АОП для детей с умственной отсталостью
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
Адаптированая основная общеобразовательная программа
для обчающихся с умственной отсталостью
по Истории Отечества
9 класс
2018-2019 учебный год
Разработал:
Учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Программа рассчитана на 34 учебных, 2 часа в неделю, т.е 68 часов.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
― овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
― воспитание гражданственности и толерантности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.
Система оценки достижения планируемых результатов
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно
от 51% до 65% заданий. - хорошо
свыше 65%. - отлично
Содержание учебного предмета:
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917-1921 годах
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
Тематическое планирование
№ |
№ |
Дата |
Тема |
Содержание |
Примечание |
1 |
1 |
Введение |
Россия в начале XIX века |
||
Россия в первой половине XIX века (21 час) |
|||||
2 |
1 |
Александр I. |
Приход к власти Александра I. |
||
3-4 |
2 |
Внутренняя и внешняя политика России |
Внутренняя и внешняя политика России. |
||
5-9 |
5 |
Отечественная война 1812 года |
Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г. |
||
10-11 |
2 |
Общественно-политические движения во время правления Александра I |
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. |
||
12-13 |
2 |
Восстание декабристов |
Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов. |
||
14-15 |
2 |
Правление Николая I. Внутренняя политика. |
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. |
||
16-17 |
2 |
Внешняя политика Николая I |
Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны. |
||
18-20 |
3 |
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. |
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.). |
||
21 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века» |
|||
22 |
1 |
Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XIX века» |
|||
Россия во второй половине XIX – начале XX века (30 часов) |
|||||
23-24 |
2 |
Александр II. Отмена крепостного права |
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. |
||
25-26 |
2 |
Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II. |
|||
27 |
1 |
Правление Александра III |
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. |
||
28-29 |
2 |
Социально-политическая жизнь общества во время правления Александра III |
Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. |
||
30-31 |
2 |
Культура второй половины XIX века |
Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др |
||
32-33 |
2 |
Правление Николая II. Социально-политическая жизнь общества |
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. |
||
34-37 |
4 |
Русско-японская война 1904-1905 гг. и ее последствия |
Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. |
||
38-40 |
3 |
Революция 1905-1907 |
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. |
||
41 |
1 |
Реформы П.А. Столыпина |
Реформы П. А. Столыпина и их итоги. |
||
42-43 |
2 |
«Серебряный век» русской культуры. |
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России. |
||
44-46 |
3 |
Первая мировая война |
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. |
||
47-48- |
2 |
Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе. |
Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе. |
||
49 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX – начале XX века» |
|||
50 |
1 |
Контрольная работа по теме «Россия во второй половине XIX – начале XX века» |
|||
Россия в 1917-1921 годах (15 часов) |
|||||
51 |
1 |
Предпосылки революции 19017 года |
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. |
||
52 |
1 |
Временное правительство |
Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. |
||
53 |
1 |
Двоевластие |
Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. |
||
54-55 |
2 |
Октябрьская революция 19017 года |
Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». |
||
56-57 |
2 |
Образование СССР. Принятие первой Советской Конституции |
Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II. |
||
58-60 |
3 |
Гражданская война в России |
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. |
||
61 |
1 |
Военный коммунизм |
Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». |
||
62 |
1 |
Экономический и политический кризис страны 1920-1921 гг. |
Экономический и политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). |
||
63-64 |
2 |
Переход к НЭПу |
Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа |
||
65 |
Контрольная работа по теме «Россия в 1917-1921 годах» |
||||
66-67 |
2 |
Повторительно-обобщающие уроки по курсу «История России в XIX – начале XX вв» |
|||
68 |
1 |
Контрольная работа по курсу «История России в XIX – начале XX вв» |