12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Севодняева Эльвира Николаевна360
Россия, Марий Эл респ., село Виловатово
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека» (вариант 1)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Мир природы и человека» (вариант 1)

1 класс

(для детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями))

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса разработана и реализуется на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с последующими изменениями);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);

- Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г №1598

- Учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е классы (I вариант);

- Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1) МБОУ «Виловатовская СОШ»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. / Под редакцией В. В. Воронковой.-М., 2010 г.

Цель учебного предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, накоплении опыта безопасного взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира.

Задачи:

уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать  новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;

выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

полисенсорности восприятия объектов;

практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.

На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66 часов в год.

1. Результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»

Личностные результаты

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;

адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.




2. Содержание учебного предмета

Раздел 1.Сезонные изменения.

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.

Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло, холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег ,дождь, иней, град); ветер (холодный, теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое -маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая, холодная вода), почвы (сухая, влажная ,заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Раздел 2. Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Раздел 3. Одежда людей, игры детей, труд, людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Раздел 4. Неживая природа.

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Раздел 5. Живая природа.

Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные и птицы. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Раздел 6. Человек.

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Магазины («овощи - фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный ). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека.Школа. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Наша Родина -Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Раздел 7. Безопасное поведение.

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простуды (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).


Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме проверочной работы.

3.Тематическое планирование учебного предмета


Тема

Колич.

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Сезонные изменения в живой и неживой природе.(Осенняя прогулка. Составление коллекции листьев. Наступают холода. Зима. Сосулька, капель, ручей. Весна. Весенняя уборка. Скоро лето. Ледоход. Улица).

10

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов. Объяснение наблюдаемых явлений. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация коллекционного материала.

Составление текста по серии сюжетных картинок. Различение времен года по признакам

2

Школа .(Школьное

здание. Классная

комната. Ученик. Учебные

вещи. Дежурство по классу. Обучение движению группой).

6

Моделирование и оценка различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Наблюдение за демонстрациями

учителя. Просмотр учебных фильмов. Составление рассказа по плану, по картинному плану. Составление текста по серии сюжетных картинок.

3

Семья

1

Знакомство с членами семьи, с родственными отношениями между ними;

рассуждение о важности уважительного отношения к пожилым людям.

4

Одежда и обувь. Обувь. Уход за обувью. Одежда для школы. Уход за одеждой.

3

Рассматривание иллюстраций, высказывание своих суждений их аргументация; подбор одежду для разных случаев её использования;

объяснение, как надо ухаживать за одеждой и обувью;

отличие одежды для девочек и мальчиков, школьная форма.

5

Овощи и фрукты. Яблоко Груша. Морковь. Репа. Посадка лука.

5

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Называние предметов, характеристика их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу). Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов. Составление текста по серии сюжетных картинок.

6

Комнатные растения(Фикус, бальзамин).

2

Наблюдение за комнатными растениями, сравнение их, характеристика. Выполнение практической работы по уходу за комнатными растениями.

7

Дикие и домашние

животные. Кошка. Собака. Волк. Заяц.

6

Выделение группы животных, которых одомашнил человек; рассказывание о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждение, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных;

Рассуждение о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работа с разрезными карточками, распределение животных на домашних и диких. Наблюдение за домашними питомцами и рассказывание о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

8

Птицы. Ворона. Синица. Птицы весной.

3

Рассказ о своих наблюдениях за птицами, выяснение, чем птицы отличаются от млекопитающих; различие птиц, называние среды обитания и способ питания;

Классификация птиц, работа с разрезными карточками; наблюдение за образом жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделирование выбранной птицы (по разрезным карточкам).

9

Охрана здоровья. Охрана здоровья и безопасное поведение.

5

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их.

10

Человек Тело человека. День учителя. Личные вещи ребёнка. Игрушки. Игры с водой. Игры с песком, камнями, глиной. Магазин. Новый год. Зоопарк. 23 февраля. 8 марта. Мы в гостях. Мой друг. Неделя детской. День рождения. День победы. Место где ты живёшь.

18

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Называние предметов, характеристика их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху,

материалу). Наблюдение за демонстрациями

учителя. Просмотр учебных фильмов. Составление рассказа по плану, по картинному плану.

11

Повторение пройденного

7

Закрепление пройденного материала.

Выполнение письменной работы по карточкам, анализ учебной деятельности.



Календарно-тематическое планирование


 


урока

 

Тема урока

Цель и задачи урока, коррекционно-развивающая деятельность

Наглядный материал, оборудование

Дата

По пл.

Факт.

 

 

Школа.


Расширить представления детей о правилах поведения в школе. Познакомить с расположением школьных помещений. Формирование представлений о школе. Изучение правил поведения в школе. Обучение правилам поведения в школе. Формирование умения повторять за учителем все правила поведения в школе. Дидактическая игра «Школа. Урок». Развитие связной речи, словарного запаса, развитие вопросно-ответной, диалогической речи.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки.. Плакаты.

Стихотворения, загадки о предметах обстановки.




 

 

Класс.


Познакомить с правилами поведения на уроках и перемене, развитие зрительной памяти. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Дидактическая игра «Давай дружить».

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Правила поведения на уроке и на перемене.

Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью их действий. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Дежурство по классу.


Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом.. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. Дидактическая игра «Давай дежурить».

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Слушание песни «Мы дежурные».



 

 

Тело человека. Руки. Уход за руками.

Формировать представление о теле человека. Значение рук. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты рук от ожогов, порезов. Коррекция зрительного восприятия. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Одежда для школы. Уход за одеждой.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды. Познакомить с видами одежды, уточнить и расширить имеющиеся знания, развитие наблюдательности, развитие слуховой памяти. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы.

Презентационные материалы.

Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Обувь. Уход за обувью.


Познакомить с видами обуви, уточнить и расширить имеющиеся знания об обуви, развитие

наблюдательности, развитие зрительной памяти. . Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы.

Презентационные материалы.

Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

День учителя.


Обогатить знания учащихся по данной теме. Активизировать словарь учащихся. Выучить стихотворения к празднику. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы.

Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Обучение движению группой.

Обучить правилам поведения во время движения группой. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если упал,ударился.

Систематизировать имеющиеся знания об охране здоровья, развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании. Развитие речи, активизация словаря.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Охрана здоровья и безопасное поведение.

Обобщить и проверить ранее полученные знания,

Развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Обобщающий урок.

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Осень.


Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки осени. Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью. Продолжать учить видеть сезонные изменения. Актуализация и закрепление знаний об осени. Развитие внимания, воображения. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Составление коллекции листьев. Экскурсия.


Формирование знаний о природных материалах и той среде, где их находят; расширение представлений о предметах природного мира; формирование представлений о листьях как поделочном материале и о его художественно-выразительных свойствах; расширение представлений о предметах рукотворного мира, сделанных из листьев, веточек, травы, и определение их функциональной значимости в жизни человека. Формирование умения собирать природный материал. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация природных материалов. Практические– сбор природных материалов.

Презентационные материалы.

Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Улица.


Познакомить с названиями улиц города, развитие

Фонематического восприятия, развитие зрительной памяти. Дидактическая игра» Кто где живёт».



 

 

Повторение пройденного

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Принятие и освоение социальной роли учащегося формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты



 

 

Семья.


Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам

Презентационные материалы. Предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Личные вещи ребенка, игрушки.


Уточнить и расширить представления об игрушках и их назначении, уметь моделировать простое предложение, уметь образовывать по образцу прилагательные. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Игры с водой.


Учить правилам поведения во время игры. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими действия во время игры. Рассказать о свойствах воды. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа.

Презентационные материалы. Предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Наступают холода. Экскурсия.

Обогащать словарь учащихся. Учить наблюдать за природой. Провести ознакомительную беседу о признаках поздней осени. Развитие наблюдательности с помощью игры «Что там растёт».



 

 

Игры с песком, глиной, камнями.


Вспомнить правила поведения во время игры. Рассказать о свойствах глины, камней, песка. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Яблоко


Уточнить знания о фруктах, развитие зрительного внимания, развитие речи, активизация словаря. Обогащать лексический запас учащихся. Составление предложений о яблоках. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Груша


Уточнить знания о фруктах, развитие зрительного внимания, развитие речи, активизация словаря. Обогащать лексический запас учащихся. Составление предложений о грушах. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Морковь.


Уточнить знания о овощах, развитие наблюдательности, развитие слуховой памяти. Обогащать лексический запас учащихся Составление предложений о моркови. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Репа.


Уточнить знания о овощах, развитие наблюдательности, развитие слуховой памяти. Обогащать лексический запас учащихся Составление предложений о репе. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Магазин «Овощи-фрукты».


Активизировать, обогащать словарь учащихся. Совершенствовать диалогическую речь. Обучить правилам поведения в магазине. Учить составлять предложения. Развитие внимания, мышления, речи. Дидактическая игра «Магазин». Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Охрана здоровья и безопасное поведение. Профилактика простудных заболеваний.

Обобщить и проверить ранее полученные знания.

Развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Зима.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки зимы. Продолжать учить видеть сезонные изменения. Выявить причину сезонных изменений зимой (продолжить работу со схемой дерева), признаками зимы; наблюдать за снегом в классе. Растения зимой. Животные зимой (птицы и звери, помощь человека птицам). Зимняя одежда, занятия людей зимой. Безопасное поведение детей зимой. Наблюдения за погодой. Актуализация и закрепление знаний о зиме. Знать причину сезонных изменений зимой, признаки зимы.

Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Зима.


Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки зимы. Продолжать учить видеть сезонные изменения. Выявить причину сезонных изменений зимой (продолжить работу со схемой дерева), признаками зимы; наблюдать за снегом в классе. Растения зимой. Животные зимой (птицы и звери, помощь человека птицам). Зимняя одежда, занятия людей зимой. Безопасное поведение детей зимой. Наблюдения за погодой.

Актуализация и закрепление знаний о зиме. Знать причину сезонных изменений зимой, признаки зимы.

Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Новый год. Празднование в школе и дома.

Учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение .Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Повторение пройденного

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Презентационные материалы.

Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Кошка.


Расширять и систематизировать знания о домашних животных, познакомить с признаками и повадками кошки. Развитие связной речи, словарного запаса. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Собака.


Расширять и систематизировать знания о домашних животных, познакомить с признаками и повадками собаки. Развитие связной речи, словарного запаса. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы, выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы.

Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Домашние животные.


Познакомить с понятием «домашние животные», признаками домашних животных, учить находить домашних животных на картинках. Польза домашних животных. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. Уметь называть и показывать на картинках домашних животных

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Заяц .


Систематизировать знания о диких животных, развитие зрительного внимания, развитие речи, активизация словаря. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Уметь называть и показывать на картинках зайца и называть его признаки. Обогащать лексический запас учащихся. Составление предложений о зайце.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Волк .


Продолжать знакомить с дикими животными. Развитие наблюдательности, развитие слуховой памяти. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Уметь называть и показывать на картинках волка и называть его признаки. Обогащать лексический запас учащихся. Составление предложений о волке.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Дикие животные.


Познакомить с понятием «дикие животные», признаками диких животных, учить находить диких животных на картинках. Польза диких животных. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. Уметь называть и показывать на картинках диких животных

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Обобщающий урок.

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Ворона.


Уточнить и расширить имеющиеся знания о птицах, развитие наблюдательности, развитие зрительной памяти. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. Уметь называть и показывать на картинках диких животных.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Синица.


Уточнить и расширить имеющиеся знания о птицах, развитие наблюдательности, развитие зрительной памяти. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. Уметь называть и показывать на картинках диких животных.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Зоопарк.


Активизировать, обогащать словарь учащихся. Совершенствовать диалогическую речь. Обучить правилам поведения в зоопарке. Учить составлять предложения. Развитие внимания, мышления, речи. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Дидактическая игра «Зоопарк».

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Зоопарк (зоомагазин).


Активизировать, обогащать словарь учащихся. Совершенствовать диалогическую речь. Обучить правилам поведения в зоомагазине. Учить составлять предложения. Развитие внимания, мышления, речи. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Дидактическая игра «Зоомагазин».

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

23 февраля – День защитника Отечества.


Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков. Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. Составление поздравления папе с опорой на условно-графические схемы предложений. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Игры со снегом и льдом.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Составление рассказа с опорой на картинку.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Фикус.


Познакомить с комнатными растениями, развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении, развитие речи, активизация словаря. Учить ухаживать за комнатными растениями. Составление рассказа о комнатном растении. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.



 

 

Бальзамин.


Познакомить с комнатными растениями, развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении, развитие речи, активизация словаря. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Составление рассказа о комнатном растении. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

8 марта.


Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков. Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы, выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Мы в гостях.


Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими в гостях. Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Мой друг. Совместная игра.


Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация

плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы, выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Светофор.


Познакомить с правилами дорожного движения, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Повторение пройденного

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Принятие и освоение социальной роли учащегося формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Сосульки, капель, ручьи.


Познакомить с признаками весны ,развитие связной речи, словарного запаса, развитие вопросно-ответной , диалогической речи. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Неделя детской книги. Экскурсия в школьную библиотеку.

Активизировать, обогащать словарь учащихся. Совершенствовать диалогическую речь. Обучить правилам поведения в библиотеке. Учить составлять предложения. Развитие внимания, мышления, речи.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Птицы весной.


Продолжать знакомить с птицами и их повадками, развитие зрительной памяти. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Ледоход.


Познакомить с явлением - ледоход, развитие зрительного внимания, развитие речи, активизация словаря. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Весенняя уборка. Подготовка к празднику. Экскурсия.

Расширять представления учащихся о правилах поведения во время экскурсии. Обучить правилам по технике безопасности во время уборки.. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Весенняя уборка. Подготовка к празднику. Экскурсия.

Расширять представления учащихся о правилах поведения во время экскурсии. Обучить правилам по технике безопасности во время уборки. Фронтальная и индивидуальная формы работы.

Словесные методы – рассказ, беседа.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

День Рождения.


Расширять представления учащихся о правилах поведения на дне рождении. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы, выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Посадка лука


Учить на практике применять полученные знания, развитие наблюдательности, развитие зрительной памяти. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы –выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы.

Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




 

 

Весна.


Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны. Выявить причину сезонных изменений весной с помощью схемы дерева, познакомить с признаками, с одеждой и занятиями взрослых и детей весной, безопасном поведении весной. Продолжать учить наблюдать сезонные изменения, растения, животные весной. Повторить признаки весны. Учить выделять признаки изученных времён года, обосновывать выбор одежды для разных времён года. Развитие памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

День Победы.


Воспитывать ценностное отношение к празднованию Дня Победы, глубокое уважения к ветеранам, гордость за великое прошлое своей Родины. Рассказ учителя о годах ВОВ.



 

 

Место, где ты живешь.


Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о городе, развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении, развитие речи, активизация словаря.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Проверочная работа.

Проверка знаний, умений и навыков

Диагностический материал



 

 

Скоро лето.

Охрана здоровья и безопасное поведение летом.


Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета. Выявить причину сезонных изменений весной с помощью схемы дерева, познакомить с признаками, с одеждой и занятиями взрослых и детей весной, безопасном поведении весной. Продолжать учить наблюдать за сезонными изменениями. Обобщить и проверить ранее полученные знания, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Повторение пройденного за год. Экскурсия.

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.



 

 

Повторение пройденного за год. Экскурсия.

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Презентационные материалы. Иллюстрации предметные и сюжетные картинки. Плакаты.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение: ноутбук; проектор; интерактивная доска; презентационные материалы; карточки для индивидуальной работы; комплекты обучающих карточек.


Учебно–методическое обеспечение: С.В.Кудрина «Окружающий мир» Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида класс, С.В.Кудрина.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2016.


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.