12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда70
6

Рабочая программа по чтению 3 класс для детей с умственной отсталостью

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Рыбинска

Утверждаю.

Директор __________ О.Н. Сметанина

Приказ от _____________2018 г. № ____
 

Рабочая программа

учебного предмета

«Чтение»

для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

3 класс

(обучение на дому)


 

Составила учитель

начальных классов

МОУ СОШ № 16 Маркова Н.С.


 

 

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на основе «Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МОУ СОШ № 16» (далее - АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и с учётом авторской программы «Школа России» по литературному чтению.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по чтению:

Учебник «Чтение» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, М. "Просвещение", 2018 г.

 

Планируемые результаты освоения учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе учащегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными учащимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если учащийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести учащегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец обучения в младших классах:

Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Основные направления коррекционной работы:

развитие артикуляционной моторики;

формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

развитие высших психических функций;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

развитие речи, владение техникой речи;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание изучаемого курса

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

Содержание программы

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Тематическое планирование уроков курса «Чтение» в 3 классе на 2018/2019 учебный год

1 час в неделю-34 часа (обучение на дому)

п\п

Наименование разделов и тем курса

По программе

Контрольные, проверочные, практические, диагностические работы, экскурсии,

1

Здравствуй, школа!

2

 

2

Осень наступила.

3

 

3

Учимся трудиться.

3

 

4

Ребятам о зверятах.

3

 

5

Чудесный мир сказок.

2

 

6

Зимушка-зима.

6

 

7

Так нельзя, а так можно.

3

 

8

Весна в окно стучится.

6

 

9

Веселые истории

2

 

10

Родина любимая.

2

 

11

Здравствуй, лето!

2

Контрольная работа

 

Итого

34ч

1

 

Поурочное планирование уроков курса «Чтение» в 3 классе на 2018/2019 учебный год

1 час в неделю-34 часа

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Виды и формы

контроля

Здравствуй, школа!-

1

М. Садовский «Сентябрь» В.Воскобойников «Весёлая улица» В. Берестов «Первое сентября» В. Драгунский «Завтра в школу» Э. Шим «Пятёрки» В.Бирюков «Кто лучшим будет» В.Хомченко «Обида»

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Текущий,

устный опрос Работа с текстом, отвечают на вопросы

2

А. Аксёнова «Наша учительница» Обобщающий урок по теме. Урок внеклассного чтения

Чтение детских книг русских писателей

Текущий,

устный опрос Чтение, слушание, активное участие в беседе

Осень наступила…-3 ч

3

О. Высотская «Осень» Ю.Коваль «Последний лист» А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» В. Степанов «Воробей» А.Барков «Лето на веревочке» Н.Сладков «Сентябрь на дворе»

Небольшие рассказы и стихотворения писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений

Текущий,

устный опрос

4

Е. Благинина «Улетают, улетели …» Э.Шим «Ворона и синица» ,Л..Воронкова «За кормом для птиц» Г. Ладонщиков «В октябре» Н. Сладков «Страшный невидимка» А. Плещеев «Осень наступила» Н. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Проявление сопереживания к чувствам других людей

Текущий

5

Урок внеклассного чтения.

Чтение детских книг русских писателей

Текущий, практическая работа с использованием алгоритма

Учимся трудиться -3ч

6

Ю. Тувим «Все для всех» Д. Габе «Работа» В. Орлов «Мои помощники» А. Потапова «Бабушка и внучка» Б. Заходер «Повар» М.Дружинина «Сюрприз»

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Текущий.

Устный опрос

7

О. Высотская «Маргаритка» В.Хомченко «Пуговица» Г. Ладонщиков «Портниха» В. Осеева «Пуговица» В.Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»

 

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Текущий.

Устный опрос

8

С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» Обобщающий урок по теме.

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.

Ребятам о зверятах-3 ч

9

Е. Чарушин «Лисята» Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; Е. Тараховская «Заяц» М.Пришвин «Ёж» А.Барков «Материнская забота» Г. Снегирёв «Белёк» В. Приходько «Пин и Гвин»

Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

Текущий.

Устный опрос

10

.Житков «Галка»В.Гаранжин «Куриный воспитанник» Н.Носов «Живая шляпа» Н.Павлова «Котята» В. Берестов «Кошкин щенок»

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Работа с текстом и вопросами

11

М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Обобщающий урок по теме.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

Текущий.

Устный опрос

Чудесный мир сказок -2ч

12

Русская народная сказка «Лиса и журавль» , Храбрый баран», «Лиса и тетерев» , Украинская народная сказка «Овечка и волк», Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы», Таджикская народная сказка «Тигр и лиса», Французская народная сказка «Лиса и куропатка».

Сказки народов мира

Текущий.

Устный опрос

13

Абхазская народная сказка «Куцый хвост». Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок» Урок внеклассного чтения.

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

 

Текущий.

Устный опрос

Зимушка – зима-6 ч.

14

Русская народная песня«Ой ты, зимушка – зима!» В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» М. Садовский «Декабрь» Л. Воронкова «Как ёлку наряжали» С. Попов «В новогоднюю ночь»

Рисование словарных картин.

 

Текущий.

Устный опрос

15

А. Усачёв «Как Дед Мороз сделал себе помощников» А.Потапова «Такой вот герой» С.Есенин «Зима» С. Суворова «Подарок» В. Голявкин «У Ники новые лыжи»

     Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Текущий.

Устный опрос

16

И. Шевчук «С прогулки» М.Быковой «Неудачная находка» И. Суриков «Детство» Е.Чарушину «Что за зверь» Урок внеклассного чтения

Чтение про себя простых по содержанию текстов..

Текущий.

Устный опрос

17

Э.Шим «Не стучать – все спят» В. Степанов «Зайка» Н.Сладков «Еловая каша» З. Александрова «Снежок»

 Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Текущий.

Устный опрос

18

С.Баруздин «Коллективная печка» В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки)

Деление текста на части с помощью учителя и придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана

Текущий.

Устный опрос

19

Обобщающий урок по теме. Урок внеклассного

Чтение детских книг русских писателей

Текущий.

Устный опрос

Так нельзя, а так можно-3 ч

20

А.Ягафарова «Снегирь и Синичка» В.Хомченко «Птица-синица» Г.Ладонщиков «Дельный совет» Л. Толстой «Косточка» С.Георгиев «Праздничный стол»

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Текущий.

Устный опрос

21

В. Бесрестов «За игрой» С. Баруздин «Бревно» А. Седугин «Как Артёмка котенка спас» В.Осеева «Подвиг»

Чтение диалогов.

Текущий.

Устный опрос

22

В.Бирюков «Лесные доктора» Урок внеклассного чтения. Обобщающий урок по теме.

Чтение доступных детских книжек.

 

Текущий.

Устный опрос Работа с вопросами по разделу

Весна в окно стучится-6ч

23

Ф. Тютчев «Зима недаром злится» В. Бирюков «Весенняя песня» Э.Шим «Сосулька» Русская народная песня «Выгляни, Солнышко»

Ответы на вопросы о прочитанном

Текущий.

Устный опрос

24

С. Вербова «Мамин портрет» П. Синявский «Разноцветный подарок» А. Седугин «Тихо-тихо» Р. Сеф «Лицом к весне» С. Вербова «Ледоход»

Составление картинного плана.

Текущий.

Устный опрос

25

Р.Фархади «Сон Медвежонка» Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» Урок внеклассного чтения.

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.

Текущий.

Устный опрос

26

В.Бианки «Заяц на дереве» С. Погореловский «Наши гости» Г.Скребицкий «Скворушка» И. Белоусов «Весенняя гостья»

Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя.

Текущий.

Устный опрос

27

К. Ушинский «Пчёлки на разведках» А.Барков «Тюльпаны»

Текущий.

Устный опрос

28

Урок внеклассного чтения Обобщающий урок по теме..

Отчет о прочитанной книге, стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой

Текущий.

Устный опрос

Весёлые истории-2 ч

29

Р. Фархада «Перепутаница» Г.Остер «Эхо» А. Шибаев «Кто кем становится» А. Усачёв «Волшебный барабан»

Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Текущий.

Устный опрос

30

М. Пляцковский «Шишки» Ю. Степанов «Портрет» М. Бородицкая «Булочная песенка»

Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя».

Текущий.

Устный опрос

Родина любимая -2 часа

31

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» Т.Кудрявцева «Флаг России» М. Ильин «Главный город страны»

Чтение, слушание, активное участие в беседе.

Текущий.

Устный опрос

32

В. Степанов «Песня» А.Усачёв «День Победы» С. Баруздин «Страшный клад С.Алексеев «Тульские пряники»

Выразительное чтение

Текущий.

Устный опрос

Здравстуй, лето!-2 ч

33

Контрольная работа

Коррекция знаний

 

Контрольная работа

34

А. Усачёв «Что такое лето?»Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Л.Воронкова «Что сказала бы мама» М. Дружинина «Земляника» В.Хомченко «Куда исчез гриб»

В.Бианки «Ёж-спаситель»

Р. Фархади «Жарко»

Э.Шим «Верное время»

Е. Савельева «Доскажи словечко»

Формирование навыков выразительного чтения

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.