предложение |
|
|
1 |
30.04 |
|
||
62 |
Вопросительное предложение |
|
|
1 |
02.05 |
|
||
63 |
Восклицательное предложение |
|
|
1 |
07.05 |
|
||
64 |
Сложное предложение |
|
|
1 |
14.05 |
|
||
|
Текст |
3 часа |
|
|
|
|||
65 |
Восстановление деформированного текста |
|
|
1 |
16.05 |
|
||
66 |
Восстановление текста с пропущенными словами |
|
|
1 |
21.05 |
|
||
67 |
Пересказ текста по вопросам |
|
|
1 |
23.05 |
|
||
68 |
Обследование речи учащихся |
|
|
1 |
28.05 |
|
||