Адаптированная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса (1 вариант)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О. Плодухина __________/ Е.В.Агапова
_______/ Е.Г.Ухтинская «__» _______ 2020 года Приказ по школе № _____
Протокол № __ от от «___» ______2020 г.
«___» _______2020 года
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по миру природы и человека
для 1 класса
вариант Ι
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2020 г.
Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Мир природы и человека» Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.
1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2020
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи учебного предмета:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
Формировать знания обучающихся о природе своего края.
Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.
Личностные умения и навыки
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Коммуникативные навыки
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные учебные действия
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Предметные результаты
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года :холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха1.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д . Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Тематическое планирование
1 класс
Содержание | Количество во часов |
Неживая природа | 8ч |
Сезонные изменения в природе. | 18ч |
Растения | 11ч. |
Животные | 11ч. |
Человек. | 18ч |
Итого: | 66ч |
Календарно – тематическое планирование мир природы и человека
№ п/п | Наименование раздела, темы | К -во часов | Дата проведения | |
по плану | факт | |||
Неживая природа - 8ч | ||||
1 | Земля и Солнце | 1 | | |
2 | Значение Солнца | 1 | | |
3 | Солнце и жизнь растений | 1 | | |
4 | День и ночь | 1 | | |
5 | Небо днем и ночью | 1 | | |
6 | Сутки | 1 | | |
7 | Занятия людей в течение суток | 1 | | |
8 | Режим дня | 1 | | |
Сезонные изменения в природе - 18ч. | ||||
9 | Осень | 1 | | |
10 | Признаки осени | 1 | | |
11 | Признаки осени. Составление рассказа по рисунку. | 1 | | |
12 | Занятия и одежда осенью. | 1 | | |
13 | Погода. Календарь природы | 1 | | |
14 | Зима | 1 | | |
15 | Признаки зимы | 1 | | |
16 | Признаки зимы. Составление рассказа по опорным схемам. | 1 | | |
17 | Занятия и одежда зимой | 1 | | |
18 | Погода. Календарь природы | 1 | | |
19 | Весна | 1 | | |
20 | Признаки весны | 1 | | |
21 | Занятия и одежда весной | 1 | | |
22 | Погода. Календарь природы | 1 | | |
23 | Лето | 1 | | |
24 | Признаки лета | 1 | | |
25 | Занятия и одежда летом. | 1 | | |
26 | Занятия летом. Составление рассказа по вопросам. | 1 | | |
Растения - 11ч. | ||||
27 | Растения | 1 | | |
28 | Строение и сходство растений | 1 | | |
29 | Различия растений | 1 | | |
30 | Разнообразие цветов | 1 | | |
31 | Семена | 1 | | |
32 | Плоды растений | 1 | | |
33 | Плоды растений. Составление рассказа. | 1 | | |
34 | Приспособления растений к сезонным изменениям | 1 | | |
35 | Уход за растениями | 1 | | |
36 | Приспособления растений к условиям жизни | 1 | | |
37 | Растения (обобщающий урок) | 1 | | |
Животные- 11 ч. | ||||
38 | Животные | 1 | | |
39 | Строение и сходство животных | 1 | | |
40 | Различие животных по внешнему виду. | 1 | | |
41 | Различие животных по способам передвижения | 1 | | |
42 | Детеныши животных | 1 | | |
43 | Домашние животные | 1 | | |
44 | Домашние животные. Составление описательного рассказа. | 1 | | |
45 | Дикие животные | 1 | | |
46 | Приспособление животных к различным условиям обитания | 1 | | |
47 | Приспособление животных к временам года | 1 | | |
48 | Животные (обобщающий урок) | 1 | | |
Человек - 18 ч. | ||||
49 | Человек | 1 | | |
50 | Части тела человека | 1 | | |
51 | Ориентировка в частях тела | 1 | | |
52 | Гигиенические навыки | 1 | | |
53 | Лицо человека | 1 | | |
54 | Глаза | 1 | | |
55 | Гигиена зрения. | 1 | | |
56 | Уши | 1 | | |
57 | Гигиена слуха. | 1 | | |
58 | Нос | 1 | | |
59 | Гигиена носа. | 1 | | |
60 | Рот | 1 | | |
61 | Гигиена полости рта. | 1 | | |
62 | Кожа | 1 | | |
63 | Гигиена кожи. | 1 | | |
64 | Осанка | 1 | | |
65 | Скелет человека | 1 | | |
66 | Мышцы человека | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
2. Рабочие тетради: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013
3. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
4.Печатная продукция:
4.1.Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)