Адаптированная рабочая программа по рисованию для 4 класса

29
9
Материал опубликован 16 June 2019

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по рисованию составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».                                                                Тематическое планирование рассчитано на  1 час в неделю, что составляет  36 учебных часа в год.  Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 4 класса.

Цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,

общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),

развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

 Задачи:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства . Расширение художественно-эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения , построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Форма организации образовательного процесса.

  1. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
  2. словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  3. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  4. практический метод (упражнения, практическая работа);
  5. репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  6. коллективный, индивидуальный.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»                                                                                  

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                           
  • овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в  повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                         
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;              
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                 
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;                                                                                                                  
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты.

  • При освоении учебного предмета «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) должны достигать следующих предметных результатов:                   
  • формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;                                                                
  • развитие художественного вкуса:  умения отличать "красивое" от  "некрасивого";                                                                                                        
  • понимание красоты как ценности;                                                                                        
  • воспитание потребности в художественном творчестве.                                                                                                                                               

Обучающиеся должны знать:

  1. материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
  2. способы работы по мокрой и сухой бумаге;
  3. названия  жанров  живописи  (пейзаж,  натюрморт,  портрет,  рисунок  на  тему из жизни);
  4. названия  некоторых  национальных  промыслов  (Гжель,  Каргополь,  Дымково, Городец);
  5. явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе

Обучающиеся должны уметь:                                                                                                                             

  1. рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);                
  2. рисовать по памяти после проведённых наблюдений;                                                                                                          
  3. выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;                                               
  4. применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;                                                                                                              
  5. сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;                                                                              
  6. осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;                                                                                                                      
  7. закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;                                                                                                                
  8. рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской кистью;                 
  9. в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.                                                                                                             

Минимально достижимый уровень:

  • Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
  • Знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя;
  • Рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;                                                                                   
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Достаточный уровень:

  • Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
  • применение приемов лепки;
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
  • применение разных способов лепки;
  • рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Нормативная база

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства     образования  и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
  3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  4.  Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;
  5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
  6. Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание программы                                                                                                                                                                                       

  1. Обучение композиционной деятельности. Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживания одних предметов другими.  Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
  2. Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
  3. Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.                                                                             
  4. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.

Примерные задания

  1. Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Елки в зимнем лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).                                             
  2. Декоративное рисование: «Полотенце». Узоры в полосе и в квадрате.                                                                                                              
  3. Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу);  «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин). Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога. Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон).    
  4. Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания. Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка»,  и др. (по выбору учащихся). Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза»,  «Фигура человека в статической позе».                                                                                                                          
  5. Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.                       
  6. Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.                                                                                                   
  7. Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).                                                                                                                             
  8. Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш). Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш). Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).                                                                           
  9. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.                                                                                                               
  10. Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).

Учебно - методическое обеспечение.

1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной  школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.                                                       

3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.                                                                                                 

4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.

5.Компьютер.

6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

7.Интерактивная доска.

8.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.

9.Презентации ,фильмы о художниках.

10.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.

 

                  Календарно-тематическое планирование по рисованию, 4 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

      1 четверть

 

9

 

 

 

 

1

Рисование с натуры листьев

 

1

Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рисование с натуры

Практическая работа

2

Рисование на тему «Деревья осенью»

 

1

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

3

Рисование на тему «В деревне»

 

1

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

4

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»

 

1

знание видов аппликации (предметная, сюжетная);

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

5

Приёмы работы красками и кистью

 

1

различать и называть цвета;

умение организовать своё рабочее место;

Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги

Практическая работа

6

Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба.

 

1

Знать способы работы по мокрой и сухой бумаге

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги

Практическая работа

7

Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги

Практическая работа

8

Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины»

 

1

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Беседа, просмотр видеофильма

Беседа

9

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»

 

1

знание видов аппликации (предметная, сюжетная);

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

 

II Четверть

 

7

 

 

 

 

1

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»

 

1

в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

2

Аппликация: «Овальная салфетка»

 

1

ориентировка в пространстве листа;

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Изготовление аппликации "Овальная салфетка"

Практическая работа

3

Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы)

 

1

передавать в рисунках основную форму предметов;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Составление декоративного узора

Практическая работа

4

Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка»

 

1

применение приемов лепки

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Знакомство с понятием каргополская игрушка

Практическая работа

5

Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу»

 

1

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Елки в зимнем лесу"

Практическая работа

6

Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки»

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Дед Мороз у елки"

Практическая работа

7

Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка»

 

1

           

в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

умение организовать своё рабочее место;

Рисование аппликации"Неваляшка"

 

Практическая работа

 

III Четверть

 

11

 

 

 

 

1

Аппликация с дорисовыванием: «Мишка»

 

1

в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Мишка"

Практическая работа

2

Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка»

 

1

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Чебурашка"

Практическая работа

3

Зарисовка игрушек по выбору обучающихся

 

1

передавать в рисунках основную форму предметов;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Свободное рисование

Практическая работа

4

Раскрашивание игрушек акварелью

 

1

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Раскрашивание игрушек акварелью

Практическая работа

5

Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой»

 

1

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Беседа, просмотр презентации, видеофильма

Практическая работа

6

Лепка фигуры человека в статической позе

 

1

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела

адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

Просмотр презентации, лепка фигуры человека

Практическая работа

7

Рисование фигуры человека

 

1

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Рисование фигуры человека

Практическая работа

8

Рисование с натуры «Ваза с цветами»

 

1

рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта

умение организовать своё рабочее место;

Творческая работа, рисование с натуры

Практическая работа

9

Рисование с натуры машинки-игрушки

 

1

·         рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование с натуры машинки-игрушки

Практическая работа

10

Рисование акварелью «Сказочные цветы»

 

1

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Рисование акварелью

Практическая работа

11

Знакомство с гжельской росписью

 

1

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации

Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства.

Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров».

Практическая работа

 

IV Четверть

 

9

 

 

 

 

1

Рисование элементов росписи посуды Гжели

 

1

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. Рисование элементов росписи посуды Гжель

Практическая работа

2

Рисование кистью «Праздничный салют»

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рисование кисть праздничного салюта

Практическая работа

3

Лепка предметов симметричной формы «Бабочка»

 

1

применение приемов лепки

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Лепка бабочки

Практическая работа

4

Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза»

 

1

применение приемов лепки

адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

Лепка стрекозы

Практическая работа

5-6

Аппликация: «Сказочная птица»

 

2

ориентировка в пространстве листа;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Творческая работа "Сказочная птица"

Практическая работа

7-8

Мастера народных промыслов

 

2

передавать в рисунках основную форму предметов;

умение организовать своё рабочее место;

Знакомство с мастерами народных промыслов

Практическая работа

9

Рисование на свободную тему

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Рисование на свободную тему, защита своего рисунка

Практическая работа

Комментарии

Спасибо за публикацию!

16 June 2019

Спасибо за первый отзыв, Оксана Павловна!!!

16 June 2019

Благодарю за качественный ресурс!

16 June 2019

Спасибо, Марина Юрьевна!

16 June 2019

Отличная адаптированная рабочая программа! Спасибо, Елена Николаевна!

16 June 2019

Благодарю, Татьяна Викторовна!

16 June 2019

Нужный материал, Елена Николаевна!!! Педагогам пригодится!!!

16 June 2019

Спасибо!!! Начала уже писать программы на следующий учебный год, программ много, времени мало!

16 June 2019

Это точно! Времени на все не хватает! Но вы все успеете, Елена Николаевна!!!

16 June 2019