12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Надежда70 |
Рабочая программа по чтению 3 класс для детей с умственной отсталостью
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Рыбинска
Утверждаю.
Директор __________ О.Н. Сметанина
Приказ от _____________2018 г. № ____
Рабочая программа
учебного предмета
«Чтение»
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
3 класс
(обучение на дому)
Составила учитель
начальных классов
МОУ СОШ № 16 Маркова Н.С.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на основе «Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МОУ СОШ № 16» (далее - АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и с учётом авторской программы «Школа России» по литературному чтению.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по чтению:
Учебник «Чтение» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, М. "Просвещение", 2018 г.
Планируемые результаты освоения учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе учащегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными учащимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если учащийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести учащегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание изучаемого курса
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Содержание программы
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Тематическое планирование уроков курса «Чтение» в 3 классе на 2018/2019 учебный год
1 час в неделю-34 часа (обучение на дому)
№ п\п | Наименование разделов и тем курса | По программе | Контрольные, проверочные, практические, диагностические работы, экскурсии, |
1 | Здравствуй, школа! | 2 |
|
2 | Осень наступила. | 3 |
|
3 | Учимся трудиться. | 3 |
|
4 | Ребятам о зверятах. | 3 |
|
5 | Чудесный мир сказок. | 2 |
|
6 | Зимушка-зима. | 6 |
|
7 | Так нельзя, а так можно. | 3 |
|
8 | Весна в окно стучится. | 6 |
|
9 | Веселые истории | 2 |
|
10 | Родина любимая. | 2 |
|
11 | Здравствуй, лето! | 2 | Контрольная работа |
| Итого | 34ч | 1 |
Поурочное планирование уроков курса «Чтение» в 3 классе на 2018/2019 учебный год
1 час в неделю-34 часа
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Виды и формы контроля | |
Здравствуй, школа!-2ч | ||||
1 | М. Садовский «Сентябрь» В.Воскобойников «Весёлая улица» В. Берестов «Первое сентября» В. Драгунский «Завтра в школу» Э. Шим «Пятёрки» В.Бирюков «Кто лучшим будет» В.Хомченко «Обида» | Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. | Текущий, устный опрос Работа с текстом, отвечают на вопросы | |
2 | А. Аксёнова «Наша учительница» Обобщающий урок по теме. Урок внеклассного чтения | Чтение детских книг русских писателей | Текущий, устный опрос Чтение, слушание, активное участие в беседе | |
Осень наступила…-3 ч | ||||
3 | О. Высотская «Осень» Ю.Коваль «Последний лист» А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» В. Степанов «Воробей» А.Барков «Лето на веревочке» Н.Сладков «Сентябрь на дворе» | Небольшие рассказы и стихотворения писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений | Текущий, устный опрос | |
4 | Е. Благинина «Улетают, улетели …» Э.Шим «Ворона и синица» ,Л..Воронкова «За кормом для птиц» Г. Ладонщиков «В октябре» Н. Сладков «Страшный невидимка» А. Плещеев «Осень наступила» Н. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре» | Проявление сопереживания к чувствам других людей | Текущий | |
5 | Урок внеклассного чтения. | Чтение детских книг русских писателей | Текущий, практическая работа с использованием алгоритма | |
Учимся трудиться -3ч | ||||
6 | Ю. Тувим «Все для всех» Д. Габе «Работа» В. Орлов «Мои помощники» А. Потапова «Бабушка и внучка» Б. Заходер «Повар» М.Дружинина «Сюрприз» | Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. | Текущий. Устный опрос | |
7 | О. Высотская «Маргаритка» В.Хомченко «Пуговица» Г. Ладонщиков «Портниха» В. Осеева «Пуговица» В.Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»
| Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. | Текущий. Устный опрос | |
8 | С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» Обобщающий урок по теме. | Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности. | Чтение, слушание, активное участие в беседе. | |
Ребятам о зверятах-3 ч | ||||
9 | Е. Чарушин «Лисята» Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; Е. Тараховская «Заяц» М.Пришвин «Ёж» А.Барков «Материнская забота» Г. Снегирёв «Белёк» В. Приходько «Пин и Гвин» | Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. | Текущий. Устный опрос | |
10 | .Житков «Галка»В.Гаранжин «Куриный воспитанник» Н.Носов «Живая шляпа» Н.Павлова «Котята» В. Берестов «Кошкин щенок» | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. | Работа с текстом и вопросами | |
11 | М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Обобщающий урок по теме. | Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. | Текущий. Устный опрос | |
Чудесный мир сказок -2ч | ||||
12 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» , Храбрый баран», «Лиса и тетерев» , Украинская народная сказка «Овечка и волк», Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы», Таджикская народная сказка «Тигр и лиса», Французская народная сказка «Лиса и куропатка». | Сказки народов мира | Текущий. Устный опрос | |
13 | Абхазская народная сказка «Куцый хвост». Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок» Урок внеклассного чтения. | Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
| Текущий. Устный опрос | |
Зимушка – зима-6 ч. | ||||
14 | Русская народная песня«Ой ты, зимушка – зима!» В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» М. Садовский «Декабрь» Л. Воронкова «Как ёлку наряжали» С. Попов «В новогоднюю ночь» | Рисование словарных картин.
| Текущий. Устный опрос | |
15 | А. Усачёв «Как Дед Мороз сделал себе помощников» А.Потапова «Такой вот герой» С.Есенин «Зима» С. Суворова «Подарок» В. Голявкин «У Ники новые лыжи» | Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. | Текущий. Устный опрос | |
16 | И. Шевчук «С прогулки» М.Быковой «Неудачная находка» И. Суриков «Детство» Е.Чарушину «Что за зверь» Урок внеклассного чтения | Чтение про себя простых по содержанию текстов.. | Текущий. Устный опрос | |
17 | Э.Шим «Не стучать – все спят» В. Степанов «Зайка» Н.Сладков «Еловая каша» З. Александрова «Снежок» | Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. | Текущий. Устный опрос | |
18 | С.Баруздин «Коллективная печка» В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки) | Деление текста на части с помощью учителя и придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана | Текущий. Устный опрос | |
19 | Обобщающий урок по теме. Урок внеклассного | Чтение детских книг русских писателей | Текущий. Устный опрос | |
Так нельзя, а так можно-3 ч | ||||
20 | А.Ягафарова «Снегирь и Синичка» В.Хомченко «Птица-синица» Г.Ладонщиков «Дельный совет» Л. Толстой «Косточка» С.Георгиев «Праздничный стол» | Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. | Текущий. Устный опрос | |
21 | В. Бесрестов «За игрой» С. Баруздин «Бревно» А. Седугин «Как Артёмка котенка спас» В.Осеева «Подвиг» | Чтение диалогов. | Текущий. Устный опрос | |
22 | В.Бирюков «Лесные доктора» Урок внеклассного чтения. Обобщающий урок по теме. | Чтение доступных детских книжек.
| Текущий. Устный опрос Работа с вопросами по разделу | |
Весна в окно стучится-6ч | ||||
23 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» В. Бирюков «Весенняя песня» Э.Шим «Сосулька» Русская народная песня «Выгляни, Солнышко» | Ответы на вопросы о прочитанном | Текущий. Устный опрос | |
24 | С. Вербова «Мамин портрет» П. Синявский «Разноцветный подарок» А. Седугин «Тихо-тихо» Р. Сеф «Лицом к весне» С. Вербова «Ледоход» | Составление картинного плана. | Текущий. Устный опрос | |
25 | Р.Фархади «Сон Медвежонка» Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» Урок внеклассного чтения. | Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. | Текущий. Устный опрос | |
26 | В.Бианки «Заяц на дереве» С. Погореловский «Наши гости» Г.Скребицкий «Скворушка» И. Белоусов «Весенняя гостья» | Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. | Текущий. Устный опрос | |
27 | К. Ушинский «Пчёлки на разведках» А.Барков «Тюльпаны» | Текущий. Устный опрос | ||
28 | Урок внеклассного чтения Обобщающий урок по теме.. | Отчет о прочитанной книге, стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой | Текущий. Устный опрос | |
Весёлые истории-2 ч | ||||
29 | Р. Фархада «Перепутаница» Г.Остер «Эхо» А. Шибаев «Кто кем становится» А. Усачёв «Волшебный барабан» | Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). | Текущий. Устный опрос | |
30 | М. Пляцковский «Шишки» Ю. Степанов «Портрет» М. Бородицкая «Булочная песенка» | Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». | Текущий. Устный опрос | |
Родина любимая -2 часа | ||||
31 | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» Т.Кудрявцева «Флаг России» М. Ильин «Главный город страны» | Чтение, слушание, активное участие в беседе. | Текущий. Устный опрос | |
32 | В. Степанов «Песня» А.Усачёв «День Победы» С. Баруздин «Страшный клад С.Алексеев «Тульские пряники» | Выразительное чтение | Текущий. Устный опрос | |
Здравстуй, лето!-2 ч | ||||
33 | Контрольная работа | Коррекция знаний
| Контрольная работа | |
34 | А. Усачёв «Что такое лето?»Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Л.Воронкова «Что сказала бы мама» М. Дружинина «Земляника» В.Хомченко «Куда исчез гриб» В.Бианки «Ёж-спаситель» Р. Фархади «Жарко» Э.Шим «Верное время» Е. Савельева «Доскажи словечко» | Формирование навыков выразительного чтения | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе |