12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фоменко Светлана Григорьевна150 Россия, Московская обл., Коломна Материал размещён в группе «Работа с детьми с ОВЗ» |
Адаптированная программа по математике для детей с тяжелой умственной отсталостью
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19
Коломенского городского округа Московской области»
«Утверждаю».
Директор МКОУ
школа-интернат №19
____________ Н.В.Алешкина
«_____»_____________20__г.
Рабочая программа
по предмету «Математические представления»
3 А класс
вариант 2 ФГОС О УО (ИН)
обучение на дому
Бурмистров В.
Ипатов А.
Составитель: Фоменко
Светлана Григорьевна учитель
начальных классов
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерной адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Цель программы: формирование элементарных математических представлений у учащихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами для успешной социальной адаптации детей в современном мире. Привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.
Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и тесно связано с другими учебными предметами.
На уроках математики используется множество дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений.
Задачи:
1.Формирование познавательной компетенции: овладение элементарными математическими знаниями и умениями.
2.Формирование коммуникативной компетенции: проговаривание текста и отдельных слов с элементарным математическим содержанием, обучение словесному отчету о выполненных действиях.
3.Формирование социальной компетенции: развитие навыков практического применения элементарных математических знаний и умений в повседневной жизни.
4.Трудовая компетенция: умение переносить полученные элементарные математические знания и умения при формировании трудовых навыков.
5.Развитие мышления на уровне представлений (анализ предметов, узнавание по характерным признакам, классификация по родовому признаку).
6.Развитие восприятия, в том числе перцептивных действий (уточнение имеющихся представлений о цвете, форме, величине разных объектов окружающего мира для создания целостного образа).
Методы:
- моделирование реальных ситуаций с элементами игры;
– использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов( особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.);
- использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания
Требования к уровню обучающихся:
-выделять 1 и много предметов из группы;
-соотносить количество 1 с количеством пальцев;
-сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;
-различать предметы по цвету, форме, величине;
-соотносить части суток с режимными моментами;
-выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик», «крыша»);
-складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;
-складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;
-чертить прямую, волнистую линию по подражанию;
-понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
-сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.
Обучающийся должен знать:
-количественные понятия: один, много, поровну;
-цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;
-величину: большой – маленький;
-форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма) и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
-название времени года;
-название, расположение и назначение помещений в доме.
Все учебные предметы для учащихся с умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики учитель учит ребёнка повторять собственную речь, комментировать предметно-практическую деятельность и действия с множеством.
Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану школы на изучение математических представлений в 3 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю (34 учебных недели). При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строится по триместрам. Продолжительность урока – 40 минут.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Усвоил; Частично усвоил; Не усвоил
Личностные результаты
1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к обучению, принимать образ «хорошего ученика»;
2. Проявлять интерес к новому учебному материалу;
3. Выполнять правила безопасного поведения ;
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков.
Коммуникативные результаты
1. Учащиеся умеют устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт со взрослым.
2. Адекватно реагируют на обращения и действия знакомых и незнакомых людей.
3. Используют доступные знаковые системы (речь, мимика, жесты) в игре, учебных и бытовых ситуациях, для выражения просьбы, эмоционального состояния
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предметные области Учебные предметы | Тема | Количество часов | Требования к уровню |
Математические представления | Конструктивные материалы и дидактические игрушки. |
6 | |
Формирование количественных представлений | 5 |
| |
Представления о форме | 6 | ||
Формирование представлений о величине» | 6 | ||
Пространственные представления | 6
| ||
Формирование временных представлений | 5 | ||
Всего часов 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков
№ | Наименование разделов, тем программ | Кол-во часов по разделу |
Раздел 1 « Конструктивные материалы и дидактические игрушки». | ||
1 | Действие с предметами. (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.) | 1 |
2 | Постройка «башни» из деревянного конструктивного материала. | 1 |
3 | Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу. | 1 |
4 | Конструирование по образцу. | 1 |
5 | Складывание иллюстрированных кубиков из четырех частей.
| 1 |
6 | Конструирование из геометрических фигур разного размера (по рисунку-образцу): елка, домик, квадрат и т.п | 1 |
| Всего 6 часов |
|
Раздел 2 « Формирование количественных представлений» | ||
1 | «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 1 |
2 | «Один-много» «Цифра 1» | 1 |
3 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 1 |
4 | «Мои игрушки» | 1 |
5
| «В гостях у лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 1 |
| Всего 5 часов |
|
Раздел 3 « Представления о форме» | ||
| ||
1 | Рисование геометрических фигур по трафаретам. | 1 |
2 | Рисование геометрических фигур по опорным точкам. «Маленькие и большие квадраты». | 1 |
3 | Рисование геометрических фигур. Предметы похожие «на круг, квадрат». | 1 |
4 | «Раскрашивание круга, квадрата». | 1 |
5 | «Обведение квадрата по контуру». | 1 |
6 | «Штриховка квадрата» | 1 |
| Всего 6 часов |
|
Раздел 4 « Формирование представлений о величине» | ||
| ||
1 | «Большой-маленький «Длинный - короткий» | 1 |
2 | Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный - короткий, используя приемы наложения и приложения». | 1 |
3 | «Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 1 |
4 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол» | 1 |
5 | «Постройка башни» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 1 |
6 | «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 1 |
| Всего 6 часов |
|
Раздел 5 « Пространственные представления» | ||
1 | «Вверху – середина - внизу». | 1 |
2 | «Разложи игрушки по полкам». | 1 |
3 | «Разложи одежду по полкам». | 1 |
4 | «Ориентация на листе бумаги»: | 1 |
5 | «Пространственные понятия: поровну – больше ближе, к, от.» | 1 |
6 | «Ориентация в классе». | 1 |
| Всего 6 часов |
|
Раздел 6 «Формирование временных представлений» | ||
1
| «Части суток» «День-вечер-ночь» | 1 |
2 | «Режим дня» | 1 |
3 | «Ночной режим» | 1 |
4 | «Покажи, что ты делал днем, вечером» | 1 |
5 | «Покажи, что ты делал ночью» | 1 |
| Всего 5 часов |
|
|
|
1.Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика» 3 класс
В неделю 1 час, в год 34 часа.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | УУД | Даты | ||
План | Факт | ||||||
|
| Конструктивные материалы и дидактические игрушки |
|
|
| ||
1 | Ознакомления с предметными действиями | 1 | Умеет различать и располагать предметы в пространстве. | Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному |
|
| |
2 | Постройка «башни» из деревянного конструктивного материала. | 1 | Умеет различать и располагать предметы в пространстве. | Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Вынимает из коробки один предмет, ставить его на стол. |
|
| |
3 | Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу. | 1 | Умеет различать и располагать предметы в пространстве. | Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному |
|
| |
4 | Конструирование по образцу мозаики. | 1 | Понимает выполнение по образцу педагога | Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет брать детали по одной, нанизывает на стержень. |
|
| |
5 | Складывание иллюстрированных кубиков из четырех частей. | 1 | Подражает действиям, выполняемы педагогом. | Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. К.: Умеет брать предметы правой рукой, перекладывает предметы в коробку по одному. |
|
| |
6 | Конструирование из геометрических фигур разного размера (по рисунку-образцу): елка, домик, квадрат и т. п. | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. | Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. |
|
| |
|
| «Формирование количественных представлений» |
|
|
| ||
7 | «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. | Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика. Играет с бусами разной величины. |
|
| |
8 | «Один-много» «Цифра 1» | 1 | Принимает помощь от учителя. | Л.: Выражает эмоционально-положительный фон. К.: Показывает на пальцах (один ), все пальцы (много). Умеет набрасывать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно – много колец. | . |
| |
9 | «Много» Выполнение различных действий: «один — много хлопков». | 1 | Наблюдает за окружающими предметами. | Л.: Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. К.: Показывает жестом (разводит руки широко в стороны – много). |
|
| |
10 | «Мои игрушки» | 1 | Подражает действиям, выполняемых педагогом. | Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. К.: Умеет определять один и много предметов на основе предметно – практических действий. Переносит с одного места на другое бытовые предметы. |
|
| |
11
| «В гостях у лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 1 | Понимает инструкцию по пиктограммам. | Л.: Проявляет интерес к занятиям. Усидчивость. К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному. Выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.). |
|
| |
|
| Представления о форме |
|
|
| ||
12 | Рисование геометрических фигур по трафаретам. | 1 | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. | Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет брать монеты по одной, опускает монеты в копилку.
|
|
| |
13 | Рисование геометрических фигур по опорным точкам. «Маленькие и большие квадраты» | 1 | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. | Л.: Проявляет интерес к занятиям. К.: Умеет обводить контур по шаблонам. |
|
| |
14 | Рисование геометрических фигур песком(крупой) Предметы похожие «на круг, квадрат». | 1 | Выполняет действие способом «рука-в-руке» | Л.: Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне). К.: Умеет находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. Умеет находить в окружающей обстановке кубик. Находит разницу между предметами. |
|
| |
15 | «Раскрашивание круга, квадрата». | 1 | Понимает жестовую инструкцию. | Л.: Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне). К.: Находить желтый круг, дорисовывает лучики (солнце). |
|
| |
16 | «Обведение квадрата по контуру». | 1 | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. | Л.: Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. К.: Захватывает и удерживает карандаш, производить произвольные действия на бумаге. |
|
| |
17 | «Штриховка квадрата» | 1 | Переключает взгляд с одного предмета на другой. | Л.: Проявляет навыки культурного поведения. К.: Умеет нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки. |
|
| |
|
| «Формирование представлений о величине» |
|
|
| ||
18 | «Большой -маленький», «Длинный- короткий» | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. | Л.: Проявляет доброжелательные отношения к сверстникам. К.: Умеет ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов:длинный – короткий. |
|
| |
19 | «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения». | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. | Л.: Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым. К.: Умеет показывать и выделять из ряда лент длинные и короткие. Производить манипуляции с лентами. Переносит с одного места на другое бытовые предметы. | .
|
| |
20 | «Я большая, а ты маленький» Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 1 | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Л.: Проявляет усидчивость во время урока. К.: Умеет удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии.
|
|
| |
21 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол». | 1 | Понимает жестовую инструкцию. | Л.: Соотнесение себя со своим именем. Наблюдает за окружающими предметами. К.:Умеет надевать шапку, варежки, обувь, шарф |
| ||
22 | «Постройка башни» «Выделение «короткий – длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 1 | Переключает взгляд с одного предмета на другой. | Л.: Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. К.: Умеет ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
| . | . | |
23 | «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий – длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 1 | Переключает взгляд с одного предмета на другой. | Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами
взаимодействия для установления контактов.
К:Умеет производить манипуляции с мячом
(кидать, ловить, пинать ,катать) с кубиками
(строить башню).
|
|
| |
| Всего 6 часов |
|
|
|
|
| |
|
| «Формирование пространственных представлений» |
|
|
| ||
24 | «Вверху – середина - внизу» | 1 | Выполняет последовательно организованные движения. | Л.: Проявляет взаимоотношения между сверстниками. К.: Умеет ориентироваться в собственном теле. Умеет поднимать руки вверх, вниз. Я большая (руки вверх), я маленькая (руки вниз с приседанием). |
|
| |
25 | «Разложи игрушки по полкам». | 1 | Выполняет последовательно организованные движения. | Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. К.: Умеет переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показывает руками какой мяч? (большой). |
|
| |
26 | «Разложи одежду по полкам». | 1 | Выполняет действие способом«рука-в-руке».
| Л.: Воспитывать дружеские взаимоотношения Уметь устанавливать и поддерживать контакты (учитель-ученик). К.: Складывает вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно. |
|
| |
27 | «Ориентация на листе бумаги» | 1 | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Л.: Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. К.: Умеет брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять. |
|
| |
28 | «Пространственные понятия: поровну -больше ближе, к, от.» | 2 | Умеет находить предмет по требованию контактов учителя. | Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления. К.: Умеет дотягиваться до предметов, вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. |
|
| |
29 | «Ориентация в классе» | 1 | Переключает взгляд с одного предмета на другой.
| Л.: Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре. К.: Умеет брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимает обращенную речь. |
|
| |
| Формирование временных представлений |
|
| ||||
|
| ||||||
| |||||||
30
| «Части суток» «День-вечер-ночь» | 1 | Понимает инструкцию по пиктограммам. | Л.: Имеет интерес и желание заниматься. К.: Закрывает и открывает глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась). Показывает как на себе глазки, так и на кукле. |
|
| |
31 | «Режим дня» | 1 | Наблюдает за окружающими предметами. | Л.: Проявляет усидчивость на уроке. К.: Выполняет действия в соответствии с режимом дня. |
|
| |
32
| «Ночной режим» | 1 | Наблюдает за окружающими предметами. | Л.: Показывает положительные радостные эмоции от общения с детьми. К.: Умеет закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза просну лась) Ночь придет, закрой же глазки. Ты уже почти что спишь. Ночь всегда приносит сказки Те, что любишь ты, малыш. |
, |
| |
33
| Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» | 1
| Наблюдает за окружающими предметами.
| Л.: Вызывает положительные радостные эмоции от общения с детьми с учителем. К.: Выполняет действия по картинке(играет в мяч, катает машинку, укладывает куклу спать) Сопровождает игру речью.(Баю-бай, би-би) |
|
| |
34 | «Покажи, что ты делал ночью» | 1 | Наблюдает за окружающими предметами. | Л.: Вызывает положительные радостные эмоции от общения с учителем. К.: Выполняет действия по картинке. Ночью мы спали, глазки закрывали. |
|
|