Адаптированная рабочая программа по рисованию для 4 класса

29
9
Материал опубликован 16 June 2019

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по рисованию составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».                                                                Тематическое планирование рассчитано на  1 час в неделю, что составляет  36 учебных часа в год.  Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 4 класса.

Цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,

общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),

развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

 Задачи:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства . Расширение художественно-эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения , построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Форма организации образовательного процесса.

  1. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
  2. словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  3. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  4. практический метод (упражнения, практическая работа);
  5. репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  6. коллективный, индивидуальный.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»                                                                                  

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                           
  • овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в  повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                         
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;              
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                 
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;                                                                                                                  
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты.

  • При освоении учебного предмета «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) должны достигать следующих предметных результатов:                   
  • формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;                                                                
  • развитие художественного вкуса:  умения отличать "красивое" от  "некрасивого";                                                                                                        
  • понимание красоты как ценности;                                                                                        
  • воспитание потребности в художественном творчестве.                                                                                                                                               

Обучающиеся должны знать:

  1. материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
  2. способы работы по мокрой и сухой бумаге;
  3. названия  жанров  живописи  (пейзаж,  натюрморт,  портрет,  рисунок  на  тему из жизни);
  4. названия  некоторых  национальных  промыслов  (Гжель,  Каргополь,  Дымково, Городец);
  5. явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе

Обучающиеся должны уметь:                                                                                                                             

  1. рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);                
  2. рисовать по памяти после проведённых наблюдений;                                                                                                          
  3. выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;                                               
  4. применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;                                                                                                              
  5. сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;                                                                              
  6. осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;                                                                                                                      
  7. закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;                                                                                                                
  8. рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской кистью;                 
  9. в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.                                                                                                             

Минимально достижимый уровень:

  • Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
  • Знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя;
  • Рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;                                                                                   
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Достаточный уровень:

  • Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
  • применение приемов лепки;
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
  • применение разных способов лепки;
  • рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Нормативная база

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства     образования  и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
  3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  4.  Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;
  5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
  6. Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание программы                                                                                                                                                                                       

  1. Обучение композиционной деятельности. Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживания одних предметов другими.  Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
  2. Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
  3. Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.                                                                             
  4. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.

Примерные задания

  1. Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Елки в зимнем лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).                                             
  2. Декоративное рисование: «Полотенце». Узоры в полосе и в квадрате.                                                                                                              
  3. Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу);  «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин). Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога. Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон).    
  4. Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания. Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка»,  и др. (по выбору учащихся). Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза»,  «Фигура человека в статической позе».                                                                                                                          
  5. Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.                       
  6. Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.                                                                                                   
  7. Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).                                                                                                                             
  8. Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш). Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш). Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).                                                                           
  9. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.                                                                                                               
  10. Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).

Учебно - методическое обеспечение.

1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной  школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.                                                       

3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.                                                                                                 

4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.

5.Компьютер.

6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

7.Интерактивная доска.

8.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.

9.Презентации ,фильмы о художниках.

10.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.

 

                  Календарно-тематическое планирование по рисованию, 4 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

      1 четверть

 

9

 

 

 

 

1

Рисование с натуры листьев

 

1

Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рисование с натуры

Практическая работа

2

Рисование на тему «Деревья осенью»

 

1

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

3

Рисование на тему «В деревне»

 

1

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

4

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»

 

1

знание видов аппликации (предметная, сюжетная);

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

5

Приёмы работы красками и кистью

 

1

различать и называть цвета;

умение организовать своё рабочее место;

Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги

Практическая работа

6

Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба.

 

1

Знать способы работы по мокрой и сухой бумаге

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги

Практическая работа

7

Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги

Практическая работа

8

Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины»

 

1

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Беседа, просмотр видеофильма

Беседа

9

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»

 

1

знание видов аппликации (предметная, сюжетная);

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

 

II Четверть

 

7

 

 

 

 

1

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»

 

1

в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений

Практическая работа

2

Аппликация: «Овальная салфетка»

 

1

ориентировка в пространстве листа;

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Изготовление аппликации "Овальная салфетка"

Практическая работа

3

Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы)

 

1

передавать в рисунках основную форму предметов;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Составление декоративного узора

Практическая работа

4

Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка»

 

1

применение приемов лепки

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Знакомство с понятием каргополская игрушка

Практическая работа

5

Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу»

 

1

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Елки в зимнем лесу"

Практическая работа

6

Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки»

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Дед Мороз у елки"

Практическая работа

7

Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка»

 

1

           

в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

умение организовать своё рабочее место;

Рисование аппликации"Неваляшка"

 

Практическая работа

 

III Четверть

 

11

 

 

 

 

1

Аппликация с дорисовыванием: «Мишка»

 

1

в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Мишка"

Практическая работа

2

Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка»

 

1

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Чебурашка"

Практическая работа

3

Зарисовка игрушек по выбору обучающихся

 

1

передавать в рисунках основную форму предметов;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Свободное рисование

Практическая работа

4

Раскрашивание игрушек акварелью

 

1

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Раскрашивание игрушек акварелью

Практическая работа

5

Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой»

 

1

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Беседа, просмотр презентации, видеофильма

Практическая работа

6

Лепка фигуры человека в статической позе

 

1

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела

адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

Просмотр презентации, лепка фигуры человека

Практическая работа

7

Рисование фигуры человека

 

1

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Рисование фигуры человека

Практическая работа

8

Рисование с натуры «Ваза с цветами»

 

1

рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта

умение организовать своё рабочее место;

Творческая работа, рисование с натуры

Практическая работа

9

Рисование с натуры машинки-игрушки

 

1

·         рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование с натуры машинки-игрушки

Практическая работа

10

Рисование акварелью «Сказочные цветы»

 

1

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Рисование акварелью

Практическая работа

11

Знакомство с гжельской росписью

 

1

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации

Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства.

Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров».

Практическая работа

 

IV Четверть

 

9

 

 

 

 

1

Рисование элементов росписи посуды Гжели

 

1

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. Рисование элементов росписи посуды Гжель

Практическая работа

2

Рисование кистью «Праздничный салют»

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рисование кисть праздничного салюта

Практическая работа

3

Лепка предметов симметричной формы «Бабочка»

 

1

применение приемов лепки

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Лепка бабочки

Практическая работа

4

Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза»

 

1

применение приемов лепки

адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

Лепка стрекозы

Практическая работа

5-6

Аппликация: «Сказочная птица»

 

2

ориентировка в пространстве листа;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Творческая работа "Сказочная птица"

Практическая работа

7-8

Мастера народных промыслов

 

2

передавать в рисунках основную форму предметов;

умение организовать своё рабочее место;

Знакомство с мастерами народных промыслов

Практическая работа

9

Рисование на свободную тему

 

1

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Рисование на свободную тему, защита своего рисунка

Практическая работа

Комментарии

Спасибо за публикацию!

3
16 June 2019

Спасибо за первый отзыв, Оксана Павловна!!!

3
16 June 2019

Благодарю за качественный ресурс!

2
16 June 2019

Спасибо, Марина Юрьевна!

2
16 June 2019

Отличная адаптированная рабочая программа! Спасибо, Елена Николаевна!

3
16 June 2019

Благодарю, Татьяна Викторовна!

2
16 June 2019

Нужный материал, Елена Николаевна!!! Педагогам пригодится!!!

1
16 June 2019

Спасибо!!! Начала уже писать программы на следующий учебный год, программ много, времени мало!

2
16 June 2019

Это точно! Времени на все не хватает! Но вы все успеете, Елена Николаевна!!!

1
16 June 2019