Конспект урока «Африка» (Окружающий мир, 2 класс)
Конспект урока
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2
Система: Школа 2100
Тема: «Африка»
Цель урока: сформировать у учащихся представления о материке Африка.
Задачи урока:
Знакомство учащихся с природой Африки и населяющими ее людьми.
Обучение умению пользоваться картами и другими источниками информации, применять полученные знания.
Развитие способности замечать взаимосвязи между географическими объектами при изучении Африки.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Оборудование: проектор, карты ,картинки и карточки с надписями с элементами мира Африки, индивидуальные таблицы, А.А.Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс,с. 62-64, видео «Путешествие по Африке»(http://www.youtube.com/watch?v=7sXZfN3e7Yc)
Ход урока:
I.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Я вижу не у всех улыбки на лицах - улыбнитесь. Улыбнитесь соседу по парте. Подарите улыбку нашим гостям. Садитесь!
- Ребята, мы с вами уже много узнали о странах Европы и Азии. Давайте немного вернемся к предыдущим урокам и вспомним. Я сейчас задам вам загадку:
1. И гремит он и сверкает,
Звёздный дождик проливает.
Отмечают праздник им.
Побежим и поглядим?
Только он уже померк,
Разноцветный ... . (ФЕЙЕРВЕРК)
Правильно, ребята. А в кокой стране он появился? (Китай). Какие предметы еще там появились? (шелк, бумага, зеркало, порох и т.д.). А к какой части света он относится? (Азия) Молодцы!
- Ребята, а для чего нам нужна информация о других странах мира, мы же ведь живем в России? ( пригодится, если поедем путешествовать…..)
Сегодня мы продолжим наше путешествие по странам мира.
-И снова в путешествие нам надо отправляться,
А в этом путешествии на вас я буду полагаться
На вашу эрудицию я буду опираться.
II.Постановка проблемы.
- Как вы заметили, мы будем работать в группах, но для того чтоб начать надо вспомнить правила работы в группе:
1.Обязательно помним, что в группе высказываются все, а потом выбирается общий ответ.
2. Анализ решения. Оформление.
3. Проговаривания в группе выступления.
4. Ответ одного человека или коллективно.
Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Приступим к заданиям:
-У каждой группы на столах лежат разрезные карточки. Попробуйте сейчас вместе составить из них общую картинку.
-Что у вас получилось?
(банан, арбуз, ананас, финиковая пальма.)
-Что общего у этих предметов.
Что их объединяет?
-Как вы думаете, где родина этих растений?
(Африка)
III.Актуализация знаний
-Что такое Африка? (материк, часть света)
-Что вы еще знаете про Африку (находится в жарком поясе освещенности, там есть пустыня, самый жаркий материк.)
-Давайте поиграем в игру, посвященной Африке «Верите ли вы?
-Я предоставлю вашему вниманию несколько утверждений, а вы ответите, верите ли вы им, то есть истинно оно или ложно.
1.Верите ли вы, что Африка-самый жаркий материк.
2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?
3….что в Африке есть снег.
-Посмотрите, утверждения были для всех одинаковые, а ответы разные?
-Почему?
(Мы мало знаем об Африке)
-А где еще можно получить информацию об Африке?
Итак, отправляясь в путешествие по материку Африка, что бы вы хотели еще исследовать, кроме тех вопросов, которые возникли у вас в ходе игры?
Вы путешествовали по материкам, что можно узнать о них?
1.Климат.
2.Животный и растительный мир.
3.Географические объекты.
4 .Страны и народы.
(На доске прикрепляются карточки с соответствующими надписями)
-Теперь мы готовы к путешествию, но сначала отдохнем!
(Физминутка)
IV.Открытие нового знания.
Я предлагаю проводить исследование в группе, ведь нужную информацию добывать в одиночку сложно. И каждая группа будет иметь свое название. У вас на столах лежат карты Африки, но они все разные.
Посмотрите, обсудите, о чем может рассказать ваша карта.
1 группа
(Карта природных зон поможет нам рассказать о климате.) ученые - климатологи
2 группа
(Карты с изображением природных зон и изображением животных расскажет о животных, обитающих в Африке в зависимости от природной зоны.) ученые – зоологи!
-Значит ваше исследование будет посвящено георрафическим объектам и будете называться учёные-географы
3 группа
(Физическая карта расскажет нам о географических объектах)
4 группа
(Политическая карта расскажет о странах и народах.)
-Значит, тема вашего исследования будет страны и народы Африки. Вы будете учеными – политологами.
В помощь в вашем исследовании предоставлен текст напечатанный для удобства на листе.
-Работу начнем с текста. Каждый из вас постарается вычитать и подчеркнуть из него ту информацию, которая соответствует вашей теме. Давайте еще раз повторим темы исследования каждой группы. После чтения и обсуждении найденного вместе поработайте с картой. Итогом вашей работы будет совместное заполнение таблицы.
V.Проверка самостоятельной работы.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось.
-Какая тема исследования была у вас?
(Работы учащихся, выполненные в таблице выставляются на доске в соответствии с названием тем)
Политологи: - Африка- второй по величине материк Земли и часть света. Её омывают два океана и два моря. В Африке можно встретить много плоскогорий. Здесь располагается огромная пустыня- Сахара. По этому материку текут реки: Нил, Конго. Есть несколько озёр Чад, Виктория, Ньяса, Танганьика. К Африке относятся остров Мадагаскар и полуостров Сомали.
Зоолог: В Африке очень богатый и разнообразный животный мир. Здесь водятся такие животные как верблюд, африканский слон, лев, жираф, крокодил и многие другие. Основная масса животных проживает в зоне тропических степей- саванне.
Климатологи: В Африке очень жарко, особенно в пустыне Сахара. Весь север Африки занят этой пустыней. Жаркий климат Африки объясняется её близостью к экватору, который как бы делит материк пополам. Также Африка располагается между северным и южным тропиком. Африка делится на 3 природные зоны: -зона пустынь, -зона тропических степей(саванна); -зона непроходимых(тропических) лесов.
Географы: пустыня Сахара, реки Нил, Конго, озёра Чад, Виктория.
VI.Применение новых знаний.
-Ребята, у нас осталась незаполненная одна строка - растения. На основе той информации, которую вы получили, давайте исправим положение.
У вас на партах у каждого есть зеленые карточки, переверните их. Для каждой природной зоны Африки я написала растения. Посмотрите внимательно, попробуйте найти лишнее и вычеркните их из списка.
-Кто готов озвучить результат?
( Пустыня- кактус, пальма, сакура
Саванны- баобаб, акация, дуб
Тропические леса-лианы, береза.)
-Давайте посмотрим, что у вас получилось?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Какой вывод можно сделать о материке Африка ?
Для ответа воспользуйтесь информацией, представленной на доске.
-Узнали ли мы о том, что хотели?
Я предлагаю сравнить выводы, сделанные на уроке с выводом ученых.
(Просмотр видео)
-А сейчас давайте вернемся к нашей игре. «Верите или нет» .Как теперь будут звучать ваши ответы ?
1.Верите ли вы, что Африка-самый жаркий материк.
2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья.?
3….что в Африке есть снег.
-Посмотрите, теперь ответы у вас совпали. Что помогло вам в исследовании (Информация из учебника ,из карт и сети интернет)
-А сейчас я прошу найти картинки-раскраски с пальмочками и раскрасить листья в зеленый цвет тем, кто доволен работой на уроке ,
в желтый, у кого не все сегодня получилось,
в красный, кто ничего не понял совсем.
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы, преграды, которые встретятся у вас на пути.
Ильина Оксана Геннадьевна
Балахтина Дарья Сергеевна
Осина Светлана Николаевна
Балахтина Дарья Сергеевна