Адаптированная рабочая программа по рисованию для 4 класса
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 36 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 4 класса.
Цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства . Расширение художественно-эстетического кругозора;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения , построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Форма организации образовательного процесса.
- Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
- При освоении учебного предмета «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) должны достигать следующих предметных результатов:
- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
- развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого";
- понимание красоты как ценности;
- воспитание потребности в художественном творчестве.
Обучающиеся должны знать:
- материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
- способы работы по мокрой и сухой бумаге;
- названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни);
- названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
- явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе
Обучающиеся должны уметь:
- рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
- рисовать по памяти после проведённых наблюдений;
- выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
- применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
- сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
- осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;
- закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;
- рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской кистью;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.
Минимально достижимый уровень:
- Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- Знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
- следование при выполнении работы инструкциям учителя;
- Рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
- Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
- применение приемов лепки;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- различать и называть цвета;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- Основная образовательная программа начального общего образования;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
- Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
- Обучение композиционной деятельности. Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
- Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
- Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
- Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.
Примерные задания
- Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Елки в зимнем лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).
- Декоративное рисование: «Полотенце». Узоры в полосе и в квадрате.
- Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин). Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога. Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон).
- Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания. Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка», и др. (по выбору учащихся). Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Фигура человека в статической позе».
- Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.
- Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.
- Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).
- Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш). Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш). Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).
- Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.
- Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Учебно - методическое обеспечение.
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.
5.Компьютер.
6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
7.Интерактивная доска.
8.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.
9.Презентации ,фильмы о художниках.
10.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Календарно-тематическое планирование по рисованию, 4 класс
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
|
1 четверть |
|
9 |
|
|
|
|
1 |
Рисование с натуры листьев |
|
1 |
Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Рисование с натуры |
Практическая работа |
2 |
Рисование на тему «Деревья осенью» |
|
1 |
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); |
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; |
Рисование по памяти после проведенных наблюдений |
Практическая работа |
3 |
Рисование на тему «В деревне» |
|
1 |
ориентироваться на плоскости листа бумаги; |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Рисование по памяти после проведенных наблюдений |
Практическая работа |
4 |
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру» |
|
1 |
знание видов аппликации (предметная, сюжетная); |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений |
Практическая работа |
5 |
Приёмы работы красками и кистью |
|
1 |
различать и называть цвета; |
умение организовать своё рабочее место; |
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги |
Практическая работа |
6 |
Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба. |
|
1 |
Знать способы работы по мокрой и сухой бумаге |
формирование мотивации к творческому труду; |
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги |
Практическая работа |
7 |
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге. |
|
1 |
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги |
Практическая работа |
8 |
Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины» |
|
1 |
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. |
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности |
Беседа, просмотр видеофильма |
Беседа |
9 |
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» |
|
1 |
знание видов аппликации (предметная, сюжетная); |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений |
Практическая работа |
|
II Четверть |
|
7 |
|
|
|
|
1 |
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» |
|
1 |
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей |
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; |
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений |
Практическая работа |
2 |
Аппликация: «Овальная салфетка» |
|
1 |
ориентировка в пространстве листа; |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Изготовление аппликации "Овальная салфетка" |
Практическая работа |
3 |
Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы) |
|
1 |
передавать в рисунках основную форму предметов; |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Составление декоративного узора |
Практическая работа |
4 |
Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка» |
|
1 |
применение приемов лепки |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Знакомство с понятием каргополская игрушка |
Практическая работа |
5 |
Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу» |
|
1 |
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки |
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности |
Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Елки в зимнем лесу" |
Практическая работа |
6 |
Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки» |
|
1 |
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Дед Мороз у елки" |
Практическая работа |
7 |
Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка» |
|
1
|
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; |
умение организовать своё рабочее место; |
Рисование аппликации"Неваляшка"
|
Практическая работа |
|
III Четверть |
|
11 |
|
|
|
|
1 |
Аппликация с дорисовыванием: «Мишка» |
|
1 |
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Мишка" |
Практическая работа |
2 |
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка» |
|
1 |
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации |
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; |
Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Чебурашка" |
Практическая работа |
3 |
Зарисовка игрушек по выбору обучающихся |
|
1 |
передавать в рисунках основную форму предметов; |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Свободное рисование |
Практическая работа |
4 |
Раскрашивание игрушек акварелью |
|
1 |
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Раскрашивание игрушек акварелью |
Практическая работа |
5 |
Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой» |
|
1 |
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Беседа, просмотр презентации, видеофильма |
Практическая работа |
6 |
Лепка фигуры человека в статической позе |
|
1 |
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела |
адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); |
Просмотр презентации, лепка фигуры человека |
Практическая работа |
7 |
Рисование фигуры человека |
|
1 |
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников |
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности |
Рисование фигуры человека |
Практическая работа |
8 |
Рисование с натуры «Ваза с цветами» |
|
1 |
рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта |
умение организовать своё рабочее место; |
Творческая работа, рисование с натуры |
Практическая работа |
9 |
Рисование с натуры машинки-игрушки |
|
1 |
· рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; |
формирование мотивации к творческому труду; |
Рисование с натуры машинки-игрушки |
Практическая работа |
10 |
Рисование акварелью «Сказочные цветы» |
|
1 |
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Рисование акварелью |
Практическая работа |
11 |
Знакомство с гжельской росписью |
|
1 |
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации |
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства. |
Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». |
Практическая работа |
|
IV Четверть |
|
9 |
|
|
|
|
1 |
Рисование элементов росписи посуды Гжели |
|
1 |
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки |
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; |
Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. Рисование элементов росписи посуды Гжель |
Практическая работа |
2 |
Рисование кистью «Праздничный салют» |
|
1 |
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Рисование кисть праздничного салюта |
Практическая работа |
3 |
Лепка предметов симметричной формы «Бабочка» |
|
1 |
применение приемов лепки |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Лепка бабочки |
Практическая работа |
4 |
Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза» |
|
1 |
применение приемов лепки |
адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); |
Лепка стрекозы |
Практическая работа |
5-6 |
Аппликация: «Сказочная птица» |
|
2 |
ориентировка в пространстве листа; |
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности |
Творческая работа "Сказочная птица" |
Практическая работа |
7-8 |
Мастера народных промыслов |
|
2 |
передавать в рисунках основную форму предметов; |
умение организовать своё рабочее место; |
Знакомство с мастерами народных промыслов |
Практическая работа |
9 |
Рисование на свободную тему |
|
1 |
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Рисование на свободную тему, защита своего рисунка |
Практическая работа |
Воробьева Оксана Павловна
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Янова Татьяна Викторовна
Артеменко Елена Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна