Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» (1 класс, вариант 1, АООП)
Рабочая программа учебного предмета
«Мир природы и человека»
для учащихся 1 класса,
вариант 1 АООП
Составитель:
Мартынова Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599 и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Б.Матвеевой «Мир природы и человека» для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы линии «Мир природы и человека» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4 классов, осваивающих содержание предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2017.
Курс «Мир природы и человека» является одним из ведущих учебных предметов, составляющих предметную область «Естествознание».
Цель курса «Мир природы и человека»
повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
МЕСТО КУРСА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часа (33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений;
узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
Достаточный уровень:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений;
узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
Личностные:
формирование представления о себе;
формирование представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве: умение обратиться за помощь;
формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, умение вести диалог со сверстниками, применение ритуалов социального взаимодействия.
формирование способности к принятию социального окружения, формирование представлений о семье, родственных связях, принятие соответствующих возрасту ценностей;
формирование социально значимых мотивов учебной деятельности, навыков школьной дисциплины;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях: умение договариваться, признавать вину.
формирование эстетических потребностей, чувств: умение замечать красоту окружающего мира; умеет направлять собственную активность во благо природе, людям, себе;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, должного отношения к своим поступкам;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни: навыков самообслуживания, способности к коллективным формам деятельности;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроках, режима труда и отдыха.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами: «Неживая природа», «Сезонные изменения», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Занятия взрослых и детей в течение суток.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки осени, зимы, весны, лета. Выбор одежды по погоде.
Занятия людей в разные времена года.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, листопад, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Семена растений, определение растений по семенам. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Условия жизни для растений (свет, тепло, вода).
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).
Детёныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Различие людей по возрасту, полу. Имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов.
Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза.
Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении.
Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.
Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.
Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.
Рекомендуемые экскурсии, наблюдения и практические работы
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Учебно-тематическое планирование предмета «Мир природы и человека» в 1 классе включает в себя следующие разделы:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Неживая природа | 9 |
2. | Сезонные изменения в природе | 20 |
3. | Живая природа | 39 |
3.1. | Растения | 10 |
3.2. | Животные | 10 |
3.3 | Человек | 19 |
| Всего | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием данной предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
В процессе изучения курса следует поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».
Личностные результаты
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в баллах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
учебная зона кабинета, оснащенная необходимой школьной мебелью
зона отдыха для обучающихся в классном помещении
компьютер
интерактивная школьная доска
видеопроектор
компьютерные презентации
комплекты сюжетных и предметных картинок
комплекты муляжей овощей и фруктов
демонстрационные таблицы
приложение 1
Календарно-тематическое планирование по курсу «Мир природы и человека» – 1 класс
№ п\п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды работ | Основные понятия (словарная работа) | Методическое обеспечение урока | Коррекционная работа | Примечание |
Неживая природа | |||||||
1 | Вводное занятие. Живая и неживая природа. | 1 | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Определение понятий живая и неживая природа. Демонстрация естественных объектов живой и неживой природы на пришкольном участке. | Планета Земля. Живая природа. Неживая природа. | Иллюстрации с объектами живой и неживой природы. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, речи, расширение и активизация словаря. | учебник стр.3-5, ч.1. |
2 | Земля и Солнце. | 1 | Наблюдение за солнцем, небом. Рассматривание сюжетной картинки и называние членов семьи. Беседа об обязанностях членов семьи. | Планета Земля и звезда Солнце. Вращение Земли вокруг Солнца. Спутник Земли. Луна. Семья: родители, дети. | Иллюстрации. Сюжетная картинка «Семья». Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, развитие речи, расширение и активизация словаря. | учебник стр.7-8, ч.1. |
3 | Значение Солнца. | 1 | Рассматривание картин с изображениями разных времён года и называние их. Разгадывание загадок о временах года. Игра: «Найди ошибки». Заучивание последовательности времён года. | Деятельность Солнца. Смена дня и ночи, смена времён года. Времена года. | Сюжетные картинки с изображением времён года. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, развитие наглядно-действенного мышления, речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.20-22, ч.1. |
4 | Солнце и жизнь растений. | 1 | Определение времени года по изображению. Рассматривание картин с изображениями растений, животных и растений в различное время года и суток. Составление рассказа по картинке. | Роль солнечного света и тепла в жизни растений, животных, человека. | Сюжетные картинки по теме. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, развитие наглядно-действенного мышления, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.23, ч.1. |
5 | День и ночь. | 1 | Рассматривание рисунков. Беседа с использованием личного опыта учащихся. Показ на рисунке объектов природы. Беседа о занятиях людей в утреннее и ночное время по иллюстрации. Составление предложений или короткого рассказа с использованием слов «день», «ночь». | Смена дня и ночи. День, ночь, светло, темно. | Сюжетные картинки по теме. Картинки с занятий людей в дневное и ночное время. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, развитие речи, расширение и активизация словаря. | учебник стр.9-11, ч.1. |
6 | Небо днём и ночью. | 1 | Рассматривание картинок ночное и дневное небо. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по картинке «Как выглядит небо днём (Солнце, облака, тучи) и ночью (Луна, звёзды)». Рассматривание сюжетной картинки «Чем заняты члены семьи утром, ночью». Составление рассказа о видах деятельности. | Солнце, облака, луна (месяц), звёзды. | Сюжетные картинки по теме. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.12-13, ч.1. |
7 | Сутки | 1 | Рассматривание схемы «Сутки». Определение положения солнца в разное время суток. Составление рассказа по рисунку. Игра «Найди ошибку». Определение времени суток по стихотворению | Сутки: утро, день, вечер, ночь. Восход, закат. | Сюжетные картинки по теме. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.14-16, ч.1. |
8 | Занятия людей в течение суток | 1 | Рассматривание картинок о занятиях людей в течение суток. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Составление рассказа по опорным картинкам. Определение по рисункам частей суток. | Сутки: утро, день, вечер, ночь. Режим дня. | Сюжетные картинки по теме. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.17-19, ч.1. |
9 | Обобщение полученных знаний. | 1 | Актуализация и закрепление ранее полученных знаний о неживой природе (Земле, Солнце, небе); сутках. Отработка навыков распределения деятельности в режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя | Солнце – источник тепла и света. Живая и неживая природа. | Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | |
Сезонные изменения в природе | |||||||
10 | Осень. Беседа о состоянии погоды. | 1 | Рассматривание картин с изображениями разных времён года и называние их (нахождение различий на рисунках). Беседа о состоянии погоды сегодня, определение времени года (нахождение рисунка в соответствии с темой). Работа с календарем. Знакомство с условными знаками для заполнения дневника наблюдений. Заполнение дневника наблюдений. Определение по схеме причины сезонных изменений. Игра «Летом – осенью». | Осень. Листопад. Погода: дождливая, пасмурная, прохладная, ветреная. | Иллюстрации с изображением осени. Картинка с летней погодой и осенней. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия; мыслительных операций (сравнение, обобщение); активизация словаря. | учебник стр.25-27, ч.1. |
11, 12 | Признаки осени. | 2 | Беседа о сезонных изменениях в природе. Выделение признаков осени. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние осенних месяцев. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы, растения, животные). Составление рассказа «Отлет птиц» с опорой на схему. Игра: «С какого дерева лист»? Создание аппликации Рассматривание и описание сюжетной картинки «Осень» (составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию) | Изменения в природе: ясно, облачно, пасмурно, похолодание, листопад, отлёт птиц. | Иллюстрации с изображениями осени. Предметы живой и неживой природы. Изображения клёна, берёзы и ёлки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия; зрительного внимания; мышления (анализ); связной речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.28-30, ч.1. |
13 | Занятия и одежда людей осенью. | 1 | Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Беседа по теме. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Беседа: сезонная одежда (почему осенью следует одеваться теплее, чем летом). Работа с предметными картинками «Одежда, обувь». Составление рассказа о занятиях, играх осенью. Работа с опорными словами (урожай, грибы). Прослушивание стихотворения. | Сбор урожая. Грибы. | Сюжетные и предметные картинки по теме. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления (сравнение, классификация), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.31-34, ч.1. |
14 | Обобщение темы «Осень». | 1 | Беседа об изменениях в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы. Повторение осенних месяцев. Экскурсия по школьному участку. Беседа о растущих деревьях. Игра: «Найди дерево». | Погода (ясно, пасмурно, дождь), листопад, кустарник. | Деревья, кустарники, листья деревьев. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, наблюдательности, внимания. | |
15 | Зима. | 1 | Нахождение различий в изображениях, схемах «Осень», «Зима». Наблюдение за погодой зимнего дня: состояние облачности, высоты солнца, осадков, температуры. Определение причин сезонных изменений по схеме. Составление рассказов о погоде зимой. Вырезывание объекта природы (снежинка) по готовому образцу (аппликация). Работа с опорными словами (зима, снегопад) | Зима. Осадки. Снег. Снегопад. Высота Солнца. | Картинки с погодными явлениями. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления (анализ, сравнение, классификация), пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.35-36, ч.1. |
16, 17 | Признаки зимы. | 2 | Выделение признаков зимы. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние зимних месяцев. Рассматривание и описание сюжетной картинки «Зима». Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте. | Зима, мороз, снег. Воробей, ворона. Заяц, берлога, медведь. | Сюжетная картинка «Зима». Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления (анализ, сравнение), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.37-40, ч.1. |
18 | Одежда и занятия людей зимой. | 1 | Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Беседа: сезонная одежда (почему зимой следует одеваться теплее, чем в другое время года). Работа с предметными картинками «Одежда, обувь». Составление рассказа о занятиях, играх зимой. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста. | Санки, коньки, снежки, снеговик, хоккей. | Сюжетные картинки по теме. Презентация по теме урока. | Развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.41-42, ч.1. |
19 | Обобщение темы «Зима». | 1 | Закрепление признаков зимы (мороз, снег) и причины наступления зимы: положение Солнца. Беседа о деятельности солнца; погодных явлениях; зимующих птицах; зверях. Наблюдение: принести в класс снег, посмотреть, что с ним произойдет. Устное рисование зимней картины. Рисование зимней картины. | Зима, мороз, снег, высота Солнца. Животные и растения зимой. | Сюжетная картинка «Зима». Презентация по теме урока. | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мыслительных процессов (анализ, сравнение, классификация). | |
20 | Весна. | 1 | Рассматривание картин с изображениями разных времён года и называние их (нахождение различий на рисунках). Рассказ-описание погоды настоящего дня (прослушивание текста, стихотворения). Определение причин сезонных изменений по схеме. Подбор прилагательных к картинкам (ветреная, солнечная, дождливая, тёплая) Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) | Весна. Ручьи. Почки. Погода: ветреная, солнечная, дождливая, тёплая. | Сюжетные картинки по теме. Иллюстративный материал. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления (конкретизация и обобщение), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.43-44, ч.1. |
21, 22 | Признаки весны. | 2 | Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Сравнение зимней и весенней картины, составление рассказов описаний картин весны. Называние весенних месяцев. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Называние объектов природы по иллюстрациям (деятельность солнца; жизнь растений, птиц, зверей). Определение причин сезонных изменений по схеме. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам. | Весна, оттепель, сосульки, таяние снега, распускание листьев. Жук, бабочка. Гнездо, скворечник. Перелетные птицы: грач, скворец. | Сюжетные и предметные картинки по теме. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления и связной речи. | учебник стр.45-49, ч.1. |
23 | Одежда и занятия людей весной. | 1 | Нахождение и называние предметов на рисунке. Работа с предметными картинками «Одежда, обувь». Беседа: сезонная одежда (чем отличается весенняя одежда от зимней). Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Составление рассказа о занятиях, играх весной. | Велосипед, кораблики, ручейки. | Сюжетные картинки по теме. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение). | учебник стр.50-51, ч.1. |
24 | Обобщение темы «Весна». | 1 | Закрепление признаков весны и причины наступления весны; положение Солнца; погодных явлениях; растениях; птицах; зверях. Называние перелётных и зимующих птиц. Узнавание весенних цветов (подснежник, мать – и – мачеха). Выделение картины с изображением весны. Составление рассказа по рисунку о весенних забавах. Рисование зимней картины. | Схема описания времени года, зимующие, перелётные птицы, подснежник, мать-и-мачеха. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного внимания и памяти, воображения, устной речи. | |
25 | Лето. | 1 | Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Рассказ-описание летней погоды. Называние погодных явлений летом (дождь, гроза, жара, ветер). Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Работа с опорными словами (лето, цветы) | Лето, цветы. Погода, дождь, гроза, жара, ветер. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), речи. | учебник стр.52-54, ч.1. |
26, 27 | Признаки лета. | 2 | Нахождение и называние признаков лета на иллюстрациях, жизни растений и животных летом. Называние летних месяцев. Определение причин сезонных изменений по схеме. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, животных, птиц, ягод, цветов). Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Составление рассказа по рисунку. Прослушивание стихотворения. Определение безопасного поведения по рисунку. | Лето, июнь, июль, август, колокольчики, ромашки Названия растений, животных, насекомых. | Предметные и сюжетные картины. Презентация по теме урока. | Развитие мыслительных процессов (анализ, сравнение, классификация), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.55-58, ч.1. |
28 | Одежда и занятия людей летом. | 1 | Работа с предметными картинками «Одежда, обувь». Классификация предметов по картинкам. Беседа: сезонная одежда (чем отличается летняя одежда от весенней). Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Рассказы детей на основе личного опыта о летних развлечениях. | Лето, мяч, речка, велосипед. | Предметные и сюжетные картины. | Развитие зрительного внимания, памяти, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | учебник стр.59 -60, ч.1. |
29 | Обобщение по теме «Лето». | 1 | Выделение картины с изображением лета. Закрепление признаков лета, положение Солнца; погодных явлениях; растениях; птицах; зверях. Рассказы детей о летних изменениях. Называние летних месяцев. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов. | Лето, жара, солнце, дуб, берёза, клён, ягоды. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез), развитие зрительной и слуховой памяти. | |
Живая природа | |||||||
| Растения | ||||||
30 | Растения. | 1 | Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава) Игра «Разложи по группам» (цветы, деревья, т.д.) | Различие растений: деревья, кустарники, травы, цветы. | Предметные и сюжетные картинки по теме. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.5-6, ч.2 |
31 | Строение и сходство растений. | 1 | Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) Игра «Найди и покажи» (цветок, стебель, лист, корень) | Растение. Строение растений: корень, лист, стебель, цветок. | Сюжетные картинки «Строение растений». Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.7, ч.2 |
32 | Различие растений. | 1 | Нахождение частей растений по рисунку. Рассматривание растений на картинках, сравнение их, нахождение общего и различий. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Игра «Разложи по группам» (цветы, деревья, т.д.) | Корни растений (большой, мощный, маленький). Листья растений (круглые, овальные, большие, маленькие); разнообразные стебли и цветки. | Сюжетные картинки «Растения». Презентация по теме урока. Гербарии. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.8-10, ч.2 |
33 | Разнообразие цветов. | 1 | Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Игра «Найди и покажи» (ромашка, роза и т.д.) | Полевые и садовые цветы.
| Сюжетные картинки «Цветы». Презентация по теме урока. | Развитие вербальной памяти, мыслительной деятельности (сравнение, классификация), речи. | учебник стр.11-13, ч.2 |
34 | Семена. | 1 | Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) | Семена, семя. Условия, необходимые для прорастания семян. | Сюжетные картинки «Семена». Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, развитие мыслительных операций, развитие зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.14-15, ч.2 |
35 | Плоды растений. | 1 | Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). | Плод. Овощи, фрукты. | Сюжетные картинки «Овощи», «Фрукты». Презентация по теме урока. Муляжи фруктов и овощей. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (классификация, сравнение), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря.
| учебник стр. 16-17, ч.2 |
36 | Овощи и фрукты. | 1 | Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов, овощей). Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Витамины, польза витамин. Составление рассказа по опорным схемам. | Плод. Овощи, фрукты. | Сюжетные картинки, макеты «Овощи», «Фрукты». Муляжи фруктов и овощей. Презентация по теме. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (классификация, сравнение), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | учебник стр. 18-19, ч.2 |
37 | Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. | 1 | Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям. Связь между временем года (условиями, связанными с временем года) и жизнью растений Составление рассказа по картинке. | Растения зимой, весной, летом, осенью. | Сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (причинно-следственные отношения), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.20-21, ч.2 |
38 | Приспособление растений к разным условиям жизни. | 1 | Рассматривание иллюстраций с изображением природы разных климатических поясов, ответы на вопросы. Условия жизни растений в разных климатических поясах (холодные страны, жаркие страны). Приспособления растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие). Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков). | Холодные страны, жаркие страны. | Сюжетные картинки растений различных климатических поясов. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (причинно-следственные отношения), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. | учебник стр.22-23, ч.2 |
39 | Обобщение по теме «Растения». | 1 | Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник). Практические действия: протирание листьев комнатных растений, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря. | Комнатные растения. | Сюжетные картинки «Растения». Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, мыслительных операций (сравнение, классификация); развитие речи. | учебник стр.24-25, ч.2 |
| Животные | ||||||
40 | Животные. | 1 | Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру) Игра: «Четвёртый лишний». Игра «Разложи по группам» (звери, птицы, т.д.) Отгадывание загадок о зверях и птицах. | Животные, звери, птицы, рыбы, насекомые. | Предметные картинки со зверями и птицами. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.26,ч.2 |
41 | Строение и сходство животных. | 1 | Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост) Игра «Разложи по группам» | Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья). | Предметные и сюжетные картинки, план-схема. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.27, ч2 |
42, 43 | Различие животных. | 2 | Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) | Шерсть, перья, чешуя. Слова различий: форма тела, окраска, повадки, место обитания. | Предметные и сюжетные картинки, план-схема. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. | учебник стр.28-30, ч.2 |
44 | Детёныши животных. | 1 | Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) | Названия детёнышей животных. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.31-32, ч.2 |
45 | Домашние животные. | 1 | Отгадывание загадки о животных. Определение и называние животных по рисунку. Определение признаков, пользе домашних животных. Прослушивание текста «Домашние животные». Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Заслушивание рассказов детей о своих питомцах. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». | Домашние животные, признаки домашних животных. | Предметные и сюжетные картинки, план-схема. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. | учебник стр.33-34, ч.2 |
46 | Дикие животные. | 1 | Отгадывание загадки о животных. Рассматривание и называние животных по рисункам. Определение признаков, особенностях жизни, месте обитания, повадках диких животных. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло) | Дикие животные, признаками диких животных. Нора, дупло. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. | учебник стр.35-36, ч.2 |
47 | Приспособление животных к различным условиям жизни. | 1 | Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк». | Олень, тюлень, песец, сова, медведь. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. | учебник стр.37-39, ч.2 |
48 | Приспособление животных к временам года. | 1 | Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животных. | Заяц серый, заяц белый. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.40-42, ч.2 |
49 | Животные (обобщающий урок) | 1 | Отгадывание загадки о животных и нахождение их на картинках, рассказ о животном. Беседа о признаках, пользе домашних животных. Просмотр видеофильмов о животных. Игра «Разложи по группам». | | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. Книга загадок. Видеофрагменты. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.43, ч.2 |
| Человек | ||||||
50 | Человек. | 1 | Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. | Внешний вид, пол, возраст. | Картинки с изображением людей разного пола, возраста, внешнего вида. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия; мышления (сравнение, обобщение), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.44-47, ч.2 |
51, 52 | Части тела человека. | 2 | Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Игра: «Чего по два?» Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Дорисовывание недостающих частей тела. | Части тела: туловище, ноги, руки, голова. | Картинки с изображением человека, презентация «части тела», картинки с недостающими частями тела. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия; мышления (сравнение, обобщение), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. | учебник стр.48-49, ч.2 |
53 | Гигиенические навыки. | 1 | Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. | Гигиена, средства гигиены. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного восприятия; наглядно-действенного мышления, зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | учебник стр.50-52, ч.2 |
54 | Лицо человека. | 1 | Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета Дорисовывание портрета человека. | Голова, лицо человека: глаза, нос, уши. | Портреты, фотографии детей, муляж носы и картинка для игры с портретом человека. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, развитие мышления (сравнение, обобщение, наглядно-действенного мышления), развитие речи. | учебник стр.53-55, ч.2 |
55,56 | Глаза. Строение и значение глаз. Гигиенический уход за глазами. | 2 | Прослушивание текста (строение глаз). Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» | Глаза – орган зрения. Брови, веки, ресницы. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. Видеофрагменты. | Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных процессов (сравнение, обобщение, анализ). | учебник стр.56-60, ч.2 |
57,58 | Уши. Строение и значение ушей. Профилактика простудных заболеваний. | 2 | Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке». | Уши, слух, ушные раковины. Уши – орган слуха. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. Видеофрагменты. | Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных процессов (сравнение, обобщение, анализ). | учебник стр.61-64, ч.2 |
59,60 | Нос. Значение. Профилактика простудных заболеваний. | 2 | Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки) | Нос, запах, обоняние, дыхание. Нос – орган обоняния и дыхания | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. Видеофрагменты. | Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, анализ), развитие устной речи. | учебник стр.65-68, ч.2 |
61,62 | Рот. Строение и значение рта. Гигиенический уход. | 2 | Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами» | Рот, губы, зубы, язык. Вкусы: сладкий, кислый, горький, соленый | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. Видеофрагменты. | Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных процессов (сравнение, обобщение, анализ). | учебник стр.69-73, ч.2 |
63,64 | Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и порезов. | 2 | Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам. | Кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий. | Предметные и Сюжетные картинки. Презентация по теме урока. Видеофрагменты. | Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных процессов (сравнение, обобщение, анализ). | учебник стр.74-79, ч.2 |
65 | Осанка. Скелет и мышцы человека. | 1 | Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц. | Осанка, скелет, мышцы. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. Видеофрагмент зарядки. | Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных процессов (сравнение, обобщение, анализ). | учебник стр.80-82 |
66 | Обобщение темы «Человек». | 1 | Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Повторение функций глаза, носа, ушей, рта, кожи. Осанка. Правила гигиены. | Части тела. Правила гигиены. | Предметные и сюжетные картинки. Презентация по теме урока. | Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, анализ), развитие устной речи. | |