Адаптированная программа по математике для детей с тяжелой умственной отсталостью (3 класс)

0
0
Материал опубликован 2 December 2018 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение 

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19

 Коломенского городского округа Московской области»

 

  «Утверждаю».

                                                                                   Директор МКОУ

 школа-интернат №19

____________ Н.В.Алешкина

  «_____»_____________20__г.

 

 

 

Рабочая программа

по предмету «Математические представления»

3 А класс

вариант 2 ФГОС О УО (ИН)

обучение на дому

Бурмистров В.

Ипатов А.

Составитель:  Фоменко

Светлана Григорьевна учитель

начальных классов

 

2018-2019 уч. год

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерной адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений — коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.                    Цель программы: формирование элементарных математических представлений у учащихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами для успешной социальной адаптации детей в современном мире. Привитие сис­темы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготов­ку детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и тесно связано с другими учебными пред­метами.

На уроках математики используется множество дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений.

Задачи:

1.Формирование познавательной компетенции: овладение элементарными математическими знаниями и умениями.

2.Формирование коммуникативной компетенции: проговаривание текста и отдельных слов с элементарным математическим содержанием, обучение словесному отчету о выполненных действиях.

3.Формирование социальной компетенции: развитие навыков практического применения элементарных математических знаний и умений в повседневной жизни.

4.Трудовая компетенция: умение переносить полученные элементарные математические знания и умения при формировании трудовых навыков.

5.Развитие мышления на уровне представлений (анализ предметов, узнавание по характерным признакам, классификация по родовому признаку).

6.Развитие восприятия, в том числе перцептивных действий (уточнение имеющихся представлений о цвете, форме, величине разных объектов окружающего мира для создания целостного образа).

Методы:

- моделирование реальных ситуаций с элементами игры;

 – использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов( особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.);

-  использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания

                                                                                                                                                     Требования к уровню обучающихся:

-выделять 1 и много предметов из группы;

-соотносить количество 1 с количеством пальцев;

-сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;

-различать предметы по цвету, форме, величине;

-соотносить части суток с режимными моментами;

-выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик», «крыша»);

-складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;

-складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;

-чертить прямую, волнистую линию по подражанию;

-понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;

-сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.

Обучающийся должен знать:

-количественные понятия: один, много, поровну;

-цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;

-величину: большой – маленький;

-форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма) и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

-название времени года;

-название, расположение и назначение помещений в доме.                                                             

Все учебные предметы для учащихся с  умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.  Обучение математике невозможно без пристального, вни­мательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках  математики   учитель  учит ребёнка повторять собственную речь, комментировать предметно-практическую деятельность и действия с множеством.

Место предмета в учебном плане:                                                                                           Согласно  учебному плану  школы на изучение математических представлений в 3 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю (34 учебных недели).                                                    При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.                                                                                                      Продолжительность учебной недели – 5 дней.                                                                        Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строится по триместрам.   Продолжительность урока – 40 минут.                                                                             

Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                       Усвоил;                                                                                                                                        Частично усвоил;                                                                                                                                    Не усвоил

Личностные результаты 

1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к обучению, принимать образ «хорошего ученика»;

2. Проявлять интерес к новому учебному материалу;

3. Выполнять правила безопасного поведения ;

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков.

 Коммуникативные результаты

 

1. Учащиеся умеют устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт со взрослым.

 

2. Адекватно реагируют на обращения и действия знакомых и незнакомых людей.

 

   3. Используют доступные знаковые системы (речь, мимика, жесты) в игре, учебных и бытовых ситуациях, для выражения просьбы, эмоционального состояния

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Предметные области

Учебные предметы

          Тема

Количество

часов

Требования к уровню

     

 

 

 

Математические представления

Конструктивные

материалы и

дидактические  игрушки.

 

   6

 

Формирование                          количественных

представлений

    5

 

Представления о

форме

    6

 

Формирование представлений о

величине»

    6

 

Пространственные представления

    6

 

 

Формирование временных представлений

    5

 

                                                                      Всего часов        34

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу

Раздел 1  « Конструктивные материалы и

дидактические  игрушки».

1

Действие с предметами. (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.)

1

2

Постройка «башни» из деревянного конструктивного материала.

1

3

Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу.

1

4

Конструирование по образцу.

1

5

Складывание иллюстрированных кубиков из четырех частей.

 

1

6

Конструирование из геометрических фигур разного размера (по рисунку-образцу): елка, домик, квадрат и т.п

1

 

Всего 6 часов

 

Раздел 2  « Формирование количественных

представлений»

1

«Знакомство с понятием «один» и «много»

«Знакомство с цифрой 1»

1

2

«Один-много»

«Цифра 1»

1

3

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

1

4

«Мои игрушки»

1

5

 

«В гостях  у лесовичка в лесу»

Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»

1

 

Всего 5 часов

 

Раздел 3  « Представления о форме»

 

1

Рисование геометрических фигур по трафаретам.

1

2

Рисование геометрических фигур по опорным точкам.

«Маленькие и большие квадраты».

1

3

Рисование геометрических фигур.

Предметы похожие  «на круг, квадрат».

1

4

«Раскрашивание круга, квадрата».

1

5

«Обведение квадрата по контуру».

1

6

«Штриховка квадрата»

1

 

Всего 6 часов

 

                           Раздел 4 « Формирование представлений о величине»

 

1

 «Большой-маленький

«Длинный - короткий»

1

2

Большие и маленькие игрушки»

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный - короткийиспользуя приемы наложения и приложения».

1

3

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

1

4

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

«Подбери ленты для кукол»

1

5

«Постройка башни»

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

1

6

«Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

1

 

Всего 6 часов

 

                                 Раздел 5  « Пространственные представления»

1

 «Вверху – середина - внизу».

1

2

«Разложи игрушки по полкам».

1

3

«Разложи одежду по полкам».

1

4

«Ориентация на листе бумаги»:

1

5

«Пространственные понятия: поровну – больше ближе, к, от.»

1

6

«Ориентация в классе».

1

 

Всего 6 часов

 

Раздел 6  «Формирование временных представлений»

1

 

«Части суток»

«День-вечер-ночь»

1

2

«Режим дня»

1

3

«Ночной режим»

1

4

«Покажи, что ты делал днем, вечером»

1

5

«Покажи, что ты делал ночью»

1

 

                                                                      Всего 5 часов

 

 
 
 

 

 

 

                                                   1.Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика» 3 класс

В неделю 1 час, в год 34 часа.

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности

УУД

Даты

 

План

Факт

 

                

 

Конструктивные материалы и дидактические игрушки

 

 

 

 

1

Ознакомления с  предметными действиями

1

Умеет различать и располагать предметы в пространстве.

Л.: Проявляет интерес к занятиям.

К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному

 

 

 

2

Постройка «башни» из

деревянного конструктивного материала.

1

Умеет различать и располагать предметы в пространстве.

Л.: Проявляет усидчивость на уроке.

К.: Вынимает из коробки один предмет, ставить его на стол.

 

 

 

3

Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу.

1

Умеет различать и располагать предметы в пространстве.

Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами.

К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному

 

 

 

4

Конструирование по образцу

мозаики.

1

Понимает выполнение по образцу педагога

Л.: Проявляет интерес к занятиям.

К.: Умеет брать детали по одной, нанизывает на стержень.

 

 

 

5

Складывание иллюстрированных кубиков из четырех частей.

1

Подражает действиям, выполняемы педагогом.

Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами.

К.: Умеет брать предметы правой рукой, перекладывает предметы в коробку по одному.

 

 

 

6

Конструирование из геометрических фигур разного размера (по рисунку-образцу):

елка, домик,

квадрат и т. п.

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Л.: Проявляет усидчивость на уроке.

К.: Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол.

 

 

 

 

 

«Формирование количественных представлений»

 

 

 

 

7

 «Знакомство с

понятием «один» и «много»

«Знакомство с

цифрой 1»

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Л.: Проявляет усидчивость на уроке.

К.: Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика. Играет с бусами разной ве­личины.

 

 

 

 

8

«Один-много»

«Цифра 1»

1

Принимает помощь от учителя.

Л.: Выражает эмоционально-положительный фон.

К.: Показывает на пальцах (один ), все пальцы (много).

Умеет набрасывать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно – много колец.

.

 

 

9

«Много»

Выполнение различных действий: «один — много хлопков».

1

Наблюдает за окружающими предметами.

Л.: Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым.

К.: Показывает жестом (разводит руки широко в стороны – много).

 

 

 

10

«Мои игрушки»

1

Подражает действиям, выполняемых педагогом.

 Л.: Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами.

К.: Умеет определять один и много предметов на основе предметно – практических действий. Переносит с одного места на другое бытовые предметы.

 

 

 

11

 

«В гостях  у лесовичка в лесу»

Посчитай сколько

шишек, найди

цифру 1»

1

Понимает инструкцию по пиктограммам.

Л.: Проявляет интерес к занятиям. Усидчивость.

К.: Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному. Выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка маленькая шишка, полный стакан пустой стакан (банка, миска и др.).

 

 

 

 

 

Представления о форме

 

 

 

 

12

Рисование геометрических фигур по

трафаретам.

1

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики.

Л.: Проявляет интерес к занятиям.

К.: Умеет брать монеты по одной, опускает монеты в копилку.

 

 

 

 

13

Рисование геометрических фигур по опорным точкам.

«Маленькие и

большие квадраты»

1

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики.

Л.: Проявляет интерес к занятиям.

К.: Умеет обводить контур по шаблонам.

 

 

 

14

Рисование геометрических фигур песком(крупой) Предметы похожие  «на круг, квадрат».

1

Выполняет действие способом «рука-в-руке»

Л.: Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).

К.: Умеет находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает  мяч по столу.

Умеет находить в окружающей обстановке кубик. Находит разницу между предметами.

 

 

 

15

«Раскрашивание круга, квадрата».

1

Понимает жестовую инструкцию.

Л.: Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).

К.: Находить желтый круг, дорисовывает лучики (солнце).

 

 

 

16

«Обведение квадрата по контуру».

1

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики.

Л.: Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения.

К.: Захватывает и удерживает карандаш, производить произвольные действия на бумаге.

 

 

 

17

«Штриховка квадрата»

1

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Л.: Проявляет навыки культурного поведения.

К.: Умеет нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки.

 

 

 

 

 

«Формирование представлений о величине»

 

 

 

 

18

 «Большой -маленький»,

«Длинный- короткий»

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Л.: Проявляет доброжелательные отношения к

 сверстникам.

К.: Умеет ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов:длинный  – короткий.

 

 

 

 

19

«Игровые упражнения на

сопоставление двух объектов по

величине длинный короткийиспользуя приемы

наложения и

приложения».

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

 Л.: Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым.

К.: Умеет показывать и выделять из ряда лент длинные и короткие. Производить манипуляции с лентами. Переносит с одного места на другое бытовые предметы.

.

 

 

 

20

«Я большая, а ты

маленький»

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая

лента».

1

 Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Л.: Проявляет усидчивость во время урока.

К.: Умеет удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии.

 

 

 

 

21

«Подбери одежду для большой

куклы, для

маленькой куклы»

«Подбери ленты

для кукол».

1

Понимает жестовую инструкцию.

Л.: Соотнесение себя со своим именем. Наблюдает за окружающими предметами.

К.:Умеет надевать шапку, варежки, обувь, шарф
Находить свои личные вещи.  

 

 

 

22

«Постройка башни»

«Выделение «короткий –

длинный» предметов в

различных игровых ситуациях, в

конструктивной деятельности».

1

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Л.: Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения.

К.: Умеет ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

 

.

.

 

23

«Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий –

длинный» предметов в

различных игровых ситуациях, в

конструктивной деятельности».

1

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами

 

взаимодействия для установления контактов.

 

К:Умеет производить манипуляции с мячом

 

(кидать, ловить, пинать ,катать) с кубиками

 

(строить башню).

 

 

 

 

 

Всего 6 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование пространственных представлений»

 

 

 

 

24

 «Вверху –

середина - внизу»

1

Выполняет последовательно организованные движения.

Л.: Проявляет взаимоотношения между сверстниками.

К.: Умеет ориентироваться в собственном теле. Умеет поднимать руки вверх, вниз. Я большая (руки вверх), я маленькая (руки вниз с приседанием).

 

 

 

 

25

«Разложи игрушки по полкам».

1

Выполняет последовательно организованные движения.

Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

 К.: Умеет переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показывает руками какой мяч? (большой).

 

 

 

26

«Разложи одежду по полкам».

1

Выполняет действие способом«рука-в-руке».

 

Л.: Воспитывать дружеские взаимоотношения

Уметь устанавливать и поддерживать контакты

(учитель-ученик).

К.: Складывает вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно.

 

 

 

27

«Ориентация на листе бумаги»

1

Принимать цели и произвольно включаться в

деятельность.

Л.: Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

К.: Умеет брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять.

 

 

 

28

«Пространственные понятия: поровну -больше ближе, к, от.»

2

Умеет находить предмет по требованию контактов учителя.

Л.: Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления.

К.: Умеет дотягиваться до предметов, вставая на цыпочки, поднимая руки вверх.

 

 

 

29

«Ориентация в классе»

1

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

 

 

Л.: Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре.

К.: Умеет брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимает обращенную речь.

 

 

 

 

 

Формирование временных представлений

 

 

 

 

 

 
 

 

 

30

 

«Части суток»

«День-вечер-ночь»

1

Понимает инструкцию по пиктограммам.

 Л.: Имеет интерес и желание заниматься.

К.: Закрывает и открывает глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась).

Показывает как на себе глазки, так и на кукле.

 

 

 

31

«Режим дня»

1

Наблюдает за окружающими предметами.

Л.: Проявляет усидчивость на уроке.

К.: Выполняет действия в соответствии с режимом дня.

 

 

 

32

 

«Ночной режим»

1

 Наблюдает за окружающими предметами.

Л.: Показывает положительные радостные эмоции от общения с детьми.

К.: Умеет закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза просну

лась)

Ночь  придет, закрой же глазки.                                     

Ты уже почти что спишь.                                               

Ночь всегда приносит сказки

Те, что любишь ты, малыш.

 

,
 

 

 

33

 

 

 

Закрепление по теме:

«Покажи, что ты делал днем,

вечером»

1

 

 

 

Наблюдает за окружающими предметами.

 

Л.: Вызывает положительные радостные эмоции от общения с детьми с учителем.

К.: Выполняет действия по картинке(играет в мяч, катает машинку, укладывает куклу спать) Сопровождает игру речью.(Баю-бай, би-би)

 

 

 

34

«Покажи, что ты

делал ночью»

1

Наблюдает за окружающими предметами.

Л.: Вызывает положительные радостные эмоции от общения  с учителем.

К.: Выполняет действия по картинке. Ночью мы спали, глазки закрывали.

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации