Адаптированная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса (1 вариант)

5
0
Материал опубликован 28 June 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«РАССМОТРЕНО»               «СОГЛАСОВАНО»                      «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО                Зам. директора по УВР            Директор школы

Руководитель                    ________ / Э.О. Плодухина       __________/ Е.В.Агапова

_______/ Е.Г.Ухтинская      «__» _______ 2020 года          Приказ по школе № _____

Протокол № __ от                                                             от «___» ______2020 г.

«___» _______2020 года









АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по миру природы и человека

для 1 класса

вариант Ι

на 2020-2021 учебный год






Составитель программы:


                                                                                                      учитель Ухтинская Е.Г.











с. Зыково, 2020 г.


Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.

Рабочая программа ориентирована на учебник

«Мир природы и человека» Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.

1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2020


Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.


Задачи учебного предмета:

Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.

На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.

Формировать знания обучающихся о природе своего края.

Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе






Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»


Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.

Личностные умения и навыки

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.


Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Коммуникативные навыки

- умением всту­пать в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.


Познавательные учебные действия

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.


Предметные результаты

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:


- правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;


Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:


- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;


Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»


Неживая природа (8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.


Сезонные изменения в природе (18ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года :холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.


Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха1.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года


Живая природа (40 ч)


Растения (11 ч)

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.


Животные(11 ч)

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение(18 ч)

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д . Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

Тематическое планирование

1 класс

Содержание

Количество во часов

Неживая природа

Сезонные изменения в природе.

18ч

Растения

11ч.

Животные

11ч.

Человек.

18ч

Итого:

66ч


Календарно – тематическое планирование мир природы и человека


п/п

Наименование раздела, темы

К -во часов

Дата проведения

по плану

факт

Неживая природа -

1

Земля и Солнце

1



2

Значение Солнца

1



3

Солнце и жизнь растений

1



4

День и ночь

1



5

Небо днем и ночью

1



6

Сутки

1



7

Занятия людей в течение суток

1



8

Режим дня

1



Сезонные изменения в природе - 18ч.

9

Осень

1



10

Признаки осени

1



11

Признаки осени. Составление рассказа по рисунку.

1



12

Занятия и одежда осенью.

1



13

Погода. Календарь природы

1



14

Зима

1



15

Признаки зимы

1



16

Признаки зимы. Составление рассказа по опорным схемам.

1



17

Занятия и одежда зимой

1



18

Погода. Календарь природы

1



19

Весна

1



20

Признаки весны

1



21

Занятия и одежда весной

1



22

Погода. Календарь природы

1



23

Лето

1



24

Признаки лета

1



25

Занятия и одежда летом.

1



26

Занятия летом. Составление рассказа по вопросам.

1



Растения - 11ч.

27

Растения

1



28

Строение и сходство растений

1



29

Различия растений

1



30

Разнообразие цветов

1



31

Семена

1



32

Плоды растений

1



33

Плоды растений. Составление рассказа.

1



34

Приспособления растений к сезонным изменениям

1



35

Уход за растениями

1



36

Приспособления растений к условиям жизни

1



37

Растения (обобщающий урок)

1



Животные- 11 ч.

38

Животные

1



39

Строение и сходство животных

1



40

Различие животных по внешнему виду.

1



41

Различие животных по способам передвижения

1



42

Детеныши животных

1



43

Домашние животные

1



44

Домашние животные. Составление описательного рассказа.

1



45

Дикие животные

1



46

Приспособление животных к различным условиям обитания

1



47

Приспособление животных к временам года

1



48

Животные (обобщающий урок)

1



Человек - 18 ч.

49

Человек

1



50

Части тела человека

1



51

Ориентировка в частях тела

1



52

Гигиенические навыки

1



53

Лицо человека

1



54

Глаза

1



55

Гигиена зрения.

1



56

Уши

1



57

Гигиена слуха.

1



58

Нос

1



59

Гигиена носа.

1



60

Рот

1



61

Гигиена полости рта.

1



62

Кожа

1



63

Гигиена кожи.

1



64

Осанка

1



65

Скелет человека

1



66

Мышцы человека

1











Учебно-методическое обеспечение

1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016

2. Рабочие тетради: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013

3. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации

4.Печатная продукция:

4.1.Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой

4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)

4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)










1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации