Конспект урока в 3 классе «Органы чувств» (Окружающий мир)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Органы чувств»
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: урок №28 «Органы чувств»
Базовый учебник: «Мир вокруг нас» (учебник для 3-го класса в 2-х частях) Плешаков А.А, Крючкова Е.А.- М.: Просвещение, 2013.
Цель урока:
1.Познакомить детей с органами чувств.
2.Сформировать понятие «органы чувств».
3.Показать роль и специфику разных органов чувств.
4.Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
1.Изучить органы чувств и их специфику.
2.Учить устанавливать связь с жизненным опытом, способствуя развитию интереса в познании самого себя.
Развивающие:
1. Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
2.Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные обще учебные умения при работе в группах.
Воспитывающие:
1.Воспитывать бережное отношение к органам чувств.
2.Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Тип урока: урок - исследование
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Необходимое техническое оборудование:
1.Рисунок человечка (голова, глаза, нос, рот, уши, руки).
2.Словари Ожегова (5 штук).
3.Листы картона одинакового размера, но различных цветов.
4.Геометрические фигуры.
5.Фонограммы звуков.
6.Стаканчики с луком, чесноком, апельсиновой долькой.
7.Стаканя с солёной, сладкой, пресной водой.
8.Мяч, клубок ниток, яблоко, коробка.
УУД:
Личностные УУД:
проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других
совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Планируемый результат:
Знать:
названия органов чувств
признаки органов чувств
Уметь:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
различать группы органов чувств
ставить опыты с помощью учителя
формулировать результат опыта
устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока
Структура и ход урока:
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1 |
Эмоциональный настрой на урок |
– Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться! |
Отвечают на вопросы учителя |
1 мин. |
2 |
Актуализация знаний |
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями. - Кто такие исследователи? - Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком - Чем он интересен? Что же в нем странного? |
- Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания (дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица) -У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук |
1 мин. |
3 |
Постановка проблемы |
-Что общего у этих частей? -Можем ли мы их назвать одним словом?
|
1 мин. |
|
4 |
Формулирование темы и целей урока |
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»? - Как их называют и почему, нам и предстоит узнать сегодня на уроке. - Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком? |
- Нарисовать ему органы чувств |
1 мин. |
5 |
Открытие детьми нового знания |
-Хорошо. Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Что означает это понятие? Работа со словарём. А в толковом словаре Ожегова говорится так: Исследование – научный труд. Исследовать – это значит: подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового. - А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? - Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Кто будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм. Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. -У каждой группы будет свое задание. - Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой. - Капитаны подойдите ко мне за заданиями. Исследование 1 группы: Органы зрения. Задание: группа получает конверт с заданиями: - Что общего и в чём различие предметов? (листы картона одинакового размера, но различных цветов ) -Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.( геом. фигуры одного цвета, но разной формы и размера) - Рассмотрите журналы. - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод. - После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? - Вы хорошо справились с заданием. - Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
Исследование 2 группы: Органы слуха. С помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки. Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать. - Научное название … - Что вам помогло услышать звуки? - Вы постарались, выполнили задание верно. - Что мы еще можем услышать? - Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? Исследование 3 группы: Органы обоняния Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику.
-Определите, что внутри, не снимая крышечки. - Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? Проведём опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? -Вы хорошо справились с заданием. Какой вывод можно сделать? - Какое научное название? - Давайте прикрепим человечку нос, чтобы он смог почувствовать прекрасные ароматы леса. Исследование 4 группы: Орган вкуса Для продолжения работы нам снова нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.
-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали -Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. -Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? -Дайте научное определение этому органу. - Правильно. Давайте нашему человечку прикрепим рот, чтобы он мог почувствовать вкус спелой ягоды. Исследование 5 группы: Органы осязания Игра «Узнай, что в коробке» Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой. -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. -Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? -Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет.
- Верно справились с заданием. - Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов. -Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. |
Работа со словарём Ожегова Варианты детей Варианты детей - Человек Дети проговаривают правила: 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. Капитаны получают задания Выступление представителей от групп: - глаза помогают нам видеть различные цвета. - Глазами мы различаем форму и величину предмета. - С помощью глаз мы можем читать журналы и книги. Вывод: - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.
(Орган зрения) Прикрепляют глаза человечку Учитель включает звуки различных предметов -Орган слуха -Уши Разные звуки природы, речь, музыку Вывод: Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. Нарисовать уши Дети прикрепляют уши -Невозможно: глаза не видят, уши не слышат. - нос (Приглашается представитель от группы. Он закрывает глаза и определяет по запаху чеснок, апельсиновую дольку, лук). Вывод: Чтобы выполнить задание нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи. - Орган обоняния. Дети прикрепляют нос Затруднение в ответе Дети определяют воду на вкус -язык - Язык - это орган вкуса. Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Дети прикрепляют рот Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Дети отгадывают предмет и достают его из коробки. -При помощи рук -При помощи кожи Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания. Дети прикрепляют ручки -Органы чувств |
4 мин. 1 мин. 20 мин. |
6 |
Первичное закрепление нового материала |
Охрана органов чувств - Нужно ли беречь органы чувств? Почему? Работа по учебнику. - Откройте учебники на с. 126. Прочитайте статью «Органы чувств». -О каких правилах гигиены органов чувств говорится в данной статье? |
Ответы детей Работают со статьёй учебника Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе зад.№1,2 |
7 мин. |
7 |
Итог урока. Рефлексия. |
-А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
-Назовите их. -Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? – Как бы оценили своё настроение после урока? Лесенка. |
Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус -Органы чувств Хоровой ответ |
3 мин. |
8 |
Домашнее задание |
Объяснение домашнего задания. |
1 мин. |