Адаптированная программа по математике для детей с тяжелой умственной отсталостью (3 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19
Коломенского городского округа Московской области»
«Утверждаю».
Директор МКОУ
школа-интернат №19
____________ Н.В.Алешкина
«_____»_____________20__г.
Рабочая программа
по предмету «Математические представления»
3 А класс
вариант 2 ФГОС О УО (ИН)
обучение на дому
Бурмистров В.
Ипатов А.
Составитель: Фоменко
Светлана Григорьевна учитель
начальных классов
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерной адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Цель программы: формирование элементарных математических представлений у учащихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами для успешной социальной адаптации детей в современном мире. Привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.
Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и тесно связано с другими учебными предметами.
На уроках математики используется множество дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений.
Задачи:
1.Формирование познавательной компетенции: овладение элементарными математическими знаниями и умениями.
2.Формирование коммуникативной компетенции: проговаривание текста и отдельных слов с элементарным математическим содержанием, обучение словесному отчету о выполненных действиях.
3.Формирование социальной компетенции: развитие навыков практического применения элементарных математических знаний и умений в повседневной жизни.
4.Трудовая компетенция: умение переносить полученные элементарные математические знания и умения при формировании трудовых навыков.
5.Развитие мышления на уровне представлений (анализ предметов, узнавание по характерным признакам, классификация по родовому признаку).
6.Развитие восприятия, в том числе перцептивных действий (уточнение имеющихся представлений о цвете, форме, величине разных объектов окружающего мира для создания целостного образа).
Методы:
- моделирование реальных ситуаций с элементами игры;
– использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов( особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.);
- использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания
Требования к уровню обучающихся:
-выделять 1 и много предметов из группы;
-соотносить количество 1 с количеством пальцев;
-сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;
-различать предметы по цвету, форме, величине;
-соотносить части суток с режимными моментами;
-выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик», «крыша»);
-складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;
-складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;
-чертить прямую, волнистую линию по подражанию;
-понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
-сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.
Обучающийся должен знать:
-количественные понятия: один, много, поровну;
-цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;
-величину: большой – маленький;
-форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма) и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
-название времени года;
-название, расположение и назначение помещений в доме.
Все учебные предметы для учащихся с умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики учитель учит ребёнка повторять собственную речь, комментировать предметно-практическую деятельность и действия с множеством.
Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану школы на изучение математических представлений в 3 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю (34 учебных недели). При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строится по триместрам. Продолжительность урока – 40 минут.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Усвоил; Частично усвоил; Не усвоил
Личностные результаты
1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к обучению, принимать образ «хорошего ученика»;
2. Проявлять интерес к новому учебному материалу;
3. Выполнять правила безопасного поведения ;
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков.
Коммуникативные результаты
1. Учащиеся умеют устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт со взрослым.
2. Адекватно реагируют на обращения и действия знакомых и незнакомых людей.
3. Используют доступные знаковые системы (речь, мимика, жесты) в игре, учебных и бытовых ситуациях, для выражения просьбы, эмоционального состояния
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предметные области Учебные предметы |
Тема |
Количество часов |
Требования к уровню |
Математические представления |
Конструктивные материалы и дидактические игрушки. |
6 |
|
Формирование количественных представлений |
5 |
|
|
Представления о форме |
6 |
||
Формирование представлений о величине» |
6 |
||
Пространственные представления |
6
|
||
Формирование временных представлений |
5 |
||
Всего часов 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков
№ |
Наименование разделов, тем программ |
Кол-во часов по разделу |
Раздел 1 « Конструктивные материалы и дидактические игрушки». |
||
1 |
Действие с предметами. (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.) |
1 |
2 |
Постройка «башни» из деревянного конструктивного материала. |
1 |
3 |
Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу. |
1 |
4 |
Конструирование по образцу. |
1 |
5 |
Складывание иллюстрированных кубиков из четырех частей.
|
1 |
6 |
Конструирование из геометрических фигур разного размера (по рисунку-образцу): елка, домик, квадрат и т.п |
1 |
|
Всего 6 часов |
|
Раздел 2 « Формирование количественных представлений» |
||
1 |
«Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» |
1 |
2 |
«Один-много» «Цифра 1» |
1 |
3 |
«Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». |
1 |
4 |
«Мои игрушки» |
1 |
5
|
«В гостях у лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» |
1 |
|
Всего 5 часов |
|
Раздел 3 « Представления о форме» |
||
|
||
1 |
Рисование геометрических фигур по трафаретам. |
1 |
2 |
Рисование геометрических фигур по опорным точкам. «Маленькие и большие квадраты». |
1 |
3 |
Рисование геометрических фигур. Предметы похожие «на круг, квадрат». |
1 |
4 |
«Раскрашивание круга, квадрата». |
1 |
5 |
«Обведение квадрата по контуру». |
1 |
6 |
«Штриховка квадрата» |
1 |
|
Всего 6 часов |
|
Раздел 4 « Формирование представлений о величине» |
||
|
||
1 |
«Большой-маленький «Длинный - короткий» |
1 |
2 |
Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный - короткий, используя приемы наложения и приложения». |
1 |
3 |
«Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». |
1 |
4 |
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол» |
1 |
5 |
«Постройка башни» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
1 |
6 |
«Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
1 |
|
Всего 6 часов |
|
Раздел 5 « Пространственные представления» |
||
1 |
«Вверху – середина - внизу». |
1 |
2 |
«Разложи игрушки по полкам». |
1 |
3 |
«Разложи одежду по полкам». |
1 |
4 |
«Ориентация на листе бумаги»: |
1 |
5 |
«Пространственные понятия: поровну – больше ближе, к, от.» |
1 |
6 |
«Ориентация в классе». |
1 |
|
Всего 6 часов |
|
Раздел 6 «Формирование временных представлений» |
||
1
|
«Части суток» «День-вечер-ночь» |
1 |
2 |
«Режим дня» |
1 |
3 |
«Ночной режим» |
1 |
4 |
«Покажи, что ты делал днем, вечером» |
1 |
5 |
«Покажи, что ты делал ночью» |
1 |
|
Всего 5 часов |
|
|
|
1.Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика» 3 класс
В неделю 1 час, в год 34 часа.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности |
УУД |
Даты |
||
План |
Факт |
||||||
|
|
Конструктивные материалы и дидактические игрушки |
|
|
|
||
1 |
Ознакомления с предметными действиями |
1 |
Умеет различать и располагать предметы в пространстве. |
Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному |
|
|
|
2 |
Постройка «башни» из деревянного конструктивного материала. |
1 |
Умеет различать и располагать предметы в пространстве. |
Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Вынимает из коробки один предмет, ставить его на стол. |
|
|
|
3 |
Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу. |
1 |
Умеет различать и располагать предметы в пространстве. |
Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному |
|
|
|
4 |
Конструирование по образцу мозаики. |
1 |
Понимает выполнение по образцу педагога |
Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет брать детали по одной, нанизывает на стержень. |
|
|
|
5 |
Складывание иллюстрированных кубиков из четырех частей. |
1 |
Подражает действиям, выполняемы педагогом. |
Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. К.: Умеет брать предметы правой рукой, перекладывает предметы в коробку по одному. |
|
|
|
6 |
Конструирование из геометрических фигур разного размера (по рисунку-образцу): елка, домик, квадрат и т. п. |
1 |
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. |
|
|
|
|
|
«Формирование количественных представлений» |
|
|
|
||
7 |
«Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» |
1 |
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика. Играет с бусами разной величины. |
|
|
|
8 |
«Один-много» «Цифра 1» |
1 |
Принимает помощь от учителя. |
Л.: Выражает эмоционально-положительный фон. К.: Показывает на пальцах (один ), все пальцы (много). Умеет набрасывать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно – много колец. |
. |
|
|
9 |
«Много» Выполнение различных действий: «один — много хлопков». |
1 |
Наблюдает за окружающими предметами. |
Л.: Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. К.: Показывает жестом (разводит руки широко в стороны – много). |
|
|
|
10 |
«Мои игрушки» |
1 |
Подражает действиям, выполняемых педагогом. |
Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. К.: Умеет определять один и много предметов на основе предметно – практических действий. Переносит с одного места на другое бытовые предметы. |
|
|
|
11
|
«В гостях у лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» |
1 |
Понимает инструкцию по пиктограммам. |
Л.: Проявляет интерес к занятиям. Усидчивость. К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному. Выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.). |
|
|
|
|
|
Представления о форме |
|
|
|
||
12 |
Рисование геометрических фигур по трафаретам. |
1 |
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. |
Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет брать монеты по одной, опускает монеты в копилку.
|
|
|
|
13 |
Рисование геометрических фигур по опорным точкам. «Маленькие и большие квадраты» |
1 |
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. |
Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет обводить контур по шаблонам. |
|
|
|
14 |
Рисование геометрических фигур песком(крупой) Предметы похожие «на круг, квадрат». |
1 |
Выполняет действие способом «рука-в-руке» |
Л.: Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне). К.: Умеет находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. Умеет находить в окружающей обстановке кубик. Находит разницу между предметами. |
|
|
|
15 |
«Раскрашивание круга, квадрата». |
1 |
Понимает жестовую инструкцию. |
Л.: Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне). К.: Находить желтый круг, дорисовывает лучики (солнце). |
|
|
|
16 |
«Обведение квадрата по контуру». |
1 |
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. |
Л.: Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. К.: Захватывает и удерживает карандаш, производить произвольные действия на бумаге. |
|
|
|
17 |
«Штриховка квадрата» |
1 |
Переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Л.: Проявляет навыки культурного поведения. К.: Умеет нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки. |
|
|
|
|
|
«Формирование представлений о величине» |
|
|
|
||
18 |
«Большой -маленький», «Длинный- короткий» |
1 |
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
Л.: Проявляет доброжелательные отношения к сверстникам. К.: Умеет ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов:длинный – короткий. |
|
|
|
19 |
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения». |
1 |
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
Л.: Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым. К.: Умеет показывать и выделять из ряда лент длинные и короткие. Производить манипуляции с лентами. Переносит с одного места на другое бытовые предметы. |
.
|
|
|
20 |
«Я большая, а ты маленький» Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». |
1 |
Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
Л.: Проявляет усидчивость во время урока. К.: Умеет удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии.
|
|
|
|
21 |
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол». |
1 |
Понимает жестовую инструкцию. |
Л.: Соотнесение себя со своим именем. Наблюдает за окружающими предметами. К.:Умеет надевать шапку, варежки, обувь, шарф |
|
||
22 |
«Постройка башни» «Выделение «короткий – длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
1 |
Переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Л.: Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. К.: Умеет ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
|
. |
. |
|
23 |
«Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий – длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
1 |
Переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами
взаимодействия для установления контактов.
К:Умеет производить манипуляции с мячом
(кидать, ловить, пинать ,катать) с кубиками
(строить башню).
|
|
|
|
|
Всего 6 часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Формирование пространственных представлений» |
|
|
|
||
24 |
«Вверху – середина - внизу» |
1 |
Выполняет последовательно организованные движения. |
Л.: Проявляет взаимоотношения между сверстниками. К.: Умеет ориентироваться в собственном теле. Умеет поднимать руки вверх, вниз. Я большая (руки вверх), я маленькая (руки вниз с приседанием). |
|
|
|
25 |
«Разложи игрушки по полкам». |
1 |
Выполняет последовательно организованные движения. |
Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. К.: Умеет переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показывает руками какой мяч? (большой). |
|
|
|
26 |
«Разложи одежду по полкам». |
1 |
Выполняет действие способом«рука-в-руке».
|
Л.: Воспитывать дружеские взаимоотношения Уметь устанавливать и поддерживать контакты (учитель-ученик). К.: Складывает вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно. |
|
|
|
27 |
«Ориентация на листе бумаги» |
1 |
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. |
Л.: Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. К.: Умеет брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять. |
|
|
|
28 |
«Пространственные понятия: поровну -больше ближе, к, от.» |
2 |
Умеет находить предмет по требованию контактов учителя. |
Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления. К.: Умеет дотягиваться до предметов, вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. |
|
|
|
29 |
«Ориентация в классе» |
1 |
Переключает взгляд с одного предмета на другой.
|
Л.: Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре. К.: Умеет брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимает обращенную речь. |
|
|
|
|
Формирование временных представлений |
|
|
||||
|
|
||||||
|
|||||||
30
|
«Части суток» «День-вечер-ночь» |
1 |
Понимает инструкцию по пиктограммам. |
Л.: Имеет интерес и желание заниматься. К.: Закрывает и открывает глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась). Показывает как на себе глазки, так и на кукле. |
|
|
|
31 |
«Режим дня» |
1 |
Наблюдает за окружающими предметами. |
Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Выполняет действия в соответствии с режимом дня. |
|
|
|
32
|
«Ночной режим» |
1 |
Наблюдает за окружающими предметами. |
Л.: Показывает положительные радостные эмоции от общения с детьми. К.: Умеет закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза просну лась) Ночь придет, закрой же глазки. Ты уже почти что спишь. Ночь всегда приносит сказки Те, что любишь ты, малыш. |
, |
|
|
33
|
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» |
1
|
Наблюдает за окружающими предметами.
|
Л.: Вызывает положительные радостные эмоции от общения с детьми с учителем. К.: Выполняет действия по картинке(играет в мяч, катает машинку, укладывает куклу спать) Сопровождает игру речью.(Баю-бай, би-би) |
|
|
|
34 |
«Покажи, что ты делал ночью» |
1 |
Наблюдает за окружающими предметами. |
Л.: Вызывает положительные радостные эмоции от общения с учителем. К.: Выполняет действия по картинке. Ночью мы спали, глазки закрывали. |
|
|