12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Реутова Елена Андреевна1263
Россия, Новосибирская обл.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для детей с умственной отсталостью

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для детей с умственной отсталостью составленана основе:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной образовательной программы МКОУ «________ СОШ»;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 8- е издание М: «Просвещение» 2013 г.

Для реализации программы используется учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение», 2 класс. Авт. – сост. С.Ю. Ильина и др. Москва: «Просвещение», 2014г.

Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи»


Личностные результаты


1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;

12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты


Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Базовые учебные действия, формируемые на уроках чтения и развития речи:

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

·         Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

·         Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

·         Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

·         Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

Примерная тематика

Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.


Разделы

Краткое содержание раздела

1.Осень пришла - в школу пора!

«Кончилось лето» , Гласные звуки. Чтение слов с этими звуками. -2ч «Все куда- нибудь идут» По В.Голявкину. «Первый урок». «Мы рисуем». «Грибной лес». Я. Аким. Согласные звуки: м, н, л, с, в, р, з, х, ш, ж. – 2ч «Слон Бэби». По В. Дурову. «Птичья столовая»

Б. Заходер. «Осенние подарки» По Н. Сладкову. «В парке» Согласные звуки: ф, щ, й. -2ч «Падают, падают листья…» М. Ивенсен. «Осенний лес» По В. Корабельникову. «Всякой вещи свое место». По К. Ушинскому. Буквы, сходные по написанию. – 2ч. «Хозяин в доме» Д. Летнёва «Зачем дети ходят в школу?» По В. Голявкину. Согласные звуки: п, т, к, б, д, г, ч, ц. -2ч «Серый вечер». По А. Тумбасову. Повторение по теме «Осень пришла - в школу пора!» Внеклассное чтение по творчеству Г. Скребицкого

2. Почитаем-поиграем.

«Одна буква». По А. Шибаеву. «Слоги» А. Усачев. «Что такое доброта» «Дразнилки». По С. Иванову. «Черепаха». К. Чуковский. "Шумный Ба-бах". Дж. Ривз. Если плачет кто-то рядом» Л. Яхнин.Загадки. -2ч Доскажи словечко. «Кто квакает, кто крякает, а кто каркает» Повторение по теме «Почитаем, поиграем.»

3. Ой, ты, зимушка-зима!

«Белым вихрем к вам примчу» «Первый снег» Я. Аким. «Большой Снег» По Э. Киселевой. «Снежный колобок» По Н. Калининой. «Снеговик – новосёл» По С. Вангели. «Воробышкин домик» По Е. Шведеру.-2ч «Зимние картинки» Г. Галина. «Миша и Шура» Е. Самойлова. «Купили снег» Ш. Галиев. «Буратиний нос» По Г. Юдину. «Живи елочка» И. Токмакова. «Про елки» по В. Сутееву. «Коньки купили не напрасно» По В. Голявкину. (2ч) «Ромашки в январе» По М. Пляцковскому. «Мороз и заяц» Русская народная сказка. «Вьюга» Литовская народная сказка. «На лесной полянке» По Г. Скребицкому. Повторение и закрепление по теме: Ой, ты, , зимушка-зима!

4. В гостях у сказки.

«Лиса и волк». «Гуси и лиса» Русская народная сказка. «Лиса и козёл» РНС «Мышка вышла погулять» По Л. Толстому. Чтение слов со стечением согласных. «Волк и баран». «Рак и ворона». Литовская народная сказка. «Сказка о том, как зайцы испугали волка» По С. Прокофьевой. «Заяц и черепаха» казахская сказка «Благодарный медведь» Мордовская сказка. Чтение слов с разделительными ь и ъ знаками. – 2ч «Как белка и заяц друг друга не узнали». Якутская сказка. «Волк и ягнёнок» Армянская сказка. «Умей обождать!» РНС Повторение по теме: «В гостях у сказки» Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

5. Животные рядом с нами.

«Умная собака». Индийская сказка. «Петух увидел радугу» И. Гамазкова. «Я домой пришла» По Э. Шиму. «Лошадка». Рус. народ.cказка. «Кролики». По Е. Чарушину. «Баран» В. Лифшиц» «Есть у нас в любом дворе» «Храбрый утенок» По Б. Житкову. «Все умеют сами» По Э. Шиму. «Котенок». М. Бородицкая – 2ч «Света зёрнышко кладёт» «Три котенка». По В. Сутееву. «Петушок с семьей» По К. Ушинскому. «Упрямые козлята». «Пес». В. Лифшиц. Повторение по теме «Животные рядом с нами» Внеклассное чтение . Книги о животных.

6. Что такое хорошо и что такое плохо.

«Коля заболел». По А. Митту. «Подружки рассорились»Д.Летнёва «Вязальщик». По В. Голявкину. «Самокат» Г. Ладонщиков «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик». По Э. Киселевой. «Торопливый ножик» По Е. Пермяку. «Вьюга» По В. Сухомлинскому «Трус» По И. Бутмину «Как я под партой сидел» По В. Голявкину «Петя мечтает»Б.Заходер « Мёд в кармане» По В. Витка «Канавка» По В. Донниковой. «Назло солнцу» Узбекская сказка «Мостки» А. Барто «Песенка обо всём» По М. Дружининой – 2ч «Лемеле хозяйничает» Л. Квитко «Неряха» По И. Туричину Повторение по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо» Внеклассное чтение «Что такое хорошо и что такое плохо»

7. Весна идет!

« Если снег повсюду тает» «Март» Я.Аким. «Невидимка». По Ю. Ковалю. В Берестов «Праздник мам» «Подарок к празднику» По В. Драгунскому «Снег и заяц» Бурятская сказка «Помощники весны» Г. Ладонщиков «Лягушонок» По М. Пришвину. «Весна» Г. Ладонщиков. «Барсук» По Е. Чарушиной. «Весенняя песенка» С. Маршак « На краю леса» По И. Соколову-Микитову «Подходящая вещь» По В. Голявкину. «Деньки стоят погожие…» М. Пляцковский «Ручей и камень» По С. Козлову. «Как птицы лису проучили» Русская народная сказка. «Вкусный урок» По Т. Шарыгиной – 2ч «Почему скворец веселый?» С. Косенко «Храбрый птенец» Э. Шим. «Кому пригодилась старая Митина шапка». По М. Быкову. Повторение по теме: «Весна идёт! Внеклассное чтение « Весна идёт!

8. Чудесное рядом.

«Лосенок». По Г. Цыферову. «Игра». О. Дриз. «Удивление первое» Г. Цыферов «Осьминожек» По Г. Снегиреву. «Друзья» По с. Козлову «Необыкновенная весна» По С. Козлову. «Не понимаю» Э. Мошковская« КотИваныч» По г. Скребицкому «Золотой луг» По М. Пришвину «Неродной сын» По В. Бианки. « Подарок» Ю. Кушак «Всё здесь» Я. Тайц «Небесный слон» По В. Бианки.Повторение по теме: Чудесное рядом» Внеклассное чтение «Чудесное рядом»

9.Лето красное.

«Ярко солнце светит» «Светляки» По И. Соколову-Микитову. «Петушок и солнышко» По Г. Цыферову. «Прошлым летом» И. Гамазкова «Поход» С. Махотин «Раки» По Е. Пермяку. «В гости к лету». В. Викторов. «Отчего так много света?» И. Мазнин Повторение пройденного материала по теме: «Лето красное» Внеклассное чтение «Лето красное настало»


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.


п/п

Название раздела

(подраздела, темы)

Кол-во часов


Основные виды деятельности учащихся

1

Снова в школе

Вот и осень пришла


27


Учить правильно, выразительно, сознательно, плавно читать целыми словами без искажения и пропусков. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов.

2

Почитаем - поиграем

12

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями.

3

В гостях у сказки

17

Пересказ содержания прочитанного (сначала по вопросам учителя); подготовка к самостоятельному пересказу.

4

Животные рядом с нами

18

Выделение действующих лиц. Выбор из текста (с помощью учителя) слов и предложений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы.

5

Ой ты, зимушка - зима

22

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура.

6

Что такое хорошо и что такое плохо

20

Соблюдение правильной интонации в предложениях с соответствующими знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Выразительное чтение с соблюдением пауз между предложениями и частями текста (после подготовки с учителем).

7

Весна идёт

23

Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических произведений.

8

Чудесное рядом

15

Деление текста на части по вопросам. Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного по отдельным вопросам.

9

Лето красное


10


Работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

10

Внеклассное чтение

8

Формировать культуру чтения, совершенствовать технику чтения. Формировать желание учиться с радостью, выполнять обязанности школьника. Формировать читательский интерес. Соотносить жизненные и читательские впечатления.







Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

______________ средняя общеобразовательная школа

_________________ района ____________ области














«ПРИНЯТО»

Решением МО учителей начальных классов протокол № 1 от ____.08.20__





«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________ __________

«______» августа 20__года









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Чтение»

для начального общего образования









2 класс

(срок освоения 1 год)


Составила: Реутова Е. А., учитель начальных классов.




20__ год



КТП по чтениюDOCX / 64.63 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.