12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савран Яна Михайловна4178
Савран Яна Михайловна
Россия, Донецкая Народная Респ., город Макеевка


i1595276624.PNG

Наша жизнь полна самых разнообразных событий. И где бы мы ни оказались - на работе, в магазине, в транспорте, на прогулке или в туристической поездке, нам приходится выбирать соответствующий стиль поведения, то есть соблюдать правила этикета для того чтобы выглядеть достойно и не вызывать неловкости у окружающих. Мы не можем отделять свою жизнь от жизни других людей, и нам приходится выстраивать свое поведение, соблюдая правила этикета, чтобы всем, кто находится рядом с нами, было комфортно. Именно наше поведение, речь, манеры, стиль одежды, умение держаться в обществе свидетельствуют об уровне нашей культуры.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аудитория: обучающиеся 7-8 классов

Название материала: « АКАДЕМИЯ ЭТИКЕТА» (сценарий классного часа для учащихся 7-8 классов)

Цели: 

  • Познакомить учащихся с правилами этикета, нравственными ценностями  и нормами поведения,  правилами  хорошего тона. 
  • Развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию.
  • Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Задачи:

  1. обобщить знания учащихся о правилах этикета;
  2. развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обоб­щать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность.

Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.

Познавательные УУД:

- привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение

 Регулятивные УУД:

- определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;

- составлять план действий, оценивать правильность решений;

- самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- определять общие цели и пути их достижения;

- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

- осуществлять самоконтроль

Личностные: 

- развивать познавательный интерес к изучаемой теме, творческие способности через активные формы деятельности.

Форма: сюжетно-ролевая игра.

Ссылка на изображения: https://huarache- shop.ru/raznoe/pravila-etiketa-kartinki-dlya-detej-oj.html


                                         АКАДЕМИЯ ЭТИКЕТА

                 ( cценарий классного часа для учащихся 7-8 классов)

Ведущий 1. Вежливость, культура, хорошие манеры, такт, вкус, жесты, общение, поведение – это не просто слова, это маленькие секреты, знание которых ведут человека к успеху.

Ведущий 2. Это ключики от ларцов, где хранится мудрость, чуткость и взаимоуважение. Это правила, которые диктует вечный король красоты – этикет.

Ведущий 1.  У этикета есть своя история. Сегодня мы окунемся вглубь веков и проследим, как менялись взгляды на представления людей о правилах приличия на протяжении длительного времени. А особое внимание уделим тому, как старшие воспитывали младших, прививая культуру своего времени.  Начнем наше путешествие.

Звучит музыка

Ведущий 2 Древняя Греция. Афины – город, названный современниками «матерью наук и искусств»

День клонился к закату. Между храмом Аполлона и гимнасией под раскидистым деревом сидел старый человек – великий наставник мудрости и нравственности философ Сократ со своим учеником.

Ученик:  Град созерцая Троян, корабли чернокожих данаев,

                Меда сияние, брань и губящих мужей и губимых…

Сократ:   Хорошо цитируешь «Илиаду». Клянусь Зевсом, это лучшая гимнастика для памяти.

Ученик:  А для души, учитель?

Сократ:  А для души – музыка. Ты играешь на лире?

Ученик: Я освоил лиру, флейту. А на прошлых играх стал чемпионом по борьбе.

Сократ:  Физическая красота и духовная – главные добродетели человека. Вот я прошу любезного Пана и прочих богов помочь мне стать прекрасным в моём внутреннем мире, тогда я буду жить в гармонии с внешней красотой.

 ( Протягивает пергамент)

Ученик. Что это, учитель?

Сократ:  Это пергамент с правилами, которые должен выполнять каждый, кто стремится к гармонии. Внимательно прочитай и запомни их, мой друг

Ученик (читает)

  1. Следует почитать олимпийских богов, подносить им дары.
  2. С людьми не лукавить.
  3. Молодые люди должны во всём слушаться старших.
  4. Необходимо быть культурным в общении, поэтому юным нужно учиться красиво говорить.
  5. Свой досуг достойные граждане занимают высокими предметами, обогащающими ум и душу.
  6. Не принято слишком жадно есть за столом и слишком много пить.
  7. Руки следует вытирать краюшками хлеба или теста, подаваемых к столу.

Игра « Чаша Афродиты»

Выходит Афродита  с жемчужинами (бусинами)

Прекрасная богиня Афродита рассыпала по Земле чудесные жемчужины человеческой красоты – вежливые слова, поступки, хорошие манеры. Ваша задача – назвать их и собрать в чашу Афродиты (дети берут по одной жемчужине и кладут в чашу, называя вежливые слова, поступки, хорошие манеры)

Учитель. Наше путешествие продолжается. Древняя Русь. Славный Новгород. Начало развития книжного дела. В небольшой деревянной избе при тусклом свете лучины Данила внимательно слушал наставления  отца.

Отец:  Учись, сыне, учись. Велика  бывает польза от учения.

Данила:  А чему учиться-то, тятя?

Отец:  Учись быть людям годным, вед как сказал светлейший наш князь Владимир Мономах в «Поучении детям» (читает): «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать; без лукавого умысла беседовать, а побольше вдумываться, не обсуждать иных речи, не много смеяться»

Данила: Хорошо, тятенька! А коль буду всё исполнять, азбуку мне купишь?

Отец  Куплю, Данила. И грамоте тебя научу!

Игра « Веселый переводчик»

Учитель:  В Древней Руси книгопечатники в конце изданной ими книги делали приписку: « С радостию читайте, а коль найдете ошибку, не кляните меня Бога ради». Ваша задача – исправить ошибки, а точнее, заменить данные фразы литературным языком:

Ты врешь, как сивая кобыла

Посмотри, какой верзила!

Ты разжирел, потому что много жрешь.

Посмотри, что она намалевала! Ну и мазня!

У тебя  клёвый прикид!

Ведущий 1. А сейчас мы перенесёмся в Средневековье, времена рыцарей и прекрасных дам. В средневековой Европе не существовало понятия  детства. Ребенок считался с маленьким взрослым, просто не так давно родившимся, поэтому чуть ли не с самых пелёнок начиналась их взрослая жизнь. В то далёкое время девочек учили вышивать, исполнять танцевальные фигуры; они обязаны были знать наизусть титулы, геральдику – всё, что касалось гербов, их видов и символики.

Ведущий 2. Воспитание мальчиков было иным. Они как будущие рыцари были обязаны уметь хорошо держаться в любом седле, владеть копьём и мечом, преданно служить Короне, стремиться завоевать сердце прекрасной дамы. Для этого их учили культуре речи, хорошим манерам.

Ведущий 1.  А вот поучение в стихах, написанное средневековым поэтом.

Ученица

Розгами дитяти

Мы грозим некстати:

Тех, кто малость поумней,

Слово бьет больней ремней.

Дети, не дурите!

Языки заприте;

Грех держите взаперти,

Чтобы душу вам спасти.

Очи нужно тоже

Охранять построже.

Созерцайте лишь благое.

А не что-нибудь другое!

Берегите уши!

Все грехи – втируши.

Проникает в уши грех,

Предвещая неуспех.

Для распущенных силки –

Уши, очи, языки.

Самообузданье –

Юношам заданье.

Ведущий 2. Время рыцарей прошло, а вместе с ним исчезли некоторые обычаи, а именно:

- согласно официально действующим законам рыцарь мог продать свою жену на рынке, если она чем-либо  его не устраивала;

- в рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Конкурс  «Рыцарь нашего времени»

Принимаюсь участие 3 мальчика. Выбрать Даму сердца и поэтическим языком воспеть её достоинства и красоту, а также предложить хотя бы один подвиг, который он готов совершить ради неё.

Ведущий 1.  Шло время. Начало XVII века. На смену рыцарским обычаям и традициям вошло в обиход слово «этикет».  Манерам и правилам поведения уделялось всё большее внимание.

Ведущий 2  Скрипит гусиное перо в тихой монастырской келье. Пожилой  монах Эпифаний устало поднимает глаза и снова склоняется над рукописью. Он пишет сборник правил для детей. Почему надо вести себя так, а не иначе? Почему поступки ребенка должны быть красивы, человечны, не должны вредить его здоровью?  На эти вопросы он давал ответ в своей книге «Гражданство обычаев детских».

Монах  У всякого народа различные правила приличного поведения, поэтому нельзя им навязывать то, что тебе не нравится (пишет)

  1. Неприлично себя разглядывать и пыжиться своей красотой.
  2. Коль пригласили на пир, приходи не поздно, а установленный час; не приводи с собой пса или гостя незваного.
  3. Садись там, куда укажут, но сначала помой руки и обрежь ногти.
  4. Не маши руками и не болтай ногами.
  5. Если что на землю упадет, сего к устам не подноси.
  6. Если какую печаль имеешь на сердце, оставь её дома.
  7. Но главное – уметь быть добрым, самолюбия не иметь, не возноситься выше всех, благодеяния всегда помнить, приятелю усердно служить и угождать.

Ведущий 1  А в XVIII  веке русский царь Петр I создал сборник правил поведения «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»

Петр I

  1. Наипаче всего дети должны отца и матерь в великой чести содержать.
  2. Когда прилучится тебе  другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, да не явися яко бы оныя аки бархатом обшиты, умой руки и сиди благочинно, не хватай первой в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало.
  3. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
  4. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукой прикрывай рот, когда зубы  чистишь.
  5. И сия есть немалая гнусности, когда кто часто сморкает, яко в трубу трубит, или громко чихает, устрашая детей малых.
  6. А младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками, особливо когда им что тайное говорить случится.

Ведущий 2 Во времена  правления Екатерины II был разработан «Эрмитажный устав» для не особо блиставших манерами придворных. Вот некоторые его параграфы:

Ученицы:

1.Величайшая просьба к гостям: бываючи на балах, забудьте о гордости, чинах и старшинстве.

2. Просьба быть весёлым, но ничего не уничтожать, не разбивать и не кусаться.

3. Говорите умеренно и не очень громко, дабы у прочих, тамо находящихся, уши и головы не заболели.

Ведущий 1  Для бедных существовали свои правила, изложенные в брошюрке «Простые советы простым людям». Например: « Перед  высокими господами снимать шапку  и называть их по титулу: «Ваше сиятельство», «Ваше превосходительство».     

  «Черный ящик» (кочан капусты, морковь, свёкла)

Назовите предметы, которые во времена правления  Марии-Антуанетты

 ( XVIII  век)   были необходимы для создания прически «А ля садовница»

Ведущий 2 Сейчас мы станем свидетелями одной интересной беседы.

Сценка

- Bonjour, Наталья Петровна!

- Здравствуйте, душенька Елизавета Николаевна! Какие новости при дворе?

- Скажу – не поверите. Представляете, графиня Афанасьева приказала себя причесать  садовницей с салфеточкой в волосах, на которой поместили один артишок, зеленый кочан капусты, морковку и несколько редисок.

- Эка невидаль!  Вот на мою причёску пошла дюжина метров тюля, около ста шпилек длиной по 70см.

- Да что вы говорите?

Ведущий 1  Да, действительно, такими удивительными прическами украшали себя придворные. Нося их на голове, нелегко было сохранить равновесие, поэтому дамы прибегали к помощи тросточек. Но ещё сложнее  с такой прической оказалось садиться в карету, обычно голову высовывали из окна или же снимали крышу кареты.

Ведущий 2 Такая прическа стоила очень дорого, поэтому её старались сохранить несколько дней. Для сна использовали специальную подушечку, чтобы прическа не испортилась. А в Англии рекомендовалось надевать на ночь на такую причёску сетку из проволоки, чтобы там не завелись мыши.

Ведущий 1 Шло время. Проверенные опытом многих поколений правила этикета постепенно превращались в обычаи. Так, обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором. Всегда и всюду не уважали болтунов, во все времена и у всех народов глубоким уважением пользовалась женщина – мать.

«Поэтический конкурс»

Сочинить четверостишие о матери, используя рифмы: ласка - сказка, руки - разлука, сердце – дверца, глаза – слеза.

Ведущий 2 А как же современные школьники придерживаются этических норм? Давайте посмотрим

Частушки

1.Как-то в гости пригласили

Нас с приятелем вдвоем.

Это дело мы осилим,

Постараемся, придём.

2. Нужно долго собираться,

Внешним видом потрясать.

И прикид мой клёвый, братцы,

Так красив – не описать!

3.Джинсы рваные по моде,

Пайта стильная, рюкзак.

Про таких, как я, в народе

Говорят «крутой чувак».

4. Я же в брюках цвета хаки,

В куртке с дыркой на спине

От вчерашней с Васькой драки.

Вот какой прикид на мне!

5. Мы готовы! Пора двигать!

Вот автобус! Смело в путь!

Вдруг кричит в окошко мама:

« Про цветочки не забудь!»

7 . Ах, цветы хозяйке-даме –

Это пара пустяков!

Наскребли мы по карманам

Восемнадцать пятаков.

8.Что-то денег очень мало,

Не придумаем, как быть.

Где на эти капиталы

Можно розы раздобыть?

9.Рядом клумба! Что такое?

Рвать цветы не ней нельзя?

Рядом клумба! Остальное –

Дело техники, друзья!

10. Десять роз, пятнадцать, тридцать –

Всех сортов и всех мастей.

Вот Наташка удивится

Щедрости своих гостей!

11. Лишь свисток милиционера

Вывел нас из забытья.

Как мы драпали по скверу!

Где был друг и где был я?

12. Не догнали. Слава Богу!

Вот спасительный забор.

За забором  - три дороги,

А непойманный – не вор!

Учитель

Каждый волен сам выбирать, соблюдать правила или не соблюдать. Но если вы хотите производить на людей хорошее впечатление, без знаний правил, без их соблюдения не обойтись. Умение вести себя воспитывает в нас чувство собственного достоинства и самоуважение. Закончить нашу встречу хочу пословицей: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»


r1595277130.jpg
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.07.20 в 05:07 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный и всегда актуальный ресурс!
Савран Яна Михайловна, 21.07.20 в 07:57 2Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Марина Юрьевна, за положительный отзыв!
Паненкова Ирина Михайловна, 22.07.20 в 11:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 22.07.20 в 12:54 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный материал!!!
Медведева Татьяна Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 22 июл 2020 в 20:25
Медведева Татьяна Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 22 июл 2020 в 20:25
Савран Яна Михайловна, 22.07.20 в 20:30 1Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, благодарю Вас за отзыв!
Савран Яна Михайловна, 22.07.20 в 20:31 1Ответить Пожаловаться
Наталья Федоровна, буду рада, если этот материал пригодится Вам в работе!
Людмила, 23.08.20 в 09:42 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.