Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему «Африка: образ материка»
Управление образования администрации муниципального образования
«Холмский городской округ» Сахалинской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска
Методическая разработка открытого урока по географии
«Африка: образ материка»
Автор работы:
Вельдясова Светлана Александровна,
учитель географии
МАОУ СОШ №8
г. Холмск
2019 год
Технологическая карта урока
Тема |
Африка: образ материка 7 класс |
|||
Цель |
Образовательная • определить географическое положение Африки; • выявить особенности строения земной коры и рельефа материка; • сформировать представление о климате Африки; • познакомить с растительным и животным миром Африки. Воспитательная Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия. Развивать интерес к предмету. Учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки. Развивающая Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания и преодоления трудностей. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий. |
|||
УУД |
Личностные Учиться участию в общественном самоуправлении Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития Регулятивные Самостоятельное планирование пути достижения целей Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Познавательные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. Умение работать индивидуально и в группе |
|||
Планируемые предметные результаты |
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки. Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков. |
|||
Тип урока |
Усвоение новых знаний |
|||
Основные термины и понятия |
Долгота, широта, заливы, проливы, острова, формы рельефа, тектоника |
|||
Наглядность |
Физическая карта мира, интерактивная презентация, раздаточные рабочие листы |
|||
Межпредметные связи |
Математика, биология, литература |
|||
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная, индивидуальная |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
|
Организационный момент. Время: 2 минуты |
Приветствует аудиторию. Проверяет готовность к занятию, создает настрой на учебную деятельность |
Готовятся к занятию, рассаживаются по местам |
|
|
Актуализация знаний. Время: 5 минут
|
На экране фотографии материка. «Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами». О каком материке идет речь, как определили? Открываем тетрадь и записываем число. Поставим перед собой цели для урока. Слова мотивации: если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас.
Для начала мы вспомним, что знаем об этом континенте и сложим наши знания в «Корзину знаний» на доске. Принимаются все ответы даже ошибочные. Проблемная задача: Представьте теперь, что вы путешественники. Вы отправляетесь в экспедицию, по возвращении вы должны рассказать об особенностях природы материка. Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы.
|
Догадываются о теме урока
Записывают число и тему в тетрадь. Ставят перед собой цели: выявить особенности строение земной коры и рельефа материка; сформировать представление о климате Африки; познакомится с растительным и животным миром. Обдумывают что записать в «корзину знаний», записывают ответы в тетрадь.
Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк. |
Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты: формулирование темы и цели урока. |
|
Изучение нового материала. Время: 25 минут
|
1. Начнем мы с вами нашу работу с повторения великих путешественников. Ваша задача установить соответствие между фото путешественника, его именем и достижением. 2. С чего мы начинаем изучать любой географический объект? 3. Изучение материка мы будем выполнять по плану учебника на стр. 254. 4. Найдите на карте Африку и сравните по размеру с другими материками.
5. Определим положение материка по отношению к экватору и нулевому меридиану (1А)
6. Нам нужно с вами найти крайние точки материка (2Б), они называются «мысы» Северный мыс – Бен-Секка Южный мыс – Игольный Западный мыс – Альмади Восточный мыс Рас-Хафун Ваша задача определить координаты этих точек. 7. Определим географические объекты береговой линии. Для выполнения данного задания нам понадобятся рабочие листы (приложение 1), работу мы будем выполнять слаженно, дружно, сообща. Вам необходимо заполнить кластер, указав в нем географические объекты береговой линии изучаемого материка. А теперь давайте найдем объекты, указанные вами в кластере на карте у доски (1В). 8. Давайте вспомним, а какую информацию мы можем извлечь при изучении тектонической карты (Стр. 33) Какая тектоническая структура лежит в основании материка? Какая форма рельефа соответствует платформам и складчатостям? Молодцы, вспомнили. Найдите на карте на стр. 246 самую высокую и низкую точку в Африке.
9. Найдите в учебнике выделенные жирным шрифтом географические объекты на стр. 95
Что вы можете сказать о полезных ископаемых Африки. Вспомните какие существуют закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре.
10. В каких климатических поясах расположена Африка (подпишем их на интерактивной доске). (см карту стр. 52). 11. А что влияет на формирование климата Африки. См. рис. 69 на стр. 97.
12. Что мы знаем о внутренних водах Африки. На слайде выделены реки и озера. Ваша задачи определить и названия и подписать.
13. Установите соответствие между контуром природной зоны и её названием. Какие почвы им соответствуют (стр. 72-73) И какая зона самая большая (см. рис. 55).
14. Растительный и животный мир Африки разнообразен.
|
1. Один ученик выполняет работу на интерактивной доске. Остальные записывают в тетрадь.
2. С географического положения.
3. Работают с планом в учебнике на стр. 254. и картой на стр. 246 4. Определяют Африка второй материк по площади. Площадь составляет 30,3 млн км2. Записывают в тетрадь. 5. Показывают материк и определяют, что расположен в северном, южном, западном и восточном полушарии. 6. Находят объекты на карте, показывают у доски. Отмечают в контурных картах на стр. 9.
7. Заполняют кластер на рабочем листе группы при помощи карты стр. 246 Показывают объекты на карте у доски.
8. Смотрят карту на стр. 33. Отвечает узнать строение земной коры.
Древняя африкано-австралийская платформа. Платформы – равнины. Складчатости – горы.
Самая высокая – вулкан Килиманджаро 5895 м. Самая низкая – озеро Ассаль -157 м. 9. Ищут географических объектов и подписывают их в контурной карте. Показывают объекты на карте у доски. Африка богата полезными ископаемыми. Рудные полезные ископаемые приурочены к щитам древних платформ и древним складчатостям. Месторождения нефти и газа к плитам древних и молодых платформ, шельфам морей. 10. Всего 7 климатических поясов. Один ученик подписывает их на интерактивной доске. 11. Климатообразующие факторы: - географическая широта: Африка расположена между двумя тропиками. Солнце стоит всегда высоко и бывает два раза в зените - течения (холодные и теплые). - ветра: пассаты. Северо-Восточные пассаты несут сухой тропический воздух. Юго-восточные пассаты влажных воздух с Индийского океана. 12. Ищут на карте реки и озера, подписывают их на карте. Один ученик подписывает их на интерактивной доске. 13. Рис. 1. Влажные экваториальные леса (красно-желтые ферралитные). Рис. 2. Саванны и редколесья (красно-бурые почвы). Рис. 3. Полупустыни и пустыни (пустынные почвы). Рис. 4. Зона субтропических жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников. 14. записывают представителей в тетрадь: Лев, Слон, Леопард, Буйвол, Носорог Баобаб, Вельвичия, Древовидный папоротник, Акация, Саксаул |
Познавательные результаты: учащиеся научатся выделять в тексте основные географические понятия по изучаемым вопросам. Регулятивные результаты: учащиеся научатся работать по плану с текстом, выделять главные мысли. Коммуникативные результаты: учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом. Личностные результаты: учащиеся проявят учебно-познавательный интерес к географической науке |
|
Рефлексия Время: 7 минут
|
В начале урока мы с вами поставили перед собой цели. А давайте проанализируем нашу работу и выясним, достигли мы намеченного или нет. Рефлексию проведем с помощью приложения Kahoot.
|
Подводят итог (справились ли с поставленными целями)
|
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные -рефлексия Личностные -смыслообразование -самооценка |
|
Домашнее задание Время:3 минуты |
Комментирую домашнее задание. |
Параграф 25. №2,3, 4, 5, 9 Выполнить задание в контурных картах. |
|
|
Подведение итогов учебного занятия Время: 3 минуты
|
Подводит итог урока. Проверяем, что можно добавить в «Корзина знаний», что составляли в начале урока. Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения: !!!– Я чувствовал себя в процессе учения … – Свою работу на уроке я оцениваю … – Мне этот материал нужен для … – Я ухожу с … настроением! Комментирует и выставляет оценки за урок. |
Оценивают личную работу на уроке Анализируем «Корзину знаний» добавляем новые знания.
|
|
Приложение 1.