Статья на тему «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

0
0
Материал опубликован 5 September 2018

Проектно-исследовательская деятельность

младших школьников

Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов- направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социальной проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план, в более широком смысле под проектом понимается обоснованная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию задуманного результата.

Проектная деятельность детей - это совместная учебно- познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений.

Приобщение школьников к проектной деятельности является сегодня одной из главных целей общеобразовательного процесса.

Цели работы:

-активизация познавательной деятельности учащихся через проектную деятельность.

-выявление одарённых учащихся, склонных к занятию проектной деятельностью и развитие их творческих способностей.

Задачи работы :

-воспитывать интерес к познанию мира, углублённому изучению дисциплин;

-развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой

-обучать методике полученных данных и анализу результатов , составлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

-Совершенствовать умения и навыки в самостоятельной работе и повышать их уровень знаний и эрудицию;

-Поддерживать тесный контакт с родителями , взаимодействовать с ними в плане расширения кругозора в области научных достижений

1. Организация проектной деятельности младших школьников

1.1 Творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы.

Дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Выполняют рисунки, составляют рассказы. Эта работа проводится в 1 классе.

1.2 Сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников сначала необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

Варианты тем для 2 класса:

«Моё имя» 2. «Моя семья» 3. «Мое животное»

1.3. Работа с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сделать выводы о том, что проектная деятельность является эффективным методом обучения и развития детей. В работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, которые можно назвать учебными исследованиями потому, что главный результат лежит в открытии ребёнком нового, ранее неизвестного знания. Дети младшего школьного возраста , как отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в разной проектной работе. Неутомимая жажда новых впечатлений , любознательность, постоянно проявлять желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

1.4.Внеклассная работа

Организацию учебных проектов с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление и во внеклассной работе. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений, и навыков, но перспективная цель- развитие исследовательской , творческой активности детей. Во 2 классе был проведён классный час «Режим дня и здоровье». Дети работали в группах, оформляли и защищали определённую тему.

Цель проекта: пропагандировать здоровый образ жизни

Задачи:

-расширять творческие способности

-прививать умение правильно распределять время на работу и отдых.

Каждая группа защитила свой проект, оформили страницы журнала .Ученики каждой группы выступили на классном часу. Итогом мероприятия было создание устного журнала по теме.

Проекты во внеурочной деятельности6 «Если добрый ты», «Вместе весело шагать», «Картофель- второй хлеб»

1.5. Самостоятельные исследования учащихся

-Выбор темы. Подготовка к проекту.

Анкетирование обучающихся.

-Что мне интересно больше всего?

-Чем я хочу заниматься в первую очередь?

-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

-По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

-Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

-Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Дети выбрали тему, объект предмет исследования. Объект исследования- это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы-то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта исследования, т. е конкретной части объекта, внутри которого ведётся поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный, предварительный характер. При этом тема должна быть конкретной, а не расплывчатой. Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованием к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.

-Составление плана.

-Определение гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

- Определение цели и задачи. Цель исследования – это конечный результат , которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т. д

-Сбор и изучение информации, если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, то на этом этапе главная роль будет у ученика.

-Оформление результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. Для ученика начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчёт и другое. Оформление начинается с распределения материала по главам. После того, как главы сформированы, их редактируют и приступают к написанию выводов по каждой главе. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения или аннотации к работе и составлению библиографического списка. В исследовательской работе могут содержаться приложения- это материалы , имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста.

-Защита результатов исследования. Представляет очень важный этап

и к нему нужно тщательно готовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 5-7 минут. Ни о теме, ни о том что прочитано , говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.

Результатом нашей исследовательской деятельности с детьми стали исследовательские работы по теме «Солдатская родословная», «Моя родословная», «Почему арбуз называют ягодой?»

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации