Адаптированная рабочая программа для слабовидящего обучающегося (вариант 4.1)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 9"
Рассмотрено Руководитель ШМО НК МКОУ «ООШ № 9» _________ /Сахарова И.В./ Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. |
Согласовано. Зам. директора по УР МКОУ «ООШ № 9» _________И.Н.Бирючинских «31» сентября 2022 г. |
Утверждено. Директор МКОУ «ООШ № 9» _________Т.Н.Шмыглева «31» августа 2022 г. Приказ № _____ |
Адаптированная рабочая программа
для слабовидящего обучающегося
(вариант 4.1)
Учебный предмет: английский язык
Предметная область: иностранный язык
Класс: 2 б
Федорова Марина Сергеевна
учитель начальных классов
2022 г.
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа (далее - АОП) образования для слабовидящих обучающихся - это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) слабовидящих обучающихся, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП.
В основу АОП для слабовидящих обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для слабовидящих обучающихся предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной,).Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
Целью реализации АОП НОО для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.
Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач:
- формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;
- обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
- развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции;
- достижения планируемых результатов освоения АОП НОО слабовидящими обучающимися;
- осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АОП НОО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;
- выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, через организацию общественно полезной деятельности;
- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков.
Предметная область:
Русский язык и литературное чтение (русский язык).
Основные задачи реализации содержания:
- осознание языка как основного средства человеческого общения и явление национальной культуры;
- формирование позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, стремление к грамотному использованию, русский язык станет основой обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей;
- получение возможности реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Психолого-педагогическая характеристика
на слабовидящегообучающегося- Ф.Л.
Дата рождения: 13.10.2014 г.
Место проживания: г. Лиски, Б.Донецкая, 73/2
Класс, программа обучения: 1 класс, АОП НОО для слабовидящих обучающихся (4.1)
Вопросам воспитания, развития и здоровья ребёнка в семье уделяется достаточное время, мама в большей степени. Она занимается с ребенком: читает, пишет. Свободное время организовано. Режим дня школьника соблюдается.Школа взаимодействует с семьей обучающегося: индивидуальные беседы с учителями, психологом.
Внешний вид ребёнка опрятный, ухоженный. Со сверстниками общается. В меру переживает за свои поступки, поведение; на критические замечания реагирует и внешне никаких тревог не проявляет.
У Ф.Л. наблюдается снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметнопрактических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазо -двигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией.
У Ф.Л. наблюдается снижение двигательной активности, нарушение сочетания движений глаз, в том числе трудности формирования двигательных навыков.
Для ребёнка характернызатруднения вовладении пространственными представлениями, в процессе микро- имакроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов.
Для девочки характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У неё наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствамиобщения, осуществления коммуникативной деятельности.
У Ф.Л. наблюдаетсяснижение общейпознавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности.Кроме того, характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
Навыками самообслуживания владеет. Не всегда следит за своим внешним видом. Правила поведения в школе и во внеурочное время соблюдает.
Характер учебной мотивации:
-Преобладание игровых и оценочных мотивов (получение похвалы, избегание неудач);
Особенности личности.
Особенности коммуникативной сферы: легко идет на контакт со взрослыми и детьми.
Особенности аффективной сферы: преобладающий эмоциональный фон настроения ребенкаположительный, характеризуется открытостью, хорошим настроением.
Особенности деятельности:
-принимает цели и задач деятельности;
-следует заданной подробной инструкции при помощи взрослых;
-стремится к достижению результата, не теряет интерес к заданиям;
- к результатам собственной деятельности критична;
-адекватность самооценки средняя.
Выполнение школьного режима и правил поведения.
- нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.
Мероприятия, проведенные в целях повышения его успеваемости:
-индивидуальная помощь,
- щадящий режим нагрузок,
- игровые технологии.
Общие выводы и впечатления о ребенке.
Среди метапредметных результатов менее всего проявлялась познавательная инициатива в учебном сотрудничестве. Уровень обучаемости средний. Занятия показали состоятельность ребенка реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение. АОП разработана с учетом индивидуальных психологических и психических особенностей Ф.Л. и направлена на развитие речи, математических представлений и представлений об окружающем мире. Ведущее направление: социализация обучающегося в обществе.
Основные образовательные потребности
слабовидящих обучающихся
Для слабовидящих обучающихся, осваивающих АОП НОО (вариант 4.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:
целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов; руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного),возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся; увеличение времени на выполнение практических работ;
постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
повышение коммуникативной активности и компетентности; физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышениедвигательной активности;
поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;
поддержание психофизического тонуса слабовидящих;
совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
Предметные результаты
Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Говорение
Ученик 2-го класса научится:
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- расспрашивать собеседника, задавать простые вопросы (Что? Где? Когда?) и отвечать на них;
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
- составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
Ученик 2-го класса получит возможность научиться:
- решать элементарные коммуникативные задачи в пределах любой из сфер общения;
- составлять монологическое высказывание объемом 5 фраз (описание, сообщение, рассказ);
- решать коммуникативные задачи при помощи диалога объемом 3-4 реплики с каждой стороны;
- запросить информацию, поздороваться, извиниться, выразить одобрение/несогласие;
- задать вопрос, дать краткий ответ, выслушать собеседника, поддержать беседу.
Аудирование
Ученик 2-го класса научится:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность.
Ученик 2-го класса получит возможность научиться:
- понимать развернутые тексты объемом 6-10 фраз.
Чтение
Ученик 2-го класса научится:
- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
- читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
- овладевать основными правилами чтения и знаками транскрипции.
Ученик 2-го класса получит возможность научиться:
- читать про себя и понимать текст, содержащий не более 2-3 незнакомых слов.
Письмо
Ученик 2-го класса научится:
- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
- писать краткое поздравление с опорой на образец;
- записывать отдельные слова, предложения по модели;
- выписывать предложения из текста.
Ученик 2-го класса получит возможность научиться:
- охарактеризовать сказочного героя в письменном виде;
- придумывать и записывать собственные предложения;
- составлять план устного высказывания.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебной книге и других книгах комплекта, умение находить нужную информацию и использовать ее в поставленных целях;
работать с разными видами подачи информации (таблицы, текст, иллюстрации, схемы в доступном данному возрасту виде);
работать с текстом (прогнозировать содержание по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения и т. п.);
сравнивать языковые явления (родного и иностранного языка) на уровне звуков, букв, слов, словосочетаний;
действовать по образцу при выполнении упражнений.
Коммуникативные УУД:
начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
работать в разных формах учебного сотрудничества (работа в паре, группе) и проигрывать разные социальные роли;
владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций.
Регулятивные УУД:
осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Содержание учебного предмета
Место предмета в Учебном плане.
По календарно-учебному графику во 2 классе – 32 часа ( 0,25).
,
По Учебному плану-34 часа (1 час в неделю , 0.25)
Праздничные дни: 23.02,02.05, 09.05
Наименования разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности с учётом Программы воспитания МКОУ «ООШ №9»
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Виды деятельности (с учётом Программы воспитания МКОУ «ООШ №9») |
1 |
Знакомство (с одноклассниками, учителем). Мое имя, возраст. Приветствие, прощание.
|
4 |
Знакомиться, приветствовать и прощаться друг с другом, используя элементарные формулы речевого этикета; различать и называть буквы английского алфавита, воспроизводить их графически и каллиграфически (полупечатное написание заглавных и строчных букв). Понимать различие гласных и согласных букв; расспрашивать собеседника о нем самом, о его одноклассниках, семье в ходе вежливого элементарного диалога-расспроса (возраст, имя, что умеет делать), отвечать на вопросы собеседника; понимать на слух текст, построенный на знакомом материале, с опорой на картинку; рассказывать о себе, одноклассниках и семье; описывать животных, называя их цвет и сообщая, что они умеют делать; рассказывать о том, что имеется в портфеле (Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании) |
2. |
Я и моя семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, увлечения, хобби. Мое здоровье. |
5 |
Расспрашивать собеседника о том, что/кто у него есть; пользоваться планом в виде моделей при составлении рассказа о друге; образовывать имена существительные во множественном числе, пользуясь правилом; приглашать собеседника принять участие в совместной деятельности и реагировать на приглашение; рассказывать о себе, сообщая, в какие спортивные игры школьник умеет играть, а также узнавать у собеседника, в какие спортивные игры умеет играть он (Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании) |
3. |
Мир моих увлечений: что я умею/ не умею |
9 |
Описывать людей и животных; расспрашивать собеседника о его друге, семье, о том, где он живет; употреблять глаголы в 3-ем лице единственного числа в Present Simple; употреблять существительные в притяжательном падеже; отдавать распоряжения и вежливо выражать просьбу; повторить и обобщить краткие отрицательные формы глаголов is,can, has got; (Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании) |
4. |
Мои любимые игрушки |
4 |
Рассказывать о своем домашнем животном; Описывать людей и животных; расспрашивать собеседника о его друге, семье, о том, где он живет (Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании) |
5. |
Мои любимые персонажи детских произведений: их внешность, характер |
7 |
знакомиться с новым другом, расспрашивать о его имени, возрасте, где живет; рассказывать новому другу о себе; кратко высказываться об артисте театра, описывая его характер и выражая свое отношение к нему; понимать на слух текст, построенный на знакомом материале; читать про себя небольшое сообщение, построенное на знакомом материале (Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании) |
6. |
Подготовка к школьному празднику
|
5
Итого: 34 часа
|
Понимать на слух текст, построенный на знакомом материале. Систематизировать и сгруппировать по темам всю изученную лексику под руководством учителя. Самостоятельно подготовить книжку-малышку о своем друге, пользуясь инструкцией. (Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании) |
Направления проектной деятельности обучающихся
№ п/п |
Название проекта |
Характеристика основных видов деятельности |
1. |
«Книга азбука» |
- Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; - Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез; |
2. |
«Конкурс закладок» |
Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.) Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; - Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих |
Календарно-тематическое планирование
№ по порядку |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||
1 четверть, раздел 1 «Здравствуй, английский!» |
||||
1 |
Знакомство. Введение и отработка английских приветствий. ( 0,25) |
|
|
|
2 |
Знакомство. Счет 1…5. Животные Введение лексики по теме «Числительные», «Животные» Отработка английских приветствий. (0,25) |
|
|
|
3 |
Знакомство. Счет 6…10 Введение новых лексических единиц по теме «Животные» Введение лексики по теме «Числительные» Отработка английских приветствий. (0.25) |
|
|
|
4 |
Увлечения. Лексика по теме «Хобби» (0,25) |
|
|
|
5 |
Новый ученик. Описываем человека с использованием лексических конструкций. (0,25) |
|
|
|
6 |
Что умеют делать одноклассники. Отработка глагола can (0,25) |
|
|
|
7 |
Школьные принадлежности. Введение новой лексики по теме.(0,25) |
|
|
|
8 |
Животные в зоопарке. Введение новой лексики по теме. (0,25) |
|
|
|
9 |
Играем в магазин. Введение новой лексики по теме. (0,25) |
|
|
|
10 |
Проект «Праздник осени». (0,25) |
|
|
|
раздел 2 «Добро пожаловать в наш театр!» |
||||
11 |
Моя семья. Устное монологическое высказывание о своей семье (0,25) |
|
|
|
12 |
Множественное число существительных. Введение нового грамматического материала с последующей отработкой (0,25) |
|
|
|
13 |
Животные на ферме. Введение новой лексики по теме. (0,25) |
|
|
|
14 |
Спортивные игры. Введение новой лексики по теме. (0,25) |
|
|
|
15 |
Спорт. Построение предложений по образцу. (0,25) |
|
|
|
16 |
Интервью о спорте. Отработка навыков диалогической речи (0,25) |
|
|
|
17 |
Новогодний салат. Закрепление изученного материала (0,25) |
|
|
|
18 |
Скоро Новый год. Составление открытки по образцу (0,25) |
|
|
|
19 |
Самостоятельная работа (0,25) |
|
|
|
20 |
Проект по теме «Книга азбука» (0,25) |
|
|
|
раздел 3 «Давайте читать и говорить по-английски» |
||||
21 |
Кто где живет. Введение новой лексики по теме. (0,25) |
|
|
|
22 |
Где живут животные. Закрепление новой лексики по теме. (0,25) |
|
|
|
23 |
Служба спасения. Освоение правил чтения гласных (0,25) |
|
|
|
24 |
Учимся читать. Закрепление правил чтения гласных (0,25) |
|
|
|
25 |
Описание Питера. Описание человека по образцу. (0.25) |
|
|
|
26 |
Описание артистов. Освоение правил чтения буквосочетаний (0,25) |
|
|
|
27 |
Любимые персонажи детских произведений. Устное монологическое высказывание по теме (0,25) |
|
|
|
28 |
Описываем животных. Закрепление новой лексики (0,25) |
|
|
|
29 |
Я и мои друзья. Введение грамматического явления «Притяжательный падеж» (0,25) |
|
|
|
30 |
Занятие в школе. Закрепление правил чтения (0,25) |
|
|
|
31 |
Любимое животное. Введение понятия « Артикли» (0,25) |
|
|
|
32 |
Спортивный праздник. Закрепление правил чтения (0,25) |
|
|
|
33 |
Проект по теме «Конкурс закладок» (0,25) |
|
|
|
34 |
Проект «Книга о своем друге» (0,25) |
|
|
|