Адаптированная рабочая программа по рисованию для 4 класса
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 36 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 4 класса.
Цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства . Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения , построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
При освоении учебного предмета «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) должны достигать следующих предметных результатов:
формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого";
понимание красоты как ценности;
воспитание потребности в художественном творчестве.
Обучающиеся должны знать:
материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
способы работы по мокрой и сухой бумаге;
названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему изжизни);
названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково,Городец);
явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе
Обучающиеся должны уметь:
рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части,видеть пропорции);
рисовать по памяти после проведённых наблюдений;
выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;
закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;
рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской кистью;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.
Минимально достижимый уровень:
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
Знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
следование при выполнении работы инструкциям учителя;
Рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
применение приемов лепки;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
Обучение композиционной деятельности. Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.
Примерные задания
Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Елки в зимнем лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).
Декоративное рисование: «Полотенце». Узоры в полосе и в квадрате.
Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин). Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога. Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон).
Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания. Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка», и др. (по выбору учащихся). Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Фигура человека в статической позе».
Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.
Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).
Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш).Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш). Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы»,«Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Учебно - методическое обеспечение.
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.
5.Компьютер.
6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
7.Интерактивная доска.
8.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.
9.Презентации ,фильмы о художниках.
10.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Календарно-тематическое планирование по рисованию, 4 класс
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Деятельность учащихся
Мониторинг
Предметные
Личностные
1 четверть
9
1
Рисование с натуры листьев
1
Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Рисование с натуры
Практическая работа
2
Рисование на тему «Деревья осенью»
1
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Практическая работа
3
Рисование на тему «В деревне»
1
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Практическая работа
4
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»
1
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений
Практическая работа
5
Приёмы работы красками и кистью
1
различать и называть цвета;
умение организовать своё рабочее место;
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги
Практическая работа
6
Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба.
1
Знать способы работы по мокрой и сухой бумаге
формирование мотивации к творческому труду;
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги
Практическая работа
7
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
1
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги
Практическая работа
8
Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины»
1
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности
Беседа, просмотр видеофильма
Беседа
9
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»
1
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений
Практическая работа
II Четверть
7
1
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»
1
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений